НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Псковского городского суда (Псковская область) от 20.07.2023 № 2-6103/2022

Дело № 2-897/2023

УИД 60RS0001-01-2022-012294-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2023 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Лепихиной М.Н.,

при секретаре Расшиваловой Я.К.,

с участием истца Алексахина С.Б..,

представителя истца Бобылевой Л.А.,

представителя ответчика Жуковой Е.В.,

представитель третьего лица Демич М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексахина Сергея Борисовича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Псковской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периодов работы и назначить страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Алексахин С.Б. обратился в суд с иском, уточненным в порядке 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Псковской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периодов работы и назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указано, что **.**..2022 истец обратился к ответчику с заявлением по вопросу выплачиваемой пенсии в сумме 10 185,56 руб., указав в обращении, что является военным пенсионером, участником боевых действий, инвалидом группы. В ответе от **.**..2022 №14-А-978-22 ответчиком разъяснено право на страховую пенсию по старости в размере 10 185,56 руб. с 01.06.2022, но поскольку признан инвалидом группы, то в соответствии с действующим законодательством выплачивается пенсия по инвалидности, а с **.**..2022 будет выплачивать страховая пенсия по старости.

Указал, что с **.**..2022 ему выплачивалась страховая пенсия, в связи с чем ответчик не обоснованно прекратил ее выплату с **.**..2022.

В связи с чем **.**..2022 и затем повторно **.**..2022 истец обратился к ответчику с жалобой на несвоевременную выплату страховой пенсии по старости. Согласно ответу от **.**..2022 ответчиком было разъяснено, что назначенная ему пенсия по инвалидности с **.**..2022 в размере 10 185,56 руб. прекращена с **.**..2022, т.к. истец является военным пенсионером и действующим законодательством не предусмотрено получение одновременной двух видов пенсий, устанавливается один вид пенсии по выбору пенсионера, в связи с чем разъяснил о необходимости подать заявление о назначении страховой пенсии по старости.

В связи с чем истец **.**..2022 обратился с заявлением о выплате ему страховой пенсии по старости, начиная с **.**. 2022 года, однако согласно ответу от **.**..2022 ему было разъяснено, что выплата пенсии была прекращена в связи с тем, что **.**..2022 пенсионному органу стало известно, что истец является военным пенсионером и предложено обратиться с заявлением о предоставлении страховой пенсии по старости. Между тем, подавая заявление **.**..2022, истец указал, что является военным пенсионером.

**.**..2022 ответчиком направлено извещение о возврате суммы пенсии в размере 57 513,69 руб. в связи с получением истцом пенсии по выслуге лет МО РФ.

В связи с незаконными действиями пенсионного органа истец **.**..2022 подал повторно жалобу по ранее изложенным основаниям и согласно ответу от **.**..2022 в установлении страховой пенсии по старости ему было отказано. В письме от **.**..2022 ответчиком разъяснены основания отказа в установлении страховой пенсии по старости.

При этом не были включены в стаж периоды работы в качестве адвоката с 01.01.2002 по 30.06.2002, с 24.05.2005 по 31.12.2009, т.к. не были уплачены за указанные периоды страховые взносы. Однако отказ во включении указанных периодов в стаж является незаконным, т.к. за истца за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 страховые взносы уплачивала Юридическая консультация а за период с 24.05.2002 по 31.12.2009 истец, как адвокат – военный пенсионер, был освобожден от уплаты страховых взносов, которые за него были уплачены из государственного бюджета.

В связи с чем истец в уточненном иске просит суд признать решение ответчика от **.**..2022 об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы в качестве адвоката с 01.01.2002 по 30.06.2002, с 24.05.2005 по 31.12.2009, и установить истцу выплату страховой пенсии по старости с даты возникновения права – с **.**..2022.

Определением суда в связи с реорганизацией ответчик заменен на его правопреемника Отделение фонда социального и пенсионного страхования РФ по Псковской области.

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования, привлечены Военный комиссариат Псковской области, УФНС по Псковской области.

