НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 31.01.2024 № 3А-331/2023

УИД 61OS0000-01-2023-000423-61

№ 3а-90/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2024 года г. Ростов -на- Дону

Ростовский областной суд в составе:

председательствующего Шикуля Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Ивановым И.Ю.

с участием прокурора Шматовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лошакова Владимира Юрьевича о признании не действующим в части приложение №1 постановления Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года №480 «О Правилах предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство» с 1 января 2017 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Ростовской области от 01.06.2012 № 480 (далее Постановление № 480) утверждены правила предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство.

Первоначальная редакция Постановления № 480 содержала требования к начинающему фермеру, подающему заявку в конкурсную комиссию на получение гранта и единовременной помощи, изложенные в Приложении № 1 к постановлению (далее Приложение №1).

В редакции, действовавшей с момента опубликования постановления Правительства Ростовской области от 4 марта 2015 года № 144, Приложение № 1 изложено в новой редакции, регламентирующей условия, предъявляемые для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи, одним из которых исходя из пункта 6 этого приложения, являлось требование, предъявляемое к участнику конкурсного отбора о постоянном проживании участника конкурсного отбора или его обязательстве переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство должно было являться единственным местом трудоустройства начинающего фермера.

Вышеуказанное постановление № 480 утратило силу 17 февраля 2017 года в связи с изданием постановления Правительства Ростовской области от 14 февраля 2017 года № 83 «О порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса».

Лошаков В.Ю., являвшийся получателем средств гранта в 2016 году, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании п.6 приложения № 1 Постановления № 480 в части слов «и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства начинающего фермера» недействующим с 1 января 2017 года, полагая, что такое требование противоречит положениям трудового законодательства, гарантирующим право на работу по совместительству, законодательству о защите конкуренции, а также постановлению Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июля 2012 года "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

В судебном заседании административный истец Лошаков В.Ю. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Колотиевский А.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что у административного истца отсутствует правовой интерес в судебной проверке нормы, утратившей силу. Также пояснил, что установление условий, предъявляемых для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи начинающим фермерам из областного бюджета, источником которого являются, в том числе, субсидии из федерального бюджета, находится в компетенции регионального правительства; на дату предоставления Лошакову В.Ю. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обозначенные мероприятия регламентировались на федеральном уровне постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающим фермерам; на момент внесения изменений в Постановление № 480, предусматривающих оспариваемые условия участия в конкурсном отборе, действовал Приказ Минсельхоз России от 22 марта 2012 года № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», который содержал аналогичные условия, что свидетельствует о соответствии оспариваемого постановления актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области по доверенности Закржевская В.М. поддержала позицию административного ответчика, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующему.

Постановление Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года № 480 устанавливает обязательные для исполнения на территории области правила и требования, действующие в отношении неограниченного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, которые направлены на урегулирование общественных отношений, то есть обладает признаками нормативного правового акта, оспаривание которого в суде осуществляется по правилам, установленным главой 21 КАС РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, и вступления в силу; соответствие нормативного правового акта (в оспариваемой части) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом установлено, что Лошаков В.Ю. являлся получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство.

8 июня 2016 года Лошаков В.Ю. обратился в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 51-55 том 3).

17 июня 2016 года между Лошаковым В.Ю., министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и администрацией Октябрьского района Ростовской области заключено соглашение № 159 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, 30 июня 2017 года заключено дополнительное соглашение (л.д. 1-8, 29-33 том 3).

Письмом от 30 октября 2017 года № 34.5/1472 министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области уведомило Лошакова В.Ю. об одностороннем отказе от исполнения соглашения и необходимости осуществить возврат средств гранта в размере 1495200 руб.

Основанием для одностороннего отказа от исполнения соглашения и привлечения Лошакова В.Ю. к уголовной ответственности послужили следующие обстоятельства: на момент подачи соответствующей заявки Лошаков В.Ю. был уволен с работы в коммерческой организации, после чего вновь поступил на работу в эту же организацию; на момент подписания соглашения с министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области о предоставлении гранта фермерское хозяйство не являлось единственным местом трудоустройства Лошакова В.Ю.

7 декабря 2017 года Лошаковым В.Ю. возвращена министерству часть суммы гранта в размере 1029216 руб. (л.д.49 том 3), на оставшуюся часть невозвращенных средств граждан министерством предъявлен гражданский иск в рамках уголовного дела в размере 465984 руб., возбужденного в отношении Лошакова В.Ю. за совершение преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ.

Приговором Октябрьского районного суда Ростовской области от 27 июня 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ростовского областного суда от 29 августа 2018 года, Лошаков В.Ю. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, гражданский иск удовлетворен.

Кассационным постановлением Президиума Ростовского областного суда от 4 апреля 2019 года указанные выше судебные акты отменены, уголовное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении постановлением Октябрьского районного суда Ростовской области от 5 сентября 2019 года производство по уголовному делу в отношении Лошакова В.Ю. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ, ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, за отсутствием в действиях Лошакова В.Ю. состава указанного преступления, прекращено. За Лошаковым В.Ю. признано право на реабилитацию.

