НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край) от 17.01.2024 № 2-127/2024

26RS0-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2024г. <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе: председательствующею судьи Старовойтовой Н.Г.

при секретаре Рабаданове И.Г.,

с участием:

представителя истца по доверенности ФИО1,

представителей ответчиков по доверенностям ФИО2, ФИО3,

представителя третьего лица по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> (третьи лица: министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, министерство финансов <адрес>, Управление федерального казначейства по <адрес>) об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату и возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в суд с иском (впоследствии уточненным) к комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> (третьи лица: министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, министерство финансов <адрес>, Управление федерального казначейства по <адрес>) об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату и возмещении судебных расходов, ссылаясь на то, что является матерью троих несовершеннолетних детей. Семья проживает на территории <адрес>, что подтверждается справками о посещении ФИО6 и ФИО7 МБДОУ ЦРР детский сад «Эрудит» и ФИО8 МБОУ СОШ <адрес>. Также все дети наблюдаются в ГАУЗ СК «Поликлиника » <адрес>. Фактическое проживание семьи на территории <адрес> также подтверждается вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда <адрес> от дата по делу , решением Промышленного районного суда <адрес> от дата по делу . датаФИО5 обратилась в Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о назначении денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи включительно в соответствии с <адрес> от дата «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно». Уведомлением от дата Комитет отказал в назначении ежемесячной денежной выплаты по причине неподтверждения факта проживания заявителя и детей, в отношении которых подано заявление, на территории <адрес> (нет регистрации у заявителя и детей). датаФИО5 вновь обратилась в Комитет с повторным заявлением о назначении денежной выплаты, к которому приложила дополнительно подтверждающие документы. Уведомлением от дата Комитет отказал в назначении ежемесячной денежной выплаты по той же причине, а также в связи с наличием в заявлении недостоверных или неполных данных. Истец находит данные отказы незаконными и необоснованными. Обращаясь за назначением ежемесячной денежной выплаты ФИО5 предоставила в Комитет весь необходимый комплект документов, подтверждающий право на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в том числе и доказательства проживания на территории <адрес> её и несовершеннолетних детей. Иных оснований для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, Комитет не указал. Поскольку <адрес> от дата-кз «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» на основании которого заявлены требования истца с 01.01.2023г., утратил свою силу, а <адрес> от дата-кз «О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка» введена новая выплата, а пунктом 1 ст. 5 этого же закона полномочия <адрес> по назначению и выплате ежемесячного пособия передаются для осуществления Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации, истцом исковые требования направлены как в отношении Комитета, так и в отношении фонда пенсионного и социального страхования

Истец, уточнив исковые требования, в последней редакции иска просит суд обязать Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> и Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пределах своей компетенции назначить и выплатить ФИО5 ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении ФИО7, дата года рождения, с дата до дата, а также в отношении ФИО6, дата года рождения, с дата до дата; взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО5 расходы на оплату госпошлины в размере 600 рублей; взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> и Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в пользу ФИО5 расходы на оплату услуг представителя в размере 80 000 рублей.

