УИД 61OS0000-01-2021-000054-69
Дело № 3а-126/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Борозненко Л.Р.,
с участием:
прокуроров Шматовой Н.А., Дмитренко О.В.,
представителя административного истца государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» Кириченко А.А.,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкого Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 13 декабря 2018 года № 82/5 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Октябрьский», участок аэропортового комплекса «Платов», для потребителей Аксайского района с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 года» и от 18 декабря 2020 года № 54/50 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Октябрьский», участок аэропортового комплекса «Платов», для потребителей Аксайского района, на 2021 год»,
у с т а н о в и л :
Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее по тексту также РСТ, орган регулирования) 13 декабря 2018 года принято постановление № 82/5 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Октябрьский», участок аэропортового комплекса «Платов», для потребителей Аксайского района с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2021 года». В приложении № 1 к указанному постановлению приведены утвержденные органом регулирования тарифы на питьевую воду и на водоотведение на долгосрочный период с разбивкой по полугодиям, в приложении № 2 – долгосрочные параметры регулирования.
18 декабря 2020 года РСТ принято постановление № 54/50 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Октябрьский», участок аэропортового комплекса «Платов», для потребителей Аксайского района, на 2021 год».
Государственное унитарное предприятие Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее также ГУП РО «УРСВ», Предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило суд признать недействующими названные постановления № 82/5 и № 54/50 и обязать РСТ принять замещающие нормативные правовые акты.
В обоснование заявленных требований Предприятие указало на неверное определение органом регулирования при установлении долгосрочных тарифов и при корректировке тарифов расчетного объема поднятой воды (принятых сточных вод). Кроме того, по мнению административного истца, при принятии решения о корректировке тарифов на 2021 год, расходы на оплату налога на имущество организаций РСТ неправомерно учла не в полном объеме; необоснованно не включила расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды; исключила из расчета в полном объеме затраты по статье «амортизация» (т. 1 л.д. 5-16, т. 2 л.д. 62-65).
В судебном заседании представитель административного истца Кириченко А.А. поддержала требования ГУП РО «УРСВ».
Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкий Е.А. просил отказать в удовлетворении административного иска (т. 1 л.д. 103-119).
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Шматовой Н.А. о наличии оснований для признания недействующим постановления РСТ от 18 декабря 2020 года № 54/50 и отсутствии оснований для удовлетворения требований в остальной части, допросив свидетелей ..., ... (специалистов РСТ), ... (специалиста Предприятия), исследовав представленные доказательства, в том числе материалы тарифного дела, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемые в данном деле постановления РСТ содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть обладают признаками нормативных правовых актов, проверка которых осуществляется судом по правилам главы 21 КАС РФ.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункты 1, 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении)).
В целях реализации положений Закона о водоснабжении в части, касающейся тарифного регулирования, Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).
В силу статьи 3 Закона о водоснабжении в числе общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение, необходимых для его осуществления; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесены установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Органом исполнительной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на утверждение соответствующих видов тарифов и производственных программ закреплены в разделе 2 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты РСТ в пределах имеющейся компетенции.
Упомянутые акты изданы в форме постановлений, что соответствует пункту 1.3.1 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, приняты на заседаниях Правления РСТ правомочным составом Правления с соблюдением порядка, установленного пунктом 3.6 того же Положения, что подтверждено протоколами заседаний Правления, приказами о формировании персонального состава Правления.
Оба оспариваемых постановления РСТ официально опубликованы с соблюдением требований, установленных Областным законом Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», на официальном портале правовой информации Ростовской области (http://pravo.donland.ru): постановление от 13 декабря 2018 года № 82/5 – 19 декабря 2018 года (номер опубликования 6145201812190017), постановление от 18 декабря 2020 года № 54/50 – 23 декабря 2020 года (номер опубликования 6145202012230092); на официальном интернет-портале правовой информации Российской Федерации (http://pravo.gov.ru): постановление от 13 декабря 2018 года № 82/5 – 19 декабря 2018 года (номер опубликования 6101201812190005), постановление от 18 декабря 2020 года № 54/50 – 23 декабря 2020 года (номер опубликования 6101202012230112). Дополнительно тексты документов размещены на официальном сайте Региональной службы по тарифам Ростовской области (http://rst.donland.ru).
