47RS0014-01-2020-000082-37
дело № 2-344/2020 11 марта 2020 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области
в составе: судьи Хандриковой Е.В.
при секретаре Лещик Ю.А.
с участием истца Осипова М.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе ЛО Калмыковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова М.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе ЛО о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе Ленинградской области об отказе признать право на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года незаконным, признании права на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года,
установил:
Осипов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе ЛО о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе Ленинградской области об отказе признать право на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года незаконным, признании права на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года.
В обоснование иска указал, что в июне 2019 года обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ по Приозерскому району за справкой о признании его предпенсионером для предоставления в службу занятости, где состоял на учете в течение срока, определенного законодателем в 3 месяца для обычной категории граждан (а для предпенсионеров данный срок законодатель существенно увеличил). Ему было отказано в выдаче запрошенной справки, и 31 июля 2019 года он был снят с учета службы занятости, что по мнению истца нарушило его право на предпенсионные льготы.
Истец Осипов М.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе ЛО Калмыкова Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ для сохранения и соблюдения прав граждан в законодательство Российской Федерации вводится понятие предпенсионный возраст.
Федеральным законом № 350-ФЗ от 03 октября 2018 года в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" внесены следующие изменения:
в абзаце шестом пункта 2 статьи 5 слова "лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)" заменить словами "граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)"
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.12.2019) "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.
В соответствии с положениями статьи ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.12.2019) "О занятости населения в Российской Федерации" период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.
Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, определенной в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Стипендия, выплачиваемая гражданам предпенсионного возраста в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, начисляется в размере не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, увеличенных на размер районного коэффициента.
Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 30 января 2019 года по делу № 2-96/2019 Осипову М.А. отказано в удовлетворении требований к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Приозерскому району о назначении досрочной пенсии и включении в специальный стаж периодов работы.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 24.04.2019 года решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 30 января 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Осипова М.А. без удовлетворения.
Специальный стаж Осипова М.А. составляет 05 лет 02 месяца 23 дня (с учетом изменений, внесенных решением об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 19.09.2018 г.), что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии в 55 лет.
Судом первой инстанции и апелляционной инстанции Осипову М.А. было отказано, следовательно, решения Управления об отказе в назначении пенсии от 19.09.2018 г. № № и решение от 08.11.2018 г. № № не признаны судом незаконными, а вынесены правомерно без нарушения пенсионного законодательства.
С учетом изложенного, право на досрочное назначение пенсии, с учетом снижения пенсионного возраста у ФИО1 отсутствует.
В апелляционном определении Ленинградского областного суда от 24.04.2019 г., в мотивировочной части, суд указал специальный стаж Осипова М.А. 6 лет 8 мес. 25 дней (взяв по решению об отказе от 19.09.2018 г. – 1 год 6 мес. 2 дня и по решению от 08.11.2018 г. – 5 лет 2 мес. 23 дня) и что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии истцу требовалось наличие возраста 58 лет, правового значение не имеет, поскольку данный судебный акт принят по другому делу, в силу положений ст. 61 ГПК РФ преюдициального значения для разрешения указанного спора не имеет, доказательством по данному делу не является.
Из решения № от 19 сентября 2018 года слезет, что Осипову М.А. засчитан страховой стаж ща период работы с 07.02.1985-05.08.1986г., 1 год 06 месяцев 02 дня - радиооператор ОАО «Северное морское пароходство» ( л.д. 44-47),
Решением № от 08 ноября 2018 года во изменение решения № от 19 сентября 2018 Осипову М.А. учтены следующие периоды: 07.02.1985-05.08.1986г., 1 год 06 месяцев 02 дня- радиооператор ОАО «Северное морское пароходство»; 27.10.1986-24.07.1989 г., 02 года 08 месяцев 28 дней- электросварщик «Войсковая часть № 05298»; 14.8.1989-06.08.1990г., 00 год 11 месяцев 23 дня- электросварщик «Октябрьская железная дорога Приозеркая дистанция пути». Итого специального стажа 5 лет 02 месяца 23 дня. В данном случае засчитан один период два раза.
Управлением направлено заявление об исправлении указанной описки в Ленинградский областной суд.
Право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Законом № 400-ФЗ для мужчин 1963 года рождения возникает в 65 лет.
Вместе с тем, в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечислены способы защиты гражданских прав, в том числе путем признания права, которые по своей сути предопределены правовыми нормами регулирующими конкретные правоотношения.
Отнесение граждан к категориям, установленным Законом о занятости населения, органы службы занятости осуществляют на основании сведений, содержащихся в представленных гражданами документах, выданных им в установленном порядке иными органами и учреждениями, либо в документах, полученных органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия от иных органов и учреждений.
Документом, подтверждающим отнесение гражданина к гражданам предпенсионного возраста, является справка, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, либо ответ в течение 3-х дней указанного органа на запрос органа службы занятости по конкретному гражданину.
Из приведенных выше положений закона применительно к заявленному иску следует, что справка об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста, в силу которой у лица возникает право на получение мер социальной поддержки, выдается по обращению гражданина в Управлении Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе на основании Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ.
Поскольку право на досрочное назначение пенсии по старости у Осипова М.А. отсутствует, к категории граждан предпенсионного возраста (с учетом переходного периода) его можно отнести только по достижении возраста 56 лет, то есть с 15.08.2019 г. При обращении за справкой об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста в июне 2019 оснований для ее выдачи у Управления не имелось. Осипову М.А. была выдана справка об отнесении его к категории граждан предпенсионного возраста с 15 августа 2019 г.
Таким образом, оспариваемое Осиповым М.А. решение Управления Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе Ленинградской области является законным, и доводы истца о его незаконности основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Вместе с тем, заявленные истцом Осиповым М.А. требования о признании права на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года не могут быть удовлетворены судом, поскольку предъявление иска в суд не может подменять предусмотренную законом процедуру получения указанного статуса.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 197-198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
решил:
Осипову ФИО7 в иске к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Приозерском районе ЛО о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Приозерском районе Ленинградской области об отказе признать право на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года незаконным, признании права на получение статуса предпенсионера с 24 апреля 2019 года - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд Ленинградской области.
Судья: Хандрикова Е.В.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2020 года