НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Псковского городского суда (Псковская область) от 23.08.2023 № 2А-3454/2023

Дело № 2а-3454/2023

УИД 60RS0001-01-2023-003603-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2023 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Фишовой О.С.

при секретаре Кузьминой И.Г.,

с участием административного истца ФИО,

представителя административного ответчика Курсаковой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО к начальнику отделения - старшему судебному приставу МОСП по ВИП г. Пскова УФССП России по Псковской области Гулину Андрею Викторовичу, УФССП России по Псковской области о признании действий по уничтожению исполнительного производства и непредставлении копий документов исполнительного производства незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с административным иском, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) к начальнику отделения - старшему судебному приставу МОСП по ВИП г. Пскова УФССП России по Псковской области Гулину А.В., УФССП России по Псковской области о признании действий по уничтожению исполнительного производства и непредставлении копий документов исполнительного производства незаконными, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к руководителю УФССП России по Псковской области с заявлением о предоставлении ему копий документов по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу поступил ответ, из которого следует, что указанное исполнительное производство уничтожено. Копии запрашиваемых документов ему не предоставлены.

Административный истец полагает, что действиями по уничтожению исполнительного производства и непредставлению копий запрашиваемых документов, административный ответчик лишает его прав на получение информации по исполнительному производству, а также возможности предъявления исковых требований, так как указанным исполнительным производством нарушены его гражданские права.

ФИО считает, что материалы исполнительного производства уничтожены ранее установленного срока. Срок хранения документов оконченных исполнительных производств составляет 5 лет.

На основании изложенного ФИО просит с учетом уточнения признать действия начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ВИП г. Пскова Гулина А.В., выраженные в уничтожении материалов исполнительного производства и непредставлении копий документов исполнительного производства, незаконными.

В судебном заседании административный истец ФИО заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик – начальник отделения - старший судебный пристав МОСП по ВИП г. Пскова УФССП России по Псковской области Гулин А.В. – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что доводы административного иска считает необоснованными, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика УФССП России по Псковской области – Курсакова Н.Э. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что исполнительное производство хранится три года и уничтожено согласно приказу № 348 от 26.09.2021 «Об утверждении перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, из вышеназванных положений КАС РФ следует, что для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативно-правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности или оспорены в суде.

Как следует из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Псковской области Нурматова Р.А. на основании исполнительного документа, выданного судьей Дновского районного суда Псковской области по гражданскому делу № о взыскании с ФИО. в пользу ФИО задолженности в размере 2 073 446,46 руб., возбуждено исполнительное производство №.

ДД.ММ.ГГГГФИО обратился к руководителю УФССП России по Псковской области с заявлением, в котором просил предоставить ему копии всех постановлений, вынесенных в ходе исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, постановлений о наложении и снятии арестов на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях, постановления о наложении и снятии ареста на имущество, а также постановление об окончании исполнительного производства, а также просил указать дату фактического погашения задолженности по указанному исполнительному производству (л.д. 8).

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП г. Пскова УФССП России по Псковской области Тимофеевой Я.В. от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с тем, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме, задолженность погашена (л.д. 27-28).

Как следует из скриншота программного комплекса отдела судебных приставов АИС ФССП России (МОСП по ОВИП) ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ принято в архив (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГФИО на имя руководителя УФССП России по Псковской области направлено заявление с просьбой предоставить ему копию документа, подтверждающего уничтожение материалов исполнительного производства, с указанием даты уничтожения, ФИО и должности сотрудника, ответственного за уничтожение материалов исполнительного производства, а также копию постановления, на основании которого выполнено уничтожение материалов исполнительного производства.

В ходе рассмотрения административного дела административными ответчиками представлен скриншот программного комплекса отдела судебных приставов АИС ФССП России (МОСП по ОВИП) из которого следует, что согласно акту о выделении к уничтожению документов № от ДД.ММ.ГГГГ документы по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ уничтожены старшим специалистом 2 разряда (по ведению делопроизводства) Гладилиной О.О. (номер акта уничтожения – , дата акта уничтожения – ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 30).

В соответствии с ч. 1 ст. Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.

Приказом ФССП России от 29.06.2021 № 348 «Об утверждении перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения» утвержден Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, в разделе 6 которого отражены документы по организации исполнительного производства, а также учета, ареста, хранения, оценки и реализации имущества должников - срок хранения которых 5 лет (пункт 236-240), а также документы оконченных (прекращенных) исполнительных производств (заявления, постановления, определения, решения, судебные приказы, исполнительные листы, запросы, извещения, справки, ответы, акты, предупреждения, уведомления, переписка и др.) по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц о взыскании налогов, административных штрафов, страховых взносов, исполнительского сбора (при условии, что исполнительное производство выделено в отдельное); расходов на совершение исполнительных действий; уголовных штрафов; судебных штрафов, назначенных в качестве меры уголовно-правового характера; процессуальных издержек, срок хранения которых - 3 года (1, 2) (пункт 243).

В ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что материалы исполнительного производства уничтожены по истечении установленного срока хранения, следовательно, все сроки хранения с последующим уничтожением исполнительного производства административными ответчиками соблюдены.

В силу приведенных выше правовых предписаний у службы судебных приставов отсутствует какая-либо обязанность по хранению исполнительного производства сверх установленного срока.

Таким образом, невозможность предоставления спорного исполнительного производства для ознакомления административному ответчику обусловлена объективными причинами его отсутствия как такового на момент обращения.

Административный истец в ходе рассмотрения дела полагал незаконными действия начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ВИП г. Пскова УФССП России по Псковской области Гулина А.В. по уничтожению исполнительного производства и непредставлении копий материалов исполнительного производства, однако не обосновал, какие права и законные интересы были нарушены такими действиями, какие неблагоприятные последствия наступили вследствие этих действий и как он видит восстановление своих нарушенных прав при условии, что исполнительное производство действительно уничтожено.

Принимая во внимание все установленные в рамках настоящего дела обстоятельства в их совокупности, а также вышеприведенные положения действующего законодательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО к начальнику отделения - старшему судебному приставу МОСП по ВИП г. Пскова УФССП России по Псковской области Гулину Андрею Викторовичу, УФССП России по Псковской области о признании действий по уничтожению исполнительного производства и непредставлении копий документов исполнительного производства незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Фишова

Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2023 года.