НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Пучежского районного суда (Ивановская область) от 15.12.2021 № 2А-688/2021

Дело №2а-688/2021 (37RS0016-01-2020-001175-22)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2021 г. п. В. Ландех

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Никифоровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Верхний Ландех административное дело по иску Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области к Борисову Юрию Николаевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени за несвоевременную оплату транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Борисову Юрию Николаевичу о взыскании 3040 рублей 26 копеек, из которых:

-недоимка по транспортному налогу за 2014 г. по сроку уплаты 01.10.2015 - 750 рублей;

-недоимка по транспортному налогу за 2015 г. по сроку уплаты 01.12.2016 - 750 рублей;

-недоимка по транспортному налогу за 2016 г. по сроку уплаты 03.12.2018 - 750 рублей;

-недоимка по транспортному налогу за 2017 г. по сроку уплаты 03.12.2018 - 750 рублей;

-пени за несвоевременную оплату транспортного налога, начисленные на сумму недоимки 2015 г. за период с 02.12.2016 по 03.02.2017 в размере 16 рублей;

-пени за несвоевременную оплату транспортного налога, начисленные на суммы недоимок 2015-2018 г. г. за период с 04.12.2018 по 04.02.2019 в размере 24 рублей 26 копеек.

Административные исковые требования административный истец обосновывает следующим.

Транспортный налог Борисову Ю. Н. начислялся на объект налогообложения - транспортное средство - легковой автомобиль М 2140, государственный регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, 75 лошадиных сил, владельцем которого он зарегистрирован с 01.04.1999.

Поскольку Борисов Ю. Н. не производил своевременно оплату транспортного налога за 2014-2017 г. г. ему на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени.

Борисов Ю. Н. в соответствии со ст. 363 НК РФ обязан уплатить транспортный налог за 2014- в срок не позднее 01.10.2015, за 2015 г. в срок не позднее 03.12.2016, за 2016-2017 г.г. - в срок не позднее 03.12.2018.

Для оплаты транспортного налога налоговым органом Борисову Ю. Н. заказным письмом по адресу: <адрес> были направлены налоговые уведомления: №1299346 от 18.04.2015, №87433053 от 04.09.2016, №76399205 от 06.09.2018, в которых были произведены расчеты транспортного налога за 2015-2017 г.г..

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Борисову Ю. Н. налоговым органом были выставлены требования №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, №4527 от 05.02.2019, в которых предлагалось заплатить недоимки по транспортному налогу за 2014-2017г. г. и пени за несвоевременную оплату транспортного налога.

Поскольку в сроки, указанные в требованиях №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, №4527 от 05.02.2019 недоимки по транспортному налогу и пени Борисов Ю. Н. не заплатил, налоговый орган обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскании с Борисова Ю. Н. недоимки по транспортному налогу и пени на основании требований указанных требований.

15.01.2021 определением мирового судьи судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание недоимок по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, №4527 от 05.02.2019 ввиду того, что усматривается спор о праве.

После этого Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области подано в суд административное исковое заявление на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. и пени за несвоевременную оплату транспортного налога за 2015, 2016, 2017 г.г. на общую сумму 3040 рублей 26 копеек (л.д.3-4).

Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Ивановской области, административный ответчик Борисов Ю. Н. на рассмотрение дела не явились, хотя о месте и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом. От Административного истца поступило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца. О причинах неявки в суд административный ответчик не сообщил, ходатайств от него об отложении рассмотрения дела не поступало.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, суд считает возможным административные исковые требования административного истца удовлетворить частично.

В соответствии с абзацем 1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации

(часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в действующей редакции) (далее по тексту НК РФ (часть вторая) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ (часть вторая) объектом налогообложения признаются автомобили.

Согласно сведений из базы данных административного истца Борисов Ю. Н. являлся владельцем транспортного средства - легкового автомобиля М 2140, государственный регистрационный знак , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, 75 лошадиных сил с 01.04.1999 по декабрь 2017 г., включительно, что подтверждается: административным исковым заявлением истца (л.д.3-4); выпиской из базы данных налогового органа (л.д.22); налоговыми уведомлениями №1299346 от 18.04.2015, №87433053 от 04.09.2016, №76399205 от 06.09.2018 (л.д.5-7).

