Привокзальный районный суд г. Тулы
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Привокзальный районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 мая 2011 года г.Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Ретинского Д.А.,
при секретаре Тараторкиной Е.А.,
с участием
представителя истца - помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Кветной Е.М.,
представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - директора Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2 - 396/11 по иску прокурора Привокзального района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Тулауголь» в лице конкурсного управляющего ФИО2 о признании бездействий конкурсного управляющего по исполнению обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», незаконными и обязании ОАО «Тулауголь» выполнить указанные обязанности; по иску Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» к ОАО «Тулауголь» в лице конкурсного управляющего ФИО2 об обязании обеспечить ведомственный архив зданием и (или) помещением, отвечающим требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов,
у с т а н о в и л :
прокурор Привокзального района г.Тулы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Тулауголь» в лице конкурсного управляющего ФИО2 о признании бездействий конкурсного управляющего по исполнению обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», незаконными и обязании ОАО «Тулауголь» выполнить указанные обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Привокзального района г.Тулы проведена проверка исполнения требований законодательства об архивном деле в Российской Федерации, а также законодательства о несостоятельности (банкротстве) ОАО «Тулауголь» в лице конкурсного управляющего ФИО2 В ходе проверки было установлено, что ОАО «Тулауголь» создано в процессе приватизации путем преобразования Тульского производственного объединения по добыче угля «Тулауголь» в акционерное общество открытого типа (план приватизации производственного объединения «Тулауголь» от 21 июня 1994 года). Согласно п. 3.2 Устава акционерного общества оно является правопреемником названного производственного объединения. На основании приказа генерального директора производственного объединения «Тулауголь» от 15 февраля 1979 года № * образован объединенный архив, архивные документы которого были переданы ОАО «Тулауголь» в результате реорганизации с сохранением федеральной собственности на них (письмо Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» от 31 января 2011 года № * «О форме собственности ПО «Тулауголь»»). Решением Арбитражного суда Тульской области от 10 октября 2007 года ОАО «Тулауголь» признано несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Тульской области от 01 марта 2010 года конкурсным управляющим общества утвержден ФИО2 В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства об архивном деле в Российской Федерации, а также с ч.ч. 1, 2 ст. 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также, в числе прочего, обязан обеспечить сохранность имущества должника. Однако, по утверждению истца, указанная обязанность конкурсным управляющим ОАО «Тулауголь» ФИО2 исполняется ненадлежащим образом. Так, в настоящее время архив акционерного общества располагается в здании литейного цеха по адресу: Тульская область, г...., ул...., д. *. Данное здание длительное время не отапливается, хранящиеся там документы промерзли. Согласно акту проверки соблюдения законодательства в области архивного дела на ОАО «Тулауголь» от 13 сентября 2010 года помещение литейного цеха не оборудовано охранной и пожарной сигнализацией, в нем отсутствуют огнетушители, не имеется списка пожарного расчета и плана эвакуации документов и имущества на случай пожара, не ведется контроль микроклимата, нарушается санитарно-гигиенический режим, а также не соблюдаются иные положения Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главархива СССР от 05 сентября 1985 года № 263. Несмотря на сложившуюся ситуацию, ОАО «Тулауголь» до настоящего момента не осуществлено каких-либо действий, направленных на подключение отопления, приведение указанного здания в соответствие с установленными требованиями или перевозку архивных документов в другое место. Более того, ОАО «Тулауголь» в лице ФИО2 21 декабря 2010 года на основании договора купли-продажи недвижимости № * продало здание литейного цеха (без архива) ФИО3, что создает угрозу утраты хранящихся там архивных документов, поскольку новый собственник может распорядиться приобретенным имуществом по своему усмотрению, несмотря на нахождение в здании архива. Кроме того, конкурсным управляющим не были предприняты действенные меры к заключению договора о передаче на хранение в государственный архив образовавшихся в процессе деятельности ОАО «Тулауголь» архивных документов. В 2009 году ОАО «Тулауголь» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к Государственному архиву Тульской области, Центру документации по личному составу Тульской области, Комитету Тульской области по делам архивов об обязании принять на хранение архивные документы. Решением суда от 05 марта 2009 года