Дело № 2а-2765/2021 22 июля 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России № 26 по Санкт-Петербургу к Кудрину Алексею Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с названным иском к Кудрину А.Е. В обоснование иска указывая, что ответчик в налоговом периоде 2017 г. являлся собственником транспортных средств: автомобиля марки ФОРД ФОКУС, мощностью 149 л.с., государственный регистрационный номер №; автомобиля марки БМВ X1 XDRIVE 20I, мощностью 184 л.с., государственный регистрационный номер №; автомобиля МИЦУБИСИ ОУТЛЕНДЕР, мощностью 170 л.с., государственный регистрационный номер №. В личном кабинете налогоплательщика было размещено налоговое уведомление №2553811 об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 1 416 рублей (ОКТМО 40381000), в размере 3 833 рублей (ОКТМО 41612101) (срок уплаты 03.12.2018 г), ввиду неуплаты налога в установленный срок, было выставлено требование №2280 об уплате налога (срок исполнения 21.02.2019г.), также ответчику были начислены пени в размере 57 рублей 74 копейки. Поскольку начисленный налог и пени в полном объеме уплачены не были, истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный 07.11.2019 года мировым судьей судебного участка № 82 Всеволожского района Ленинградской области судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений Кудрина А.Е. Впоследствии, получив определение мирового судьи об отмене судебного приказа, истец в июне 2020 года обратился с иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени с ответчика во Всеволожский районный суд Ленинградской области, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 5 249 руб. и пени в размере 57 руб. 74 копейки.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Кудрин А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил отложить рассмотрение дела в связи со сложной дорожной обстановкой (л.д. 129), ранее до судебного заседания представил возражения на заявления (л.д. 66,67).
Судом отказано в удовлетворении ходатайства административного ответчика об отложении рассмотрения дела, поскольку административным ответчиком не представлено доказательств и оснований уважительности причин неявки.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, извещавшихся надлежащим образом, в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм налога возложена на налоговый орган, который обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление с указанием размера налога, расчета налоговой базы и срока его уплаты. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно п.2 ст.11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
В соответствии с абзацем 23 раздела V Приказа ФНС России от 22 августа 2017 г. N ММВ-7-17/617@ датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.
Из материалов дела усматривается, что налоговое уведомление № 2553811 (л.д.17) об уплате транспортного налога 2017 год в размере 5 249 руб. в срок до 03.12.2018 г. было размещено в личном кабинете налогоплательщика.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога и (или) пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, то есть, суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу положений п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии с п.10 раздела I Приложения к приказу ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-7-8/200@ датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
Поскольку налоговое уведомление не было исполнено ответчиком в полном объеме, в личном кабинете налогоплательщика Кудрину А.Е. было выставлено требование № 2280 по состоянию на 16.01.2019 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) (л.д.12-13, 15).
Ответчику предлагалось погасить задолженность по налогу в срок до 21.02.2019 года.
При этом судом учитывается, что сведений о направлении Кудриным А.Е. в налоговый орган уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе, в материалы дела не представлено.
Налоговое требование ответчиком Кудриным А.Е. исполнено не было.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 82 Всеволожского района Ленинградской области, от 19.12.2019 года по делу № 2А-2071/2019 об отмене судебного приказа (л.д.19) от 07.11.2019 года по заявлению ИФНС по Всеволожскому району Ленинградской области о взыскании с Кудрина А.Е. недоимки по транспортному налогу в сумме 3 833 руб. и пени 42 рубля 17 копеек (ОКТМО 41612101), недоимки по транспортному налогу в размере 1 416 руб. и пени в сумме 15 руб. 57 коп (ОКТМО 40381000), должник Кудрин А.Е. обратился с возражениями относительно исполнения судебного приказа, на основании чего названный судебный приказ был отменен.
Как следует из материалов дела, определение об отмене судебного приказа от 19 декабря 2019 года получено ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области 13 января 2020 года (л.д. 58).
23.06.2020 года (22.06.2020 года направлено в электронном виде) административное исковое заявление о взыскании с Кудрина А.Е. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени поступило во Всеволожский городской суд Ленинградской области (л.д. 4,21-22).
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 25.08.2020 года административное исковое заявление о взыскании с Кудрина А.Е. задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени передано в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, для рассмотрения дела по подсудности (л.д. 70).
