НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пятигорского городского суда (Ставропольский край) от 26.05.2020 № 2А-1530/20

дело № 2а-1530/2020

УИД 26RS0029-01-2020-001673-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Весниной О.В.

при секретаре судебного заседания Павленко Ю.С.

с участием:

представителя административного истца Шевелевой Ю.В.

административного ответчика

судебного пристава-исполнителя Дотдуевой Э.В.

представителя заинтересованного лица Амвросова К.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Пятигорскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1, УФССП по <адрес> о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам и его отмене, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя по перерасчету задолженности по алиментам

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Пятигорскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1, УФССП по <адрес> о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам и его отмене, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя по перерасчету задолженности по алиментам.

В обоснование заявленных требований административный истец в заявлении указал, что в производстве Пятигорского городского отдела судебных приставов находится исполнительное производство в отношении него, возбужденное на основании исполнительного листа серии ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка <адрес> по делу , вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: алименты в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно на содержание несовершеннолетних детей: ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ, выплачиваемые в пользу ФИО9

ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорский городской отдел службы судебных приставов им подано заявление с просьбой произвести перерасчет размера алиментов и рассчитать размер переплаты алиментов. К заявлению прилагались копии квитанций о переводе денежных средств ФИО9 за период с ДД.ММ.ГГГГ и заявление в Пятигорский городской отдел судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО11 предоставлено постановление о перерасчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ.

С указанным расчетом он не согласен поскольку с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ведет предпринимательскую деятельность. Ежеквартально подает в налоговый орган декларации о доходах. С ДД.ММ.ГГГГ он выплачивал ФИО9 алименты в размере по 10 000 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по 12 000 рублей ежемесячно в последующие месяцы до настоящего времени по 6 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорский городской отдел судебных приставов подано заявление с разъяснениями о размере алиментов и порядке уплаты с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в соответствии с Приказом Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «3» пункта 2 перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ».

В соответствии с пунктом 1 Приказа, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вычет указанных сумм расходов производится в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем вне зависимости от выбранного им режима налогообложения.

Подпунктом 1 пункта 2 указанного Приказа, к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей отнесены: для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - копия декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Правительством Российской Федерации в порядке реализации полномочия, делегированного ему статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривает в абзаце первом пункта 4, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего имущества, подлежащей в виде определенной денежной суммы взносу в казну (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П), это означает, что алименты могут быть взысканы только с тех сумм заработной платы и иного дохода, которыми алиментнообязанное лицо вправе распоряжаться.

Следовательно, суммы, подлежащие уплате в бюджет в виде налогов, не входят в состав средств, образующих экономическую выгоду алиментнообязанного лица. Не могут быть отнесены к ним и суммы расходов, которые алиментнообязанное лицо - индивидуальный предприниматель несет непосредственно в ходе предпринимательской деятельности и которые действительно необходимы для ее осуществления, поскольку бременем несения таких расходов определяется, по сути, сама возможность реализации этим лицом конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и, соответственно, исполнения своих алиментных обязательств.

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, не закрепляет требование об учете расходов, понесенных индивидуальным предпринимателем, в том числе перешедшим на упрощенную систему налогообложения, в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, при определении размера доходов в целях расчета подлежащих взысканию алиментов (задолженности по уплате алиментов) на несовершеннолетних детей. Это, однако, не означает, что в указанных целях на семейные правоотношения, к каковым относятся отношения, связанные со взысканием и уплатой алиментов, распространяются положения налогового законодательства как таковые, при том что доказательством реальной величины экономической выгоды, имеющей значение для расчета алиментных обязательств и, следовательно, исполнения обязанности по уплате алиментов, могут быть сведения, представленные в налоговой декларации.

До настоящего времени ответ на обращение, поступившее в Пятигорский городской отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ не предоставлен, перерасчет не произведен.

ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорский городской отдел службы судебных приставов подано повторно заявление с просьбой произвести перерасчет размера алиментов и рассчитать размер переплаты алиментов. К заявлению прилагались копии квитанций о переводе денежных средств ФИО9 за период с ДД.ММ.ГГГГ года и заявление в Пятигорский городской отдел судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями.

В соответствии с Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства финансов Российской Федерации Согласно пункту 1 Разъяснений о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных приказом Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно подпункту 1 пункта 2 Разъяснений к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.

Расходы указанных индивидуальных предпринимателей определяются на сновании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 5 Разъяснений).