В судебном заседании истец Алексахин С.Б. и его представитель Бобылева Л.А. заявленные исковые требования поддержали, в обоснование привели доводы, изложенные в иске. Пояснили, что в соответствии со ст.9.1 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и до приведения своих организационно-правовых форм в соответствии с требованиями указанного закона коллегии адвокатов и другие адвокатские образования, действующие на момент введения в действие данного документа, несут обязанности по выполнению функций налогового агента, предусмотренные ст. ст.226 и 244 НК РФ. На налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет сумму налогов, исчисленных в отношении всех доходов физического лица источником которых является налоговый агент. Согласно ст.14 Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и в отдельные акты РФ» с 01 января 2002 году адвокаты из своих доходов вносят фиксированный платеж страхового взноса в пенсионный фонд в размере 100 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 50 руб. на накопительную часть трудовой пенсии. Статьей 12 данного Закона предусмотрено, что страхователи, перечисленные в подпункте 2 п.1 ст.6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», вправе суммы страховых платежей, уплаченных в соответствии с указанным Федеральный законом с 1 января 2002 года зачесть в счет исполнения своих обязательств по уплате обязательных страховых платежей (взносов) при перерасчета страховых платежей (взносов) в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом указанный перерасчет осуществляется по итогам первого полугодия 2002 года и отражается в отдельной декларации (расчете), предоставляемой в налоговые органы по итогам первого полугодия 2002 года. Расчетно-платежными ведомостями адвокатов Юридической консультации за 2002 год подтверждается исчисление и удержание налоговым агентом сумм страховых платежей, расчетами по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал и полугодие 2002 года, принятыми налоговым органом, подтверждаются суммы начисленных и перечисленных страховых платежей. По итогам первого полугодия 2002 года Межреспубликанской коллегией адвокатов по месту нахождения филиала в г.Пскове – Юридической консультации был осуществлен перерасчет, что отражено в Расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу, принятый налоговым органом Инспекцией МНС РФ по г.Пскову 22.07.2002. Кроме того, в суд представлен протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 12.04.2004 года №1235 застрахованного лица Алексахина С.Б., составленный пенсионным органом, в котором за период 2002 год задолженности по уплате страховых взносов нет. В связи с чем полагали незаконным не включение в общий трудовой и страховой страж периода работы с 01.01.2002 по 30.06.2002. Период работы адвокатом с 24.05.2005 по 31.12.2009 также необоснованно не включен в общий трудовой и страховой стаж. От уплаты страховых взносов истец, как адвокат-военный пенсионер, был освобожден на основании п.3 Постановления Правительства РФ от 26.05.2005 №582. Вместе с тем согласно представленной выписке из индивидуального лицевого счета трудовой стаж истца на 22.03.2023 составляет 43 года 1 месяц 05 дней, величина ИПК – 33,754, в 2015 году ИПК составлял 27,454, а продолжительность работы 36 лет 01 месяц 05 дней, расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002-2014 гг. (с учетом индексации расчетного пенсионного капитала) составлял 98 294,20 руб. В связи с чем позиция ответчика об отсутствии за спорные периоды страховых взносов, является незаконной. При этом законодатель не определился, каким образом государство будет выплачивать военным пенсионерам-адвокатам страховую пенсию по старости, тем не менее, пенсионный фонд получал страховые взносы за страхователей из средств государственного бюджета. В связи с чем просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Жукова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснила, что с **.**..2022 истец являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.20013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ). Согласно п.2 ч.5 ст.22 Закона №400-ФЗ пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня. Федеральный закон от 26.05.2021 №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вступил в силу с 01 января 2022 года, дополнил Закон №400-ФЗ статьей 25.1, согласно которой с 01.01.2022 страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведения об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов. В связи с чем на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральной государственной информационной системе «Федеральный регистр инвалидов» Алексахину С.