акционерному обществу отказано в удовлетворении исковых требований, в связи с тем, что последним не была исполнена обязанность по упорядочению документов. ФИО2 неоднократно направлял письма в Государственное архивное учреждение Тульской области «Государственный архив», Департамент культуры Тульской области, к губернатору Тульской области по вопросу передачи архива ОАО «Тулауголь» на государственное хранение, но ему было отказано по тем же основаниям. До настоящего времени ОАО «Тулауголь» никаких мер для упорядочения архивных документов с целью их последующей передачи в Государственный архив не предпринимается. Таким образом, по мнению истца, акционерным обществом в лице конкурсного управляющего ФИО2 нарушаются положения законодательства об архивном деле в Российской Федерации и о несостоятельности (банкротстве) в части обеспечения надлежащего хранения документов, а также обеспечения своевременной передачи на хранение в государственный архив архивных документов ликвидируемой в результате банкротства организации. Своевременная передача указанных документов не осуществлена вследствие ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим ФИО2 обязанности по их упорядочению. Между тем, несоблюдение требований названного законодательства может привести к утрате архива, что существенно нарушит права и законные интересы граждан, породит обоснованные жалобы в различные государственные органы. В нарушение действующего законодательства ОАО «Тулауголь» в конце ноября - начале декабря 2010 года приостановило выдачу архивных справок, несмотря на наличие большого количества заявлений о выдаче архивных справок, что привело к обоснованным жалобам граждан в прокуратуру района. Более того, с 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», согласно которому отдельные категории граждан, работавшие в организациях угольной промышленности, получают право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с письмом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области от 03 декабря 2010 года № * численность потенциальных получателей доплаты к пенсии составляет более 3,7 тысяч человек. Для определения права гражданина на установление доплаты и для определения ее максимального размера возникает необходимость в запросе справок о стаже и заработной плате за периоды работы в организациях угольной промышленности. В рамках проведения предварительной работы по реализации социально значимого Федерального закона территориальными органами Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области в адрес конкурсного управляющего ОАО «Тулауголь» ФИО2 было направлено 1364 запроса, на которые по состоянию на 19 ноября 2010 года поступил только 241 ответ. Таким образом, по мнению истца, ответчиком не исполнено требование законодательства о предоставлении пользователям архивных документов архивных справок. Между тем, неполучение ответов на запросы о предоставлении архивных справок может повлечь за собой невозможность установления доплаты к пенсии в 2011 году значительному количеству бывших работников угольной промышленности, либо установление ее в минимальном размере, что существенно нарушит гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации право граждан на социальное обеспечение по возрасту. В связи с чем, просит суд признать бездействие конкурсного управляющего ОАО «Тулауголь» ФИО2 по обеспечению надлежащего хранения и упорядочения архивных документов, расположенных в здании литейного цеха по адресу: Тульская область, г...., ул. ..., д. *, незаконными; обязать ОАО «Тулауголь» упорядочить архивные документы и создать условия их хранения, соответствующие требованиям Основных правил работы ведомственных архивов; обязать ОАО «Тулауголь» возобновить выдачу архивных справок, предоставить архивные справки по всем имеющимся заявлениям и запросам, а также не допускать в дальнейшем их несвоевременной выдачи.
Определением суда от 27 апреля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное архивное учреждение Тульской области «Государственный архив».
В ходе рассмотрения дела судом, Государственное архивное учреждение Тульской области «Государственный архив» обратилось в суд с самостоятельными требованиями к ОАО «Тулауголь» об обязании обеспечить ведомственный архив зданием и (или) помещением, отвечающим требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов, мотивировав свои требования тем, что в порядке ч. 10 ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, конкурсный управляющий обязан организовать упорядочение архивных документов ликвидируемой организации и передать их в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора. В соответствии с ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона организация обязана предоставить здание и (или) помещение под архив, отвечающее нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников. С учетом того, что до настоящего времени ответчик своих обязательств не выполнил, на основании изложенного, истец просит суд обязать ОАО «Тулауголь» обеспечить ведомственный архив зданием и (или) помещением, отвечающим требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.