Размер ежемесячного дохода административного истца, после выплаты страховых взносов, в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование составляет: в ДД.ММ.ГГГГ - доход, в соответствии с декларациями, представленными в налоговый орган составлял 10 282 рубля ежемесячно, налог уплаченный государству составил 4 627 рублей в квартал, размер страховых взносов 5 565 рублей в квартал, после оплаты страховых взносов и налога доход составил: 4 627+5 565=10 192 рубля - размер плаченного налога и страховых взносов в квартал; 30 846 – 10 192 = 20 654 рубля - размер дохода после оплаты обязательных страховых взносов и налогов в квартал; 20 654/3=6 884,67 рубля - доход после оплаты обязательных платежей в месяц. На основании изложенного, 1/3 часть дохода в месяц подлежащая уплате в виде алиментов на содержание несовершеннолетних детей в 2015 - 2016 годах составляет: 5 884,67/3= 2 294 рубля 89 копеек.

В первом квартале ДД.ММ.ГГГГ года доход административного истца составил 10 282 рубля ежемесячно, налог уплаченный государству составил 4 627 рублей в квартал, размер страховых взносов 6 997 рублей в квартал, после оплаты страховых взносов и налога доход составил: 4 627 + 6 997=11 624 рубля - размер уплаченного налога и страховых взносов в квартал; 30 846 - 11 624 = 19 222 рубля - размер дохода после оплаты обязательных страховых взносов и налогов в квартал; 19 222/3 = 6 407,33 рублей - доход в месяц после оплаты обязательных платежей. На основании изложенного 1/3 часть дохода в месяц подлежащая уплате в виде алиментов на содержание несовершеннолетних детей в ДД.ММ.ГГГГ составляет: 6 407,33/3 = 2 135 рублей 78 копеек.

Во ДД.ММ.ГГГГ доход административного истца составил 10 835 рублей ежемесячно, налог уплаченный государству составил 4 876 рублей в квартал, размер страховых взносов 6 997 рублей в квартал, после оплаты страховых взносов и налога, доход составил: 4 876 + 6 997 = 11 873 рубля - размер уплаченного налога и страховых взносов в квартал; 32 505 - 11 873 = 20 632 рубля - размер дохода после оплаты обязательных страховых взносов и налогов в квартал; 20 632/3 = 6 877,33 рублей - доход в месяц после оплаты обязательных платежей. На основании изложенного 1/3 часть дохода в месяц подлежащая уплате в виде алиментов на содержание несовершеннолетних детей во ДД.ММ.ГГГГ составляет: 6 877,33/3 = 2 292 рубля 44 копейки.

В ДД.ММ.ГГГГ доход административного истца составил 21 856 рублей ежемесячно, налог уплаченный государству составил 9 835 рублей в квартал, размер страховых взносов 8 096 рублей в квартал, после оплаты страховых взносов и налога, доход составил: 9 835 + 8 096 = 17 931 рубль - размер уплаченного налога и страховых взносов в квартал; 65 568 - 17 931 = 47 637 рублей - размер дохода после оплаты обязательных страховых взносов и налогов в квартал;47 637/3=15 879 рублей - доход в месяц после оплаты обязательных платежей. На основании изложенного 1/3 часть дохода в месяц подлежащая уплате в виде алиментов на содержание несовершеннолетних детей в ДД.ММ.ГГГГ составляет: 15 879/3= 5 293 рубля.

В ДД.ММ.ГГГГ доход административного истца составил 20 165 рублей ежемесячно, налог уплаченный государству составил 9 074 рубля в квартал, размер страховых взносов 9 060 рублей в квартал, после оплаты страховых взносов и налога, доход составил: 9 074 + 9 060 = 18 134 рубля - размер уплаченного налога и страховых взносов в квартал; 65 568 – 17 931 = 42 361 рубль - размер дохода после оплаты обязательных страховых взносов и налогов в квартал; 42 361/3 = 14 120,33 рублей - доход в месяц после оплаты обязательных платежей. На основании изложенного 1/3 часть дохода в месяц подлежащая уплате в виде алиментов на содержание несовершеннолетних детей в ДД.ММ.ГГГГ составляет: 14 120,33/3 = 4 706 рублей 78 копеек.