Истец ФИО5, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, реализовав свое право на участие в деле через представителя, полномочия которого определила в нотариально удостоверенной доверенности. Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца с участием ее представителя в порядке ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и дополнительно пояснил о том, что социальная выплата в связи с рождением и воспитанием ребенка по новому нормативному регулированию выплачивается ФИО5 на всех детей ФИО9 фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> (по месту регистрации заявителя) с 01.04.2023г. Однако в период с 15.12.2022г. по 31.03.2023г. социальная выплата не была получена истцом по вине ответчиков, в связи с чем он просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что Комитетом Истцу осуществлялась выплата ЕДВ на несовершеннолетних детей. Выплаты прекращены в связи с окончанием срока назначения дата. ФИО5дата и дата обратилась в Комитет с заявлениями о назначении ЕДВ на несовершеннолетних детей ФИО6, дата года рождения, и ФИО7, дата года рождения. Решениями руководителя Комитета от дата и от дата Истцу отказано в назначении и выплате ЕДВ в соответствии с подпунктами 2, 6 пункта 22 административного регламента, утвержденного приказом руководителя комитета от дата-од «Об утверждении административного регламента предоставления комитетом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> государственной услуги «Осуществление предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с <адрес> от дата-кз «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно». Причинами для отказа стали неподтверждение факта проживания ФИО5 и ее детей, в отношении которых подано заявление, на территории <адрес>, предоставление недостоверных или неполных данных заявителем о своем супруге, с которым брак не зарегистрирован. Комитет при проверке данных указанных заявителем, сделал запросы в органы МВД РФ о месте регистрации заявителя и ее детей. В соответствии с поступившими ответами в информационной системе МВД РФ отсутствовали сведения о регистрации Истца на территории <адрес> с дата, кроме того, Истец в заявлении от дата указал недостоверные сведения о супруге. Таким образом, причинами для отказа стали неподтверждение факта проживания ФИО5 и ее детей, в отношении которых подано заявление, на территории <адрес> (подпункт 2 пункта 22 Административного регламента), а также наличие в заявлении недостоверных или неполных данных (подпункт 6 пункта 22 Административного регламента), (подпункт «в» пункта 16 Основных требований). В связи с этим Комитетом законно и обоснованно, в соответствии с установленным Порядком, были приняты решения от дата и от дата об отказе ФИО5 в назначении ЕДВ. Доводы Комитета о неподтверждении ФИО5 факта проживания заявителя и (или) ребенка (детей), в отношении которого (которых) подано заявление подтверждает тот факт, что Истцу с дата территориальным подразделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в <адрес> назначено и выплачивается ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, что подтверждается самим Истцом. В соответствии с Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», заявление о назначении ежемесячного пособия, а также заявление об изменении способа доставки ежемесячного пособия подаются в орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия, по месту жительства (пребывания) или в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) по месту фактического проживания (пункт 19 Правил). Таким образом, фактическим местом пребывания Истца является <адрес>, а не <адрес>. Следовательно, ФИО5 и ее дети не могут быть учтены в качестве жителей <адрес>, так как учтены в качестве жителей <адрес>. Что касается требования истца о взыскании в пользу ФИО5 уплаченной государственной пошлины в размере 600 рублей и расходов на оплату услуг Представителя в размере 80000 рублей, то Комитет считает данные требования необоснованными и несостоятельными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Во-первых, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от дата № 117-ФЗ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка. Соответственно, ФИО5 не должна была уплачивать данную госпошлину при обращении в Промышленный районный суд <адрес>, т.