НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Раменского городского суда (Московская область) от 24.01.2019 № 2А-175/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2019г.

Раменский городской суд Московской области под председательством федерального судьи Землемеровой О.И..,

при секретаре Карелиной З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по городу Дмитрову Московской области к Титову Б. П. о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу и пени.

В обосновании своих требований указал, что истец вынужден обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по земельному налогу, так как ответчиком своевременно не уплачен земельный налог.

Представитель административного истца ИФНС России по городу Дмитрову Московской области в судебное заседание не явился, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Административный ответчик Титов Б.П. в судебное заседание явился, указал, что налоговый орган не сформировал и не направлял необходимые документы ему за 2016 год, в том числе с предложением уплатить земельный налог за земельный участок. Налоговое уведомление <номер> от <дата>. сформировано и направлено неуполномоченным лицом –некоммерческой организацией Федеральное Казенное Учреждение «Налог-Сервис» ФНС России. Законность приказа ФНС России рассматривается в Минюсте России. ФНС не обладает полномочиями по официальному разъяснению положений Налогового Кодекса РФ. Поэтому также не доказано, что налоговое уведомление признается полученным налогоплательщиком. Поэтому у него не возникла обязанность по уплате земельного налога за земельный участок с кадастровым номером <номер>. Также не доказано, что он уклонился/отказался от получения заказного письма. Отчет не представлен. Обращает внимание, что в расчете земельного налога на земельный участок с кадастровым номером <номер> неправильно установлена налоговая ставка -1,5%, так как земельный участок фактически используется для благоустройства территории и размещения на нем нежилого здания - бани. Согласно письмам Минфина России от <дата><номер> и от <дата>. <номер> земельный участок относится как земельный участок, занятый объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Поэтому, для расчета земельного налога на земельный участок подлежит применению налоговая ставка-0,3%. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Более подробные возражения приобщены к материалам дела.

Суд, проверив материалы дела и дав оценку всем доказательствам, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, страховые взносы.

В ст. 38 НК РФ указано, что к объектам налогообложения относится имущество, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании ст. 23 ГК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Информационные базы данных налогового органа содержат все необходимые сведения об объектах налогообложения, что подтверждается представленным перечнем сведений.(л.д.20-23)

Установлено, что ответчик Титов Б.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:04:180407:181, расположенного по адресу: <адрес>.

В силу ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, утвержденного Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ (ред. от 15.01.2018) "Об утверждении формы налогового уведомления".
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Титову Б.П. было направлено налоговое уведомление <номер> от <дата>.(л.д.14-15, л.д.19)

В силу ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Однако, истцом отдельно представлены отчеты об отслеживании почтового отправления, из которого усматривается, что Титовым Б.П. налоговое уведомление было получено 28.10.2017г.

Таким образом, доводы Титова Б.П. о том, что истцом не доказано, что им получено налоговое уведомление, суд считает необоснованным и опровергнутыми представленными в материалы дела доказательствами.

Также суд считает необоснованными доводы Титова Б.П. о том, что налоговое уведомление сформировано и направлено неуполномоченным лицом, поскольку ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России не является налоговым органом.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от <дата><номер>-р создано федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» ФНС /г. Москва/, функции и полномочия учредителя которого осуществляет ФНС России.

Согласно п.12 раздела 2 Устава ФКУ «Налог-Сервис» ФНС /г. Москва/, утвержденного приказом ФНС России от <дата><номер>, предметом и основной целью деятельности указанного учреждения является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов в пределах полномочий, переданных названному учреждению ФНС России.

Приказом ФНС России о <дата><номер> «О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России с <дата> функции централизованной печати и рассылки налоговых документов /уведомлений/, осуществляемой посредством программного обеспечения АИС «Налог-ЦОД», переданы указанному учреждению.

В соответствии с абз.1-3 раздела 1 Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных, утвержденного приказом ФНС России от <дата>. <номер> АИСЗ «Налог-ЦОД» является системой автоматизации технологий централизованной обработки данных, обеспечивающей реализацию функций централизованной печати и массовой рассылки налоговых документов, централизованного ввода, централизованного архивного хранения информации.