В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ (часть вторая) налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), включительно, - 2,5 рублей - с каждой лошадиной силы.

В соответствии с абзацем 1 п. 2 ст. 361 НК РФ (часть вторая) налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

В соответствии со ст. 2 Закона Ивановской области от 28.11.2002 №88-ОЗ «О транспортном налоге» налоговые ставки в Ивановской области на автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), включительно, установлены в размере 10 рублей - с каждой лошадиной силы.

Согласно п. 1 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в действующей редакции) (далее по тексту НК РФ (часть первая))

сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ (часть вторая) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст.363 НК РФ (часть вторая) (в ред. ФЗ от 02.12.2013 №3334-ФЗ) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст.363 НК РФ (часть вторая) (в ред. ФЗ от 23.11.2015 №320-ФЗ) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 4 ст.57 НК РФ (часть первая) в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с абзацем 1 п. 3 ст. 363 НК РФ (часть вторая) налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 363 НК РФ (часть вторая) направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Таким образом, Борисов Ю. Н. обязан был уплатить транспортный налог за 2014 г. в срок до 01.10.2015, включительно; за 2015 г. - до 01.12.2016, включительно; за 2016,2017 г., с учетом выходных дней - до 03.12.2019, включительно, что подтверждается налоговыми уведомлениями (л.д.5-7).

В соответствии со ст. 75 НК РФ (часть первая) за несвоевременную оплату транспортного налога подлежат начислению пени.

Пени за неуплату транспортного налога за 2014 г. подлежат начислению с 02.11.2015 по день оплаты, за 2015 г. - с 02.12.2016 по день оплаты, за 2016-2017г. г. - с 04.12.2018 по день оплаты.

Борисову Ю. Н. за 2014-2017 г. г. начислен транспортный налог в размере 750 рублей за каждый год, который он не оплатил, что подтверждается: налоговыми уведомлениями (л.д.5-7); карточками лицевого счета Борисова Ю.Н. (л.д.18-19,20-21).

Согласно адресной справки из миграционного пункта МО МВД России «Пучежский» от 09.11.2021 Борисов Ю. Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Административному ответчику Борисову Ю. Н. по адресу: <адрес> налоговым органом направлялись налоговые уведомления на оплату транспортного налога, начисленного на объект налогообложения - легковой автомобиль М 2140, государственный регистрационный знак ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, 75 лошадиных сил: №1299346 от 18.04.2015, в котором указывалось на необходимость уплаты транспортного налога за 12 месяцев 2014 г. в размере 750 рублей (10 руб. х 75 л. с.=750 руб.)- в срок не позднее 01.10.2015; №87433053 от 04.09.2016, в котором указывалось на необходимость уплаты транспортного налога за 12 месяцев 2015 г. в размере 750 рублей - в срок не позднее 01.12.2016; №76399205 от 06.09.2018, в котором указывалось на необходимость уплаты транспортного налога за 12 месяцев 2016 г. в размере 750 рублей и за 12 месяцев 2017 г. в размере 750 рублей - в срок не позднее 03.12.2018, что подтверждается соответствующими налоговыми уведомлениями (л.д.5-7); списком № 581368 направления Борисову Ю. Н. 20.09.2018 налоговым органом заказного отправления с уведомлением (ШПИ ) (л.д.86).

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ (часть первая) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п.. 2 ст. 69 НК РФ (часть первая) требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с абзацем 1 п. 4 ст. 69 НК РФ (часть первая) требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 69 НК РФ (часть первая) требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ (часть первая) требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 8 ст. 69 НК РФ (часть первая) правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

Судом установлено, что налоговым органом административному ответчику по адресу: <адрес> были направлены требования:

