НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Сафоновского районного суда (Смоленская область) от 29.01.2019 № 2А-1879/18

Дело № ххха-98/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2019 года г. Сафоново

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Басуровой Е.Е., при секретаре Зуевой Е.В., рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о признании решений незаконными

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о признании незаконными решения об отказе в участии соотечественника в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом и об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; возложении на административных ответчиков обязанности по устранению нарушения его прав, свобод и законных интересов, ссылаясь на то, что обжалуемые решения приняты без учета положений, предусмотренных Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637; перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства участника Государственной программы является исчерпывающим, и установление дополнительных критериев противоречит Указу Президента РФ. Считает, что решения административных ответчиков об отказе участия в программе переселения в Смоленскую область являются незаконными, поскольку, отсутствуют основания для отказа в согласовании заявления, в том числе основания предусмотренные пунктом 2.3 Регламента приема участников подпрограммы, и предусмотренные пунктами 25 и 26 «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637; решения принятые административными ответчиками противоречат целям, предусмотренным п. 7 указанной Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, что в свою очередь нарушают его права на участие в указанной программе переселения соотечественников, проживать на территории РФ, и пользоваться соответствующими правами предусмотренными программой, включая правом получения разрешения на временное проживание на территории РФ.

Определением суда от 19.12.2018 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Смоленской области.

Представитель истца по доверенности адвокат Чернышов В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил признать полностью незаконными решения административных ответчиков, а именно решение администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области №210 от 28.11.2018 об отказе в участии соотечественника ФИО1 в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, решение Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области № ххх от 30.11.2018 об отказе в участии соотечественника ФИО1 в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, решение УВМ УМВД России по Смоленской области от 25.12.2018 об отказе в участии соотечественника ФИО1 в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; возложить на административных ответчиков обязанности по вынесению соответствующих решений. Полагал, что у административных ответчиков законных оснований для отказа в участии соотечественника ФИО1 в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, не имелось, при принятии решений не был учтен факт того, что административный истец планирует продолжать трудовую деятельность в качестве ИП и при необходимости согласен на самостоятельное трудоустройство и переобучение по профессии, востребованной на территории вселения, что было отражено в его заявлении. Порядок рассмотрения заявления ФИО1 органами местного самоуправления был нарушен, решение не мотивировано, в мерах поддержки со стороны государственных органов для адаптации на территории Сафоновского района не нуждался.

Представители администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области по доверенности З.С.В. и В.И.П. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, указав на законность решения администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области № ххх от 28.11.2018.

Представитель УВМ УМВД России по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. В представленных возражениях просили отказать в удовлетворении исковых требований, указав на законность оспариваемых решений, принятых УВМ УМВД России по Смоленской области в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке, по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим данные правоотношения.

Представитель Департамента государственной службы занятости населения Смоленской области по доверенности М.Н.В. в судебное заседание не явилась. В письменном возражении на исковые требования просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на законность оспариваемых решений.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения государственного органа в том случае, если оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии одного из названных условий (при отсутствии совокупности этих условий) суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт2).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (п. 3).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (ст. 13.1).

Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".

Согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (п.п.15 - 16).

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

По делу установлено, что ФИО1дд.мм.гггг года рождения, гражданин Республики Таджикистан, проживает в Российской Федерации по адресу: <адрес> на основании разрешения на временное проживание № ххх выданное УФМС России по Смоленской области 05.09.2016 сроком действия до 05.09.2019.

22.11.2018 ФИО1 обратился в Управление по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области с заявлением об оформлении участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006г. №637 с указанием территории переселения Смоленская область г. Сафоново, которое последним было направлено в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий организацию деятельности по реализации подпрограммы - Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее Департамент ГСЗН Смоленской области), которым свою очередь поступившее заявление было направлено на рассмотрение в орган местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, входящий в проект переселения "Транзитная агропромышленная зона" - Администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области.

28.11.2018 на заседании межведомственной рабочей группы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области было принято решение об отказе в возможности добровольного переселения административного истца в МО «Сафоновский район» Смоленской области, что подтверждается протоколом № ххх от 28.11.2018. В этот же день Администрацией МО «Сафоновский район» Смоленской области принято решение об отказе ФИО1 в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область по причине невозможности предоставления необходимых мер поддержки.

