№ 2а-1166/21 УИД 63RS0045-01-2021-000178-50 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 мая 2021г. г.Самара <адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Бадьевой Н.Ю., при секретаре Корячкиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Самараадминистративное дело № 2а-1166/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по <адрес> к Бунееву Сергею Ивановичу о взыскании недоимки по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, УСТАНОВИЛ: Административный истец - ИФНС России по <адрес> - обратился в суд к административному ответчику Бунееву С.Н. с административным иском о взыскании обязательных платежей, указав, что Бунеев С.Н. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом, в связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако, в установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика было направлено требование, данное требование об уплате налога было получено административным ответчиком. В указанный срок должник указанные требование об уплате налога не исполнил, в связи с чем, взыскание налога, пеней, начисленных за каждый день просрочки, производится в судебном порядке. Административный истец просил суд взыскать с Бунеева С.И. земельный налог за 2018г. в размере 511 руб., пени в сумме 6,18 руб., транспортный налог за 2016г. в сумме 8 037 руб. пени в сумме 36,04 руб., за 2017г. в сумме 8 032 руб., пени в сумме 36,01 руб., за 2018г. в сумме 10 144 руб., а всего взыскать 28 181,52 руб., оплату государственной пошлины возложить на административного ответчика. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Административный ответчик Бунеев С.И. в судебном заседании административный иск не признал, указав, что является пенсионером МВД, в связи с чем, должен быть освобожден от уплаты земельного, транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Кроме того, указал на то, что им в течение 2016-2018г.г. производились все платежи по налоговым уведомлениям, в связи с чем, задолженность по указанным видам налогам отсутствует. С учетом изложенного, просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме. Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ). По общему правилу, установленному абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ, взыскание налога, сбора, пеней, штрафов (в случае их неуплаты или неполной уплаты) с налогоплательщика - физического лица в судебном порядке производится по заявлению налогового органа, поданного в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В ст. 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Согласно п. 1 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О). Согласно ч.4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. В соответствии с ч.11 указанной статьи, органы, указанные в пунктах 3, 4 и 8 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон. В соответствии с ч.1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Согласно ч.1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения - п. 1 ст. 388 НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог - п. 1 ст. 389 НК РФ. Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ). Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Согласно положениям ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом, в соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Как установлено судом, Бунеев Сергей Иванович в период с 2016г. по 2018г. являлся собственником следующих объектов недвижимости и транспортных средств: -квартиры по адресу: <адрес>, -земельного участка под гаражом по адресу: <адрес> <адрес> - автомобиля БМВ 318, г.р.з. № - автомобиля ВАЗ 21083, г.р.з. № - автомобиля УАЗ 315195, г.р.з. № - автомобиля УАЗ 396255, г.р.з. № - автомобиля НИССАН НР 300, г.р.з. № В связи с этим, в адрес административного ответчика налоговым органом направлено налоговое уведомление от №, содержащее сведения об исчисленном земельном налоге за 2018г. в размере 511 руб., налоге на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 1 377 руб. и транспортном налоге за 2016г.-2018г. в сумме 27 333 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). В связи с неоплатой суммы налога в указанный срок, налоговым органом выставлено Бунееву С.И. требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. со сроком уплаты налога до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Требование в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем, 27.05.2020г. налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа для принудительного взыскания с административного ответчика задолженности по пени по налогам. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка №<адрес> судебного района <адрес> заявление ИФНС <адрес> удовлетворено, вынесен судебный приказ № 2а-1054/2020 (л.д. 6). Однако, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> судебного района <адрес><адрес> вынесено определение об отмене указанного судебного приказа, в связи с поступившими возражениями Бунеева С.И. относительно исполнения судебного приказа. