Дело № 2а-224/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2016 года с. Романово
Романовский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Логачева К. М.,
при секретаре Киселевой О. И.,
с участием истца Костенко В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костенко В.В. об обжаловании действий межрайонной ИФНС России №7 по Алтайскому краю
УСТАНОВИЛ:
Костенко В. В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование требований указано, что им было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором начислен налог в размере <данные изъяты> рублей из расчета налога на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости <данные изъяты> рубля, с которой он не согласен. Фактическая инвентаризационная стоимость его жилого дома на улице Фрунзенской, <данные изъяты> составляет <данные изъяты> рубля. 10 октября 2016 года он обратился в Межрайонную ИФНС России №7 в с.Павловск с заявлением о несогласии с начисленным налогом на имущество и предоставил подтверждающий документ о фактической инвентаризационной стоимости жилого дома - <данные изъяты> рубля, которая по закону подлежит налогообложению. В ответе № от ДД.ММ.ГГГГ было указано, что налоговая служба признает незаконность начисления налога, но сделать перерасчет не может и приносит свои извинения за предоставленные неудобства.
Просит отменить и признать недействительным начисленный налог на имущество согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать МИФНС России №7 в с. Павловск начислять налог согласно инвентаризационной стоимости жилого дома - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
В судебном заседании истец Костенко В. В. исковые требования уточнил и просил признать действия межрайонной ИФНС России №7 по исчислению налога за 2015 год на имущество физических лиц, исходя из налоговой базы в сумме <данные изъяты> рубля, незаконными, начислять налог согласно инвентаризационной стоимости жилого дома - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, взыскать с ответчика оплаченную государственную пошлину и расходы по оплате справки в сумме <данные изъяты> рублей.
Ответчик МИФНС России №7 представителя на судебное заседание не направил, извещен о судебном заседании надлежащим образом. В направленном отзыве с требованием Костенко В.В. не согласен. В телефонограмме ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом, 30.11.2016 года Костенко В. В. обратился в суд с административным исковым заявлением об обжаловании действий межрайонной ИФНС России №7 по Алтайскому краю по исчислению имущественного налога.
Костенко В.В. показал, что налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГоб уплате налогов, в том числе и налога на имущество физических лиц, он получил в середине августа 2016 года, точную дату не помнит, а почтовый конверт не сохранил.
Таким образом Костенко В.В. пропустил трехмесячный срок для обращения в суд со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.
Из материалов дела следует, что 10.10.2016 г. с заявлением о несогласии с начисленным налогом обратился в межрайонную ИФНС Росиии №7 по Алтайскому краю. Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ межрайонной ИФНС Росиии №7 Костенко В.В. отказано в изменениях сведений об инвентаризационной стоимости объекта.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 ст.219 КАС РФ).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7).
В своем ходатайстве о восстановлении срока Костенко В.В.ссылался на то обстоятельство, что он после получения налогового уведомления обращался сразу к налоговому работнику в с.Романово, а затем в межрайонную ИФНС Росиии №7 по Алтайскому краю в с.Павловск, а также на незначительность пропуска срока.
С учетом отсутствия злоупотребления правом со стороны административного истца срок на подачу административного искового заявления подлежит восстановлению
Как усматривается из административного искового заявления, административным истцом заявлены требования о признании незаконными действий ИФНС России №7 по расчету налога на имущество физических лиц за 2015 год.
Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ Костенко В.В. является собственником жилого дома расположенного по адресу: Алтайский край, романовский район с.Романово ул.Фрунзенская 91.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Костенко В.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год на указанный объект недвижимости в сумме <данные изъяты> руб. сроком уплаты до 01.12.2016 г..
Вопросы налогообложения физических лиц регулируются законодательством о налогах и сборах.
До 1 января 2015 г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", с 1 января 2015 г. - гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ) налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Вместе с тем, Федеральным законом N 306-ФЗ от 02 ноября 2013 г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона N 306-ФЗ от 2 ноября 2013 г.) применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" с 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 части второй НК РФ).
Из представленных административным истцом налоговых уведомлений за 2011г., 2012 г.и 2014 г. следует, что налоговая база (инвентаризационная стоимость объекта) составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ налоговая база составляет <данные изъяты> рубля, что соответственно не соответствует налоговой базы установленной за предыдущие периоды в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Сведения о налоговой базе за 2015 год, указанные в отзыве административного истца межрайонной ИФНС Росиии №7 по Алтайскому краю, в части того, что налоговая база на объект составляет <данные изъяты> рубля, суд во внимание не принимает, поскольку налоговая база за предыдущие года составляла <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, размер которой в установленном порядке не обжаловался, и не изменялся.
При изложенных обстоятельствах действия административного истца межрайонной ИФНС Росиии №7 по Алтайскому краю по исчислению налога на имущества исходя из налоговой базы в сумме <данные изъяты> рубля незаконные.
В силу требований ст. 227 ч.3 п.1 КАС РФ суд считает необходимым указать в решении на необходимость ФГБУ«ФКП Росреестра по Алтайскому краю» сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования Костенко В.В. в части возложения обязанности на ответчика начислять налог согласно инвентаризационной стоимости жилого дома - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и взыскании расходов по оплате справки в сумме <данные изъяты> рублей удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Подпункт 2 статьи 15, статья 17 НК РФ определяют, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, одним из элементов которого является налоговая база.
С 1 января 2015 г. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым НК РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц", предусматривающей определение налоговой базы в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 402, статья 404 НК РФ).
Возможности пересмотра (изменения) данных об инвентаризационной стоимости этой статьей не предусматривается.
Как установлено судом инвентаризационная стоимость налогооблагаемого объекта принадлежащего Костенко В.В. до 01.03.2013 г. была установлена в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
По удовлетворенным требованиям с ответчика в соответствии со ст.111 КАС РФ в пользу истца подлежит взысканию оплаченная государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Костенко В.В. об обжаловании действий межрайонной ИФНС России №7 по Алтайскому краю удовлетворить частично.
Признать действия межрайонной ИФНС России №7 по Алтайскому краю по исчислению налога Костенко В.В. за 2015 год на имущество физических лиц, исходя из налоговой базы в сумме <данные изъяты> рубля, незаконными.
Возложить на межрайонную ИФНС России №7 по Алтайскому краю обязанность устранить допущенное нарушение прав Костенко В.В.по исчислению налога на имущество физических лиц за 2015 год.
Межрайонной ИФНС России №7 по Алтайскому краю сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Костенко В.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №7 по Алтайскому в пользу Костенко В.В. оплаченную государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Исковые требования в части возложения на межрайонную ИФНС России №7 по Алтайскому краю начисления налога Костенко В.В. на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек и взыскании понесенных расходов в сумме <данные изъяты> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Романовский районный суд Алтайского края.
Судья К.М. Логачев