Дело № 2а-441/2021
10RS0013-01-2021-000723-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Т.В.Барановой,
при секретаре: М.Б.Рыжих,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия (Межрайонная ИФНС России № 10 по РК) к Рокотянскому Леониду Леонидовичу о взыскании недоимки по налоговым обязательствам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 10 по РК (Инспекция, административный истец) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Рокотянскому Л.Л. (административный ответчик) по тем основаниям, что административный ответчик состоит на учете в Инспекции, в соответствии с карточкой лицевого счета у него, в связи с неуплатой в установленные законом сроки обязательных налоговых платежей, образовалась задолженность, которая составляет 41 332,76 рублей, в том числе:
- 14 174,93 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 4 903,07 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 2,20 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 14,43 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 1 932,23 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639470;
- 1091,14 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 34,74 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 112,73 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 865,39 рублей - транспортный налог хх.хх.хх г.;
- 749 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 6,71 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 12 873,81 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 44,31 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2 081 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 7,16 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. год в рамках ОКТМО 86639450;
- 375,97 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 1,13 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 973 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 3,35 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435.
Ссылаясь на положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (Налогового кодекса РФ), административный истец просил суд взыскать с Рокотянского Л.Л. задолженность в указанном размере.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности и представивший диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании в соответствии с ч.1 ст. 46 КАС РФ уточнил заявленные требования, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просил взыскать с ответчика 14336,92 руб., в том числе:
- 1728,47 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 4 914,60 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 1,91 руб. - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 14,43 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 1 883,14 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639470;
- 222,91 руб. - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 34,74 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 112,73 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 865,39 рублей - транспортный налог хх.хх.хх г. год;
- 749 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2,58 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 323,15 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 42,09 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2 081 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 7,16 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 375,97 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 1,30 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 973 руб. - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 3,35 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. рамках ОКТМО 86650435.
Административный ответчик и его представитель, действующий по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания, представивший диплом о высшем юридическом образовании, с заявленными требованиями не согласился, полагал, что часть заявленных требований не подлежит удовлетворению, в связи с объявленной налоговой амнистией, полагал, что при взыскании задолженности с административного ответчика необходимо руководствоваться актом совместной сверки расчетов по обязательным платежам хх.хх.хх г..
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, материалы административных дел №, №, №, представленные Петрозаводским городским судом Республики Карелия по запросу суда, материалы судебного приказа №, представленные мировым судьей судебного участка Прионежского района по запросу, материалы административного №, рассмотренного Прионежским районным судом Республики Карелия, приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Исходя из ч. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При этом в силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 и 2 НК Российской Федерации» (далее - Закон № 436-ФЗ ) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. для налогоплательщика установлена до хх.хх.хх г., следовательно, сумма пеней за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г., предъявленная к взысканию с Рокотянского Л.Л., в размере 1728,47 рублей с учетом применения ч. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом.
Поскольку налог на имущество физических лиц за хх.хх.хх г., земельный налог за хх.хх.хх г. должны быть оплачены не позднее хх.хх.хх г., то недоимка по указанным налогам, а, соответственно, пени образовались после хх.хх.хх г., в связи с чем задолженность по пеням за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г., земельного налога хх.хх.хх г. не может быть списана на основании ч. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ.
Вместе с тем, согласно статье 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой налогов действий по принудительному взысканию недоимок по уплате налогов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
Принимая во внимание, что обязанность по уплате налога на имущество физических за хх.хх.хх г., земельного налога хх.хх.хх г. должна была быть исполнена Рокотянским Л.Л. не позднее хх.хх.хх г., а обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. - не позднее хх.хх.хх г., то днем выявления недоимки следует считать по вышеуказанным налогам за хх.хх.хх г. - хх.хх.хх г., а налог за хх.хх.хх г. - хх.хх.хх г., т.е. следующие дни после наступления срока уплаты налога, с учетом выходных дней. Следовательно, требование об уплате налога и пеней в данном случае должно было быть выставлено не позднее хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. соответственно
Однако требование об уплате пеней было выставлено только хх.хх.хх г.№. В указанное требование вошли в том числе следующие пени, заявлены ко взысканию:
- 4 903,07 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 2,20 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 14,43 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 1 932,23 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639470;
- 1091,34 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450 (137,78 +953,56);
- 34,74 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 112,73 рублей - пени за неуплату земельного налога за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435.
Следовательно, требование об уплате вышеуказанных пеней было направлено с пропуском трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.
При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не может изменить порядок исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.
Данный вывод следует из разъяснений Конституционного Суда РФ в Определении от 22 апреля 2014 г. N 822-0, согласно которым нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
В пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.) также разъяснено, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений судебной практики, предельный срок принудительного взыскания налога, пени, штрафа представляет собой совокупность сроков на направление требования, на исполнение требования в добровольном порядке и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Несоблюдение срока направления требования об уплате налога само по себе не лишает налоговый орган права на взыскание недоимки по ним и пени, но в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством, которые в этом случае следует исчислять исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 48, 69, 70 НК РФ.
Так, статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования (3 месяца), срока направления требования по почте, установленного пунктом 6 статьи 69 НК РФ согласно которому в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (6 рабочих дней), и минимального срока на исполнение требования, установленного пунктом 4 статьи 69 НК РФ (8 рабочих дней).
Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 НК РФ и то что, общая сумма по требованию № от хх.хх.хх г. превышает 3000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по транспортному налогу к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (хх.хх.хх г.) истек.