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам. В судебном заседании административный ответчик оспаривал право налогового органа на взыскание недоимки, указывая на то, что как пенсионер имеет льготы и должен быть освобожден от их уплаты. Разрешая по существу возникший спор, суд учитывает следующее. В соответствии с п. 6 Постановления Самарской Городской Думы от 24.11.2005г. № 188 "Об установлении земельного налога" в редакции, действующей в спорные налоговые периоды, от уплаты земельного налога в отношении одного предмета налогообложения освобождаются пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Аналогичные положения относительно льгот по уплате налога на имущество физических лиц содержатся и в п. 10 ст. 407 НК РФ, согласно которому освобождаются от уплаты налога пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание, в отношении одного объекта недвижимости. Кроме того, ставки транспортного налога на территории <адрес> установлены статьей 2 Закона <адрес> от 06.11.2002г. №-ГД "О транспортном налоге на территории <адрес>". При этом как следует из п.1 ст. 4 приведенного выше Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД пенсионерам льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из каждой категории транспортных средств, в том числе для автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. Предоставление права на налоговую льготу в соответствии с действующим налоговым законодательством носит заявительный характер. Вместе с тем, в соответствии с п. 6 ст. 407 НК РФ в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ). Как следует из материалов дела, Бунеев С.И. действительно является пенсионером МВД с 05.07.2003г., что подтверждено соответствующим удостоверением. Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии у Бунеева С.И. обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 1 объект недвижимого имущества, 1 земельный участок и 1 транспортное средство мощностью двигателя до 100 л.с. Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом необоснованно начислен налог на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 1 377 руб. и пени по данному налогу в сумме 6,18 руб., поскольку этот расчет произведен в отношении квартиры по адресу: <адрес>, которая является единственным объектом недвижимости, находящимся в собственности Бунеева С.И., других жилых помещений в собственности Бунеева С.И. не имеется. Доказательств иного административным истцом не представлено, в связи с чем, требования административного истца в этой части удовлетворению не подлежат, поскольку не основаны на законе. Вместе с тем, суд полагает возможным взыскать с административного ответчика недоимку по земельному налогу в сумме 511 руб. и пени в сумме 2,29 руб., поскольку налоговый орган самостоятельно применил льготу по данному виду налога и при наличии в собственности Бунеева С.И. двух земельных участков произвел расчет в отношении одного земельного участка по адресу: <адрес>, ГСК №, гараж №, что соответствует требованиям законодательства. По аналогичным основаниям суд полагает возможным взыскать с Бунеева С.И. и недоимку по транспортному налогу за 2018г. в сумме 10 144 руб., так как при проведении расчета налоговым органом в качестве налоговой базы учтено 4 транспортных средства, мощность двигателя которых составляет более 100 л.с., таким образом, налоговым органом осуществлен корректный расчет недоимки (л.д. 12). В то же время, суд не находит оснований для взыскания с Бунеева С.И. задолженности по транспортному налогу за 2016г. и 2017г. по следующим основаниям. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока (ч. 1 ст. 94 КАС РФ). Согласно административному иску налоговый орган предъявляет к административному ответчику Шашлову И.Н. требования о взыскании недоимки по налогам за налоговый период 2016-2017гг. Административным истцом суду не представлено доказательств того, что налоговым органом соблюдена обязательная процедура принудительного взыскания с административного ответчика налога на имущество за 2016-2017гг., поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с должника недоимки по транспортному налогу за 2016-2017гг. налоговый орган не обращался. Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствует лишь о том, что налоговым органом соблюдена процедура принудительного взыскания налога за налоговый период 2018года. Учитывая вышеизложенного, а также тот факт, что административный истец не исполнил предусмотренную законом обязательную процедуру принудительного взыскания недоимки по транспортному налогу за 2016-2017гг., суд полагает, что у налогового органа утрачено право на взыскание с Бунеева С.И. транспортного налога за указанные периоды в судебном порядке, в связи с чем, в удовлетворении административного иска в этой части также следует отказать. Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета Учитывая, что административный истец в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 426,29 руб., пропорционально удовлетворенным требовнаиям. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования ИФНС России по <адрес> к Бунееву Сергею Ивановичу о взыскании недоимки по обязательным платежам удовлетворить частично. Взыскать с Бунеева Сергея Ивановича в пользу ИФНС России по <адрес> задолженность по земельному налогу в сумме 511 рублей, пени в сумме 2 рубля 29 копеек, задолженность по транспортному налогу за 2018г. в размере 10 144 рубля, а всего: 10 657 (Десять тысяч шестьсот пятьдесят семь) рублей 29 копеек. В остальной части административных исковых требований отказать. Взыскать с Бунеева Сергея Ивановича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 426 (четыреста двадцать шесть) рублей 29 копеек. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы. Решение суда в окончательной форме принято 18 июня 2021г. Председательствующий: Н.Ю.Бадьева |