НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рязанского областного суда (Рязанская область) от 19.10.2020 № 3А-477/20

3а-477/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2020 года

г. Рязань

Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хмельниковой Е.А.,

при секретаре Кирдянове А.С.,

с участием прокурора Яковлевой Т.Н.,

представителя министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Евдокимовой Ю.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Кредит» к министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области о признании приказов от 14.11.2018 N 132-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" и от 15.11.2019 N 134-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" недействующими в части,

УСТАНОВИЛ:

Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области 14.11.2018 издан приказ N 132-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" и 15.11.2019 приказ № 134-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".

В перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 и на 2020 год (являющиеся приложениями к указанным приказам), включено здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес> (пункты перечней ; ).

Приказ от 14.11.2018 N 132-Д опубликован на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области http://minim.ryazangov.ru 19.11.2018 и на официальном сайте Правительства Рязанской области http://www.ryazangov.ru 15.11.2018.

Приказ от 15.11.2019 N 134-Д опубликован на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области http://minim.ryazangov.ru 18.11.2019 и на официальном сайте Правительства Рязанской области http://www.ryazangov.ru 19.11.2019.

ООО «Кредит» обратилось в Рязанский областной суд с административным иском о признании названных пунктов перечней недействующими, ссылаясь на отсутствие предусмотренных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условий для включения указанного здания в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее также Перечни), и указало, что правоустанавливающие документы на рассматриваемое здание не содержат сведений о видах разрешенного использования, фактически данный объект недвижимости – комплекс сервисного обслуживания – с 2019 г. по настоящее время используется административным истцом для ведения предпринимательской деятельности по коду ОКВЭД 55.10 «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».

В обоснование нарушения своих прав административный истец указал, что является собственником данного здания, использует упрощенную систему налогообложения, включение указанного объекта недвижимости в Перечни не позволяет ему использовать льготу по освобождению от уплаты налога на имущество организаций в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ.

Представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещённым, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее также Минимущество Рязанской области) административный иск не признала, полагает, что включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечни соответствует требованиям закона. Указала, что, основанием для этого послужило отнесение здания к торговым центрам исходя из его наименования «Магазин, шиномонтаж» и вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами и , в пределах которых здание расположено - «Для обслуживания комплекса торгово-сервисного обслуживания, для объектов общественно-делового значения».

В отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица администрации г. Рязани указала, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ООО «Кредит» принадлежит здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, назначение нежилое, наименование «комплекс сервисного обслуживания». Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами и , видом разрешённого использования «Для обслуживания комплекса торгово-сервисного обслуживания, для объектов общественно-делового значения»

Данные обстоятельства подтверждены соответствующими сведениями ЕГРН.

В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ. Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Рязанской области определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление перечня в электронной форме в УФНС России по Рязанской области и размещение перечня на официальном сайте Министерства и на официальном сайте Правительства Рязанской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отнесено к полномочиям министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (п. 85 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 11 июня 2008 г. N 98).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его опубликования.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры.

В соответствии пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Как следует из отзыва и объяснений административного ответчика, при формировании Перечней на 2019 и 2020 годы одним из критериев, по которым принадлежащее административному истцу здание было включено в Перечень, послужили поступившие из Управления Росреестра сведения о наименовании здания «магазин, шиномонтаж».

Данные доводы основаны на неправильном толковании федерального налогового законодательства, которым наименование здания как критерий для определения объекта недвижимости, подлежащего включению в Перечень на основании статьи 378.2 НК РФ, не установлено. Правовое значение для признания отдельно стоящего здания административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

Кроме того, по представленному сообщению Управления Росреестра по Рязанской области от 02.09.2020 г., Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержали в отношении указанного здания различные сведения: на кадастровый учёт оно было поставлено с наименованием магазин, шиномонтаж, а зарегистрировано с 13.03.2002 с наименованием «комплекс сервисного обслуживания».

Техническая документация (в частности технический план здания, экспликация к нему) не подтверждает наличие 20% общей площади помещений назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Суд не может согласиться с дополнительными доводами представителя административного ответчика о том, что по экспликации к поэтажному плану здания в техническом паспорте БТИ площадь торговых помещений в нём составляет 842,9 кв.м, то есть 75,5 % от общей площади здания. Обосновывая данные доводы, представитель административного ответчика указал, что в графы экспликации 8-9 «площадь по внутреннему обмеру, в том числе предназначенная под торговые помещения» помимо торгового зала 22 кв.м., 32 кв.м., кафе 71.6 кв.м., включена также площадь помещений, не имеющих торгового назначения, таких как коридоры, лестницы, тамбуры, склады, смотровая яма, гараж, подсобные, эл.щитовая, туалеты, комната отдыха и др. Доказательств, позволяющих каким-либо образом соотнести данные помещения с помещениями для размещения именно торговых объектов или объектов общественного питания, не представлено, учитывая, что в указанном здании также расположены помещения гостиницы, шиномонтаж.

Несостоятельной суд считает ссылку административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Госстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, установивший код 45.20 для такого вида деятельности как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (в том числе шиномонтаж), который распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2496-р включен в Перечень кодов видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в целях применения НК РФ, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.

Глава 30 НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.

Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

В то время как из содержания поименованного выше распоряжения Правительства Российской Федерации в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ, следует, что оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.

На основании изложенного, учитывая также, что действия по установлению вида его фактического использования здания при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не производились, условия для включения в Перечень принадлежащего административного истцу здания, предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, отсутствуют.

Суд также не усматривает оснований для включения здания в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ – исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено.

Вид разрешенного использования земельного участка «для обслуживания комплекса торгово-сервисного обслуживания, для объектов общественно-делового значения» предусматривает использование земельного участка для нахождения на нем здания смешанного назначения и поэтому не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку однозначно не свидетельствует о том, что на земельном участке возможно размещение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, объекты общественно-делового значения не тождественны понятию офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения

Доводы представителя административного ответчика о том, что вид разрешенного использования земельного участка для обслуживания комплекса торгово-сервисного обслуживания, свидетельствует о возможности использования здания как для размещения торгового объекта, так и объекта бытового обслуживания отклоняются судом.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 вид разрешенного использования земельного участка бытовое обслуживание (код 3.3) - это размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), то есть не предусматривает размещение объектов придорожного сервиса, размещение которых отнесено к коду 4.9.1.

На основании изложенного, суд считает, что административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного выше помещения условиям, определенным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения объекта в Перечень, не представлено. Поскольку принадлежащее истцу нежилое помещение необоснованно включено в оспариваемый Перечень, обоснованными являются доводы административного истца о нарушении его права на освобождение от уплаты налога на имущество ввиду применения упрощенной системы налогообложения в соответствии со статьёй 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что оспариваемые положения указанных нормативных правовых актов противоречат федеральному законодательству, нарушают права административного истца в сфере налогообложения, они подлежат признанию недействующими со дня принятия.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ООО «Кредит» к министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области о признании приказов от 14.11.2018 N 132-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" и от 15.11.2019 N 134-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год" недействующими в части удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункт 11008 приложения к приказу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.11.2018 N 132-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" и пункт 6797 приложения к приказу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 15.11.2019 N 134-Д "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".

Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и официальном сайте Правительства Рязанской области..

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Рязанский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - подпись

Мотивированное решение изготовлено 2 ноября 2020 года