С ДД.ММ.ГГГГ административный истец выплачивал ФИО9 алименты на содержание несовершеннолетних детей в размере 10 000 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ 12 000 рублей ежемесячно. На основании изложенного им за период ДД.ММ.ГГГГ годы выплачено ФИО9 240 000 рублей. В соответствии с Приказом размер алиментов исчисленный в соответствии с доходом за указанный период составляет 55 056 рублей. За шесть месяцев ДД.ММ.ГГГГ ответчиком перечислено истице денежных средств на сумму 60 000 рублей, тогда как подлежало перечислению, в соответствии с законом 13 281 рубль. В период с ДД.ММ.ГГГГ административный истец перечислил ФИО9 денежные средства на общую сумму 72 000 рублей, тогда как алименты за указанный период составляют 13 752 рубля. С ДД.ММ.ГГГГФИО9 перечислено им 36 000 рублей при сумме подлежащей перечислению в соответствии с его доходом за указанный период в размере 15 879 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ перечислено 58 500 рублей при подлежащей оплате 47 637 рублей. На основании изложенного переплата за период с января ДД.ММ.ГГГГФИО9 составляет 326 835 рублей.

В постановлении о перерасчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем применен размер алиментов как с неработающего должника, что нарушает его права как индивидуального предпринимателя.

На основании изложенного постановление о перерасчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, по его мнению, является незаконным и необоснованным, нарушающим его права.

Просит признать незаконным и отменить постановление о перерасчете задолженности по алиментам судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя ФИО1 произвести перерасчет алиментов в соответствии с его задекларированными доходами как индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление о перерасчете задолженности по алиментам судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству ; возложить обязанность на судебного пристава-исполнителя ФИО1 произвести перерасчет алиментов в соответствии с задекларированными доходами ФИО2 как индивидуального предпринимателя.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес>ФИО6 возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО2, просила суд отказать в полном объеме, указав на то, что расчет задолженности по алиментам проведен на основании документов, имевшихся в распоряжении судебного пристава-исполнителя, все квитанции об оплате алиментов ею были просчитаны.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО9ФИО7 возражал против удовлетворения административного искового заявления ФИО2, полагал, что его требования являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Пятигорским городским судом рассматривалось гражданское дело по иску ФИО9 к ФИО8 о взыскании неустойки по уплате алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Исковые требования были основаны на следующих обстоятельствах и нормах законов РФ: - в производстве УФССП России по <адрес> Пятигорском городском отделе судебных приставов находится исполнительное производство , возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа (исполнительного листа серии ВС от ДД.ММ.ГГГГ) выданный мировым судьей судебного участка <адрес> края по делу от ДД.ММ.ГГГГ; - предмет исполнения: взыскание с ФИО2 в пользу ФИО9 алиментов на содержание несовершеннолетних детей, ФИО2 Велеса, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 Ангелины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 1/3 части со всех видов заработка ежемесячно, до достижения детьми совершеннолетия; согласно постановлению судебного пристава-исполнителя Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Пятигорского городского отдела судебных приставов <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик имеет задолженность по уплате вышеуказанных алиментов на ДД.ММ.ГГГГ в размере 231 439 рублей 13 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 194 662,55 рублей. Итого общая задолженность по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 426 101,68 рублей, частичная оплата составляет – 66 500,00 рублей; -ссылаясь на п. 2 ст. 115 СК РФ с ответчика просили взыскать неустойку в размере 1/10 % от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила: 125 069,51 рублей. ДД.ММ.ГГГГ по существу рассмотренного гражданского дела судом было вынесено заочное решение, в соответствии с которым, иск был удовлетворен в полном объеме.

ФИО8 необоснованно ссылается на незаконность постановления судебного пристава-исполнителя о размере задолженности, ссылаясь при этом на декларации предоставляемых им в налоговый орган при периодических отчетах в своей предпринимательской деятельности. Минфин России уже не раз отмечал, что предприниматель, уплачивающий ЕНВД, должен определять сумму алиментов исходя из фактически полученных, а отнюдь не из «вмененных» доходов (см. Письма от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, и т.д.). При этом отмечалось, что уже «фактическую» базу в целях расчета алиментов нужно уменьшить на величину расходов, понесенных предпринимателем, а также на сумму ЕНВД.

