Судья Лукша Е.Н. дело № 72-474/2017
Р Е Ш Е Н И Е
08 ноября 2017 года город Южно-Сахалинск
Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ФИО1 – ФИО4 на решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 18 июля 2017 года по делу о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя председателя – начальника контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 30 мая 2017 года первый заместитель генерального директора акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» (далее авиакомпания «Аврора») ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере № тысяч рублей.
Указанное постановление защитник ФИО1 обжаловал в суд.
Решением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 18 июля 2017 года постановление должностного лица региональной энергетической комиссии оставлено без изменения.
На решение судьи защитником ФИО1 – ФИО4 подана жалоба, в которой он просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава вмененного ему административного правонарушения. В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что авиабилеты по завышенным ценам были проданы не авиакомпанией «Аврора», должностным лицом которого является ФИО1, а ПАО «Аэрофлот-российские авиалинии» (далее Аэрофлот), которое является агентом авиакомпании «Аврора». Условиями заключенного между указанными компаниями соглашения «код-шеринга» от 16 января 2014 года № не предусмотрена возможность авиакомпании «Аврора» и ее должностных лиц вмешиваться в порядок продажи билетов Аэрофлотом и оперативно корректировать стоимость авиабилетов в случае ее завышения. При этом обращает внимание, что в рамках соглашения о коммерческом сотрудничестве между данными компаниями от ДД.ММ.ГГГГ№ (Интерлайн) Аэрофлот был уведомлен авиакомпанией «Аврора» об издании Постановлений Правительства Сахалинской области от 29 декабря 2011 года № 585 и от 15 ноября 2016 года № 571, устанавливающих тарифы на соответствующие рейсы, что свидетельствует о принятии авиакомпанией «Аврора» всех возможных мер для соблюдения норм, за нарушение которых частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Настаивает на том, что ФИО1 не является лицом, ответственным в авиакомпании «Аврора» за формирование цен на авиабилеты и за взаимодействие с Аэрофлотом в рамках соглашения «код-шеринга».
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников ФИО1 – ФИО5, ФИО6, ФИО4, ФИО7, ФИО8, ФИО9, поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, а также пояснения представителей региональной энергетической комиссии Сахалинской области ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы отзыва на указанную жалобу и полагавших привлечение ФИО1 к административной ответственности законным и обоснованным, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение указанного Постановления Постановлением Правительства Сахалинской области от 29 декабря 2011 года № 585 установлены тарифы на перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на местных авиалиниях, которые на направлении Южно-Сахалинск-Оха, Оха-Южно-Сахалинск в декабре 2016 года составляли № рублей, Южно-Сахалинск-Курильск, Курильск-Южно-Сахалинск - № рублей. Постановлением Правительства Сахалинской области от 15 ноября 2016 года № 571 установлены предельные (максимальные) тарифы на перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на местных авиалиниях, которые в 2017 году по направлению Южно-Сахалинск-Курильск, Курильск-Южно-Сахалинск установлены в размере № рублей; по направлению Южно-Сахалинск-Оха, Оха-Южно-Сахалинск – № рублей.
В результате проверки, проведенной региональной энергетической комиссией Сахалинской области в период с 22 по 25 мая 2017 года, установлено завышение авиакомпанией «Аврора» регулируемых вышеуказанными постановлениями тарифов на перевозки пассажиров на местных авиалиниях.
В частности, в декабре 2016 года авиабилеты по направлению Оха-Южно-Сахалинск проданы по тарифу № рублей (при установленном тарифе - № рублей), в период с января по апрель 2017 года по этому же маршруту билеты проданы по тарифу № рублей соответственно (при установленном тарифе - №); по маршруту Курильск-Южно-Сахалинск в апреле 2017 года при продаже билетов применен тариф № рублей (при установленном - №).
Завышение авиакомпанией «Аврора» регулируемых государством тарифов перевозки пассажиров на авиалиниях Сахалинской области по 17 фактам составило № рублей.
Согласно статье 100 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.
В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения.
В силу части 5 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками.
Как следует из материалов дела, воздушные перевозки пассажиров, багажа грузов и почты на рейсах Южно-Сахалинск-Оха-Южно-Сахалинск и Южно-Сахалинск – Курильск - Южно-Сахалинск осуществляет авиакомпания «Аврора» на принадлежащих компании воздушных судах и под собственным коммерческим управлением.
В июне 2016 года между Аэрофлотом (маркетинговым партнером) и авиакомпанией «Аврора» (партнер-оператор) заключено соглашение «код-шеринг».
Код-шеринг – это практика размещения кода маркетингового партнера на рейсах партнера-оператора.
Код-шеринговые рейсы – это рейсы, совместно выполняемые партнерами в качестве перевозчиков и осуществляемые на условиях «код-шеринга» в соответствии с положениями соглашения.
