НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 05.08.2021 № 2А-1820/202105АВГУ

Дело №2а-1820/2021 05 августа 2021 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Юшковой Т.В.,

с участием представителей административного истца, административного ответчика ФИО1, ФИО2,

административного ответчика, административного истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области к ФИО3 о взыскании недоимки по пени за 2015 год, по административному исковому заявлению ФИО3 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области о признании незаконными действий по начислению земельного налога за 2015 год и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Ленинградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 о взыскании суммы пени, начисленные на задолженность по земельному налогу за 2015 год. В обоснование заявленных требований указала, что по сведениям Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области, в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации на основании Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37; Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Областного закона Ленинградской области от 22.11.2002 года № 51-ОЗ «О транспортном налоге» от Росреестра и УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФИО3 является владельцем объектов недвижимого имущества и транспортных средств, являющихся объектом налогообложения в соответствии со статьями 358, 389, 401 НК РФ. Налоговый орган исчислил налог, подлежащий уплате налогоплательщиком и направил налоговое уведомление № 77638185 от 05 августа 2016 года, № 26044390 от 14 июля 2018 года о необходимости уплаты имущественных налогов за период 2015, 2017 гг. В связи с неуплатой налогов в добровольном порядке Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области на основании статей 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование об уплате налога: от 11.09.2019 № 59795 на общую сумму в размере 236 999,97 рублей. Требование об уплате налогов оставлены налогоплательщиком без исполнения. Судебным приказом с ФИО3 взыскана задолженность по налогам (пени) за 2015, 2017 отчетный год в сумме 236 999,97 рублей. Определением от 14 февраля 2020 года судебный приказ отменен.

Межрайонная ИФНС России № 8 по Ленинградской области просит, уточнив заявленные требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взыскать с ФИО3 пени, начисленную на недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 208 322,10 рублей (л.д. 101-102 том 1).

ФИО3 обратился в суд с административным иском к МИФНС России № 8 по Ленинградской области, просит признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области по начислению земельного налога за 2015 год в общей сумме 786 910 рублей в отношении земельных участков, указанных в налоговом уведомлении № 77538185 от 05 августа 2016 года.

Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области по начислению пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме согласно налогового требования № 59795 от 11 сентября 2019 года (л.д. 7-10 том 2).

В обоснование иска указывает, что административному истцу на праве собственности принадлежат 166 земельных участка, из которых 164 земельных участка расположены по адресу: <адрес>, а два по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства. 11 сентября 2019 года административным ответчиком было направлено налоговое требование № 59795 об уплате пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год, начисленного в отношении земельных участков согласно налогового уведомления № 77638185 от 05 августа 2016 года. При этом сумма земельного налога за 2015 год была рассчитана с кадастровой стоимости земельных участков, определенной по данным Единого государственного реестра недвижимости, в общем размере 255 174 355 рублей 00 копеек. 09 октября 2019 года Ленинградским областным судом было вынесено решение по делу по административному иску ФИО3 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Решение вступило в законную силу 26 февраля 2020 года. Указанным решением кадастровая стоимость земельных участков изменена и установлена с 10 сентября 2013 года в соответствии с их рыночной стоимостью в общем размере 91 170 000 рублей, что более чем в два раза (на 164 004 355 рублей) меньше кадастровой стоимости земельных участков, с которой рассчитан земельный налог согласно налогового уведомления № 77638185 от 05 августа 2016 года и соответственно пени в размере согласно налогового требования № 59795 от 11 сентября 2019 года. В силу пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе подать заявление о перерасчете сумм ранее исчисленного земельного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Земельный налог за 2015 год уплачен административным истцом в июле 2019 года в общей сумме 786 910 рублей (в размере, установленном в налоговом уведомлении № 77638185 от 05 августа 2016 года). Считает, что начисление административным ответчиком земельного налога за 2015 год в общем размере 786 910 рублей не основано на законе, произведено с нарушением основных начал законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации, и на основании решения подлежит перерасчету в судебном порядке. При этом расчет пеней по недействительному обязательству также считает незаконным. Указанные действия административного ответчика нарушают имущественные права административного истца.

Определением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 11 марта 2021 года объединены административные дела № 2а-1820/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС № 8 по Ленинградской области к ФИО3 о взыскании недоимки по пени по земельному налогу и № 2а-5562/2021 по административному иску ФИО3 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области о признании незаконными действий по начислению земельного налога за 2015 год, пени, в одно производство под общим № 2а-1820/2021 (л.д. 243-244 том 1).