-№93707 от 16.10.2015, в котором Борисову Ю. Н. предлагалось в срок до 29.01.2016 заплатить недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 750 рублей -19.11.2015; -№2778 от 04.02.2017, в котором Борисову Ю. Н. предлагалось заплатить в срок до 27.03.2017 недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 750 рублей и пени, начисленные на сумму этой недоимки за период с 02.12.2016 по 04.02.2017 в размере 16 рублей - 09.02.2017;

-№ 4527 от 05.02.2019, в котором Борисову Ю. Н. предлагалось заплатить недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 г.г. по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 1500 рублей и пени за несвоевременную оплату этих налогов, начисленные за период с 04.12.2018 по 05.02.2019 в размере 24 рублей 26 копеек в срок до 02.04.2019 - 21.02.2019, что подтверждается:

-требованиями №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, № 4527 от 05.02.2019 (л.д.8-9, 11,14-15);

-справкой об отправке требования №93707 от 16.10.2015 19.11.2015 (л.д.10);

-списками об отправке налоговым органом почтовых отправлений, согласно которым Борисову Ю. Н. по адресу <адрес> направлялись заказными письмами почтовые отправления: №462563 - 09.02.2017 (л.д.13) и №72406 - 21.02.2019 (л.д.17);

-расчетами пени на суммы: 16 рублей (л.д.12) и 24 рубля 26 копеек (л.д.16).

В соответствии с п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

П. 9 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ « О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 48 НК РФ (часть первая) внесены изменения, в соответствии с которыми, указанные в ст. 48 НК РФ (часть первая) суммы увеличились с 3000 рублей до 10000 рублей. Ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ) действует с 23.12.2020 и на правоотношения по взысканию недоимки за 2014-1017 г.г., не распространяется.

В соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ (часть первая) акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Однако, Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ о внесении изменений в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает такого положения и, следовательно, он не имеет обратную силу.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) налоговый орган вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени с Борисова Ю. Н. на основании требований №93707 от 16.10.2015 и №2778 от 04.02.2017 в срок до 29.07.2019, включительно, т.к. в течение трех лет со дня исполнения самого раннего требования №93707 от 16.10.2015 (срок исполнения до 29.01.2016) общая сумма недоимок по налогам и пени не превысила 3000 рублей (883,82+437,74 ( по требованию №93707 от 16.10.2015)+ 750+16 (по требованию №2778 от 04.02.2017)=2087,56).

Требование №4527 от 05.02.2019 выставлено после истечения 29.01.2019 трехлетнего срока со дня исполнения самого раннего требования №93707 от 16.10.2015 и, следовательно, срок обращения в суд с заявлением за взысканием недоимки по налогам и пени по требованию №4527 от 05.02.2019 течет самостоятельно, независимо от срока взыскания недоимок по налогам и пени по требованиям №93707 от 16.10.2015 и №2778 от 04.02.2017.

Судом установлено, что после направления Борисову Ю. Н. требования о взыскании недоимки по налогам и пени №4527 от 05.02.2019 ему также направлялись налоговым органом требования, которые в добровольном порядке исполнены не были:

- №59038 от 06.07.2019 на уплату недоимок по налогам на имущество и на землю на сумму 295 рублей и пени за неуплату этих налогов на общую сумму 16 рублей 23 копейки, которые предлагалось заплатить в срок до 01.11.2019;

-№49827 от 11.07.2019, в котором предлагалось в добровольном порядке заплатить пени за несвоевременную оплату транспортного налога на общую сумму 308 рублей 87 копеек;

-№9392 от 06.02.2020, в котором предлагалось в добровольном порядке в срок до 31.03.2020 заплатить недоимку по транспортному налогу за 2018 по сроку уплаты 02.12.2019 в размере 750 рублей и пени за несвоевременную уплату этого налога в размере 10 рублей 23 копеек;

--№51291 от 25.06.2020, в котором предлагалось в срок до 23.11.2020 добровольно заплатить недоимки по налогу на имущество физических лиц и на землю за 2018 г. по сроку уплаты 02.12.2019 на общую сумму 300 рублей и пени за неуплату этих налогов на общую сумму 12 рублей 17 копеек;