Правила введения нормативных правовых актов в силу не нарушены.
Оспариваемые постановления № 82/5 и № 54/50 на момент рассмотрения дела судом являются действующими.
Проверяя названные постановления на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что ГУП РО «УРСВ» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению в различных районах Ростовской области, имеет несколько филиалов. Филиал «Октябрьский» с декабря 2018 года оказывает услуги, используя закрепленную за ним на праве хозяйственного ведения систему водоснабжения на участке вновь построенного аэропортового комплекса «Платовский» на территории Аксайского района Ростовской области (далее – участок «Платовский»). Тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей, не относящихся к названному участку, оказываемые филиалом «Октябрьский» ГУП РО «УРСВ», установлены отдельными тарифными решениями и постановлениями РСТ № 82/5 и № 54/50 не регулируются.
4 октября 2018 года Предприятие обратилось в РСТ с заявлением об открытии дела об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (на питьевую воду) и водоотведение на 2018-2021 годы (только для нового участка «Платовский»). 19 октября 2018 года РСТ открыто дело об установлении тарифов методом индексации тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (метод регулирования соответствует предложению Предприятия в тарифной заявке). Уполномоченным сотрудником РСТ проведена экспертиза предложения ГУП РО «УРСВ» об установлении долгосрочных тарифов, по итогам которой подготовлено экспертное заключение. С учетом этого заключения 13 декабря 2018 года Правлением РСТ принято постановление № 82/5 об утверждении тарифов для упомянутого участка с момента опубликования постановления по декабрь 2021 года.
29 апреля 2020 года Предприятие обратилось в РСТ с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки (НВВ) и долгосрочных тарифов на 2021 год для участка «Платовский». 15 мая 2020 года РСТ открыто дело о корректировке. Уполномоченным сотрудником РСТ проведена экспертиза предложения Предприятия, подготовлено экспертное заключение, которое легло в основу принятого Правлением РСТ 18 декабря 2020 года постановления № 54/50 о корректировке долгосрочных тарифов на 2021 год.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из предусмотренных этой статьей методов.
Согласно пунктам 30, 33 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования (долгосрочные тарифы). Данные тарифы ежегодно корректируются с учетом отклонений фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 того же документа (пункт 80 Основ ценообразования).
Из пункта 29 Основ ценообразования следует, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, который определяется в соответствии с Методическими указаниями.
Постановление РСТ от 13 декабря 2018 года № 82/5 оспаривается административным истцом по причине несогласия с определенным РСТ расчетным объемом поднятой воды, принятых сточных вод, повлиявшим на итоговые суммы установленных тарифов.
По общему правилу, закрепленному в пункте 5 Методических указаний, при расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со стандартами раскрытия информации.
В силу пункта 6 Методических указаний объем отпуска воды, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций, ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, определяется исходя из фактических объемов и динамики отпуска воды организации, ранее осуществлявшей такую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения и (или) горячего водоснабжения, и заключенных организацией договоров водоснабжения, единых договоров водоснабжения и водоотведения. При создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
В рассматриваемом случае при расчете тарифов на долгосрочный период объем поднятой воды и принятых сточных вод для нового объекта централизованной системы водоснабжения и водоотведения в отсутствие фактических данных прошлых лет определен органом регулирования с учетом технических параметров системы (расчетной (не максимальной) пропускной способности): в сфере водоснабжения в размере 1 802,38 тыс.куб.м (5 000 тыс.куб.м/сут. х 365 дн. минус заявленные организацией потери и расходы на собственные нужды), что в целом соответствовало первоначальной заявке предприятия; в сфере водоотведеления – в размере 1 763,68 тыс.куб.м.
