РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Савковой М.П.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы административное дело № 2а-1607/2021 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц и пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц, ссылаясь на то, что за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в собственности зарегистрированы: жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии с налоговым законодательством налоговым органом исчислен налог на имущество, и налогоплательщику направлялось уведомление об уплате налогов за ДД.ММ.ГГГГ год, которое не исполнено. ФИО1 направлялось требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов и пени, начисленных согласно ст. 75 НК РФ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщик в установленный срок требования не исполнил.
Административный истец просил взыскать с ФИО1 налоговую задолженность в сумме 79404,58 рубля, в том числе: недоимку по налогу на имущество – 79225 рублей, пени по налогу на имущество – 179,58 рубля.
Представитель административного истца УФНС по Тульской области по Тульской области по доверенности ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения административного искового заявления, суду пояснил, что является индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ. Полагал, что административным истцом не правильно применена ставка для исчисления налога на имущество физических лиц в отношении бани с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>. Налоговая база указанного недвижимого имущества составляет 3823311,24 рубля. Ранее налог на имущество физических лиц взимался с учетом кода ОКВЭД - 93.04; эта группировка включает: деятельность с целью улучшения физического состояния и обеспечения комфорта, например деятельность турецких бань, сану и парных бань, соляриев, курортов с минеральными источниками, салонов для снижения веса и похудения, массажных кабинетов, центров физической культуры и т.п. – культурно-оздоровительная деятельность. При расчете использовалась налоговая ставка – 0,5%. В ДД.ММ.ГГГГ году налоговый орган произвел расчет налога на имущество физических лиц с учетом по ОКВЭД – 96.04: деятельность физкультурно-оздоровительная; эта группировка включает: деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п. Эта группировка не включает: деятельность массажных салонов, 86.90; деятельность оздоровительных центров, фитнес-клубов, клубов бодибилдинга и гимнастических залов, к которому применяется налоговая ставка 2%. При исчислении налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год был неверно применен ОКВЭД – 96.04, с налоговой ставкой 2%, тогда как у ответчика при постановке на учет в ЕГРИП установлен ОКВЭД – 93.04 с налоговой ставкой – 0,5%, который применялся с ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. с момента регистрации и в последующие периоды (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ гг.) не менялся. Просил произвести перерасчет налога на недвижимое имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год, с учетом ОКВЭД - 93.04, по ставке 0,5%.
Руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя административного истца.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции РФ.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), представлять в налоговый орган и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Порядок исчисления налога на имущество физическим лицам установлен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на имущество физических лиц».
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физическим лицам устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать с соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1, 5 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Положениями ст. 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии со ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ№, с основным видом деятельности 96.04 - деятельность физкультурно-оздоровительная.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по Тульской области, ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости:
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ –2476855,10 рубля;
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – нежилого здания (бани), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ – 3823311,24 рубля;
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ – 6145278,93 рубля.
Согласно ст. 400, 408 НК РФ, ФИО1 является плательщиком налога на имущество на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и об их владельцах в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ.
На территории МО г. Тула налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ исчисляется в соответствии с решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц».
Согласно указанному решению, в ДД.ММ.ГГГГ установлены налоговые ставки в отношении: жилых домов в размере 0,1%; объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ – 2,0%.
Исчисление налога на имущество физических лиц налогоплательщикам – физическим лицам производится налоговым органом на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 2 ст. 408 НК РФ).
На территории Тульской области указанные сведения предоставляет в налоговые органы Управление Росреестра по Тульской области. Предоставляемые сведения содержат, в частности, информацию о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для целей налогообложения применялись результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденные Постановлением правительства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями ст. 378.2 НК РФ на территории Тульской области за ДД.ММ.ГГГГ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определен Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 (далее – Перечень № 4954).
Принадлежащее ФИО1 нежилое здание с кадастровым номером № включено в Перечень № 4954 за ДД.ММ.ГГГГ год (строка №).
На основании сведений, представленных органами Росреестра, и в соответствии с действующими положениями законодательства, налоговым органом в ДД.ММ.ГГГГ году за налоговый период ДД.ММ.ГГГГ года расчет налога на имущество физических лиц в отношении нежилого здания с кадастровым номером № произведен по ставке 2,0%, жилых домов с кадастровыми номерами № и № – по ставке 0,1 (с учетом вычета, предусмотренного п. 5 ст. 403 НК РФ, в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 50 кв. м жилого дома).
Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу положений п. 1, 2 ст. 69 НК Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исходя из положений вышеуказанных норм налогового законодательства, обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку ФИО1 налог на имущество физических лиц не оплачен, на основании ст. 75 НК РФ ему были начислены пени.
Расчет налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 79225 рублей отражен в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ№, которое направлялось налогоплательщику по месту его регистрации, и исполнено им не было, в связи с чем, в соответствии со ст. 69 НК РФ выставлено и направлено по месту регистрации налогоплательщика требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по налогу на имущество в размере 79225 рублей, пени по налогу на имущество – 179,58 рубля со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое налогоплательщиком не исполнено.
Расчет судом проверен и является правильным. Оснований для применения иной ставки для расчета налога на имущество физических лиц суд не усматривает.
Доказательств уплаты ФИО1 налоговой задолженности в полном объеме суду не представлено.
Возражения ФИО1 относительно несогласия с исчислением налога на имущество физических лиц в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по ставке 2,0% не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный объект недвижимости (№) не исключен из Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Распоряжением МИЗО Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Факт направления налоговым органом требований об уплате налогов и пени подтверждается реестрами почтовых отправлений с указанием места регистрации налогоплательщика. Доказательств обратного суду не представлено.
Налоговым органом соблюден установленный Кодексом порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов.
Административный истец обращался с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой задолженности с ФИО1
Мировым судьей судебного участка № 66 Пролетарского судебного района г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ постановлен судебный приказ, который отменен по заявлению ФИО1 определением мирового судьи судебного участка № 63 Пролетарского судебного района г. Тула от ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган подал в суд административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Административное исковое заявление подано в суд в установленный законом срок.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ФИО1 налоговую задолженность в сумме 79404,58 рубля, в том числе: недоимку по налогу на имущество – 79225 рубля, пени по налогу на имущество – 179,58 рубля.
Налоговые органы при подаче в суд административного искового заявления в защиту государственных и общественных интересов в соответствии со ст. 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета МО г. Тула.
Соразмерно удовлетворенным требованиям, с административного ответчика ФИО1 подлежит взысканию в доход бюджета МО г. Тула государственную пошлину, согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 2582,14 рубля (79404,58-20000)х3%+800).
Руководствуясь ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Управления ФНС России по Тульской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Управления ФНС России по Тульской области денежные средства в общем размере 79404 (семьдесят девять тысяч четыреста четыре) рубля 58 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 79225 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 179 рублей 58 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО г. Тула государственную пошлину в размере 2582 рубля 14 копеек.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца.
Председательствующий