30.11.2018, с учетом решения Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области об отказе в согласовании возможности добровольному переселению в Смоленскую область, Департамент ГСЗН Смоленской области отказал ФИО1 в согласовании возможности добровольного переселения в Смоленскую область в соответствии с п.2.3 Регламента приема участников подпрограммы на территории вселения, в том числе ввиду невозможности предоставления мер поддержки, что подтверждается решением Департамента ГСЗН Смоленской области от 30.11.2018 № ххх.

25.12.2018, с учетом решения Департамента ГСЗН Смоленской области о несоответствии истца требованиям региональной программы переселения, УМВД России по Смоленской области ввиду несоответствия требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, выбранного соотечественником для переселения, в соответствии с п.52.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом МВД РФ № ххх от 07.11.2017, ФИО1 отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы.

Основания, по которым не выдается свидетельство участника Государственной программы, предусмотрены пунктами 25, 26 Государственной программы. Однако пунктом 27 этой программы также предусмотрено, что названное свидетельство не выдается и в том случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

Постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2013 № ххх утверждена долгосрочная областная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2018 годы».

Постановлением Администрации Смоленской области от 20.11.2013 N 927 утверждена областная государственная программа "Содействие занятости населения Смоленской области" на 2014 - 2020 годы, в состав которой включена подпрограмма "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом". Данная подпрограмма реализуется в Смоленской области в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637, направленной на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов (п.п. 1,4,5 Государственной программы).

В соответствии с данным постановлением Управление по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, Департамент ГСЗН Смоленской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, входящих в проект переселения "Транзитная агропромышленная зона" являются основными элементами структуры управления подпрограммой, при этом ответственным исполнителем подпрограммы является Департамент ГСЗН Смоленской области.

Приказом начальника Департамента ГСЗН Смоленской области от 03.03.2017г. №23- ОД утвержден Регламент приема участников подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом" областной государственной программы «Содействие занятости населения Смоленской области» на 2014-2020 гг., на территории вселения (далее Регламент), согласно которого Департамент ГСЗН Смоленской области в течение 15 календарных дней организует работу по согласованию данных потенциального участника подпрограммы и членов его семьи с органами местного самоуправления, которые в течение 10 календарных дней организуют согласование кандидатуры соотечественника и подготавливает решение в течении одного дня о согласовании участия соотечественника в подпрограмме или об отказе, и работодателями, осуществляет анализ возможностей жилищного размещения, трудоустройства и возможного предоставления дополнительных гарантий (п.п.2.2,2.4 -2.6 регламента). Решение Департаментом ГСЗН Смоленской области принимается не позднее 4 рабочих дней после получения решения органа местного самоуправления, о котором сообщается в УВМ УМВД России по Смоленской области.

Разделом 3 Подпрограммы, пунктом 2.3 Регламента, предусмотрены основания для отказа соотечественникам в участии в подпрограмме: расположение вне территории вселения указанного в заявлении населенного пункта, где соотечественник хотел бы жить и работать после переселения в Российскую Федерацию; отсутствие вакансий для соотечественника в банке вакансий территории вселения проекта переселения "Транзитная агропромышленная зона", соответствующих требованиям по профессиональной квалификации, стажу и опыту работы; невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания, в том числе обеспечения местом в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательном учреждении при значительном их удалении от места работы или проживания; недостаточное владение соотечественником знаниями русского языка (недостаточное для выражения мысли, написания необходимых заявлений при оформлении документов); судимость соотечественника; нетрудоспособность соотечественника; отсутствие у соотечественника финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса в Смоленской области.

В силу п.52.10 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Приказом МВД России от 07.11.2017г. № ххх, в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы отказывается и случае, если соотечественник и (или) член его семьи, включенный в заявление об участии не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта" Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

Данная норма полностью согласуется с положениями п.27 Государственной программы.

Как установлено в судебном заседании, при рассмотрении заявления ФИО1 об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, Администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области указала на отсутствие вакансий для соотечественника из предлагаемых программой и соответствующих требований по профессиональной квалификации, стажу и опыту работ, и на невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его, адаптации на выбранной территории проживания, ввиду чего Департамент ГСЗН Смоленской области в свою очередь отказал в соответствии с п.2.3 Регламента, поскольку ФИО1 не соответствовал региональной программе, то УВМ УМВД России по Смоленской области со своей стороны приняло законное решение об отказе административному истцу в выдаче свидетельства участника Государственной программы, в соответствии с требованиями вышеприведенного п.27 Государственной программы, соответственно, оснований для удовлетворения его заявления не имелось.