При этом, то обстоятельство, что судебный приказ был отменен хх.хх.хх г., а настоящий административный иск подан хх.хх.хх г. правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в суде апелляционной инстанции не приведено.
При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с административного ответчика нижеследующих пеней:
- 1728,47 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. рамках ОКТМО 86639450;
- 4 914,60 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 1,91 руб. - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 14,43 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 1 883,14 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. год в рамках ОКТМО 86639470;
- 222,91 руб. - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. год в рамках ОКТМО 86639450;
- 34,74 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. год в рамках ОКТМО 86650435;
- 112,73 рублей - пени за неуплату земельного налога за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435.
В соответствии с ч.4 ст.59 НК РФ в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признается безнадёжной ко взысканию.
Вместе с тем административным истцом не пропущены сроки направления административному ответчику требования об уплате транспортного налога за хх.хх.хх г., налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г., земельного налога за хх.хх.хх г., пеней за неуплату земельного налога за хх.хх.хх г., за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г., пеней за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г..
Статьи 14, 15 НК РФ предусматривают, что к региональным налогам относится транспортный налог, к местным налогам и сборам - земельный налог, налог на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 361, п. 3 ст. 363 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Ставки налога установлены в соответствии с Законом Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» № 384-ЗРК от 30.12.1999 для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. в размере 10 руб. за каждую лошадиную силу (ст.6 закона).
Как установлено в судебном заседании, усматривается из материалов дела и не оспорено стороной административного ответчика, в спорный период Рокотянский Л.Л.являлся собственником следующего имущества:
- автомобиля ..., мощностью двигателя ... л/с, г.р.з. № (количество месяцев владения в году - 12);
- автомобиля ..., мощность двигателя ... л/с, г.р.з. № (количество месяцев владения в году - 4);
- ..., мощностью двигателя ... л/с, г.р.з. № (количество месяцев владения в году - 12);
- автомобиля ..., мощность двигателя ... л/с, г.р.з. № (количество месяцев владения в году - 5);
- жилого дома с кадастровым номером №, с кадастровой стоимостью 748 600 рублей (количество месяцев владения в году - 12);
- квартиры с кадастровым номером №, кадастровая стоимость 591 532 рублей (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12);
- земельного участка с кадастровым номером № (количество месяцев владения в году - 12).
В соответствии с п.п.2, 3 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
- 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 НК РФ устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса).
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Согласно пункту 5 статьи 403 НК РФ налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Положениями п. 1 ст. 408 НК РФ предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Установлено, что административному ответчику было выставлено налоговое уведомление № от хх.хх.хх г., на основании которого Рокотянский Л.Л. должен был оплатить в срок не позднее хх.хх.хх г. налоги, указанные в уведомлении.
хх.хх.хх г. в адрес административного ответчика было выставлено требование № об уплате вышеуказанных сумм налогов, а также пеней:
- 1949 рублей - транспортный налог хх.хх.хх г.;
- 749 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 6,71 рублей - пени за неуплату транспортного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 12 873,81 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 44,31 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2 081 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 7,16 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 375,97 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 1,30 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 973 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 3,35 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435.
Из утверждений административного истца следует, что задолженность ответчика по транспортному налога частично погашена и в настоящее время составляет 865,39 рублей.
По общему правилу, установленному п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился хх.хх.хх г. (в шестимесячный срок со дня выставления требования).
хх.хх.хх г. мировым судьей судебного участка Прионежского района Республики Карелия вынесен судебный приказ № о взыскании с Рокотянского Л.Л. в пользу МИФНС России №10 по РК о взыскании недоимки по налоговым обязательствам.
В связи поступившими возражениями от административного ответчика определением мирового судьи судебного участка Прионежского района от хх.хх.хх г. вышеуказанный судебный приказ отменен.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд хх.хх.хх г.
Следовательно, сроки обращения с настоящим административным исковым заявлением не пропущены.
Учитывая наличие у Рокотянского Л.Л. задолженности по уплате вышеуказанных налогов и пеней, принимая во внимание, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей, суд находит уточненные требования административного истца в указанной части законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 5424 руб., а именно:
- 865,39 рублей - транспортный налог хх.хх.хх г.;
- 749 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2,58 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 323,15 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 42,09 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2 081 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 7,16 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 375,97 рублей - налог на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 1,30 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 973 рублей - земельный налог хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 3,35 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435.
Применительно к положениям ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400руб., от уплаты которой административный истец был освобожден.
Руководствуясь статьями 174, 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия к Рокотянскому Леониду Леонидовичу о взыскании недоимки по налоговым обязательствам удовлетворить частично.
Взыскать с Рокотянского Леонида Леонидовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Республике Карелия недоимку в размере 5424 руб., а именно:
- 865,39 рублей - транспортный налог за хх.хх.хх г.;
- 749 рублей - налог на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2,58 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 323,15 рублей - земельный налог за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 42,09 рублей - пени за неуплату земельного налога хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86636470;
- 2 081 рублей - налог на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 7,16 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86639450;
- 375,97 рублей - налог на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 1,30 рублей - пени за неуплату налога на имущество физических лиц за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650101;
- 973 рублей - земельный налог за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435;
- 3,35 рублей - пени за неуплату земельного налога за хх.хх.хх г. в рамках ОКТМО 86650435.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Рокотянского Леонида Леонидовича в доход бюджета Прионежского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В. Баранова
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2021.