НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ) от 02.08.2023 № 2-1553/2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 августа 2023 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Достоевской О.Л.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-1553/2023 по исковому заявлению прокурора города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Наш дом» о возложении обязанности по обеспечению специальной оценки условий труда, возложении обязанности подать в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Я города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТСЖ «Наш дом» о возложении обязанности по обеспечению специальной оценки условий труда, возложении обязанности подать в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В обоснование требования иска прокурор указал, что

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ, на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 209.1 ТК РФ основными принципами обеспечения безопасности труда являются предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.

Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Согласно ст. 214 ТК РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих места (ч. 2 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 8 Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда не реже чем один раз в 5 лет возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

В ТСЖ «Наш дом» имеется 4 рабочих места: исполнительный директор, мастер ЖКХ, начальник ФЭО, кассир.

Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в ТСЖ «Наш дом» не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.

Частью 3 статьи 3 Закона закреплены случаи, когда проведение специальной оценки условий труда не требуется. При этом деятельность ТСЖ «Наш дом» под указанные исключения не подпадает.

В ТСЖ «Наш дом» специальная оценка условий труда не проведена, гражданско-правовой договор на оказание услуг экспертом не заключен, комиссия по проведению специальной оценки условий труда не сформирована (ст. 9 Закона), декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона) не проведено, отчет о проведении специальной оценки условий труда (ст. 15 Закона) отсутствует.

Бездействие со стороны руководства организации ввиду необеспечения проведения специальной оценки условий труда нарушает права работников на охрану жизни и здоровья.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работника на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Результаты оценки, необходимы в первую очередь для установления негативных факторов, оказывающих влияние на здоровье работников, а также для установления на ее основе дополнительных надбавок и стимулирующих выплат к заработной плате. Кроме того, результаты специальной оценки условий труда учитываются при уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также при организации медосмотров, оценки уровня профессиональных рисков.

На основании изложенного просил возложить на ТСЖ «Наш дом» обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда; возложить на ТСЖ «Наш дом» обязанность подать в ГИТ по ЯНАО декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Прокурор Румянцев Д.А., в судебном заседании на удовлетворении требований иска настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, не возражал против принятия судом признания иска ответчиком в части требований.

Представитель ответчика Волосников В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что ТСЖ «Наш дом» обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда выполнена. Декларация в ГИТ по ЯНАО соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда не подана, так как в ТСЖ от ООО «ЭкоСтар» не поступили оригиналы документов по оценке условии труда. Как только они поступят, ТСЖ подаст в ГИТ требуемую декларацию и данной части ТСЖ требования иска признает.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ, на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу ст. 209.1 ТК РФ основными принципами обеспечения безопасности труда являются предупреждение и профилактика опасностей; минимизация повреждения здоровья работников.

Принцип предупреждения и профилактики опасностей означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

Принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.

Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Согласно ст. 214 ТК РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих места (ч. 2 ст. 3 Закона).

В соответствии с ч. 1, 2, 4 ст. 8 Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда не реже чем один раз в 5 лет возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

В ТСЖ «Наш дом» имеется 4 рабочих места: исполнительный директор, мастер ЖКХ, начальник ФЭО, кассир.

Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в ТСЖ «Наш дом» не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.

Частью 3 статьи 3 Закона закреплены случаи, когда проведение специальной оценки условий труда не требуется. При этом деятельность ТСЖ «Наш дом» под указанные исключения не подпадает.

В ТСЖ «Наш дом» специальная оценка условий труда не проведена, гражданско-правовой договор на оказание услуг экспертом не заключен, комиссия по проведению специальной оценки условий труда не сформирована (ст. 9 Закона), декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 11 Закона) не проведено, отчет о проведении специальной оценки условий труда (ст. 15 Закона) отсутствует.

Бездействие со стороны руководства организации ввиду необеспечения проведения специальной оценки условий труда нарушает права работников на охрану жизни и здоровья.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работника на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Результаты оценки, необходимы в первую очередь для установления негативных факторов, оказывающих влияние на здоровье работников, а также для установления на ее основе дополнительных надбавок и стимулирующих выплат к заработной плате. Кроме того, результаты специальной оценки условий труда учитываются при уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также при организации медосмотров, оценки уровня профессиональных рисков.

После обращения прокурора с иском в суд, ТСЖ «Наш дом» заключило с ООО «ЭкоСтар» договор на специальную оценку условий труда, работы по которому выполнены и составлены отчеты о проведении специальной оценки условий труда по каждой имеющейся в ТСЖ «Наш дом» должности. Таким образом требования иска в данной части исполнены ответчиком добровольно до рассмотрения дела по существу.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В данном случае признание иска ответчиком в части требований подать в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. В связи с чем, суд принимает признание иска ответчиком в данной части.

Последствия признания иска, предусмотренные статьей 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены и понятны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требований прокурора города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Наш дом» о возложении обязанности по обеспечению специальной оценки условий труда, возложении обязанности подать в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, удовлетворить частично.

В части требований иска о возложении на ТСЖ «Наш дом» обязанности по обеспечению проведения специальной оценки условий труда, отказать, в связи с добровольным удовлетворением требований иска.

Возложить на ТСЖ «Наш дом» обязанность подать в ГИТ по ЯНАО декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труд.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий К.В. Лисиенков