Как следует из пояснений председательствующего межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников проживающих за рубежом администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области В.И.П., указанное решение было принято по нескольким основаниям, в частности в виду отсутствия вакансий для соотечественника в банке вакансий территории вселения проекта переселения «Транзитная агропромышленная зона», соответствующих требованиям по профессиональной квалификации, стажу и опыту работы; невозможности предоставления необходимых мер поддержки для адаптации истца на территории Сафоновского района; отсутствие у истца финансовой возможности нести расходы по решению жилищного вопроса, поскольку последний собственного жилья не имеет, зарегистрирован временно в квартире третьего лица, где также зарегистрированы иные граждане Республики Таджикистан, по месту регистрации не проживает.

Указание же в решении администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области № ххх от 28.11.2018 об отказе в участии соотечественника ФИО1 в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом одно основание для отказа «невозможность предоставления необходимых мер поддержки», не свидетельствуют о его незаконности.

Доводы представителя административного истца о том, что при принятии решения не был учтен факт того, что ФИО1 планирует продолжать трудовую деятельность в качестве ИП и при необходимости согласен на самостоятельное трудоустройство и переобучение по профессии, востребованной на территории вселения, что было отражено в его заявлении, суд находит несостоятельными, поскольку на момент обращения с заявлением административный истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлял непродолжительное время предпринимательскую деятельность по предоставлению прочих персональных услуг, вакансии из предлагаемых программой и соответствующих требований по профессиональной квалификации, стажу и опыту работы отсутствовали. Согласно возражениям представителя Департамента ГСЗН Смоленской области, административный истец, находясь на территории Сафоновского района с сентября 2016 по сентябрь 2017 года не работал, с сентября 2017 по август 2018 работал подсобным рабочим у физического лица, в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован только с 10.09.2018. В Центр занятости за вакансией, не требующей специальных знаний и навыков истец не обращался, при рассмотрении заявления Департамент трудоустройством не занимается, а частная предпринимательская деятельность на территории Сафоновского района не востребована.

Согласно пункта 22 формы заявления, соотечественник, претендующий на участие в государственной программе, при подаче анкеты должен указать конкретную вакансию из банка вакансий смоленской области на которую он претендует и наименование юридического лица, имеющего вакансию, а при наличии намерений получить профессиональное образование –наименование учебного заведения, специальность направление образования.

В своем заявлении ФИО1 такие сведения указаны не были. В заявлении им указано, планирую продолжить трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что не соответствует перечню вакантных должностей из банка вакансий, указание на возможность переобучения профессии не содержит конкретных сведений об учебном заведении, специальности и иной информации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель не соответствует Региональной программе, а потому уполномоченные органы обоснованно отказали ему в выдаче свидетельства участника Государственной программы.

При этом следует отметить, что Государственная программа и Программа Смоленской области имеют своей целью не просто оказание содействия переселению, а обеспечение в целом потребности экономики Смоленской области в необходимых квалифицированных кадрах, что предполагает участие в программе именно лиц, профессии которых имеют востребованность на рынке труда области, тогда как на территории Сафоновского района Смоленской области частная предпринимательская деятельность не востребована.

Доводы административного истца сводятся к тому, что примененные положения Региональной программы противоречат Государственной программе. Между тем, эти доводы строятся на ошибочном толковании норм права, поэтому не могут служить основанием к отмене решений.

Кроме того, административным истцом доказательств нарушения его прав суду не представлено, несмотря на то, что в силу положений части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации такая обязанность возложена именно на него.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемыми решениями его права на личную жизнь, на получение разрешения на проживание несостоятельны, поскольку эти решения не препятствуют ему проживать на территории Российской Федерации и не разрушают сложившиеся социально-экономические связи.

Таким образом, поскольку оспариваемые решения административными ответчиками приняты в пределах их полномочий, соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, учитывают баланс частных и публичных интересов в сфере социально-экономического и демографического развития, суд приходит к выводу, что уполномоченный орган обоснованно отказал ФИО1 в выдаче свидетельства участника Государственной программы.

При таком положении, с учетом норм вышеуказанного действующего законодательства, оценив вышеуказанные обстоятельства и представленные доказательства, суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Смоленской области, Департаменту государственной службы занятости населения Смоленской области, УМВД России по Смоленской области о признании решений незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Басурова