Дело №2а-6245/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2017 г. г.Раменское Раменский городской суд Московской области под председательством судьи Кудряшовой Н.Н.,
при секретаре Ясевой А.Р.,
с участием административного истца Чибисовой Л.М.,
представителя административного ответчика Горшкова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чибисовой Л. М. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права и государственного учета здания, обязании поставить на кадастровый учет,
у с т а н о в и л :
Чибисова Л.М., ссылаясь на ст.ст.48, 51 Гр.К РФ, обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области о признании решения Управления Росреестра по Московской области от <дата>. о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учёта по заявлению <номер> в части отказа в государственном кадастровом учёте объекта недвижимости, необоснованным; об обязании поставить на кадастровый учёт здание, общей площадью 59,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований административный истец указала, что она является собственником земельного участка площадью 639 кв.м., из категории земель населённых пунктов, с разрешенным использованием – для ИЖС, расположенного по адресу: <адрес>. В <дата> году на данном земельном участке был построен садовый дом без получения разрешения на строительство дома, так как полагала, что земельный участок входит в единый массив земель СТ «Здоровье-2», поэтому никакого разрешения не требуется. Кроме того, на момент строительства дома действовал ФЗ РФ №93-ФЗ от 30.06.2006г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (закон о дачной амнистии), в соответствии с которым все имеющиеся строения на земельном участке можно было узаконить путём подачи декларации об объекте недвижимости. В <дата> году по ее заявке кадастровым инженером ФИО на данном земельном участке были проведены кадастровые работы и составлен технический план здания, после чего в Раменский отдел Управления Росреестра по МО были сданы документы для постановки здания на кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности на дом. Однако, решением от <дата>. Управлением Росреестра по МО государственный кадастровый учёт объекта недвижимости был приостановлен в связи с отсутствует разрешения на строительство, в техническом плане отсутствуют обоснования подготовки технического плана на основании декларации, содержащие причину отсутствия проектной документации. С указанным решением истец не согласилась и обжаловала его в апелляционную комиссию Росреестра по МО, решением которой от <дата>. было отказано в принятии к рассмотрению его заявления. В техническом плане здания имеется заключение кадастрового инженера, в соответствии с которым отсутствие проектной документации у заказчика обосновано положениями ч.3 ст.48 Гр.К РФ. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. В связи с тем, что проектная документация не составлялась, подтверждать её соответствие каким-либо требованиям, т.е. получать разрешение на строительство, не было никакой необходимости. Ответчик, уведомляя ее о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту объекта недвижимости, разъяснил, что в осуществлении указанных действий будет отказано, если не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта, т.е. для устранения причин приостановления действий по осуществлению кадастрового учёта здания, она должна предоставить разрешение на строительство. Однако, предоставить ответчику данный документ или акт ввода объекта в эксплуатацию, в настоящее время невозможно. Если считать построенный дом на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке самовольной постройкой, она может его узаконить лишь в судебном порядке, с учётом его нахождения на кадастровом учёте, в постановке же на кадастровый учёт ей отказывают ввиду отсутствия разрешения на строительство.
В судебном заседании административный истец Чибисова Л.М. поддержала свои требования, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика –Управления Росреестра по Московской области Горшков Ю.В. иск не признал. Суду пояснил, что <дата> административным истцом было представлено в Управление заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, технический план здания от <дата>. и иные документы на жилой дом, расположенный на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым <номер>, предназначенном для ИЖС. Осуществление государственной регистрации <дата> было приостановлено, о чем заявителю было направлено соответствующее уведомление. Технический план объекта ИЖС подготовлен на основании декларации от <дата>., при этом в составе его приложения отсутствовало разрешение на строительство, выдача которого для объектов ИЖС предусмотрена Гр.К РФ, что нарушает требования ч.7 ст.70 Закона о регистрации во взаимосвязи с п.20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, согласно которым сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ, разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости, при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости, в случае отсутствия проектной документации. В силу ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Кроме того, в техническом плане отсутствуют обоснования подготовки технического плана на основании декларации, содержащие причину отсутствия проектной документации. В связи с этим, осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности было приостановлено до <дата>. В течение срока приостановления регистрации причины, препятствующие государственной регистрации, заявителем устранены не были, что повлекло за собой принятие решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Объекты недвижимости, созданные без получения разрешения на строительство и право собственности на которые не признано судом, являются самовольными постройками. В связи с вынесением <дата>. решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности, оспариваемое решение по приостановлению регистрации права само по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя повлечь не могут.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).