В Письме от ДД.ММ.ГГГГ Минфин России выразил мнение, что ИП, работающие в рамках единого налога на вмененный доход (уплачивающие ЕНВД) для целей, не связанных с налогообложением, а стало быть, и для расчета алиментов, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.). Данные бухгалтерские документы первичной отчетности административным истцом суду и в УФССП России по <адрес> Пятигорский городской отдел судебных приставов не представлены.

В любом случае задолженность по алиментам пристав должен произвести с учетом первичной документации (накладных, счетов-фактур, квитанций, бланков строгой отчетности, расходных счетов и др.) и данных о суммах уплаченных налогов. Ну, а если должник – индивидуальный предприниматель не представит соответствующих документов, подтверждающих его заработок и (или) иной доход, то в соответствии с п. 4 ст. 113 Семейного кодекса размер алиментов (задолженность) приставы определят исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности), что и было сделано.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) предусматривает соответствующий прямой налог (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он установлен гл. 26.3 НК РФ, которая действует с ДД.ММ.ГГГГ.

Налогоплательщиками ЕНВД (п. 1 ст. 346.28 НК РФ) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД, и перешедшие на уплату ЕНВД в порядке, установленном гл. 26.3 НК РФ.

В п. 2 ст. 346.26 НК РФ предусмотрен широкий перечень видов предпринимательской деятельности, которые могут облагаться ЕНВД на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). В этот перечень, в том числе входят: оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.

Представленный в иске расчет о получаемых административным истцом якобы «реальных» доходах не может быть принят во внимание, поскольку не объясняет, например как за ДД.ММ.ГГГГ, имея в месяц доход (14 120,33 рубля – 4 706,78 рублей) 9 413,55 рублей (ниже прожиточного минимума) ФИО2 сам мог на эти средства жить, содержать своего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения от другого брака и приобрести автомобиль Reno Duster.

Просит в исковых требованиях ФИО2 отказать в полном объеме.

В судебное заседание административный истец ФИО2, представители административных ответчиков Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО9 не явились, надлежащим образом извещенные о месте, дате и времени судебного заседания. От заинтересованного лица ФИО9 поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с участием её представителя ФИО7

Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В силу ч.2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО5, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО7, исследовав материалы дела, документы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Российская Федерация, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

В порядке ч. 1 ст. 121 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 122 ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Аналогичные положения содержатся в ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по алиментам ФИО2 на период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 359 601, 68 рублей. При этом разъяснено, что при предоставлении сведений с места работы, справки о состоянии на учете в Центре занятости населения, сведений об оплате алиментов судебным приставом-исполнителем будет произведен перерасчет задолженности по алиментам.

В соответствии с п. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из представленных материалов по административному исковому заявлению ФИО2, имеет место его несогласие с постановлением судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обжалование которого предусмотрено в порядке административного судопроизводства.

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Из заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, следует, что ранее, ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО5 обращалась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, однако определением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено.

Учитывая то, что из исполнительного производства усматривается, что в нем отсутствуют сведения о направлении ФИО2 оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд приходит к выводу, о признании причины пропуска ФИО2 процессуального срока для обращения в суд уважительными и считает возможным восстановить пропущенный процессуальный срок.

В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), - доказывание соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 102 Закона № 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.

Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. Если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Аналогичные положения закреплены в статье 113 СК РФ.

Положения пункта 4 статьи 113 СК РФ направлены на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений. При этом норма, закрепленная в части 3 статьи 102 Закона № 229-ФЗ, соотносится с такими задачами и целями исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, в частности в данном случае, права несовершеннолетнего ребенка на выполнение в отношении него алиментных обязательств.

Согласно подпункту "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При отсутствии у судебного пристава-исполнителя информации о размере доходов плательщика размер алиментов (или задолженности по алиментам) определяется исходя из размера средней заработной платы в РФ (п.1 ст.81, ст.82, п.4 ст.113 СК РФ).

При представлении документов, подтверждающих размер заработка и (или) иного дохода, суммы платежей подлежат перерасчету.

Под вмененным доходом согласно статье 346.27 НК РФ понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

В соответствии со статьей 346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Как следует из материалов дела, судебным приказом мирового судьи судебного участка <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ по делу с ФИО2 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей: сына ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 1/3 части всех видов заработка начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия.

Во исполнение данного судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство .

Из постановления судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что задолженность ФИО2 по алиментам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 412 946,80 рублей.