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, своевременность обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа, суд полагает не пропущенным срок на подачу искового заявления о взыскании недоимки и пени, по причине прохождения процедуры взыскания в приказном порядке в отношении задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Кудрин А.Е. является налогоплательщиком, поскольку по данным ГИБДД по СПб и ЛО ему в налоговом периоде 2017 г. принадлежали транспортные средства: автомобиль марки ФОРД ФОКУС, мощностью 149 л.с., государственный регистрационный номер №, (снят с регистрационного учета 21.05.2017г.); автомобиль марки БМВ X1 XDRIVE 20I, мощностью 184 л.с., государственный регистрационный номер №, (снят с регистрационного учета 15.09.2018г.); автомобиль МИЦУБИСИ ОУТЛЕНДЕР, мощностью 170 л.с., государственный регистрационный номер №, (снят с регистрационного учета 15.03.2017 г.) (л.д.104-108).
Налогоплательщик Кудрин А.Е. в установленный законодательством срок на основании размещенного в личном кабинете налогоплательщика уведомления, а также и в установленный в выставленном в личном кабинете требования об уплате налога срок транспортный налог в отношении вышеуказанных автомобилей, за 2017 год в полном объеме не уплатил.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, освобождение от уплаты налогов по своей природе является льготой, являющейся исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы; льготы по налогу и основания их использования налогоплательщиком могут предусматриваться в актах законодательства о налогах и сборах лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, причем установление льгот не является обязательным; в то же время налоговые льготы не могут носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия в рамках одной и той же категории налогоплательщиков, т.е. нарушать конституционный принцип равенства (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и от 13 марта 2008 года N 5-П; определения от 5 июля 2001 года N 162-О и от 7 февраля 2002 года N 13-О).
Таким образом, законодатель, обладающий широкими дискреционными полномочиями по предоставлению налогоплательщикам льгот, самостоятельно и с учетом различных объективно значимых обстоятельств решает вопрос о том, при каких условиях и в каком объеме возможно предоставление такой льготы.
В соответствии со статьей 3 Областного закона Ленинградской области от 22.11.2002 N 51-оз "О транспортном налоге" ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств освобождаются от уплаты транспортного налога за одно транспортное средство (легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 150 лошадиных сил), зарегистрированное на граждан указанных категорий.
Как следует из материалов дела, Кудрин А.Е. является «Ветераном боевых действий», имеет право на освобождение от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, то есть предоставление льготы носит заявительный характер.
Как следует из ответа МИФНС № 26 по Санкт-Петербургу на запрос суда, у Кудрина А.Е. имеется льгота по транспортному налогу категории «Ветеран боевых действий». Льгота по транспортному налогу установлена на транспортные средства Инспекцией ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области:
- на автомобиль Форд Фокус, г/н №, начало действия льготы 25 апреля 2017 года; дата окончания действия льготы 21 мая 2017 года;
- на автомобиль Шкода RAPID, г/н №, начало действия льготы 26 сентября 2018 года; дата окончания действия льготы 06 июня 2079 года (л.д. 84).
Таким образом, суд приходит к выводу, что взыскиваемый транспортный налог исчислен налоговым органом с учетом имеющейся в отношении административного ответчика налоговой льготы. Льгота по транспортному налогу на автомобиль Форд Фокус за 2017 год отражена в налоговом уведомлении № 2553811 от 11 сентября 2018 года (л.д. 17).
В нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не представил доказательств оплаты транспортного налога в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По делу установлено, что своевременно транспортный налог ответчиком уплачен не был, поэтому на неуплаченную в установленные законом сроки сумму налога подлежат начислению пени.
В требовании об уплате налога №2280, выставленному ответчику, ему предлагалось при наличии разногласий в части начисления соответствующих сумм пеней провести сверку расчетов начисленных пеней по транспортному налогу в размере 57 руб. 74 коп до наступления срока уплаты, указанного в требовании. Сведений об оспаривании ответчиком суммы начисленных пеней у суда не имеется, в ходе рассмотрения дела исчисленная истцом сумма пени ответчиком не оспаривалась.
Приведенные выше доказательства в их совокупности являются достаточным основанием для удовлетворения заявленного истцом требования, а поэтому административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу к Кудрину Алексею Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год и пени – удовлетворить.
Взыскать с Кудрина Алексея Евгеньевича, проживающего по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №26 по Санкт-Петербургу сумму задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 416 рублей (ОКТМО 40381000), взыскать сумму задолженности по транспортному налогу в сумме 3 833 рублей (ОКТМО 41612101), взыскать сумму задолженности пени по транспортному налогу в размере 57 рублей 74 копейки, а всего 5 306 (пять тысяч триста шесть) рублей 74 копейки.
Взыскать с Кудрина Алексея Евгеньевича государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 23.08.2021 год.