Представитель истца - помощник прокурора Привокзального района г. Тулы Кветная Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика ОАО «Тулауголь» - конкурсный управляющий ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве от 27 апреля 2011 года, указал, что после назначения его 01 марта 2010 года конкурсным управляющим ОАО «Тулауголь» документы архива уже находились в помещении бытового здания литейного цеха в г.... Тульской области. Действительно, указанное помещение не приспособлено для хранения документов архива, но так как во исполнение решения арбитражного суда необходимо было вывезти документы архива из специального здания архива в г...., документы были вывезены и помещены в имеющееся свободное здание. При перевозке документов архива в ходе процедуры ликвидации в г.... никто не предпринимал мер по надлежащему хранению этих документов и никто не требовал от ликвидационной комиссии, в том числе и областной архив, упорядочить документы и передать их в областной архив на постоянное хранение, когда на это были денежные средства. Только после того как стали поступать жалобы от бывших работников ОАО «Тулауголь» о невыдаче справок прокуратурой были проведены проверки. Кроме того, указал, что после его назначения денежных средств для обработки документов архива не было, дорогостоящего ликвидного имущества нет, долг по текущим платежам периода конкурсного производства, оставленного предыдущими конкурсными управляющими, составлял около 5 млн. рублей. Он, в свою очередь, выполняя возложенные на него обязанности, организовал выдачу справок за период с мая по декабрь 2010 года, путем привлечения 18 человек через службу занятости. Так как помещение не отапливается, а организовать отопление в здании невозможно по причине отсутствия денежных средств, выдача справок была прекращена. Документы архива не являются имуществом конкурсной массы и по этой причине не подлежат продаже. При передаче дел от предыдущего конкурсного управляющего ФИО2 архивные документы не принимал, так как описи этих документов никто не составлял, в связи с чем у него нет возможности произвести опись и обработку документов архива при отсутствии специалистов и денежных средств, в том числе и на оплату их труда. В настоящий момент, после потепления, с 04 мая 2011 года им будут приняты меры по принятию на работу двух архивариусов. В центр занятости населения г.... направлена заявка о привлечении 20 человек для выдачи справок по заявлениям граждан. Договор с собственником бытового здания литейного цеха об аренде помещения будет заключен после принятия Арбитражным судом Тульской области решения и снятия ареста с этого помещения. Таким образом, ответчик считает, что обязанность конкурсного управляющего он исполняет надлежащим образом, так как принимает меры по выдаче справок, организовывает сохранность документов архива, решает вопрос по передаче документов на постоянное хранение, а потому просит суд в удовлетворении требований прокурора Привокзального района г. Тулы и Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» отказать.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - директор Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» ФИО1 в судебном заседании свои исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, против удовлетворения исковых требования прокурора Привокзального района г. Тулы не возражал.
Представители третьих лиц Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Тульской области, Департамента культуры Тульской области, третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие указанных лиц.
Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», регулирующий отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства, предусматривает, что архивные документы могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности (ст.ст. 7, 8, 9 Закона).
Согласно ч. 4 ст. 10 названного Федерального закона, в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 указанного Закона при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Пунктом 4.4.1 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных Приказом Минкультуры РФ от 18 января 2007 № 19 установлено, что по просьбе источников комплектования и при наличии свободных площадей государственный и муниципальный архивы, организация Российской академии наук может осуществлять досрочный прием документов Архивного фонда Российской Федерации, а также временное хранение архивных документов на основе договора. Прием архивных документов на временное хранение оформляется также актом приема-передачи документов на хранение и производится по сдаточной описи.
Архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.
Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами (ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).
Как следует из п. 1.1. Устава открытого акционерного общества по добыче и переработке угля «Тулауголь», утвержденного распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 28 декабря 1993 года № * и протоколом годового общего собрания акционеров ОАО «Тулауголь» от 21 июня 2002 года № *, открытое акционерное обществом по добыче и переработке угля «Тулауголь» (далее – Общество) создано в процессе приватизации путем преобразования государственного предприятия – Тульского производственного объединения по добыче угля «Тулауголь» в акционерное общество открытого типа.