№9546 от 16.06.2021, в котором в срок до 23.11.2021 предлагалось добровольно заплатить недоимку по транспортному налогу, налогам на землю, на имущество физических лиц за 2019 по срокам уплаты 01.12.2020 на общую сумму 970 рублей и пени за несвоевременную оплату этих налогов на общую сумму 28 рублей 48 копеек, что подтверждается указанными требованиями, предоставленными налоговым органом (л.д.72,74,76,7880-81) и скриншотами из базы данных налогового органа, подтверждающими, что указанные требования направлялись Борисову Ю. Н. заказными письмами, с указанием номеров ШПИ, дат направления и вручения писем административному ответчику (л.д. 73,75,77,79,82); сообщением налогового органа о том, что по состоянию на 13.12.2021 недоимки по транспортному налогу и пени, указанные в административном исковом заявлении, а также в требованиях №59038 от 06.07.2019, №9392 от 06.02.2020, №51291 от 25.06.2020, №9546 от 16.06.2021 Борисовым Ю. Н. не заплачены; по требованию №49827 от 11.07.2019, выставленному на сумму 308 рублей 87 копеек налоговым органом списаны пени в размере 56 рублей 91 копейки (л.д.89-90); выписками из лицевого счета Борисова Ю. Н., подтверждающими, что оплата транспортного налога Борисовым Ю. Н. в период с 01.01.2015 по 06.10.2021 не производилась (л.д.18-19, 20-21).

Доказательств, подтверждающих обратное, суду не представлено.

Таким образом, поскольку в течение трех лет со дня исполнения срока самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом №4527 от 05.02.2019 (срок исполнения - до 02.04.2019, включительно) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица Борисова Ю. Н., такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов 24.11.2021 превысила 3000 рублей (1500+24,26 (по требованию №4527 от 05.02.2019)+295+16,23 (по требованию №59308 от 06.07.2019)+308,87-56,91 (по требованию №49827 от 11.07.2019, с учетом списания позднее налоговым органом пени на сумму 56,91)+750+10,23 (по требованию №9392 от 06.02.2020) + 970+28,48 (по требованию №9546 от 16.06.2021)+300+12,17(по требованию №51291 от 25.06.2020)=4058,23), налоговый орган в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени по требованию №4527 от 05.02.2019 в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, т.е. в срок, с учетом выходных дней до 24.05.2021, включительно.

Определением мирового судьи судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области от 15.01.2021 Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени на общую сумму 3040 рублей 26 копеек на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 и №4527 от 05.02.2019 ввиду спора о праве, т.к. истек пресекательный срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) на взыскание недоимок по транспортному налогу и пени, являющийся препятствием в вынесении судебного приказа, что подтверждается копией соответствующего определения, имеющейся в деле (л.д.25).

Копия указанного определения мирового судьи судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области от 15.01.2021 вручена административному ответчику 25.01.2021, что подтверждается ответом на запрос мирового судьи судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области от 16.11.2021 (л.д.38) и копией отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.40), из которых видно, что почтовое отправление, направленное мировым судьей судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области 22.01.2021 Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области 25.01.2021 вручено адресату (л.д.40).

Из вышеизложенного следует, что на день обращения в январе 2021 г. к мировому судье судебного участка №2 Пучежского судебного района в Ивановской области Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 пресекательный срок для обращения с заявлением в суд за взысканием недоимок по транспортному налогу и пени на основании этих требований, установленный абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020), истек еще 29.07.2019, т.е. полтора года назад, а срок взыскания недоимки по транспортному налогу и пени по требованию № 4527 от 05.02.2019, установленный абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) не истек.

После этого 25.10.2021 Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области «Почтой России» в Пучежский районный суд Ивановской области было направлено административное исковое заявление на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени по требованиям №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 и №4527 от 05.02.2019, что подтверждается конвертом, в котором поступило почтовое отправление в суд, на котором указано ШПИ (л.д.27); Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ШПИ из которого следует, что почтовое отправление было отправлено Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области в Пучежский районный суд Ивановской области 25.10.2021 и 29.10.2021 вручено адресату (л.д.41).