е. Истец по своей инициативе понес данные расходы, которые Комитет не обязан возмещать. Во-вторых, в соответствии с пунктом 4 статьи <адрес> от дата-кз «О некоторых вопросах обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории <адрес>» к категории граждан, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи отнесены родители, воспитывающие несовершеннолетних детей в неполных семьях и (или) трех и более несовершеннолетних детей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и интересов своих несовершеннолетних детей. Поскольку ФИО5, как многодетная мать, в соответствии с нормами Закона СК -кз подпадает под категорию граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь, то она могла воспользоваться этим правом и не нести каких-либо издержек на представителя, а бесплатная юридическая помощь была бы оплачена из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете <адрес>. Таким образом, ФИО5 понесла судебные расходы по собственной инициативе, хотя действующим законодательством ей предоставлено право на бесплатную юридическую помощь. В-третьих, заявленная сумма судебных расходов, понесенных истцом на оплату юридических услуг, объективно является завышенной и неразумной. Так, согласно приложению к Закону СК -кз установлены размеры оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в следующих размерах: 1) правовое консультирование в устной форме - 375 рублей; 2) правовое консультирование в письменной форме - 750 рублей; 3) составление документов правового характера (кроме судебных) - 750 рублей за один документ; 4) составление судебных документов - 1500 рублей за один документ; 5) представление интересов в судебном производстве - 7500 рублей за одно дело, завершенное окончательным судебным актом, вне зависимости от длительности процесса; 6) представление интересов граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях - 750 рублей. При этом стоимость услуг представителя согласно приложению составили бы всего 12000 рублей (подготовка иска в суд первой инстанции 1500 рублей, подготовка апелляционной и кассационной жалобы 3000 рублей, представление интересов в судебном производстве 7500 рублей), но не 80000 рублей. В-четвертых, согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. В судебное заседание не представлены документы, подтверждающие факт несения истцом судебных расходов, также не представлено объективных доказательств, подтверждающих факт оказания юридических услуг ФИО10, оплаты ФИО5 денежных средств Представителю. В-пятых, Комитет отказал в назначении ЕДВ по причине не подтверждение факта проживания Истца и его детей на территории <адрес>. Решения основаны на законе в рамках полномочий Комитета. Вины Комитета в том, что ФИО5 не захотела своевременно продлить срок регистрации по месту пребывания на территории <адрес>, нет. Решения Комитета об отказе в назначении ЕДВ являются законными и обоснованными. Обратившись в суд, Истец понес соответствующие судебные расходы по собственной вине, необоснованно предъявив при этом судебные издержки Комитету. Таким образом, Истец намеренно злоупотребил своими процессуальными правами. Кроме того, просил учесть то, что с 01.01.2023г. выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка возложена на Фонд пенсионного и социального страхования РФ, в связи с чем в местном бюджете отсутствуют денежные средства на данные цели, что в случае удовлетворения иска делает решение суда неисполнимым. Просил суд отказать ФИО5 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика – Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований и пояснила, что вопросы предоставления гражданам ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от дата «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», к компетенции органов СФР не относилась. На момент обращения ФИО5 за ежемесячной денежной выплатой на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, осуществлялась Комитетом труда и сцоиальной защиты населения <адрес>. По данным комплекса СФР ФИО5 29.03.2023г. обращалась через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в отношении детей ФИО6 2016г. и ФИО7 2019г. в отделение Фонда пенсионного и социального страхования по <адрес>. Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, представленному заявителем в клиентскую службу Отделения СФР, ФИО5 зарегистрирована по месту жительства в <адрес> Российской Федерации. По данным МВД России, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, регистрация по месту пребывания на территории <адрес> на дату подачи заявления о назначении пособия у ФИО5 отсутствовала. В этой связи оснований для назначения ей пособия в Отделении СФР по <адрес> не имелось. дата по заявлению ФИО5 было вынесено решение об отказе в назначении пособия. Вместе с тем по заявлению о назначении пособия, поданному ФИО5дата в Отделение СФР по <адрес>, решением указанного Отделения от дата истцу назначено пособие на ФИО6, <данные изъяты> и ФИО7, <данные изъяты> на период с дата по дата. Таким образом, фактическим местом пребывания Истца является <адрес>, а не <адрес>. Следовательно, ФИО5 и ее дети не могут быть учтены в качестве жителей <адрес>, так как учтены в качестве жителей <адрес>. Также возражала против удовлетворения требований о взыскании судебных расходов, поскольку истец по своей инициативе понес данные расходы, которые Отделение СФР не обязан возмещать. Просила суд отказать ФИО5 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управление федерального казначейства по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что при исполнении судебного акта списание денежных средств со счета КТСЗН администрации <адрес> исполняется в соответствии с действующим законодательством. Просила суд вынести решение в соответствии с законодательством РФ.