В ходе рассмотрения дела Межрайонная ИФНС № 8 по Ленинградской области представила уточнение к административному исковому заявлению, в котором указала, что задолженность по земельному налогу за 2015 год погашена в полном объеме 13 августа 2019 года (л.д. 198 том 1).

Межрайонная ИФНС России № 8 по Ленинградской области просит взыскать с административного ответчика сумму пени за 2015 год за период с 18 декабря 2016 года по 12 августа 2019 года в размере 208 322,10 рублей (л.д. 198 том 1).

Представители административного истца/административного ответчика МИФНС № 8 по Ленинградской области по доверенности ФИО1, ФИО2, возражали против удовлетворения заявленных ФИО3 требований по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 98-102 том 2), поддержали заявленные уточненные требования о взыскании задолженности по пени по изложенным в административном исковом заявлении (л.д. 3-6 том 1), уточненном исковом заявлении (198 том 1), основаниям.

В судебном заседании административный ответчик/административный истец ФИО3 в удовлетворении требований налогового органа просил отказать по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 118-186 том 1).

Поддержал заявленные требования о признании незаконными действий по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении (л.д. 7-10 том 2).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные ФИО3 требования не подлежащими удовлетворению, уточненные административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Положением ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налогоплательщиками земельного налога в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось административным ответчиком/истцом ФИО3, что в налоговом периоде 2015 года ФИО3 на праве собственности принадлежали 166 земельных участков, расположенных в Ломоносовском районе Ленинградской области (л.д. 11-53 том 1).

Межрайонная ИФНС № 8 по Ленинградской области направила в адрес ФИО3 12 августа 2016 года налоговое уведомление № 77638185 от 05 августа 2016 года об уплате, в том числе, земельного налога за 2015 год в размере 786 910 рублей не позднее 01 декабря 2016 года (л.д. 55-68, 88 том 1).

А также, Межрайонная ИФНС № 8 по Ленинградской области в электронной форме передала через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 26044390 от 14 июля 2018 года об уплате, в том числе, земельного налога за 2017 год в сумме 766 959 рублей (л.д. 71-83 том 1).

Земельный налог за 2015, 2017 годы на указанные земельные участки, как следует из представленных в дело налоговых уведомлений, начислен Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области (ИФНС 4725).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 27 июня 2017 года мировым судьей судебного участка № 165 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 недоимки по налогу на землю за 2015 год в размере 786 910 рублей 00 копеек, пени в сумме 4 196 рублей 85 копеек в доход территориального бюджета РФ на реквизиты Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области (л.д. 202 том 1), который был передан на принудительное исполнение в Восточный ОСП Приморского района ГУФССП России по Санкт-Петербургу (л.д. 212 том 1).

По земельному налогу за 2017 год произведен перерасчет по налоговому уведомлению № 26044390 (л.д. 153-171 том 1).

Как следует из материалов дела, оплата задолженности по земельному налогу за 2015 год произведена в июле 2019 года в рамках исполнительного производства № 40709/18/78016-ИП (л.д. 174-175 том 1).

Земельный налог за 2017-2018 год, с учетом произведенного перерасчета, оплачен ФИО3 в августе 2020 года (л.д. 168-169 том 1).

В связи с несвоевременной уплатой ФИО3 исчисленной суммы земельного налога за 2015 год Межрайонная ИФНС № 8 по Ленинградской области направила в адрес ФИО3 03 октября 2019 года требование N 59795 по состоянию на 11 сентября 2019 года об уплате пени, начисленной на задолженность по земельному налогу за 2015, 2017 год в размере 236 999, 97 рублей, в том числе за 2015 год в размере 208 322 рубля 10 копеек, в срок до 29 октября 2019 года (л.д. 69-70, 87 том 1).

28 января 2020 года мировым судьей судебного участка N 165 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ N 2а-61/2020-165 о взыскании с ФИО3 в пользу МИФНС России № 8 по Ленинградской области недоимки по земельному налогу за период с 18 декабря 2016 года по 10 сентября 2019 года г - пени в размере 236 999 рублей 97 копеек, который отменен определением мирового судьи судебного участка N 165 Санкт-Петербурга от 14 февраля 2020 года в связи с поступившими возражениями ФИО3 (л.д. 8 том 1).

