НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Псковского городского суда (Псковская область) от 06.09.2019 № 2А-2457/19

Дело №2а-2457/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 сентября 2019 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Лукьяновой Л.В.

при секретаре Караульновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозовой Алёны Александровны к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о признании действий по отказу в предварительном согласовании трассы линии электропередачи незаконными и обязании устранить допущенные нарушения путем совершения определённых действий,

УСТАНОВИЛ:

Морозова А.А. обратилась в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о признании действий по отказу в предварительном согласовании трассы линии электропередачи незаконными, обязании устранить допущенные нарушения путем совершения определённых действий, а именно рассмотрения по существу заявления ПАО «МРСК Северо-Запада» от 08.06.2018.

В обоснование заявленных требований указано, что Морозовой А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, с КН: №**, общей площадью 2096 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - дачное строительство.

16.05.2018 между Морозовой А.А. и ОАО «МРСК Северо-запада» был заключен договор №** об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

14.05.2019 ОАО «МРСК Северо-запада» сообщило административному истцу о том, что в адрес Общества направлен отказ Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области в предварительном согласовании схемы планируемой трассы прохождения линии электропередач с целью технологического присоединения земельного участка, принадлежащего административному истцу, к линиям электропередач.

Отказ Комитета обусловлен тем, что лесной участок, по которому планируется строительство линии электропередач, относится к особо защитным участкам лесов – километровая зона вокруг населенного пункта, вырубка которых в соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ, запрещена.

Административный истец, считая свои права нарушенными, просит признать незаконным отказ Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области, отраженный в письме от 19.04.2019 №**, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании

трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям лесного фонда в <адрес> под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем Морозовой А.А. Обязать Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области рассмотреть заявление ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» от 08.06.2018 №** о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство линии электропередачи по договору №** от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН №** по адресу: <адрес>, принадлежащем Морозовой А.А.

Административный истец Морозова А.А. и её представители Степанов С.И. и Нестеров Б.В. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области Носов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что линия электропередачи предполагаемая строительством к земельному участку Морозовой А.А. согласно плану установки опор приложенного к заявлению от 08.06.2018 года №** будет проходить по лесным выделам 19, 20, 21 и 22 квартала 609 Партизанского участкового лесничества КУ «Гдовское лесничество», которые согласно их таксационному описанию по материалам лесоустройства 2017 года относятся к особо защитным участкам леса (ОЗУ), рубка которых запрещена.

Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Северо-Запада» Калачаева Н.В. в судебном заседании решение по делу оставила на усмотрение суда. Пояснила, что как первоначальный проект прохождения линии электропередачи, так и представленная к повторному заявлению от 08.06.2018 схема расположения линии электропередачи предполагает строительство трассы линии электропередачи через леса. В ином месте прохождение линии электропередачи запроектировать невозможно, поскольку вблизи водоохраной зоны строительство также запрещено.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Псковской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица КУ «Гдовское лесничество» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, возражений относительно заявленных требований и ходатайств об отложении судебного заседания не представил.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд письменную позицию, в которой указал на обоснованность отказа Комитета, поскольку прохождение линии электропередачи планируется по лесным выделам, отнесенным к особо защитным участкам леса, расположенным в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе озера Чудское. Также указал, что земельный участок с КН №**, принадлежащий Морозовой А.А., располагается в границах земель лесного фонда, относится к объектам двойного учета. Считают, что при наличии факта пересечения границ земельного участка с КН №** с границами земель лесного фонда, вопрос предварительного согласования схемы планируемой трассы прохождения линии электропередач для технологического присоединения земельного участка, принадлежащего истцу, к линиям электропередач, не может быть решен до разрешения спора о праве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений части 8 и пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Судом установлено, что Морозова А.А. на основании договора купли-продажи земельного участка от 13.03.2012 является собственником земельного участка с КН №**, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 2096 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для дачного строительства (л.д. 10).

16.05.2018 между ПАО «МРСК Северо-запада» и Морозовой А.А. был заключен договор №** об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д. 11-15).

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы субъектам Российской Федерации.

На территории Псковской области полномочия в области лесных отношений исполняет Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области (далее - Комитет).

Во исполнение договора, 08.06.2018 филиалом ПАО «МРСК Северо-запада» «Псковэнерго» направлен запрос в Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды о предварительном согласовании трассы прохождения линии электропередачи 10 кВ и места размещения трансформаторной подстанции 10/0,4кВ по землям государственного лесного фонда.

Письмом от 16.07.2018 №** Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды сообщил об отказе в согласовании трассы прохождения линии электропередачи 10 кВ и места размещения трансформаторной подстанции 10/0,4кВ на основании определения Гдовского районного суда по делу №** от 03.05.2018.

Отказом в согласовании трассы прохождения линии электропередачи по землям лесного фонда послужило также то обстоятельство, что земельный участок административного истца входит в границы земельного участка с КН №** и относится к землям лесного фонда.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 18.12.2018 по делу № 2а-3594/2018 отказ Комитета, отраженный в письме от 16.07.2018, был признан незаконным.

При рассмотрении указанного административного иска суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что принадлежность земельного участка с КН №** к землям лесного фонда не подтверждена и противоречит сведениям ЕГРН в отношении земельного участка Морозовой А.А., права административного истца на земельный участок не оспорены, являются действующими.

В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении иного административного дела.