Б. **.**..2022 назначена страховая пенсия по инвалидности. В июне 2022 года из МО РФ поступила информация о том, что Алексахин А.Б. является получателем пенсии в данном ведомстве, в связи с чем ответчиком вынесено решение о прекращении с **.**..2022 выплаты истцу пенсии по инвалидности. **.**..2022 истец обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости согласно ч.1 ст.8 Закона №400-ФЗ с учетом Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее – Закон №166-ФЗ). В соответствии с п.6 ст.3 Закона №166-ФЗ военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее-Закон №4468-1), и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях». Согласно представленной справке от 08.11.2022 №ПП/31764 Алексахин С.Б. с **.**..2000 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом №4468-1. В соответствии с положениями ст.8 Закона №400-ФЗ, ч.3 ст.10 Федерального закона №350-ФЗ от 03.10.2018, согласно приложению 6 к Закону №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости в 2022 году имеют мужчины, достигшие возраста 61 год 6 месяцев при наличии страхового стажа 13 лет и ИПК – 23,4.Согласно п.53 Правил от 02.10.2014 №1015 при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом №4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом. В связи с чем период военной службы истца с 06.08.1979 по 03.05.2000 не был включен в общий трудовой и страховой стаж, т.к. данный период службы учтен при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом №4468-1. Периоды работы адвокатом с 01.01.2002 по 30.06.2002, с 24.05.2005 по 31.12.2009 не подлежат включению в общий трудовой и страховой стаж т.к. за указанные периоды не уплачены страховые взносы. В соответствии с п.24 Правил №1015 периоды деятельности в качестве адвокатов подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Согласно справке Отдела организации взаимодействия со страхователями управления персонифицированного учета Алексахин С.Б. зарегистрирован в качестве адвоката с **.**..2001 по настоящее время, начисление и уплата страховых взносов не производилась. На основании п.3 Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 №582 Алексахин С.Б., являющийся военным пенсионером, был освобожден от уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии и накопительную части в виде фиксированного платежа с 24.05.2005 по 31.12.2009. Уплата страховых взносов за данный период в порядке, предусмотренном ст.29 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию не производилась. Таким образом, на дату подачи заявления **.**..2022 общая продолжительность страхового стажа истца составила 18 лет 05 месяцев 25 дней (необходимо 13 лет), ИПК – 14,925 (необходимо 23,4). В связи с чем истцу было отказано в назначении страховой пении по старости на законных основаниях. Дополнила, что в сведениях индивидуального лицевого счета, представленного истцом имеется данные о стаже 43 года 01 месяц 05 дней и ИПК 33,764, которые были исчислены с учетом выслуги лет в МО РФ. Однако для назначения страховой пенсии по старости стаж, учитываемая при назначении пенсии за выслугу лет в МО РФ, не может быть учтен при определении права на страховую пенсию по старости. Поскольку истцу не достаточно ИПК, право на назначение ему страховой пенсии по старости у него отсутствует. Для назначения истцу страховой пенсии по старости страхового стажа истцу достаточно, вместе с тем включение заявленных периодов работы не повлечет увеличение ИПК, т.к. оценка пенсионных прав осуществляется по состоянию на 01.01.2002, после указанной даты учету подлежат только уплаченные страховые взносы. Однако сведения об уплаченных истцом страховых взносах в спорные периоды в распоряжении пенсионного органа отсутствуют, в представленных документах таких сведений не имеется. В связи с чем просила отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, УФНС России по Псковской области, Демич М.В. просила оставить разрешение иска на усмотрение суда. В ходе рассмотрения дела пояснила, что сведения об уплате страховых взносов в отношении Алексахина С.Б. за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 в налоговой органе отсутствуют, что подтверждается распечаткой из программного комплекса по состоянию на 31.12.2002.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требований, Военный комиссариат Псковско области Марская Е.А. не явилась, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ходе рассмотрения дела пояснила, что Алексахин С.Б. является получателем пенсии по выслуге лет по линии МО РФ с **.**..2000 по настоящее время.