После открытия дела об установлении тарифов 1 ноября 2018 года Предприятие подало в РСТ заявление, в котором, во изменение первоначальной заявки, просило учитывать фактический полезный отпуск, рассчитав его при этом по заключенным договорам в объеме 230,85 куб.м.
Орган регулирования правомерно счел такой расчет Предприятия необоснованным.
Так как ранее организация не осуществляла деятельность на данном участке, на этом участке не оказывали подобные услуги и другие организации, сведения о фактических объемах за предшествующие годы отсутствуют, не имеется оснований для применения пункта 5 и предложения первого пункта 6 Методических указаний для расчета объема с учетом заключенных договоров с потребителями.
В данном случае в соответствии с предложением вторым пункта 6 Методических указаний объем должен определяться расчетным способом на основании сведений о технических параметрах вновь созданного объекта водоснабжения (водооотведения), что и сделано РСТ.
Соответствие действительности технических характеристик объекта, учтенных органом регулирования, подтверждено содержанием Схемы водоснабжения и водоотведения Аксайского района в редакции, утвержденной постановлением Администрации Аксайского района от 7 декабря 2018 года № 799, а также распоряжением Минимущества Ростовской области от 22 октября 2018 года № 19-р/1809 о закреплении за Предприятием объектов недвижимости, входящих в систему водоснабжения (водоотведения) участка «Платовский».
Фактический объем полезного отпуска, связанные с ним недополученные доходы, учитываются при корректировке НВВ на каждый следующий год по формуле (раздел VII Методических указаний).
По иным мотивам законность и обоснованность постановления РСТ от 13 декабря 2018 года № 82/5 административным истцом не оспаривается. Основания для признания его недействующим судом не выявлены.
При корректировке тарифов на 2021 год постановлением № 54/50 объем полезного отпуска РСТ приняла в размере, равном указанному в заявке Предприятия.
Неподконтрольными признаются расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению (пункт 2 Основ ценообразования).
В составе неподконтрольных расходов в заявлении о корректировке тарифов на 2021 год Предприятие заявило компенсацию экономически обоснованных расходов 2019 года, подлежащих учету в НВВ тарифа на холодное водоснабжение, в сумме 63 199,56 тыс.рублей, в НВВ тарифа на водоотведение – 11 644,06 тыс.рублей. Кроме того, ГУП РО «УРСВ» заявлен к учету в НВВ недополученный доход за 2019 год в сфере водоснабжения 50 664,22 тыс.рублей, в сфере водоотведения – 51 263,54 тыс.рублей.
Указанные суммы не включены органом регулирования в расчет корректировки тарифа на 2021 год.
Абзац первый пункта 15 Основ ценообразования предусматривает, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Законодательство не обязывает распределять ранее не учтенные экономически обоснованные расходы и неполученные доходы равномерно в течение трех лет, определяя лишь предельный срок, в котором они должны быть учтены в тарифном регулировании.
Из пояснений представителей сторон следует, что формирование отчетности по ранее не учтенным расходам и недополученным доходам за 2019 год завершено в 2020 году. Следовательно, орган регулирования обязан учесть эти доходы и расходы (в экономически обоснованном объеме) не позднее, чем при установлении (корректировке) тарифов на 2023 год.
Невключение указанных выше сумм в НВВ до этого времени, в том числе при корректировке тарифов на 2021 год, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, и само по себе не свидетельствует о незаконности тарифного решения (постановления № 54/50).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 65 Основ ценообразования, применяемого во взаимосвязи с пунктом 76 тех же Основ, неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (включая налог на имущество организаций – пункт 30 Методических указаний, статьи 373-375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Затраты на уплату налога на имущество организации на 2021 год заявлены ГУП «УРСВ» в размере плановых величин: 32 645,10 тыс.рублей в НВВ тарифа на питьевую воду, 2 363,06 тыс.рублей в НВВ тарифа на водоотведение.