Как следует из материалов дела, <дата>. Чибисова Л.М. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером <номер>, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием- для индивидуального жилищного строительства.
Из Заключения кадастрового инженера ФИО, имеющегося в приложенном к заявлению Техническом плане здания, составленного <дата>г., следует, что при проведении кадастровых работ в связи с представлением в орган кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет жилого дома, общей площадью 59,7 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером <номер>, сведения о здании в технический план вносились на основании данных, которые содержит составленная заказчиком работ с помощью сведений о здании, полученных по результатам обработки материалов натурных измерений- Декларации об объекте недвижимости. При этом, кадастровый инженер указал, что у заказчика работ отсутствует проектная документация.
Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от <дата>. административному истцу было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилой дом на срок до <дата>. по следующим основаниям:
- технический план объекта ИЖС подготовлен на основании декларации от <дата>., при этом в составе его приложения отсутствует разрешение на строительство, выдача которого для объектов ИЖС предусмотрена Гр.К РФ, что нарушает требования ч.7 ст.70 Закона о регистрации во взаимосвязи с п.20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, согласно которым сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ, разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости, при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости, в случае отсутствия проектной документации;
-в техническом плане отсутствуют обоснования подготовки технического плана на основании декларации, содержащие причину отсутствия проектной документации.
Приостановление государственной регистрации права собственности на жилой дом является обоснованным, так как административный ответчик при принятии решения о приостановлении регистрации руководствовался ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно п.1 ч.3 ст.14 которого государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления.
Государственный кадастровый учет объекта был приостановлен по основаниям, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о регистрации, требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости».
В соответствии с п.7 ст.70 Закона о государственной регистрации до 1 марта 2018г. основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект ИЖС, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для ИЖС, или на объект ИЖС, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения ЛПХ (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты ИЖС. В данном случае сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч.11 ст.24 ФЗ (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Градостроительный кодекс РФ устанавливает перечень случаев, в которых для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство. Соответственно, в иных, не указанных в ГрК РФ случаях выдача такого документа требуется.
В силу ч.2 ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Строительство, как таковых объектов ИЖС, согласно ч.17 ст.51 ГрК РФ к таким исключениям не относится.
Из характеристики объекта недвижимости видно, составленного на 12.05.2017г., видно, что спорный жилой дом был возведен в 2017г. без получения разрешения на его строительство.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, объекты недвижимости, созданные без получения разрешения на строительство и право собственности на которые не признано судом, являются самовольными постройками.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что на самовольную постройку может быть признано право собственности за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (п.п. 25, 28).
В силу п.26 указанного выше Постановления, отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с ч.2 ст.49 ГрК РФ, в том числе для отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объектов ИЖС), экспертиза проектной документации не проводится. Однако положения, предусматривающие, что для строительства таких жилых домов подготовка проектной документации осуществляться не должна, в ГрК отсутствуют.
Таким образом, строительство объектов индивидуального жилищного строительства осуществляется с соблюдением порядка, установленного ГрК РФ (в том числе при наличии проектной документации и разрешения на строительства).
На дату вступления в силу (01.09.2006 г.) положений ФЗ от 30 июня 2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» получение разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию построенного объекта являлось обязательным. Ранее действовавший упрощенный порядок оформления прав граждан на созданные ими объекты ИЖС (дачная амнистия) заключалось в отсутствии необходимости получать и предоставлять для осуществления государственного учета и государственной регистрации прав разрешение на ввод в эксплуатацию таких объектов (ст.9 Закона №93-ФЗ, ч.4 ст.8 ГрК РФ, п.4 ст.25.3 Закона о регистрации). На момент принятия ответчиком решения о приостановлении государственной регистрации упрощенный порядок оформления уже не действовал.
Таким образом, оснований для признания незаконным решения Управления Росреестра по <адрес> о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета по заявлению Чибисовой Л.М. здания площадью 59,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, не имеется.
Из пояснений административного ответчика судом установлено, что 25.10.2017г. вынесено решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности жилого дома, поскольку в течение срока приостановления регистрации причины, препятствующие государственной регистрации, заявителем устранены не были.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Чибисовой Л. М. о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета по заявлению <номер> в государственном кадастровом учете здания площадью 59,7 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение составлено 13.11.2017г.