Данные обстоятельства подтверждены также исследованным судом планом приватизации производственного объединения «Тулауголь», согласованным 15 июня 1994 года с трудовым коллективом Тульского производственного объединения по добыче угля «Тулауголь», утвержденным председателем территориального агентства ГКИ РФ – Комитета по управлению имуществом Тульской области 21 июля 1994 года.
Согласно п. 3.2. Устава, общество является правопреемником Тульского производственного объединения по добыче угля «Тулауголь».
Разрешая возникший между сторонами спор суд установил, что на основании приказа генерального директора производственного объединения «Тулауголь» от 15 февраля 1979 года № * «Об образовании объединенного архива в производственном объединении «Тулауголь» образован объединенный архив производственного объединения «Тулауголь», в соответствии с утвержденным положением, структурой управления, штатом и нормативом численности с местонахождением в г.....
Из письма Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» от 31 января 2011 года № * «О форме собственности ПО «Тулауголь»» усматривается, что в документах ГАУ ТО «Государственный архив», текущем делопроизводстве, плане приватизации производственного объединения «Тулауголь», в пункте 4 раздела «Реквизиты объекта (до преобразования) значится федеральная форма собственности.
Таким образом, архивные документы объединенного архива переданы ОАО «Тулауголь» в результате реорганизации с сохранением федеральной формы собственности.
Согласно решению Арбитражного суда Тульской области от 10 октября 2007 года ОАО «Тулауголь» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 01 марта 2010 года конкурсным управляющим ОАО «Тулауголь» утвержден ФИО2
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 129 Федерального закона от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Конкурсный управляющий обязан, в том числе, принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор Привокзального района г. Тулы указал, что обязанность по обеспечению сохранности имущества должника конкурсным управляющим ОАО «Тулауголь» ФИО2 исполняется ненадлежащим образом. Так, в настоящее время архив общества располагается в здании литейного цеха по адресу: Тульская область, г. ..., ул. ..., д. *. Данное здание длительное время не отапливается, хранящиеся там документы промерзли.
Как следует из акта проверки соблюдения законодательства в области архивного дела на ОАО «Тулауголь» от 13 сентября 2010 года, помощником прокурора г. Донского Тульской области Даниловой О.Г. и привлеченным в качестве специалиста директором ГАУ ТО «Государственный архив» ФИО1 проведена проверка соблюдения архивного законодательства в ведомственном архиве ОАО «Тулауголь».
В ходе проверки было установлено: ведомственный архив ОАО «Тулауголь» находится по адресу: Тульская область, г...., ул. ..., д. *. Официального наименования на здании не имеется. Архив располагается в неприспособленном двухэтажном кирпичном здании бывшего административного здания АКБ. Документы в архиве располагаются в штабелях на бетонном полу без настилов, частично на стеллажах.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства: не была проведена инвентаризация архивных документов, как имущественных объектов. Не соблюден порядок приема-передачи документов при смене руководителя организации, заведующего ведомственным архивом (лица ответственного за архив), а также при реорганизации или ликвидации организации; не проведено упорядочение дел постоянного хранения и по личному составу; архивные документы и документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли до настоящего времени, не переданы конкурсным управляющим ФИО2 в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Результаты проверки по существу показали, что помещение, отведенное под архив, не оборудовано охранной и пожарной сигнализацией, в нем отсутствуют огнетушители, не имеется списка пожарного расчета и плана эвакуации документов и имущества на случай пожара, не ведется контроль микроклимата, нарушается санитарно-гигиенический режим, а также не соблюдаются иные положения Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главархива СССР от 05 сентября 1985 года № 263.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Кветная Е.М. пояснила, что несмотря на сложившуюся ситуацию, ответчиком ОАО «Тулауголь» до настоящего момента не осуществлено каких-либо действий, направленных на подключение отопления, приведение указанного здания в соответствие с установленными требованиями или перевозку архивных документов в другое место.
Как установлено судом, 21 декабря 2010 года между открытым акционерным обществом по добыче и переработке угля «Тулауголь» в лице конкурсного управляющего ФИО2, с одной стороны, и ФИО3, с другой, был заключен договор купли-продажи недвижимости № *, по условиям которого принадлежащее на праве собственности продавцу нежилое двухэтажное здание бытовое литейного цеха, общей площадью 1007,5 кв.м., расположенное по адресу: Тульская область, г. ..., мкр. ..., ул. ..., д. *, продано ФИО4 за 1385720 руб., которые продавец получил полностью с ФИО4 полностью с учетом ранее внесенного задатка.
Из объяснений, данных ФИО4 21 декабря 2010 года, следует, что 21.12.2010 года ею на торгах, проводимых в форме открытого аукциона, было приобретено здание бытового литейного цеха по указанному адресу, о чем был заключен договор купли-продажи с ОАО «Тулауголь». О том, что в здании располагается архив, являющийся государственной собственностью, ей известно. Архив предметом указанного договора не является. Вывозить архив в другое место, уничтожать его намерений она не имеет, поскольку она планирует в будущем заключить договор аренды здания с конкурсным управляющим ФИО2, а также привести в порядок указанное здание.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Из содержания правомочий собственника, по смыслу статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, следует, что каждый собственник вправе распоряжаться своим имуществом свободно.
Таким образом, суд приходит к выводу, что смена собственника здания, в котором располагается ведомственный архив ОАО «Тулауголь», может привести к утрате хранящихся в данном помещении архивных документов, поскольку новый собственник может распорядиться приобретенным имуществом по своему усмотрению, несмотря на нахождение в указанном здании архива, учитывая и тот факт, что конкурсным управляющим не были предприняты действенные меры к заключению договора о передаче на хранение в государственный архив образовавшихся в процессе деятельности ОАО «Тулауголь» архивных документов.
Судом установлено, что в 2009 году ОАО «Тулауголь» обращалось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Государственному архиву Тульской области, Центру документации по личному составу Тульской области, Комитету Тульской области по делам архивов об обязании принять на хранение архивные документы.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05 марта 2009 года в удовлетворении исковых требований ОАО «Тулауголь» было отказано.
Конкурсный управляющий ОАО «Тулауголь» ФИО2 неоднократно обращался в Государственное архивное учреждение Тульской области «Государственный архив», Департамент культуры Тульской области, к губернатору Тульской области по вопросу передачи архива ОАО «Тулауголь» на государственное хранение, однако ему было отказано, на том основании, что архивные документы не упорядочены.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом объяснениями ФИО2 от 16 декабря 2010 года, решением Арбитражного суда Тульской области от 05 марта 2009 года, письмом Администрации Тульской области от 1 июля 2008 года, письмом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Тульской области от 03 декабря 2010 года.
Как пояснил представитель истца – помощник прокурора Привокзального района г.Тулы Кветная Е.М. в судебном заседании до настоящего времени ответчиком ОАО «Тулауголь» никаких мер для упорядочения архивных документов с целью их последующей передачи в государственный архив не предпринимается.
Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закон «Об архивном деле в Российской Федерации», государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из письма от 22 декабря 2010 года № *, от 1 февраля 2011 года № * конкурсного управляющего ФИО2 следует, что выдача справок прекращена с 1 января 2011 года по причине отсутствия тепла в помещении, где хранится архив. Работники службы занятости прекратили работу с 1 декабря 2010 года. На 1 февраля 2011 года прислано заявлений о выдаче справок около 1000, и заявления продолжают поступать.
Возражая против удовлетворения исковых требований прокурора Привокзального района г. Тулы и Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» ФИО2 указал, что в настоящий момент, после потепления, с 04 мая 2011 года им будут приняты меры по принятию на работу двух архивариусов. В центр занятости населения г. Донской направлена заявка о привлечении 20 человек для выдачи справок по заявлениям граждан. Договор с собственником бытового здания литейного цеха об аренде помещения будет заключен после принятия Арбитражным судом Тульской области решения и снятия ареста с этого помещения. Таким образом, ответчик считает, что обязанность конкурсного управляющего он исполняет надлежащим образом, так как принимает меры по выдаче справок, организовывает сохранность документов архива, решает вопрос по передаче документов на постоянное хранение.
Однако, доводы ответчика о том, что им в ближайшее время будут приниматься меры к организации упорядочения архивных документов, передаче их в государственный архив, свидетельствующие о его намерениях, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что конкурсный управляющий ОАО «Тулауголь» уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей, поскольку факта надлежащего выполнения им требований, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральным законом от 22 октября 2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком допущены нарушения положений законодательства об архивном деле в Российской Федерации и о несостоятельности (банкротстве) в части обеспечения надлежащего хранения документов, а также обеспечения своевременной передачи на хранение в государственный архив архивных документов ликвидируемой в результате банкротства организации.
Более того, с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», согласно которому лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
В соответствии с письмом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Тульской области от 03 декабря 2010 года № *, численность потенциальных получателей доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 года № 84-ФЗ, составляет более 3,7 тысяч человек и для определении права граждан на установление доплаты и для определения ее максимального размера возникает необходимость запросов справок о стаже и заработной платы за периоды работы в организациях угольной промышленной. В рамках организации предварительной работы по реализации социально-значимого Федерального закона территориальными органами Отделения ПФР по Тульской области в адрес конкурсного управляющего ОАО «Тулауголь» было направлено 1364 запроса, на которые по состоянию на 19 ноября 2010 года ответ поступил только по 241 запросу, что составляет 18% от общего числа направленных запросов.
Изложенное позволяет сделать суду вывод о том, что неполучение ответов на запросы граждан о предоставлении архивных справок может повлечь за собой невозможность установления доплаты к пенсии в 2011 году значительному количеству бывших работников угольной промышленности, либо установление ее в минимальном размере, что существенно нарушит гарантированное ст. 39 Конституции Российской Федерации право граждан на социальное обеспечение по возрасту.
С учетом приведенных выше установленных по делу обстоятельств и положений закона, суд находит требования истца о признании бездействия конкурсного управляющего ОАО «Тулауголь» ФИО2 по обеспечению надлежащего хранения и упорядочения архивных документов, расположенных в здании литейного цеха по адресу: Тульская область, г. ..., ул. ..., д. *, незаконными, обязании ОАО «Тулауголь» упорядочить архивные документы и создать условия их хранения, соответствующие требованиям Основных правил работы ведомственных архивов, обязании ОАО «Тулауголь» возобновить выдачу архивных справок, предоставить архивные справки по всем имеющимся заявлениям и запросам, а также не допускать в дальнейшем их несвоевременной выдачи, подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» об обязании ОАО «Тулауголь» обеспечить ведомственный архив зданием и (или) помещением, отвечающим требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 22 октября 2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.
В соответствии с ч. 10 ст. 23 названного Федерального закона при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
С учетом приведенных выше положений закона, суд находит требования Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Привокзального района г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать бездействие конкурсного управляющего ОАО «Тулауголь» ФИО2 по обеспечению надлежащего хранения и упорядочения архивных документов, расположенных в здании литейного цеха по адресу: Тульская область, г. ..., ул. ..., д. *, незаконными.
Обязать ОАО «Тулауголь» упорядочить архивные документы и создать условия их хранения, соответствующие требованиям Основных правил работы ведомственных архивов.
Обязать ОАО «Тулауголь» возобновить выдачу архивных справок, предоставить архивные справки по всем имеющимся заявлениям и запросам, а также не допускать в дальнейшем их несвоевременной выдачи.
Исковые требования Государственного архивного учреждения Тульской области «Государственный архив» удовлетворить.
Обязать ОАО «Тулауголь» обеспечить ведомственный архив зданием (помещением), отвечающим требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 мая 2011 года.
Председательствующий Д.А. Ретинский