На основании заявлений административного истца и его полномочного представителя о перерасчете задолженности по алиментам, судебным приставом-исполнителем Пятигорского городского отдела УФССП России по <адрес> вынесено постановление о перерасчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым задолженность по алиментам ФИО2 на период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определена в размере 359 601, 68 рублей. При этом разъяснено, что при предоставлении сведений с места работы, справки о состоянии на учете в Центре занятости населения, сведений об оплате алиментов судебным приставом-исполнителем будет произведен перерасчет задолженности по алиментам. В указанном постановлении расчет задолженности произведен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации.

В обоснование административных исковых требований ФИО2 должником представлены, в том числе копии налоговых деклараций по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В соответствии с пунктами 3 - 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации размер задолженности определяется судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Если такое определение задолженности существенно нарушает интересы одной из сторон, сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд, который может определить задолженность в твердой денежной сумме исходя из материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Частями 2 и 3 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.

Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (подпункт «з» пункта 2) (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Форма расчета задолженности по алиментам утверждена в Приложении к Методическим рекомендациям по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, и основаны на Методических рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктом 5.1. названных Методических рекомендаций размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (часть 2 статьи 102 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Согласно п. 5.3 названных Методических рекомендаций в случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с п. 4 ст. 113 СК РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт непредставления документов, подтверждающих размер фактически полученного дохода, представитель административного истца в судебном заседании данный факт не отрицала, ссылаясь на отсутствие у ФИО2 такой обязанности. ФИО2 судебным приставом-исполнителем разъяснено, что при предоставлении документов, подтверждающих доход, полученный от предпринимательской деятельности, ею будет произведен перерасчет задолженности.

При предъявлении судебному приставу-исполнителю декларации о доходах должника - индивидуального предпринимателя в случае увеличения его дохода размер алиментов (задолженности) подлежит перерасчету.

Из системного толкования Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» а также Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ н, Министерства финансов РФ н, Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей», основанием для расчета алиментов в соответствии с данными нормативными актами является одновременное представление индивидуальным предпринимателем декларации, подтверждающей доходы и книги доходов и расходов. В нарушение указанных положений книга доходов и расходов ФИО2 представлена не была.

Размер задолженности ФИО2 по алиментам определен исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания.

Суд считает, что определяя задолженность по алиментам исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, судебный пристав обоснованно учел, что вмененный доход индивидуального предпринимателя не может отражать реальные доходы, пока иное не будет подтверждено документально.

Данный вывод соответствует положениям ст. 346.27 НК РФ, согласно которым вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода и используемый для расчета единого налога по установленной ставке.

Таким образом, указанные в налоговой декларации сведения о доходах истца не отражают фактически полученные доходы, а учет такого дохода имеет значение исключительно для налогообложения.

Суд приходит к выводу, что при определении размера подлежащих удержанию алиментов с ФИО2 должны приниматься во внимание все полученные в его распоряжение реальные доходы от занятия предпринимательской деятельностью за период начисления алиментов, а также все произведенные за указанный период непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности расходы.

При таком положении, учитывая, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то должностным лицом, в установленном Законом № 229-ФЗ (статья 64.1) порядке, суд приходит к выводу о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя требованиям закона и нарушение этим постановлением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Налоговые декларации не могут служить единственным подтверждением доходов плательщика алиментов от предпринимательской деятельности, в связи с тем, что при уплате единого налога сумма вмененного дохода исчисляется расчетным путем исключительно для целей налогообложения и не отражает сумму фактически полученного индивидуальным предпринимателем реального дохода..

При этом суд учитывает, что должник не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю необходимые финансовые документы, подтверждающие фактические его доходы и расходы в спорный период времени для расчета задолженности по алиментным обязательствам.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется, в связи с чем оспариваемые действия должностного лица службы судебных приставов не могут быть признаны незаконными.

Поскольку постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных полномочий, нарушения прав административного истца не допущено, оснований для удовлетворения требований ФИО2 как о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, так и о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя произвести перерасчет задолженности по алиментам в соответствии с представленными декларациями не имеется. При таких обстоятельствах, заявленные ФИО2 требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,-

решил:

Восстановить ФИО2 процессуальный срок на подачу административного искового заявления по иску к Пятигорскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам и его отмене, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя по перерасчету задолженности по алиментам.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Пятигорскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебному приставу-исполнителю Пятигорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам и его отмене, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя по перерасчету задолженности по алиментам - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Веснина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>