При таких данных, суд признает несостоятельным довод административного ответчика и заинтересованного лица «Рослесхоза» относительно отнесения земельного участка Морозовой А.А. к землям лесного фонда.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 18.12.2018, измененным в части определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 21 марта 2019 года, на Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области была возложена обязанность рассмотреть заявление ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» от 08.06.2018 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство линии электропередачи по договору №** от 16 мая 2018 года.

14.04.2019 Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области, рассмотрев заявление филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» от 08.06.2018 №**, отказал в согласовании схемы планируемой трассы прохождения линии электропередачи по тем основаниям, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом Гдовского лесничества, на основании Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 №223, в целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель – участки не возобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкоплотные и наименее ценные лесные насаждения. Планируемый участок представлен сосновыми насаждениями, в основном искусственного происхождения (лесные культуры), которые относятся к хозяйственно-ценным лесным насаждениям. Планируемый участок относится к особо защитным участкам лесов – километровая зона вокруг населенного пункта. Проведение рубки лесных насаждений на таком участке не совместимо с целевыми функциями особо защитного леса и, в соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ, запрещено (л.д. 9).

Положениями Лесного кодекса Российской Федерации определено регулирование имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков, гражданским и земельным законодательством (части 2 статьи 3).

На землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линейных объектов, в том числе линий электропередачи (пункт 4 части 1 статьи 21).

В соответствии с пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.

В силу положений части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 45 Лесного кодекса, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса для строительства линейных объектов.

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 45 Лесного кодекса).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 в соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, пунктом 4 которых установлено, что использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил установлено, что в целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Положения указанных Правил не содержат запрета на строительство линейных объектов.

Пунктом 7 указанных Правил предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Таким образом, при предоставлении лесных участков для использования лесов для строительства линейного объекта, осуществляется подготовка проекта освоения лесов.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - приказ Рослесхоза от 29.02.2012 N 69), согласно пункту 3 которого, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

То есть при предоставлении земельных участков с целью осуществления строительства линейного объекта подлежит разработке проект освоения лесов.

В связи с чем, доводы административного истца о причинении ущерба лесу вследствие его использования для возведения линейного объекта противоречат указанным нормам права.

Как следует из представленной административным ответчиком информации, линия электропередачи предполагаемая строительством к земельному участку Морозовой А.А. будет проходить по лесным выделам 19, 20, 21 и 22 квартала 609 Партизанского участкового лесничества КУ «Гдовское лесничество». Данные выдела согласно их таксационному описанию по материалам лесоустройства 2017 года относятся к особо защитным участкам леса (ОЗУ) – участки вокруг населенных пунктов.

В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 года № 485 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов допускаются выборочные рубки и сплошные рубки для создания просек шириной, определенной в соответствии с требованиями соответствующих нормативных правовых актов, если строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов или такие рубки не запрещены статьями 102-107 Лесного кодекса Российской Федерации.

Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в отношении которых на федеральном уровне в отдельных нормативных правовых актах предусматривается их особый правовой режим.

Так, Лесной кодекс Российской Федерации, запрещая в ценных лесах, на особо защитных участках лесов размещение объектов капитального строительства, делает исключение для линейных объектов и гидротехнических сооружений (часть 2 статьи 106, пункт 3 части 2.1 статьи 107 (ред. от 18.12.2018, действующая на момент издания оспариваемого отказа).

Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая те или иные запреты в целях охраны окружающей среды, делает исключение для линейных объектов.

При этом, положения статьей 102-107 Лесного кодекса Российской Федерации утратили силу с 1 июля 2019 года. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 538-ФЗ.

Анализ указанных положений закона, позволяет сделать вывод, о том что закрепляя правило о запрете деятельности, противоречащей целям особо охраняемых лесов, действующее федеральное законодательство не устанавливает абсолютного запрета на осуществление рубки лесных насаждений и строительство, реконструкцию линейных объектов в его границах.

Изложенное свидетельствует о незаконности действий Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области, отраженных в письме от 19.04.2019 №**, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям лесного фонда в дер. Подборовье Гдовского района Псковской области под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем Морозовой А.А.

Восстановление нарушенных прав административного истца возможно путем возложения на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» от 08.06.2018 №** о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство линии электропередачи по договору №** от 16.05.2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН №** по адресу: <адрес>, принадлежащем Морозовой А.А., в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Морозовой Алёны Александровны к Комитету по природным ресурсам и экологии Псковской области о признании действий по отказу в предварительном согласовании трассы линии электропередачи незаконными и обязании устранить допущенные нарушения путем совершения определённых действий удовлетворить частично.

Признать незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца Морозовой Алёны Александровны действия Комитета по природным ресурсам и экологии Псковской области, отраженные в письме от 19.04.2019 №**, по отказу филиалу ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в согласовании трассы линии электропередачи и места размещения трансформаторной подстанции по землям лесного фонда в <адрес> под строительство линии электропередачи для осуществления технологического присоединения по электроснабжению объекта, расположенного на земельном участке с КН №**, принадлежащем Морозовой Алёне Александровне.

Обязать Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Морозовой Алёны Александровны путем повторного рассмотрения заявления ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» от 08.06.2018 №** о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах земель лесного фонда под строительство линии электропередачи по договору №** от 16 мая 2018 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного на земельном участке с КН №** по адресу: <адрес>, принадлежащем Морозовой Алене Александровне, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2019 года.