АИС «Налог-3» является автоматизированной информационной системой ФНС России.

При осуществлении виртуальной печати формируются файлы печатных образов документов, которые в дальнейшем должны быть направлены в ИФНС для печати и альтернативной доставки налогоплательщикам.

Формирование и отправка из инспекций ФНС России в Единый центр управления печатью и рассылкой данных, необходимых для массовой печати и рассылки налоговых уведомлений, выполнение массовой печати и рассылки налоговых уведомлений осуществляются в соответствии с указанным Приказом.

Данные о недоставленных/неврученных налоговых документах автоматически передаются из федерального информационного ресурса «Взаимодействие с Почтой России» в АИС «Галог-3» для проведения проверки результатов направления налоговых документов.

Таким образом, ФКУ «Налог-Сервис» не подменяет функции налоговых органов по направлению налоговых уведомлений налогоплательщикам, а выполняет массовую печать и рассылку налоговых уведомлений в условиях централизованной обработки данных под контролем УФНС по субъектам РФ и ИНФНС России.

Ввиду того, что судом установлено, что Титовым Б.П. получено уведомление, у него возникла обязанность по уплате земельного налога в силу п.4 ст. 57 НК РФ.

Ссылка Титова Б.П. на то, что в настоящее время в Минюсте России проводится правовая экспертиза Приказа от <дата>. <номер>, не имеет правового значения, поскольку в настоящее время приказ не отменен.

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Установлено, что Титов Б.П. является плательщиком земельного налога.

На основании ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В ст. 391 НК РФ указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Расчет суммы налога приведен в Уведомлении на уплату налогов.

Однако, Титов Б.П. считает, что в расчете земельного налога неправильно установлена налоговая ставка в 1,5%, а должен быть – 0,3%, так как фактическое использование земельного участка – для благоустройства территории и размещения нежилого здания - бани.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Однако, из представленных документов следует, что земельный участок, принадлежащий Титову Б.П. с категорией земель- земли населенных пунктов и указанием на фактическое пользование – для благоустройства территории и размещения нежилого здания – бани, с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, не относится к землям, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Баня не относится к жилищному фонду и к объектам жилищно-коммунального комплекса.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.( Письмо Минфина России от 26.07.2018 N 03-05-05-01/52585, Письмо Минфина России от 27.03.2018 N 03-05-05-02/19246)

Таким образом, расчет земельного налога с установленной налоговой ставкой в 1,5%, суд считает верным.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

<дата>. в адрес Титова Б.П. истцом было направлено требование <номер> об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из отчета об отслеживании почтового отправления, <дата> была неудачная попытка вручения Титову Б.П. письма и <дата> почтовое отправление выслано обратно. Однако, невручение почтового отправления не является основанием для неуплаты налога.

Инспекцией ФНС России по г. Дмитров установлено, что Титов Б.П. не исполнил обязанность по уплате налога в сумме 743 644 рублей.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд общей юрисдикции о взыскании налога в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

<дата> и.о. мирового судьи 210 судебного участка Раменского судебного района Московской области отменен судебный приказ от <дата> о взыскании с Титова Б.П. недоимки по налогам и пени.(л.д.10)

В настоящее время административный истец заявляет требования о взыскании задолженности по земельному налогу – <...> рубля и пени в сумме <...>

Ответчиком доказательств опровергающих доводы истца, не представлено.

Суд соглашается с представленным истцом расчетом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены правомерно и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик доказательств оплаты налога не представил.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в доход федерального бюджета в размере 10 658,94 рубля.

Руководствуясь ст. 114,175-180 КАС РФ

РЕШИЛ:

Исковое требование ИФНС России по городу <адрес> - удовлетворить.

Взыскать с Титова Б. П. в пользу ИФНС России по городу <адрес> задолженность по земельному налогу в сумме <...> и пени в сумме <...> рубля

Взыскать с Титова Б. П. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <...> рубля.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Раменский городской суд Московской области.

Федеральный судья

Мотивированное решение изготовлено 4 марта 2019 года.