РСТ учла плановые затраты на уплату указанного налога на 2021 год в размере фактических затрат, отраженных в отчетности по участку «Платовский» филиала «Октябрьский» за 2019 год: 3 116,53 тыс.рублей в НВВ тарифа на питьевую воду и 838,54 тыс.рублей в НВВ тарифа на водоотведение.
Позицию органа регулирования по данному вопросу нельзя признать правомерной в силу следующего.
Из материалов тарифного дела следует, что Предприятие представило в орган регулирования декларации по налогу на имущество за 2019 год в целом по филиалу «Октябрьский» на общую сумму 40 642,795 тыс.рублей. Правомерность начисления и факт уплаты налога в этой сумме органом регулирования сомнению не подвергались.
Указанная сумма отражена на счете 26 «Общехозяйственные расходы», затраты с которого в соответствии с учетной политикой предприятия по окончанию отчетного периода списываются на счет 20 «Основное производство» пропорционально выручке от реализации услуг по различным участкам и видам деятельности филиала. На основании изложенного, упомянутая выше сумма налога на имущество, подавляющая часть которого приходится на вновь созданное имущество участка «Платовский», была распределена в 2019 году на все подразделения филиала по видам деятельности.
При планировании затрат Предприятие не заявило о намерении производить в 2021 году распределение расходов на уплату налога по участкам и видам деятельности в связи с изменением условий хозяйствования, исключением для филиала некоторых иных регулируемых видов деятельности. ГУП РО «УРСВ» представило расчет, налоговую декларацию, в которой отразило только суммы налога на имущество организации, закрепленное за участком «Платовский».
Подобный подход не противоречит законодательству и позволяет избежать необоснованного возложения расходов, связанных с налогообложением имущества участка «Платовский» (путем включения компенсации этих расходов в плату за водоснабжение и водоотведение), на потребителей услуг филиала «Октябрьский», не относящихся к названному участку.
Судом отклоняются как необоснованные доводы представителя административного ответчика и свидетелей ..., ... о затруднительности проверки того, что начисленные суммы налога относятся непосредственно к имуществу, закрепленному за участком. В декларации перечислены кадастровые номера всех объектов недвижимости, по которым начислены налоговые платежи. Сведения об имуществе, переданном филиалу на участок «Платовский», его кадастровых номерах, содержатся в распоряжении Минимущества области о передаче объектов ГУП РО «УРСВ», инвентарных карточках, других материалах тарифного дела. Имущество, закрепленное за эти участком, обособленно от других участков, обслуживаемых филиалом. В связи с этим препятствий для проверки обоснованности включения в налоговую базу стоимости определенных объектов не имелось.
Свидетель ... подтвердила в судебном заседании, что не имеется иных тарифных решений на 2021 год по другим участкам обслуживания, видам деятельности филиала «Октябрьский», в которых были бы учтены расходы по налогу на имущество организации, начисленное по объектам, закрепленным за участком «Платовский».
ГУП РО «УРСВ» в деле о корректировке тарифов на 2021 год не ставит вопрос о компенсации расходов по налогу за 2019 год, а использует подлежащую уплате сумму налога за этот период по объектам участка «Платовский» в качестве расчетной базы расходов на уплату налога в 2021 году.
При указанных обстоятельствах учет планируемых расходов на уплату налога на 2021 год для этого участка не в полном объеме, а лишь в части, которая в 2019 году была учтена в бухгалтерской отчетности после распределения по подразделениям филиала, нельзя признать соответствующим требованиям справедливости и экономической обоснованности.
Законодательство о тарифном регулировании не предписывает в обязательном порядке учитывать расходы на уплату налогов только в том размере, в котором они фактически произведены в предыдущих периодах, в связи с чем ссылка РСТ в обоснование своей позиции на пункт 23 Основ ценообразования является несостоятельной.