Специалист УФНС России по Псковской области Филиппова Н.П. пояснила, что согласно лицевой карточке Алексахина С.Б. из программного комплекса по состоянию на 31.12.2002 нет сведений об уплачиваемых налоговых платежах.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что с **.**..2000 по настоящее время Алексахин С.Б. является получателем пенсии по выслуге лет по линии МО РФ.

Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по Псковской области» Минтруда России филиала-бюро МСЭ №12 Алексахину С.Б. установлена группа инвалидности **.**.2022.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.

Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (ч.2 ст.2 Закона №400-ФЗ).

В соответствии с ч.5 ст.2 Закона №400-ФЗ порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

В силу положений ч.1 ст.5 Закона №400-ФЗ лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона №400-ФЗ в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.4 ст.5 Закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии со ст. 6 Закона №400-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно ч.1 ст.9 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу ч.2 ст.9 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В соответствии с ч.1 ст.21 Закона №400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

В силу ч.1 ст.22 Закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В статье 25 Закона №400-ФЗ приведены особенности назначения страховых пенсий по инвалидности.

Согласно ч.1 ст.25 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.

Решение о назначении страховой пенсии по инвалидности принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, признанного инвалидом, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по инвалидности. В случае отсутствия условий, необходимых для назначения лицу, признанному инвалидом, страховой пенсии по инвалидности, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомляет данное лицо об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности (ч.2 ст.25 Закона №400-ФЗ).

С учетом приведенных норм, особенностей назначения страховой пенсии по инвалидности, решением ответчика от 03.02.2022 была назначена истцу страховая пенсия по инвалидности с 12.01.2022 в без заявительном порядке на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.

Из положений п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что военнослужащие при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Законом №400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом №4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом №400-ФЗ.

Ответчику стало известно о том, что Алексахин С.Б. является получателем пенсии по выслуге лет по линии МО РФ с **.**..2000, после назначения ему страховой пенсии по инвалидности в без заявительном порядке с **.**..2022, тогда как согласно приведенной норме права истец имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, назначенной по Закону №4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Законом №400-ФЗ

Поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможность одновременного получения пенсии по выслуге лет согласно Закону №4468-1 и страховой пенсии по инвалидности согласно Закону №400-ФЗ, ответчиком правомерно была прекращена выплата страховой пенсии по инвалидности с **.**..2022, в письме от **.**..2022 истцу предложено в добровольном порядке возместить переполученную сумму пенсию в размере 57 513,69 руб. (л.д.37, 71).

Согласно положениям ст.21, 22 Закона №400-ФЗ назначение страховой пенсии по старости носит заявительный порядок.

В этой связи в ответах на жалобы истца ответчиком было разъяснено право на обращение в установленном законом порядке в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

**.**..2022 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему страховой пенсии по старости с **.**..2022 (л.д.30-31).

Однако решением от **.**..2022 №04-12-29/3659 ответчиком было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия ИПК не менее 23,4 (л.д.40-42).

Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Согласно ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2 ст.8 Закона №400-ФЗ) при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.3 ст.8 Закона №400-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.35 Закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

В соответствии с ч.2 ст.35 Закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу ч.3 ст.35 Закона №400-ФЗ с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Таким образом, для возникновения права на страховую пенсию по старости в 2022 году мужчинам необходимо наличие возраста 61 год и 6 месяцев, страхового стажа не менее 13 лет и величины ИПК не менее 23,4. При этом размер ИПК формируется с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию.

Вместе с тем согласно принятому ответчиком решению страховой стаж истца на дату подачи заявления **.**..2022 составил 18 лет 05 месяцев 25 дней (необходимо 13 лет), ИПК – 14,925 (необходимо 23,4).

Периоды работы в качестве адвоката с 01.01.2002 по 30.06.2002, с 24.05.2005 по 31.12.2009 не были включены ответчиком в общий трудовой и страховой стаж по тем основаниям, что за указанные периоды истцом, как стахователем не были уплачены страховые взносы.

Согласно ч.1 ст.11 Закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.11 Закона №400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В силу ч.4 ст.14 Закона №400-ФЗ Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила №1015).

В соответствии с п.24 Правил №1015 периоды деятельности в качестве адвокатов, подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Согласно служебной записке Отдела организации взаимодействия со страхователями управления персонифицированного учета от 14.11.2022 №07-02-14/839 Алексахин С.Б. был зарегистрирован в качестве адвоката с **.**..2001 по настоящее время, суммы начисленных и уплаченных страховых взносов за период с 01.07.2002 по 24.05.2005 составляют с 01.07.2002 по 31.12.2002 600 руб. на страховую часть, с 01.01.2003 по 31.12.2003 – 1200 руб. на страховую часть, с 01.01.2004 по 31.12.2004 – 1 200 руб. на страховую часть, с 01.01.2005 по 23.05.2005 – 474 руб. на страховую часть, начисление и уплата страховых взносов за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 не производилась, с соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 №582 (пункт 3) адвокат Алексахин С.Б., как военный пенсионер, был освобожден от уплаты страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии в виде фиксированного платежа (л.д.70).