Октябрьским районным судом Ростовской области разрешены заявления Лошакова В.Ю. о возмещении материального ущерба, морального вреда в порядке реабилитации в связи с незаконным уголовным преследованием (л.д. 173-220 том 3).

Ранее по административному иску Лошакова В.Ю. норма, аналогичная оспариваемой и содержащаяся в п.п 7.5 п. 7 приложения № 4 к Положению о порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 14 февраля 2017 г. № 83, была признана недействующей апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2018 года, отменившим решение Ростовского областного суда от 9 июля 2018 года.

Также Лошаков В.Ю. обращался в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании недополученной прибыли в связи с изданием государственным органом акта, не соответствующего закону или иному правовому акту.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13 февраля 2023 года отказано в удовлетворении иска Лошакова В.Ю. о взыскании недополученной прибыли в виде субсидии. Решение мотивировано тем, что соглашение от 17 июня 2016 года № 159 между Лошаковым В.Ю. и министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области было заключено в соответствии с Постановлением № 480, односторонний отказ министерства от исполнения соглашения мотивирован нарушением Лошаковым В.Ю. условия предоставления гранта, указанного в пункте 6 приложения № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года № 480, которое не было предметом судебной проверки в порядке нормоконтроля. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 октября 2023 года в кассационном порядке названное решение и оставившее его в силе постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2023 года оставлены без изменения.

Изложенное подтверждает, что оспариваемые нормативные положения применены к административному истцу, он является субъектом регулируемых ими отношений, в связи с чем вправе оспорить нормативный правовой акт в соответствующей части в порядке административного судопроизводства.

Постановление № 480 признано утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Ростовской области от 14 февраля 2017 года № 83, вступившим в силу с 17 февраля 2017 года, в настоящее время не действует. Однако, учитывая, что нормативный правовой акт в оспариваемой части продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период действия оспариваемой нормы, основания для прекращения дела отсутствуют, требования Лошакова В.Ю. должны быть рассмотрены судом по существу (абзац восьмой п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Суд обращает внимание на то, что настоящим судебным актом не разрешается спор между ИП Главой крестьянского фермерского хозяйства Лошаковым В.Ю. и Правительством Ростовской области, не проверяется причинно-следственная связь между действиями Правительства Ростовской области по изданию Постановления №480, возникновением у Лошакова В.Ю. убытков и наличие оснований для возложения на Правительство Ростовской области ответственности в виде возмещения Лошакову В.Ю. упущенной выгоды. В данном деле предметом проверки суда является законность установления Правительством Ростовской области оспариваемых нормативных положений, применявшихся в период их действия в отношении неограниченного круга лиц.

Правительство Ростовской области - высший постоянно действующий коллегиальный орган исполнительной власти Ростовской области общей компетенции, возглавляющий систему органов исполнительной власти Ростовской области (ст. 1 Областного закона Ростовской области от 1 августа 2011 г. № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области»).

Соблюдение процедурных требований принятия нормативного правового акта подтверждено доказательствами, представленными административным ответчиком.

Проверяя полномочия органа, принявшего оспариваемый акт, на введение нормативного регулирования по спорному вопросу, и соответствие этого регулирования актам, имеющим большую юридическую силу, суд отмечает следующее.

Сельское хозяйство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной областным законодательством, подписан уполномоченным на то должностным лицом – губернатором Ростовской области (ст. 54, 60, 61 Устава Ростовской области – Областного закона Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС, ст. 8, 14 Областного закона от 1 августа 2011 г. № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области).

Текст постановления Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года № 480 с приложениями официально опубликован с соблюдением требований, закрепленных в статье 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», 21 июня 2012 года в газете «Наше время» № 319-322.

Нормативный правовой акт вступил в силу со дня его официального опубликования (часть 2 статьи 15 Областного закона № 85-ЗС, пункт 5 постановления Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года № 480).

В постановление № 480 вносились изменения постановлениями правительства области от 3 августа 2012 года № 723 (опубликовано 23 августа 2012 года в газете «Наше время» № 471-481), от 20 мая 2013 года № 304 (опубликовано 30 мая 2013 года в газете «Наше время» № 239-248), от 27 марта 2014 года № 206 (опубликовано 27 мая 2014 года в газете «Наше время» № 187), от 11 июля 2014 года № 497 (опубликовано 24 июля 2014 года в газете «Наше время № 293), от 4 марта 2015 года № 144 (опубликовано 10 марта 2015 года на официальном портале правовой информации Ростовской области, номер опубликования 6110201503100004), от 7 октября 2015 года № 25 (опубликовано 12 октября 2015 года, номер опубликования 6114201510120007), от 14 апреля 2016 года № 273 (опубликовано 19 апреля 2016 года, номер опубликования 6114201600410005), от 12 августа 2016 года № 578 (опубликовано 17 августа 2016 года, номер опубликования 6114201608170015), от 9 ноября 2016 года № 758 (опубликовано 16 ноября 2016 года, номер опубликования 6114201611160009).