Суд обращает внимание, что обязанность организации уплачивать налоги в регулируемом периоде в установленных законодательством размерах не ставится в зависимость от того, исполнена ли обязанность по фактическому перечислению сумм соответствующего налога в предшествующие налоговые периоды, имеются ли недоимки по налогам.
В случаях отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов (в том числе в части уплаты налогов) от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении (корректировке) тарифов, не исключается корректировка НВВ регулируемой организации в последующие годы.
Для включения в НВВ затрат по статье «Амортизация» Предприятием заявлены расходы в размере: 59 367,44 тыс.рублей (на холодное водоснабжение) и 10 046,41 тыс.рублей (на водоотведение).
Органом регулирования затраты по этой статье исключены в полном объеме с указанием в экспертном заключении на то, что имущество организации, амортизационные отчисления по которому заявлены к включению в НВВ, создано за счет бюджетных средств; согласно статье 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизационные отчисления по данному виду имущества не начисляются.
Позиция РСТ по данному вопросу основана на неверном применении закона.
Пункт 45 Основ ценообразования, пункт 30 Методических указаний предписывают определять сумму амортизации основных средств и нематериальных активов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации только при расчете налога на прибыль регулируемой организации.
Статья 256 НК РФ содержит нормы, регулирующие вопросы, связанные с амортизацией имущества, для целей главы кодекса, в состав которой входит эта статья (глава 25 НК РФ «Налог на прибыли организаций»).
Поскольку в данном случае начисление амортизации не связано с расходами по уплате налога на прибыль, оснований для применения положений статьи 256 НК РФ к рассматриваемому вопросу не имеется.
В соответствии с пунктами 43, 77 Основ ценообразования, пунктами 28, 89 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями. Величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Пунктами 7, 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, определено, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере бухгалтерского учета, запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.
При определении расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку, амортизация, начисленная в отношении объектов, созданных за счет бюджетных средств, не исключается.
Сторонами не оспаривалось, что объекты коммунальной инфраструктуры, переданные ГУП РО «УРСВ» в хозяйственное ведение, построены (созданы) за счет бюджетных средств, приняты административным истцом к учету по первоначальной стоимости с одновременным отражением начисленной ранее амортизации. По данным объектам Предприятием в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета начисляется амортизация.
С учетом изложенного затраты по статье «Амортизация» необоснованно были исключены тарифным органом из расчета тарифа.
Исключение РСТ при корректировке тарифов на 2021 год без достаточных правовых оснований планируемых расходов на уплату налога и амортизацию не соответствует принципам государственного регулирования тарифов и не способствует достижению разумного баланса интересов ресурсоснабжающей организации и потребителей.
При указанных обстоятельствах суд признает подлежащими удовлетворению требования Предприятия о признании недействующим постановления № 54/50 о корректировке тарифов на 2021 год.
Довод административного истца о необходимости признания названного акта недействующим со дня его принятия отклоняется судом. Поскольку этот акт со дня введения в действие применяется для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, с учетом содержания закрепленных им правовых норм, постановление признается судом недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. В то же время, принятие настоящего решения означает, что акт в указанных выше частях являлся незаконным изначально, что должно учитываться в замещающем тарифном решении, в том числе с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 27 декабря 2016 года № 63.
Признание судом недействующим постановления № 54/50 о корректировке тарифов на 2021 год влечет за собой недостаточную правовую урегулированность соответствующих правоотношений, которая может привести к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем на основании части 4 статьи 216 КАС РФ суд возлагает на РСТ Ростовской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное недействующим постановление.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 года № 54/50 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), филиал «Октябрьский», участок аэропортового комплекса «Платов», для потребителей Аксайского района, на 2021 год».
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области принять замещающий нормативный правовой акт о корректировке тарифа.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Обязать Региональную службу по тарифам Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать данное решение в официальном периодическом печатном издании «Собрание правовых актов Ростовской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 4 июня 2021 года
Судья О.А.Руднева