НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пятигорского городского суда (Ставропольский край) от 14.04.2017 № 2А-1118/17

Дело № 2а-1118/17

Решение

Именем Российской Федерации

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пушкарной Н.Г.,

при секретаре Байрамуковой П.Д.,

с участием

административного истца

старшего помощника прокурора г. Пятигорска Поповой И.А.,

представителя административного ответчика администрации г. Пятигорска Рыбиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда Ставропольского края административное дело по административному иску заместителя прокурора г. Пятигорска, заявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска, к администрации г. Пятигорска о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по постановке на баланс бесхозяйного имущества и возложении обязанности принятия на баланс бесхозяйного имущества,

установил:

В Пятигорский городской суд обратился заместитель прокурора г. Пятигорска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска с административным исковым заявлением к администрации г. Пятигорска о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по постановке на баланс бесхозяйного имущества и возложении обязанности принятия на баланс бесхозяйного имущества.

В обоснование заявленных административных исковых требований заместитель прокурора г. Пятигорска указывает, что в марте 2016 года в прокуратуре города проведена проверка по обращению жильца дома <адрес> об обязании администрацию города принять на баланс бесхозяйные водопроводные сети, в ходе которой установлено следующее.

Из постановления и.о. руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении почтовых адресов строящимся индивидуальным жилым домам по <адрес>» следует, что постановлениями главы города Пятигорска в период времени с 2003 по 2006 годы гражданам были предоставлены земельные участки в районе <адрес> под строительство индивидуальных жилых домов, ныне расположенные по <адрес>.

К водопроводным сетям <данные изъяты>, проложенным по <адрес>, технологически присоединены жилые дома, в том числе, <адрес> и т.д. по <адрес>.

Данная сеть на кадастровом учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не состоит, инвентаризацию не проходила.

Имеющиеся в филиале ГУП СК «СКВК» - Пятигорский «Водоканал» согласия гражданина ФИО5 к подключению домовладения по <адрес> и др. в существующую водопроводную сеть по <адрес> не являются документами, определяющими собственника имущества.

Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от ДД.ММ.ГГГГ регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (ст. 1).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения, путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению
безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленное на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация в границах городского округа водоснабжения населении, пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 50 Федерального закона -Ф3, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения населенных пунктов поселения.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно требованиям ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В нарушение указанных норм законов администрацией города Пятигорска до настоящего времени не приняты меры по принятию на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории <адрес>, водопроводные сети по <адрес>, и обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии их на учет.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес администрации г. Пятигорска внесено представление, по результатам рассмотрения которого действенных мер не принято.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.

Неисполнение органом местного самоуправления требований ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ нарушает права и законные интерес неопределенного круга лиц муниципального образования - города-курорта Пятигорска, т.к. сети водоснабжения являются объектом жизнеобеспечения населения города.

Обратившись в суд, заместитель прокурора <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии мер с марта 2016 года по январь 2017 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории <адрес>, - водопроводных сетей Д-63 мм, протяженностью 275м, проходящих по <адрес> (от водопроводного колодца ВК-1 по пер. Бригадному до жилого <адрес>).

Возложить на администрацию <адрес> обязанность до июля 2017 года принять на баланс бесхозяйного имущества, находящееся на территории <адрес>, - водопроводные сети Д-63 мм, проходящие по <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества.

В судебном заседании старший помощник прокурора Попова И.А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд об удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика администрации <адрес>Рыбина Е.В., действующая в пределах предоставленных ей по доверенности полномочий, в судебном заседании не признал заявленные требования, и просила суд отказать в их удовлетворении, указав, что по имеющимся у них данным собственником спорных водопроводных сетей является ФИО5, ранее дававший согласие другим жильцам на подключение к системе водоснабжения Д-63 мм.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и представленные сторонами в условиях состязательности процесса и равноправия сторон доказательства, в том числе и письменные, на предмет их достаточности, относимости и допустимости, с учетом требований ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, они определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, названный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии со статьей 2 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: 2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации регламентировано рассмотрение дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

В судебном заседании установлено, что в марте 2016 года в прокуратуре <данные изъяты> Пятигорска была проведена проверка по обращению жильца <адрес> об обязании администрацию города <данные изъяты> на баланс бесхозяйные водопроводные сети.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.

Как следует из постановления и.о. руководителя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении почтовых адресов строящимся индивидуальным жилым домам по <адрес>», постановлениями главы <адрес> в период времени с 2003 по 2006 годы гражданам были предоставлены земельные участки в районе <адрес> под строительство индивидуальных жилых домов, ныне расположенные по <адрес>.

Согласно схеме водопроводных сетей <адрес>, к водопроводным сетям Д-63мм, проложенным по <адрес>, технологически присоединены жилые дома, в том числе, <адрес>, 23 и т.д. по <адрес>.

Водопроводная сеть Д-63мм, по <адрес> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на кадастровом учете не состоит, инвентаризацию не проходила, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ.

Имеющиеся в филиале ГУП СК «СКВК» - Пятигорский «Водоканал» согласия гражданина ФИО5 к подключению домовладения по <адрес> и другие в существующую водопроводную сеть по <адрес> не могут являться документами, определяющими собственника имущества.

Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от ДД.ММ.ГГГГ регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения, путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению
безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленное на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация в границах городского округа водоснабжения населении, пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 50 Федерального закона -Ф3, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения населенных пунктов поселения.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно требованиям ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Установлено, что в нарушение указанных норм закона администрацией <адрес> до настоящего времени не приняты меры по принятию на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории <адрес>, водопроводные сети по <адрес>, и обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии их на учет.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Пятигорска в адрес администрации г. Пятигорска внесено представление.

Сведений, по результатам рассмотрения администрацией <адрес> представления прокуратуры <адрес>, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что неисполнение органом местного самоуправления – администрацией <адрес> требований ч. 3 ст. 225 ГК РФ нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц муниципального образования - города-курорта Пятигорска, поскольку сети водоснабжения являются объектом жизнеобеспечения населения города.

Судом тщательно проверялись доводы, как процессуального административного истца, так и административного ответчика по делу, заявленные как в обоснование, так и опровержение исковых требований.

По мнению суда, в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, стороной административного истца представлены надлежащие письменные доказательства в обоснование заявленных требований, а потому суд находит заявленные административным истцом требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора г. Пятигорска, заявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования города-курорта Пятигорска, к администрации г. Пятигорска о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по постановке на баланс бесхозяйного имущества и возложении обязанности принятия на баланс бесхозяйного имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска, выразившееся в непринятии мер с марта 2016 года по январь 2017 года по постановке на баланс бесхозяйного имущества, находящегося на территории <адрес>, - водопроводных сетей Д-63 мм, протяженностью 275м, проходящих по <адрес> (от водопроводного колодца ВК-1 по пер. Бригадному до жилого <адрес>).

Возложить на администрацию <адрес> обязанность до июля 2017 года принять на баланс бесхозяйное имущество, находящееся на территории <адрес>, - водопроводные сети Д-63 мм, проходящие по <адрес> службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем принесения апелляционной жалобы, а прокурором апелляционного представления через Пятигорский городской суд СК.

Судья Н.Г. Пушкарная