В соответствии с абзацем 2 п.3 ст. 48 НК РФ (часть первая) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Действующим законодательством не установлен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением со дня вынесения судом определения об отказе в принятии заявления на вынесение судебного приказа.

25.10.2021 Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области предъявлено в Пучежский районный суд Ивановской области административное исковое заявление о взыскании с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. и пени, начисленных за несвоевременную оплату транспортного налога 2015-2018 г.г. на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 и №4527 от 05.02.2019.

Таким образом, по состоянию на 25.10.2021,т.е. на день подачи административного искового заявления в суд, сроки, установленные п. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, абзацами 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (часть первая) (в редакции ФЗ от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) для обращения в суд налогового органа с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу 2014-2017 г.г. и пени с Борисова Ю. Н. по требованиям №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 и №4527 от 05.02.2019 административным истцом пропущены.

В соответствии п. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть вопрос о восстановлении пропущенного срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Вместе с тем, выводы суда относительно указанных обстоятельств и уважительных причин формируются в каждом конкретном случае по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, исходя из указанных стороной причин пропуска, а также установленных обстоятельств о препятствиях своевременному обращению в суд с заявлением.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, соблюдения срока обращения в суд, уважительных причин пропуска установленного законом срока, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ ).

Пучежским районным судом Ивановской области предлагалось административному истцу Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области предоставить доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока, установленного п. 2 ст. 286 КАС РФ, абзацем 2, 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020), что подтверждается: определением о принятии административного искового заявления к производству и проведении подготовки дела к рассмотрению от 29.10.2021, в котором предлагалось административному истцу указать причины пропуска срока на обращение с заявлением о взыскании недоимок по транспортному налогу и пени в суд и предоставить доказательства уважительности пропуска срока на подачу административного искового заявления к Борисову Ю. Н. в срок до 13.11.2021, включительно (л.д.1-2); определением о назначении предварительного судебного заседания от 29.10.2021 (л.д.29); сопроводительной исх. №2037 от 29.10.2021 о направлении копий указанных определений административному истцу, в которой также предлагалось привести причины пропуска срока для подачи административного искового заявления в суд и предоставить доказательства в подтверждении уважительности причин пропуска срока (л.д.30); почтовым уведомлением о вручении 02.11.2021 Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области корреспонденции из суда (л.д.34).

Административным истцом Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области не представлено суду доказательств, подтверждающих, что административный истец пропустил по уважительной причине срок, установленный абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2021) для обращения в суд с заявлением на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу за 2014, 2015 г. г. и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017.

Подача в январе 2021 г. административным истцом мировому судье заявления на вынесение судебного приказа на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 и получение 25.01.2021 от мирового судьи копии определения от 15.01.2021 об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, для рассмотрения настоящего дела принципиального значения не имеет, поскольку мировому судье было подано заявление на вынесение судебного приказа после истечения срока, установленного абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020). Для подачи настоящего административного искового заявления в районный суд, не требовалось обращение в январе 2021 г. к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказ, поскольку из анализа подпункта 3 п. 3 ст. 123.4 КАС РФ следует, что заявление о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени подается, когда из заявления и, приложенных к нему документов усматривается, что требование является бесспорным. На момент подачи в январе 2021 г. мировому судье заявления о вынесении судебного приказа, срок, установленный п. 2 ст. 286 КАС РФ, абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) для обращения с заявлением в суд на взыскании недоимок по транспортному налогу за 2014-2015 г. и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, налоговым органом был уже пропущен и в соответствии с абзацем 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ вопрос о его восстановлении должен решаться судом. Т.е. из заявления и, приложенных к нему документов, усматривалось, что требование не является бесспорным. При указанных обстоятельствах налоговому органу ничто не мешало без подачи заявления о вынесении судебного приказа мировому судье, реализовать, установленное с ч. 1 ст. 286 КАС РФ право на обращение с административным исковым заявлением в районный суд на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок транспортному налогу и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, с указанием на наличие спора о праве - необходимости решения вопроса о восстановлении срока на обращение с заявлением в суд, установленного п. 2 ст. 286 КАС РФ, абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020).

В силу закона налоговый орган не освобожден от обязанности обращения за судебным взысканием налоговой недоимки в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска.

Причин и обстоятельств, объективно препятствующих налоговому органу на протяжении столь длительного времени обратиться в суд с заявлением на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 административным истцом не приведено, и судом не установлено уважительных причин пропуска налоговым органом срока, установленного п. 2 ст. 286 КАС РФ, абзацем 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) для обращения с заявлением в суд на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017. Поэтому пропущенный срок на подачу административного искового заявления в суд в части взыскания с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017 восстановлению не подлежит. Отказывая административному истцу в восстановлении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимок по транспортному налогу за 2014-2015 г.г. и пени на основании требований №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, суд учитывает, что указанный срок административным истцом пропущен значительно - более, чем на 1 год 5 месяцев (пропущенный срок указан на момент обращения с заявлением к мировому судье на выдачу судебного приказа).

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Поскольку судом отказывается административному истцу в восстановлении срока на обращение в суд с заявлением в части взыскания с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу за 2014,2015 г.г. и пени на основании №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, то суд на основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ отказывает административному истцу в части удовлетворения административных исковых требований на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени на основании №93707 от 16.10.2015, №2778 от 04.02.2017, т.е. во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 г. - в размере 750 рублей, недоимки по транспортному налогу за 2015 г. - в размере 750 рублей и пени, начисленных на сумму недоимки 2015 за период с 02.12.2016 по 03.02.2017 в размере 16 рублей.

Суд считает возможным на основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ восстановить срок, установленный абзацем 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей до 23.12.2020) на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени по требованию №4527 от 05.02.2019, учитывая, что на момент обращения в январе 2021 г. с заявлением к мировому судье на вынесение судебного приказа на взыскание с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени, в том числе и по требованию №4527 от 05.02.2019, не был пропущен срок на взыскание недоимок по транспортному налогу и пени, указанным в этом требовании, этот срок истек только 25.05.2021, на момент подачи административного иска в суд административным ответчиком 25.10.2021 указанный срок пропущен налоговым органом незначительно. Указанные обстоятельства позволяют суду признать причину пропуска указанного срока уважительной и на основании ч. 2 ст. 286 КАС РФ восстановить срок на подачу в суд административного искового заявления в части взыскания с Борисова Ю. Н. недоимок по транспортному налогу и пени на основании требования №4527 от 05.02.2019.

Поскольку Борисовым Ю. Н. не уплачены недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 г.г. и пени в размерах, указанных в требовании №4527 от 05.02.2019, то с него надлежит взыскать недоимки по транспортному налогу: за 2016 г. - в размере 750 рублей, за 2017 г. - в размере 750 рублей и пени в размере 24 рублей 26 копеек, начисленные за несвоевременную оплату транспортного налога за 2016-2017 г.г. за период с 02.12.2016 по 03.02.2017.

Поскольку административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Ивановской области при подаче вышеуказанного административного иска в суд была освобождена от оплаты госпошлины, решение суда частично состоялось в пользу административного истца, суд считает, что с ответчика Борисова Ю. Н. на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ надлежит взыскать госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области к Борисову Юрию Николаевичу о взыскании недоимок по транспортному налогу за 2014-2017 г.г. и пени частично удовлетворить.

Взыскать с Борисова Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ИНН проживающего по адресу: <адрес>:

- недоимки по транспортному налогу (КБК18210604012021000110): за 2016 г. в размере 750 рублей; за 2017 г.- в размере 750 рублей, а всего в размере 1500 рублей (одной тысячи пятисот рублей);

-пени за несвоевременную оплату транспортного налога, начисленные на суммы недоимок 2016-2017 г.г. за период с 04.12.2018 по 04.02.2019 в размере 24 рублей 26 копеек (двадцати четырех рублей двадцати шести копеек) (КБК18210604012022100110),

а всего 1524 рубля 26 копеек (одну тысячу пятьсот двадцать четыре рубля двадцать шесть копеек).

В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по Ивановской области отказать.

Взыскать с Борисова Юрия Николаевича в доход федерального бюджета РФ госпошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий Е. В. Никифорова