НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Рославльского городского суда (Смоленская область) от 17.06.2021 № 2А-584/2021

ДЕЛО № 2а-584/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июня 2021 года г. Рославль

Рославльский городской суд Смоленской области в составе судьи Лакеенковой Е.В.,

при секретаре Давыденковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области к Борбелюк Людмиле Валентиновне о взыскании транспортного налога, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области (далее – налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к Борбелюк Л.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 года в размере 2 080, 00 рублей и пени в размере 30, 37 рублей. Иск обоснован тем, что административный истец имеет в собственности автомашину <данные изъяты>, дата постановки на учет 06.06.2013 года. 31 марта 2017 года в адрес должника направлено уведомление об оплате транспортного налога в размере 2080, 00 рублей не позднее 25 мая 2017 года. В срок налог не был уплачен. На сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени в размере 30,37 рублей. Начало исчисления пени с 26 мая 2017 года.

В последующем налоговая инспекция требования уточнила, просит взыскать с административного ответчика 728 рублей и пени в размере 30,37 рублей с учетом того, что административный истец оплатила налог в размере 1 352,00 рублей по месту постановки транспортного средства ( л.д.39).

Административный ответчик направил в суд возражения, в которых указала, что налог она оплатила по направленному ей налоговому уведомлению из налоговой инспекции № 5 по Республике Саха (Якутия).

В судебное заседание административный ответчик не явилась, вернулась неполученная повестка за истекшим сроком хранения.

Суд в силу ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункт 1).

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 357 НК РФ).

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается: для транспортных средств место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

На основании ч. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Для физических лиц - владельцев легковых автомобилей, таковым является место жительства (место пребывания) физического лица, на которых зарегистрировано транспортное средство.

Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц. Согласно пункту 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.

Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.

В соответствии с требованиями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Статьями 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Срок, предусмотренный частями 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящему делу налоговым органом соблюден, поскольку административный иск подан в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа ( судебный приказ отменен 05 ноября 2020 года, иск подан 21 апреля 2021 года). Поэтому доводы административного ответчика о пропуске срока на обращение в суд не нашли своего подтверждения.

Транспортный налог является региональным налогом (статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации).

В суде установлено, что до 08 августа 2014 административный ответчик Борбелюк Л.В. проживала и была зарегистрирована по месту жительства в г. в Якутске, а после указанной даты в г.Рославле Смоленской области, где с этого времени состоит на учете в межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области ( ИНН ).

Борбелюк Л.В. на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты>, дата постановки на учет 06.06.2013 года ( л.д.27).

Таким образом, Борбелюк Л.В. является плательщиком транспортного налога за 2015 год в связи с регистрацией за ней вышеуказанного транспортного средства по месту её жительства (Смоленская область).

В то же время ИФНС России по Республике Саха (Якутия) № 5 направило Борбелюк Л.В. налоговое уведомление о необходимости уплаты ею транспортного налога за 2015 в срок не позднее 01 декабря 2016 года в размере 1 352, 00 рублей, что было исполнено административным ответчиком (л.д.35).

Также Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области 31 марта 2017 года направила административному ответчику налоговое уведомление об отплате транспортного налога за 2015 год со сроком не позднее до 25 мая 2017 года ( л.д.9).

Данное требование оставлено без удовлетворения. После чего налоговая инспекция направила Борбелюк Л.В. требование об уплате недоимки и насчитала пеню в размере 30, 37 рублей за период с 25 мая 2017 года по 12 июля 2017 года на сумму 2080, 00 рублей.

Учитывая, что Борбелюк Л.В. уплатила ранее налог в размере 1 352,00 рублей административный истец произвел зачет и уменьшил размер налога до 728 рублей исходя из налоговой ставки 20.00, установленный Законом Смоленской области от 27 ноября 2002 года № 87-З о транспортном налоге.

Суд согласен с позицией межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области, поскольку транспортный налог исчисляется по месту жительства налогоплательщика (в данном случае Смоленская область, где Борбелюк Л.В. зарегистрирована с 2014 года и состоит на учете в налоговой инспекции по месту регистрации), налог является региональными и подлежит уплате в областной бюджет и межрайонная налоговая инспекция на нарушила пункт 4 статьи 409 НК РФ.

Ошибочное направление налоговой инспекцией № 5 по Республике Саха (Якутия) налогового уведомления по прежнему месту жительства (регистрации) налогоплательщика не освобождает его от уплаты налога, поскольку впоследствии Борбелюк Л.В. было получено уведомление об уплате налога, направленное налоговым органом уже по новому месту регистрации налогоплательщика.

В то же время суд не может согласиться с размером пени, которое исчислено из налога в размере 2080, 00 рублей, поскольку налоговой орган сам произвел перерасчет, уменьшил сумму налога, соответственно размер пени должен быть уменьшен и произведен из суммы 728 рублей. Таким образом, за период с 26 мая 2017 по 18 июня 2017 года пеня равняется 5,39 рублей = 728 х 9,25%: 300х24;

за период с 19 июня по 12 июля 2017 года равняется 5,24 рублей = 728 х 9,0%: 300 х24; Итого 10,63 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области удовлетворить.

Взыскать с Борбелюк Людмилы Валентиновны в доход бюджетов задолженности на общую сумму 738,63 рублей, в том числе:

- транспортный налог с физических лиц в размере 728 руб., пени в размере 10, 63 руб.

на счет <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с Борбелюк Людмилы Валентиновны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2021 года.