Третьи лица - Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерство финансов <адрес>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах их неявки суд не уведомили. Суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от дата N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (утратил силу с дата в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от дата N 12) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с дата установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).

Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от дата N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

В целях реализации названного Указа Президента Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 384 (утратил силу с дата в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от дата N 2522) утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования), примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.

В силу Основных требований право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации (пункт 3). Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, проживающий на территории Российской Федерации (пункт 4). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее дата до достижения ребенка возраста 8 лет (пункт 5). В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (пункт 8).

Пунктом 16 предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты, среди которых отсутствует такое основание, как отсутствие регистрации заявителя или детей по месту жительства; возможны "иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".

Федеральным законом от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от дата N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от дата N 81-ФЗ к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от дата N 81-ФЗ порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая на территории <адрес> нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в период с дата по дата, установлена <адрес> от дата N 49кз "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи включительно" (утратил силу в связи с принятием <адрес> от дата N 2-кз, вступившего в силу дата).

В соответствии с частью 1 статьи <адрес> от дата N 49-кз "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи включительно" ежемесячная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (одинокому родителю) или иному законному представителю ребенка, имеющему гражданство Российской Федерации, проживающему совместно с ребенком, имеющим гражданство Российской Федерации, на территории <адрес>, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленную в соответствии с Федеральным законом от дата N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - величина прожиточного минимума на душу населения), на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Ежемесячная выплата назначается независимо от получения пособий, выплат и иных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>, назначенных в связи с рождением и воспитанием детей. Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее дата, до достижения ребенком возраста восьми лет. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от трех до семи лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (части 4, 5, 6 статьи <адрес> от дата N 49-кз "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи включительно").

В соответствии с частью 7 статьи <адрес> от дата N 49-кз "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи включительно" порядок и условия назначения и выплаты ежемесячной выплаты устанавливается <адрес>.

Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в <адрес> утверждены постановлением <адрес> от дата N 197-п (далее - Порядок).

Назначение и выплата ежемесячной выплаты осуществляются органами местного самоуправления муниципальных округов и городских округов <адрес> в соответствии с <адрес> "О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями <адрес> в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан" (далее - уполномоченный орган) (п. 5 Порядка).

Согласно пункту 6 Порядка, ежемесячная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (одинокому родителю) или иному законному представителю ребенка (детей) (далее - заявитель) при соблюдении на дату обращения за ее назначением следующих условий:

1) наличие гражданства Российской Федерации у заявителя и ребенка (детей), в отношении которого (которых) подается заявление;

2) совместное проживание на территории <адрес> заявителя и ребенка (детей), в отношении которого (которых) подается заявление;

3) размер среднедушевого дохода семьи заявителя не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения).

При этом пунктом 3 Порядка определено, что ежемесячная выплата гражданам, имеющим регистрацию по месту пребывания на территории <адрес>, назначается на срок регистрации по месту пребывания на территории <адрес>, но не более чем на 12 месяцев. При продлении срока регистрации по месту пребывания на территории <адрес> назначение ежемесячной выплаты осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных частью 1 статьи 2 Закона.

Пунктом 27 Порядка установлено, что основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты предусмотрены пунктом 16 Основных требований. Дополнительными основаниями для принятия уполномоченным органом решения об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие гражданства Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка (детей), в отношении которого (которых) подано заявление; неподтверждение факта проживания заявителя и (или) ребенка (детей), в отношении которого (которых) подано заявление, на территории <адрес>; неподтверждение факта совместного проживания заявителя и ребенка (детей), в отношении которого (которых) подано заявление, на территории <адрес>; подача заявителем заявления до истечения 12 месяцев со дня предыдущего обращения за назначением ежемесячной выплаты.

По делу установлено, что истец ФИО5 является матерью несовершеннолетних детей: ФИО8, дата года рождения, ФИО6, дата года рождения, и ФИО7, дата года рождения, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о рождении детей.

При этом в соответствии с указанным выше порядком ФИО5 были назначены и выплачивались ежемесячные денежные выплаты (далее - ЕДВ) на несовершеннолетних детей до дата, что в судебном заседании подтверждено представителем комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес>.

По делу также установлено, что по окончании предыдущего периода назначения ЕДВ истец ФИО5дата и дата обратилась в Комитет с заявлениями о назначении ЕДВ на несовершеннолетних детей ФИО6, дата года рождения, и ФИО7, дата года рождения.

Решениями руководителя Комитета от дата и от дата истцу отказано в назначении и выплате ЕДВ в соответствии с подпунктами 2, 6 пункта 22 административного регламента, утвержденного приказом руководителя комитета от дата-од «Об утверждении административного регламента предоставления комитетом труда и социальной защиты населения администрации <адрес> государственной услуги «Осуществление предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с <адрес> от дата-кз «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».

Причинами для отказа стало отсутствие регистрации по месту пребывания в <адрес> заявителя и ее детей.

Однако суд полагает отказ комитета в назначении и выплате истцу ЕДВ не соответствующим вышеприведенным нормам (действовавшим в период обращения ФИО5 за социальной выплатой), в соответствии с которыми были установлены только условия о наличии гражданства Российской Федерации у заявителя и ребенка (детей), в отношении которого (которых) подается заявление, и совместное проживание на территории <адрес> заявителя и ребенка (детей), в отношении которого (которых) подается заявление.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от дата N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от дата N 5242-I).

Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от дата N 5242-I установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от дата N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от дата N 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от дата N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от дата N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от дата N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от дата N 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из справки от дата., ФИО6 посещает МБДОУ Центр развития ребенка детский сад <данные изъяты> с дата. на основании приказа от дата-В.

Согласно справки от 26.12.2022г., ФИО6 наблюдается в ГБУЗ СК «Городская поликлиника » <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении серии III-ДН от дата., ФИО7дата. родилась в <адрес>.

Согласно справки от дата., ФИО7 посещает МБДОУ Центр развития ребенка детский сад «Эрудит» с 26.02.2021г. на основании приказа от дата. -В.

Согласно справки от датаФИО7 наблюдается в ГБУЗ СК «Городская поликлиника » <адрес>.

Как установлено в справке , выданной дата. комитетом труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, ФИО5 проживает по адресу: <адрес> в состав ее семьи входят: сын – ФИО8, дата года рождения, дочь – ФИО6, дата года рождения, дочь – ФИО7, дата года рождения.

Более того, ФИО5 неоднократно в судебном порядке подтверждала факт своего проживания и проживания своих детей на территории <адрес>.

Так, вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда <адрес> от дата. (с учетом определения от дата. об исправлении технической ошибки) установлен факт постоянного проживания ФИО5 и ФИО6 на территории <адрес> на момент рождения в семье ФИО7 - дата

Вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда <адрес> от дата. установлен факт постоянного проживания ФИО5, ФИО6 и ФИО7 на территории <адрес> на дату обращения за ежемесячной выплатой - дата.

Таким образом, из вышеприведенных документов следует, что на момент обращения ФИО5 в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> за получением ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет как сама ФИО5, так и ее несовершеннолетние дети ФИО6 и ФИО7 проживали в <адрес>.

Все вышеперечисленные документы предоставлялись истцом в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, что подтверждается представленными суду материалами по обращению ФИО5, однако необоснованно не были учтены ответчиком, в связи с чем отказ комитета в назначении и выплате ЕДВ суд полагает не соответствующим закону, а нарушенное право истца подлежащим восстановлению.

Указом Президента РФ от дата N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от дата N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Также утратили силу постановление Правительства РФ от 31.03.2020г. , а также <адрес> от 09.04.2020г. -кз.

Таким образом, на момент рассмотрения дела действовавшее ранее (на момент обращения ФИО5 за ЕДВ) правовое регулирование социальной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет утратило силу, однако данное обстоятельство не является основанием для отказа истцу в восстановлении нарушенного права по следующим основаниям.

Так, в силу пп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от дата N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей" право на получение назначенных до дня вступления в силу настоящего Указа выплат, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от дата N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от дата N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и от дата N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", сохраняется до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты, или до назначения предусмотренного Федеральным законом от дата N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Указа.

Таким образом, право на получение выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от дата N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и назначенной до дата сохраняется до окончания периодов, на которые они назначены, или до назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до указанной даты.

Аналогичные правила сохранения права на получение ежемесячной денежной выплаты закреплены в пункте 2 статьи <адрес> от дата N 2-кз "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) <адрес>", которым установлено, что право на получение назначенной до дата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотренной <адрес> от дата N 49-кз "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно", сохраняется за гражданами до окончания периода, на который она была назначена, или до назначения данным гражданам ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в соответствии с <адрес> от дата N 114-кз "О ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребенка" и реализуется в порядке и на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Закона.

Постановлением Правительства РФ от дата N 2330 утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, в соответствии с которым с дата. назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальными органами).

Таким образом, поскольку обязанность по назначению и выплате ЕДВ в период до дата лежала на Комитете труда и социальной защиты населения администрации <адрес> и эта обязанность им не была выполнена, а Фонду пенсионного и социального страхования РФ не переданы полномочия и средства для выплаты задолженности по ЕДВ за период до датаг., у суда отсутствуют основания к удовлетворению требований, предъявленных к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК, в связи с чем обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет подлежит возложению на комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес>.