При этом уплата страховых взносов за период с 24.05.2005 по 31.12.2009 в порядке, предусмотренном ст.29 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, Алексахиным С.Б, не производилась.

В соответствии со ст.14 Федеральный закон от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были внесены следующие изменения, вступившие в действие с 01.01.2002.

Пункт 3 ст.28 Закона №167-ФЗ изложен в следующей редакции: минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Статья 29 Закона №167-ФЗ дополнен пунктом 3 следующего содержания: физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.

Таким образом, размер фиксированного платежа с 01.01.2002 на финансирование страховой части трудовой пенсии, который учитывается при назначении страховой пенсии по старости, составил 1200 руб. в год.

Согласно ст.12 Закона №57-ФЗ страхователи, перечисленные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в том числе адвокаты), вправе суммы страховых платежей, уплаченных в соответствии с указанным Федеральным законом с 1 января 2002 года, зачесть в счет исполнения своих обязательств по уплате обязательных страховых платежей (взносов) при перерасчете страховых платежей (взносов) в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом указанный перерасчет осуществляется по итогам первого полугодия 2002 года и отражается в отдельной декларации (расчете), предоставляемой в налоговые органы по итогам первого полугодия 2002 года.

Однако согласно имеющимся у ответчика сведениям об уплате страховых взносов за 2002 год истцом был уплачен фиксированный платеж на страховую часть трудовой пенсии в размере 600 руб., в связи с чем ответчик учел в общем трудовом страховом стаже только второе полугодие 2002 года.

При этом в распоряжении пенсионного органа за 2002 год имелись только протокол ведомости уплаты страховых взносов и декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование Юридической консультации №70 МРКА только в отношении бухгалтера, в отношении адвокатов такие документы отсутствовали (л.д. 116-122).

В подтверждение того, что Юридической консультацией , где осуществлял трудовую деятельность адвокат Алексахин С.Б., стороной истца представлены расчеты по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2002 год, которые согласно отметке были представлены в налоговый орган, а также временные расчетно-платежные ведомости адвокатов за период с января по июль 2002 год (л.д.90-99, 100-106).

Вместе с тем согласно информации, представленной УФНС России по Псковской области, сведениями об уплаченных страховых взносов в отношении Алексахина С.Б. за период с 01.01.2002 по 30.06.2022 Управление не располагает (л.д.126).

В соответствии с ответом УФНС России по Псковской области от 02.06.2023 сведения об уплате единого социального налога, исчислении удержании и перечислении страховых взносов в фонд Пенсионного страхования за период с 01.01.2002 по 30.06.2002 в отношении адвоката Алексахина С.Б. отсутствуют, согласно распечатке с программного комплекса в сведениях лицевого счета Алексахина С.Б. нет уплачиваемых налогов по состоянию на 31.12.2002 (л.д. 134, 140).

Из приведенных выше положений закона, вступивших в действие с 01.01.2002, на страхователей (адвокатов) была возложена обязанность по уплате страховых взносов в виде минимального размере фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 150 рублей в месяц (из них 100 руб. - на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии).

При этом декларация о перерасчете страховых платежей по итогам первого полугодия 2002 года, предусмотренном ст.12 Закона №57-ФЗ, страхователем Алексахиным С.Б. в налоговые органы не предоставлялась.

Из анализа представленных суду доказательств суд приходит к выводу, что установленную с 01.01.2002 года обязанность по уплате страхователями (адвокатами) страховых взносов в виде минимального фиксированного платежа за 2002 год истцом была исполнена не в полном объеме, в связи с чем ответчик правомерно отказал во включении в общий трудовой и страховой стаж периода работы с 01.01.2002 по 30.06.2002.