Оспариваемая административным истцом норма впервые введена в действие в редакции постановления от 27 марта 2014 года № 206 и изложена в п.2 приложения № 1 «Требования, предъявляемые к начинающему фермеру, для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи» к Постановлению № 480. Затем в результате внесения изменений постановлением от 4 марта 2015 года № 144 оспариваемая норма изложена в п.6 Приложения № 1 «Условия, предъявляемые для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи» к Постановлению № 480. Иные постановления редакцию оспариваемой нормы не изменяли.

Таким образом, порядок опубликования нормативного правового акта и изменений к нему, вступления их в законную силу соблюден.

Постановление № 480 и последующие постановления о внесении изменений в соответствии со ст. 13 Областного закона от 1 августа 2011 года № 635-ЗС «О Правительстве Ростовской области» приняты на заседании Правительства Ростовской области.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку развития сельского хозяйства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 3 части 4 статьи 5, пункт 1 статьи 6 и часть 2 статьи 7 указанного федерального закона).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшего в период действия оспариваемого постановления, решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления, которые не могут противоречить федеральным законам, а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Оспариваемый нормативно-правовой акт принят, в том числе, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, подпрограммой которой выступает, в том числе, поддержка малых форм хозяйствования ( приложение № 4 к Государственной программе).

Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (далее Правила № 166).

В Ростовской области до 1 января 2019 года действовала государственная программа Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 25 сентября 2013 года № 592, согласно паспорту которой ресурсное обеспечение государственной программы включает средства федерального бюджета, общий объем финансирования государственной программы включает безвозмездные поступления в областной бюджет за счет средств федерального бюджета.

В силу п.п «б» п. 2 Правил № 166 заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

На дату внесения изменений в оспариваемую часть постановления действовал Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 № 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 № 166», которым утверждены, в числе прочего, условия подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (приложение N 2 к приказу).

Подпунктом 2.14 пункта 2 названных условий предусматривалось, что фермерское хозяйство, главой которого является заявитель, должно быть для него единственным местом трудоустройства.

Таким образом, оспариваемое положение воспроизведено Правительством Ростовской области в Постановлении № 480 в соответствии с действовавшим в соответствующий период актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Между тем, в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 30 декабря 2016 года № 1556 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 166.

При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» в целях предоставления мер поддержки малых форм хозяйствования утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее Правила № 1556).

Правила № 1556 устанавливают условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса.

В соответствии с Правилами № 1556 субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам; средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляются по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации крестьянским (фермерским) хозяйствам на поддержку одного начинающего фермера для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений в размере, не превышающем 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, для ведения иных видов деятельности - в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат, при этом срок использования средств государственной поддержки начинающим фермером составляет не более 18 месяцев с даты ее получения (пункт 3, подпункт «г» пункта 4 данных Правил).

При этом названные Правила № 1556 не определяют никаких иных условий предоставления субсидий начинающим фермерам, кроме тех, что следуют из значения понятия «начинающий фермер», приведенном в абз. 6 п. 2 этих Правил, согласно которому начинающий фермер – гражданин Российской Федерации, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного на сельской территории субъекта Российской Федерации, продолжительность деятельности которого не превышает 24 месяцев со дня его регистрации.

Таким образом, правовой статус начинающего фермера, позволяющий хозяйствующему субъекту претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации, следовательно, субъект Российской Федерации не вправе в качестве условия получения гранта устанавливать дополнительные требования, в том числе, к установлению фермерского хозяйства как единственного места трудоустройства.

При таком положении с 1 января 2017 года оспариваемая норма вступила в противоречие с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса».

Кроме этого, судом установлено противоречие оспариваемого положения пунктам 7 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», устанавливающим запрет предоставления государственной преференции в нарушение требований, определенных главой 5 настоящего федерального закона, а также создания дискриминационных условий, поскольку оспариваемое правовое регулирование исключает участие начинающих фермеров, имеющих работу, в конкурсе на право получения гранта в виде субсидии.

Таким образом, оспариваемая норма стала противоречить федеральному законодательству в той мере, в которой наличие фермерского хозяйства в качестве единственного места трудоустройства начинающего фермера является обязательным требованием к участнику конкурсного отбора.

Вместе с тем такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Приведенные выше Правила № 1556 вступили в силу 1 января 2017 года. Следовательно, с этой даты пункт 6 приложения № 1 «Условия, предъявляемые для участия в конкурсном отборе на предоставление грантов и единовременной помощи» к Правилам предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года № 480 в части слов «и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства начинающего фермера» не соответствует Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса», что в силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ является основанием для удовлетворения административного иска.

В соответствии с разъяснением, данным судам в абзаце 2 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Суд не может согласиться с позицией административного истца о том, что оспариваемая им норма подлежит проверке на соответствие актам, регулирующим право на труд. В данном случае оспариваемая норма вытекает из бюджетных правоотношений и определяет лишь одно из условий, при которых начинающий фермер может являться участником конкурсного отбора на получение соответствующей меры государственной поддержки.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Лошакова Владимира Юрьевича удовлетворить.

пункт 6 приложения № 1 к Правилам предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на их бытовое обустройство, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 1 июня 2012 года № 480 признать не действующим с 1 января 2017 года в части слов «и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства начинающего фермера».

Обязать Правительство Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 8 февраля 2024 года.

Судья Е.В. Шикуля