При определении периода назначения и выплаты ЕДВ суд исходит из следующего.

По делу установлено, что по заявлению ФИО5 от 18.04.2023г. решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от дата. <данные изъяты>. назначена мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей ФИО7 (дата. рождения), ФИО6дата. рождения), ФИО8дата. ролждения).

Истец заявляет требования о назначении и выплате ЕДВ с дата по дата, т.е. с даты обращения в Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> и по дату, предшествующую дате назначения социальной выплаты пенсионным органом <адрес>.

Суд считает данные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ФИО5 в комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> впервые обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты дата., что подтверждается представленной в материалы дела копией заявления и не оспаривается ответчиком. При этом на дату обращения к ответчику истец обладала правом на получение на территории <адрес> ежемесячной денежной выплаты, поскольку все члены ее семьи на момент обращения проживали на территории <адрес>, что подтверждается представленными справками из детского дошкольного учреждения и медицинской организации, а также справкой, выданной самим комитетом. Обратившись в Комитет 15.12.2022г., истец высказала свое волеизъявление на получение социальной выплаты. Сам факт проживания истца и ее детей на территории <адрес> существовал на момент первоначального обращения в Комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес>.

Также обоснованы требования истца о назначении и выплате социального пособия до 31.03.2023г., поскольку социальная выплата, подлежавшая назначению до дата., сохраняется до назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, которое назначено и выплачивается истцу с дата. ФИО9 Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>.

В связи с изложенным исковые требования, предъявленные к Комитету труда и социальной защиты населения администрации <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований, предъявленных к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, поскольку на момент обращения ФИО5, с заявлением о назначении социальной выплаты у Отделения отсутствовали полномочия по ее назначению.

При этом доводы представителя комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> об отсутствии в бюджете денежных средств для выплаты социального пособия не являются основанием для отказа в восстановлении нарушенного ответчиком права истца на получение мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска истцом уплачена госпошлина в сумме 600 руб., которая подлежит возмещению за счет ответчика - Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в связи с удовлетворением требований, предъявленных к данному ответчику. При этом ссылка ответчика на освобождение истца от уплаты госпошлины не состоятельна, поскольку заявленные требования связаны не с правами несовершеннолетних детей, а с восстановлением прав на получение истцом мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом по делу заявлены к возмещению расходы на оплату услуг представителя. В обоснование понесенных расходов истцом представлены: соглашение от дата на оказание юридических услуг; дополнительное соглашение к договору оказания юридических услуг от дата.; акт об оказании услуг от дата к договору от дата; расписка от дата в получении денежных средств в сумме 30 000 руб., расписка от дата в получении денежных средств в сумме 50 000 руб., плательщиком по которым выступает ФИО5

При разрешении вопроса о возмещении истцам расходов на оплату услуг представителя суд учитывает фактический объем оказанных представителем истца услуг, которые связаны как с первоначальным, так и повторным рассмотрением дела в суде первой инстанции, а также с участием представителя истца в суде апелляционной и кассационной инстанций. Также судом учитывается длительность рассмотрения дела и количество судебных заседаний; объем подлежащих установлению по делу обстоятельств; обоснованность заявленного иска, разрешение которого окончилось удовлетворением заявленных исковых требований, а также принцип разумности расходов, понесенных стороной истца. При этом суд учитывает, что представление интересов истца в судебном процессе во всех инстанциях осуществлял один представитель. С учетом указанных обстоятельств, суд находит разумной и адекватной трудовым затратам представителя истца сумму в размере 80 000 руб. и считает возможным взыскать с ответчика Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> в пользу истца ФИО5 судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 80 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить частично.

Обязать комитет труда и социальной защиты населения администрации <адрес> (ОГРН <***>) назначить и выплатить ФИО5 (<данные изъяты>) ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении ФИО7 (<данные изъяты>) с дата., а также в отношении ФИО6 (<данные изъяты>) с дата.

Взыскать с комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> (ОГРН <***>) в пользу ФИО5 (<данные изъяты>) 600 руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины, а также 80 000руб. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя.

Отказать ФИО5 в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22.01.2024г.

Судья Н.<адрес>