В этой связи доводы истца об уплате Юридической консультацией за адвокатов единого социального налога, а значит уплату страховых взносов за адвоката Алексахина С.Б., суд не принимает во внимание, поскольку представленные истцом документы не подтверждают исполнение истцом предусмотренной законом обязанности по уплате страховых взносов за период с 01.01.2002 по 30.06.2002. Доводы истца об отсутствии у него задолженности по уплате обязательных платежей за 2002 год также не подтверждают факт исполнения указанной обязанности в 2002 году в полном объеме.

С учетом изложенного суд не находит оснований для включения в общий трудовой и страховой стаж периода работы в качестве адвоката с 01.01.2002 по 30.06.2002.

Отказывая в удовлетворении требований о включении в общий трудовой и страховой стаж периода работы с 24.05.2005 по 31.12.2009 в качестве адвоката, суд исходит из следующего.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, в силу приведенных выше нормативных положений и разъяснений Верховного Суда РФ, периоды осуществления истцом деятельности в качестве адвоката могут быть включены в страховой стаж только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов на пенсионное страхование.

В соответствии с п. 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 №582 и утративших силу с 01.01.2010 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 13.07.2011 №570 в связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2009 №212-ФЗ и №213-ФЗ, установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС), фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом №4468-1.

Таким образом, в период с 24.05.2005 по 31.12.2009 адвокаты из числа военных пенсионеров были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, соответственно, истец вправе был такие взносы не уплачивать.

Однако освобождение адвокатов из числа военных пенсионеров от уплаты страховых взносов означало лишь то, что Пенсионный фонд РФ не вправе был требовать от указанной категории лиц уплаты страховых взносов и привлекать к ответственности за их неуплату (определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 №223-О), и вовсе не означало, что периоды осуществления военными пенсионерами деятельности в качестве адвокатов подлежали включению в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов.

В связи с чем доводы истца об обратном, в том числе об уплате за него страховых взносов из государственного бюджета, является ошибочными и противоречат правовой позиции, изложенной в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 24.05.2005 №223-О, в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации индивидуальными предпринимателями и адвокатами - военными пенсионерами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.2004 №19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.

Соответственно, истец вправе был в период с 24.05.2005 по 31.12.2009 добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации и уплачивать страховые взносы на пенсионное страхование, что впоследствии явилось бы основанием для включения периодов, оплаченных страховыми взносами, в страховой стаж истца в целях установления пенсии.

Однако данным правом истец в спорный период не воспользовался.

При изложенных обстоятельствах требования истца о включении в общий трудовой и страховой стаж периода работы в качестве адвоката с 24.05.2005 по 31.12.2009 не подлежат удовлетворению.

При этом следует отметить, что как было указано выше, для назначения страховой пенсии по старости у истца имеется достаточный страховой стаж, отсутствует необходимый ИПК не менее 23,4. В силу положений ст.3 Закона №400-ФЗ размер ИПК зависит от уплаченных страховых взносов. За спорные периоды истцом страховые взносы не уплачены, в связи с чем само по себе включение заявленных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж не повлияет на размер ИПК.

Доводы истца о том, что согласно сведениям его индивидуального лицевого счета размер ИПК составляет 33,764, суд признает не обоснованными ввиду следующего (л.д.78-80).

В соответствии с п.53 Правил №1015 при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом №4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Расчет ИПК 33,764 был определен ответчиком в период получения истцом страховой пенсии по инвалидности с 12.07.2022 по 30.06.2022 в условиях отсутствии у пенсионного органа данных о том, что истец является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом №4468-1, т.е. с учетом стажа, учтенного при назначении истцу пенсии по выслуге лет по линии МО РФ с 06.08.1979 по 03.05.2000. Однако военным пенсионерам при определении права на страховую пенсию по старости зачету подлежит только тот стаж, который не был учтен при назначении пенсии по выслуге лет согласно Закону №4468-1.

На основании изложенного требования истца о признании решения ответчика от 14.11.2022 об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным, обязании ответчика включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы в качестве адвоката с 01.01.2002 по 30.06.2002, с 24.05.2005 по 31.12.2009, и установить истцу выплату страховой пенсии по старости с даты возникновения права – с **.**..2022, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Алексахина Сергея Борисовича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Псковской области о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, обязании включить в общий трудовой и страховой стаж периодов работы и назначить страховую пенсию по старости, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н.Лепихина

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2023 года