Согласно содержащимся в соглашении понятиям маркетинговым партнером является сторона и (или) перевозчик, имеющая право применять свой код на рейсе партнера-оператора и указывать его в графе «перевозчик» полетных купонов авиабилетов, оформленных на код-шеринговый рейс, но не осуществляющая технического, наземного обслуживания и операционного контроля воздушного судна, на котором выполняется код-шеринговый рейс.
Партнером-оператором является сторона, осуществляющая операционный контроль над воздушным судном и выполняющая код-шеринговый рейс.
Из дела видно, что завышение тарифов произведено на рейсы авиакомпании «Аврора» с нумерацией №, которые перечислены в Дополнительном приложении № к Соглашению «код-шеринг» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 9.9 и 9.10 Соглашения все авиабилеты (включая билеты маркетингового партнера и третьей стороны), выписанные на рейсы, указанные в Дополнительном Приложении №, и принятые к перевозке на код-шеринговый рейс, удерживаются партнером-оператором, который несет ответственность за обработку купонов и предъявление счетов по данным документам в соответствии с процедурами и правилами, предусмотренными действующим между Аэрофлотом и авиакомпанией «Аврора» соглашением о коммерческом сотрудничестве «Интерлайн».
В отношении рейсов, указанных в Дополнительном Приложении №, партнер-оператор предъявляет счета маркетинговому партнеру по купонам авиабилетов, выписанных маркетинговым партнером, в соответствии с Соглашением о расчете доходов (Приложение Г), которое является составной частью Соглашения «код-шеринг».
В силу пункта 12 Приложения «Г» к Соглашению «код-шеринг» стороны ежемесячно обмениваются информацией о перевезенных пассажирах на код-шеринговых рейсах посредством предоставления запросов и ответов с использованием обычных средств связи, указанных сторонами в статье <данные изъяты> к соглашению «код-шеринг», что считается достаточным для целей предоставления отчета маркетингового партнера о реализации перевозок в рамках код-шеринга.
Как следует из материалов дела, авиабилеты на указанные рейсы проданы маркетинговым партнером авиакомпании» Аврора» - Аэрофлотом, о чем свидетельствует указанный на них расчетный код перевозочной документации №), присвоенный Аэрофлоту.
Однако денежные средства от продажи билетов по завышенной стоимости за вычетом Аэрофлотом агентского вознаграждения, перечислены авиакомпании «Аврора», что не оспаривалось представителями компании при рассмотрении дела.
Таким образом, авиакомпания «Аврора» в данном случае является перевозчиком, который передал часть своих полномочий по продаже авиабилетов Аэрофлоту в соответствии с соглашением «код-шеринг» и соглашением о коммерческом сотрудничестве «Интерлайн», оставаясь ответственным за действия маркетингового партнера.
Первый заместитель генерального директора авиакомпании «Аврора» ФИО1, которому согласно организационной структуре подконтрольны все дирекции авиакомпании, за исключением филиалов в Приморском и Хабаровском краях, отвечающий в силу должностной инструкции за организацию производственного процесса, включая исполнение компанией предельных тарифов на региональных рейсах, обязан был осуществить контроль за соблюдением ею законодательства о ценообразовании.
Вместе с тем, несмотря на длительный период допускаемых нарушений (с декабря 2016 года по апрель 2017 года) при установленной в компании ежемесячной системе контроля и сверок по реализованным авиабилетам, наличию у компании договора аренды программного продукта ООО «АвиаБит», позволяющего систематически осуществлять автоматическую синхронизацию с данными системы сбора и обработки данных систем бронирования и продажи авиаперевозок, действенных мер к недопущению нарушений не принял, руководство Аэрофлота о многочисленных фактах завышения регулируемых тарифов путем направления официального обращения в известность не поставил.
Представленная при рассмотрении дела переписка по электронной почте между сотрудниками указанных компаний, информирующая наряду с иными вопросами некоторых должностных лиц Аэрофлота о принятии в Сахалинской области нормативных правовых актов об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров на местных авиалиниях, о принятии авиакомпанией «Аврора» и непосредственно ФИО1 мер к недопущению их завышения свидетельствовать не может.
При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях первого заместителя генерального директора авиакомпании «Аврора» ФИО1, обладающего в обществе организационно-распорядительными полномочиями и не обеспечившего надлежащей контроль за оказанием авиакомпании «Аврора» услуг в рамках установленных тарифов на осуществление перевозок воздушным транспортом, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден.
Учитывая, что судьей при рассмотрении дела установленные обстоятельства получили надлежащую правовую оценку, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены решения судьи по данному делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
решение судьи Южно-Сахалинского городского суда от 18 июля 2017 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1- ФИО4 – без удовлетворения.
Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова