НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пугачевского районного суда (Саратовская область) от 28.01.2019 № 2А-71(1

№ 2а-71(1)/2020

64RS0028-01-2019-001957-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2020 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Шумейкина А.П.

при секретаре Куприяновой О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании налога на имущество физических лиц, пени

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС России № 6 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании налога на имущество.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 в <Данные изъяты> году имел в собственности: объект незавершенного строительства, с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>; здание с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: Саратовская <Данные изъяты> 4; здание с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>; жилой дом с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>; жилой с кадастровым номером <Данные изъяты> дом по адресу: <Данные изъяты>.

Порядок налогообложения и уплаты налога на имущество регулируется гл. 32 НК РФ. Налоговые ставки установлены в соответствии с п.2 Решения Совета муниципального образования г. <Данные изъяты> Саратовской области «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования г. <Данные изъяты> района <Адрес>» № <Данные изъяты> от <Данные изъяты>.

Объект незавершенного строительства является объектом налогообложения на имущество физических лиц, если на такой объект оформлено право собственности.

Обязанность по уплате налога возникает, если в субъекте РФ, на территории которого расположено такое имущество, введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Если в целях налогообложения имущества применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2014 № 685 установлены коэффициенты-дефляторов на 2015, 2016, 2017 годы.

Налог на имущество подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Истец указывает, что срок уплаты налога за <Данные изъяты>.- <Данные изъяты>. Поскольку задолженность по налогу на имущество за <Данные изъяты>. до настоящего времени в полном объеме не оплачена произведено начисление пени за период с <Данные изъяты><Данные изъяты> в сумме 1016,36 руб. Налогоплательщиком частично оплачены пени. Оставшаяся сумма задолженности составляет 1011,36 руб.

Административным истцом в адрес ФИО2 направлялось налоговое уведомление. В связи с наличием недоимки по налогам административному ответчику было направлено требование, которое не исполнено.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 <Данные изъяты> от <Данные изъяты> судебный приказ от <Данные изъяты> о взыскании недоимке по налогу на имущество с ФИО2, отменен.

Со ссылкой на изложенное МРИ ФНС России № <Данные изъяты> по Саратовской области просило взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за <Данные изъяты> год в размере 57 250,24 руб., пени 1011,36 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования уточнила. Заявила об уменьшении исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц до суммы 37 082 руб., пени до суммы 1008,11 руб., всего до суммы - 38 090,11 руб. Уточненный иск поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик ФИО2 иск не признал. Указал, что не согласен с административном иском в части начисления налога на имущество объект незавершенного строительства, с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>, в связи с тем, что в качестве налогооблагаемой базы по данному объекту истцом принята инвентаризационная стоимость объекта, тогда как следует принимать кадастровую стоимость объекта. Кадастровая стоимость объекта не определена, по этой причине налог на объект незавершенного строительства начисляться не должен. Решение Совета муниципального образования г. <Данные изъяты> «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования г. <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области» № <Данные изъяты> от <Данные изъяты> на которое ссылается административный истец, не может служить основаниям для начисления налога на объект незавершенного строительства, поскольку названное решение не содержит прямого указания, что объектом налогообложения являются объекты незавершенного строительства. Не оспаривал, что перечисленные в исковом заявления объекты недвижимости принадлежат ему, не оспаривал размера указанной административным истцом инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Указал, что по объекту незавершенного строительства, с кадастровым номером <Данные изъяты> ему необоснованно был начислен налог в <Данные изъяты> г. - 29 432 руб., в <Данные изъяты> - 31 558 руб. на общую сумму 60 990 руб. Им в <Данные изъяты> г был частично оплачен налог на имущество физических лиц за <Данные изъяты> г. в сумме 35 000 руб., переплата по налогу на имущество физических лиц составила 23 908 руб.. Полагал, что данная сумма подлежат зачислению в счет будущих налоговых платежей.

Выслушав представителя административного истца, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.

В силу ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно пп. 1, 5 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 4 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

С 01.01.2015 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Статьей 400 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Подпунктом 5 п.1 ст. 401 НК РФ в перечень объектов налогообложения включен объект незавершенного строительства.

В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В силу ч.4 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: если суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) свыше 500 000 рублей – ставка налога свыше 0,3 до 2,0 процента включительно.

В п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что недоимка это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с п.1,2 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 N 698 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 N 44353) на 2017 г. установлен коэффициент-дефлятор необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,425;

Законом Саратовской области от 26.10.2017 N 81-ЗСО "Об установлении единой даты начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят Саратовской областной Думой 25.10.2017) установлена единая дата начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.

Решением Совета муниципального образования <Данные изъяты> Саратовской области от <Данные изъяты><Данные изъяты> «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования <Данные изъяты> района Саратовской области» установлена налоговая ставка, согласно которому к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения умноженной на коэффициент-дефлятор, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику при стоимости свыше 500 000 руб. ставка составляет 0,5% для жилых помещений и 1,3 % для нежилых помещений, строений, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Судом установлено, что ФИО2 в <Данные изъяты> году на праве собственности принадлежали:

объект незавершенного строительства, кадастровый номер <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты> инвентаризационной стоимостью - 1 703 518 руб.;

здание кадастровый номер <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты> инвентаризационной стоимостью - 657 158 руб.;

здание по адресу: <Данные изъяты> кадастровый номер <Данные изъяты> инвентаризационной стоимостью - 1 055 935 руб.;

жилой дом с кадастровым номером <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты>, инвентаризационной стоимостью 1 172 044 руб.;

жилой кадастровый номер <Данные изъяты> по адресу: <Данные изъяты> инвентаризационной стоимостью 184 301 руб. (л.д.19, 20-27).

Налоговым органом ФИО2, как налогоплательщику налога на имущество физических лиц был исчислен налог за <Данные изъяты> год - 72 082,00 руб., срок уплаты налога <Данные изъяты>, о чем было сформировано и направлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц (л.д.16-17).

Административным ответчиком своевременно не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, <Данные изъяты> административному ответчику направлено требование № <Данные изъяты> об уплате налога на имущество физических лиц за <Данные изъяты> год в размере 72 082,00 руб., а также пени в размере 1016,36 руб. в срок до <Данные изъяты> года. К указанному требованию приложен расчет пени (л.д.13-14).

Направление налогового уведомления и требования подтверждаются списками отправлений, имеющимися в материалах дела (л.д.15, 18).

Факт получения налогового уведомления и требования ФИО2 не оспаривается.

Административный истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам и пени за <Данные изъяты>.. Мировым судьей судебного участка № 3 <Данные изъяты><Данные изъяты> был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 недоимки по налогам и пени за <Данные изъяты>. в сумме 73 228,72 руб., который затем определением мирового судьи от <Данные изъяты> отменен на основании поступивших возражений ответчика (л.д. 40).

С настоящим иском административный истец обратился в суд <Данные изъяты> в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно уточненного административного иска, пояснений сторон, ФИО2 частично оплатил сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц, оставшаяся сумма задолженности по налогу на имущество за <Данные изъяты> год составляет 37 082 руб. Оставшаяся сумма задолженности по пени составляет 1008, 11 руб.

Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на имущество физических лиц за <Данные изъяты> год, срок обращения в суд и налогоплательщиком ФИО2 обязанность по уплате налога, в полном объеме не исполнена, суд приходит к выводу о взыскании со ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц за <Данные изъяты> г. в размере 37 082 руб., пени в размере 1008,11 руб.

Расчет размера задолженности по налогу и пени произведенный административным истцом, проверен судом, является обоснованным, математически верным, административным ответчиком не оспорен, поэтому суд принимает его.

Доводы административного ответчика о незаконности действий налоговой инспекции по начислению ему налога на имущество физических лиц на объект незавершенного строительства, суд находит основанном на не верном толковании материального закона.

Согласно вышеперечисленным нормам законодательства о налогах, объект незавершенного строительства является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, на указанный объект оформлено право собственности ответчика. Налоговая база для начисления налога на объект незавершенного строительства определяется как инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора.

Согласно Закону Саратовской области от 26.10.2017 № 81-ЗСО «Об установлении единой даты начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» датой начала применения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 01.01.2018 г.

Решением Совета муниципального образования города <Данные изъяты> Саратовской области от <Данные изъяты><Данные изъяты> «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования г. <Данные изъяты> муниципального района Саратовской области» установлена налоговая ставка для нежилых помещений, строений, не используемых для осуществления предпринимательской деятельности.

Таким образом при наличии прямого указании в Налоговом Кодексе РФ, что незавершенное строительство является объектом налогообложения, с учетом того, что решением Совета муниципального образования города <Данные изъяты> Саратовской области установлена общая ставка налога для нежилых помещений и строений не используемых для предпринимательской деятельности, налоговый орган обоснованно начислил налог на объект незавершенного строительства по установленным органом местного самоуправления ставкам.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного с административного ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1 342,7 руб.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам на имущество физических лиц, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, в бюджет Пугачевского муниципального образования г. Пугачева Саратовской области в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Саратовской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за <Данные изъяты> год в размере 37 082 руб., пени в размере 1008,11 руб., всего 38 090,11 руб..

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 342,7 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 24.01.2020.

Судья