В обоснование своих доводов о несогласии с заявленными МИФНС России № 8 по Ленинградской области требованиями, административным ответчиком/истцом ФИО3 указывается на то, что действия налогового органа не основаны на законе, поскольку с учетом положений ст.ст. 3, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации у ФИО3 отсутствует обязанность по уплате земельного налога за 2015 год в общей сумме 786 910 рублей (в размере, установленном в налоговом уведомлении № 77638185 от 05 августа 2016 года), и как следствие, он не обязан уплачивать пени в размере согласно налоговому требованию № 59795 от 11 сентября 2019 года (л.д. 9 том 2).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Положения статей 52 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми органами соблюдены, налоговое уведомление и требование направлены в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации через личный кабинет налогоплательщика.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Административный иск направлен Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области в Приморский районный суд Санкт-Петербурга 03 августа 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа (14 февраля 2020 года).

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Налоговая база согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом, в соответствии с абзацем шестым пункта 1 названной статьи в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Абзацем 3 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Согласно представленным в материалы дела налоговым уведомлениям, налоговая база определена налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельных участков за 2015 год в общем размере 255 174 355 рубля (л.д. 55-65 том 1).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, решением Ленинградского областного суда от 09 октября 2019 года по делу № 3а-123/2019 по исковому заявлению ФИО3 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков административное исковое заявление ФИО3 удовлетворено. Установлено по состоянию на 10 сентября 2013 года кадастровая стоимость земельных участков по адресу: <адрес>, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: и – с 17 апреля 2015 года, в размере их рыночной стоимости в общей сумме 91 170 000 рублей. Датой подачи заявления ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 05 апреля 2019 года (л.д. 122-136 том 1).

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года решение Ленинградского областного суда от 09 октября 2019 года изменено в части взыскания судебных расходов (л.д. 138-151 том 1).

Согласно пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Как следует из уточненного административного искового заявления (л.д. 101-102 том 1), на основании решения Ленинградского областного суда № 3а-123/2019 от 09 октября 2019 года об изменении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, произведен перерасчет земельного налога за 2017 год и выставлено налоговое уведомление № 90978513 от 13 апреля 2020 года со сроком уплаты 07 июля 2020 года, что подтверждается представленным в материалы дела налоговым уведомлением № 90978513 от 13 апреля 2020 (л.д. 153-167 том 1).

ФИО3 26 октября 2020 года обратился в Межрайонную ИФНС России № 8 по Ленинрадской области с заявлением, в котором просил пересчитать сумму задолженности по пеням за просрочку уплаты им земельного налога за 2015 год исходя из налоговой базы, рассчитаной с учетом решения Ленинградского областного суда от 09 октября 2019 года и дополнительного решения областного суда от 06 декабря 2019 года в отношении земельных участков, а также с учетом уже уплаченной суммы задолженности по пеням в размере 4196,85 рублей. Произвести зачет суммы излишне уплаченного платежными поручениями № 9 от 14 июля 2019 года и № 10 от 15 июля 2019 года суммы земельного налог за 2015 год в счет погашения перерассчитанной задолженности по пеням за просрочку уплаты земельного налога за 2015 год (л.д. 67-68 том 2).

В ответ на указанное заявление Межрайонной ИФНС № 8 по Ленинградской области дан ответ № 08-03/4/07977@ от 13 ноября 2020 года, из которого следует, что основания для списания пени по земельному налогу у налогового органа отсутствуют, а для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога необходимо подать заявление о зачете по установленной форме через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» (л.д. 32 том 2).

Как следует из ответа МИФНС России № 8 по Ленинградской области от 26 ноября 2020 года, в ответ на обращение ФИО3, руководствуясь статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом принято решение от 25 ноября 2020 года № 1673 об отказе в зачете излишне уплаченного земельного налога на сумму 70 261.56 рублей (л.д. 20-21, 34 том 2).

17 ноября 2020 года ФИО3 обратился с жалобой в Управление ФНС России по Ленинградской области на действия МИФНС России № 8 по Ленинградской области, до настоящего времени жалоба не рассмотрена.

27 мая 2021 года ФИО3 обратился с требованием в МИФНС России № 8 по Ленинградской области об отмене начисление сумм земельного налога за 2015 год в отношении земельных участков, указанных в налоговом уведомлении МИФНС № 8 по Ленинградской области № 77638185 от 05 августа 2016 года (л.д. 121-122 том 2).

Данное требование направлено в Управление ФНС России по Ленинградской области для рассмотрения по существу (л.д. 123 том 2).

В ответе от 21 июня 2021 года на жалобу ФИО3 от 27 мая 2021 года Управлением ФНС по Ленинградской области указывает, что на основании решения Ленинградского областного суда Инспекцией был произведен перерасчет земельного налога за 2017-2018 годы, сформировано налоговое уведомление от 13 апреля 2020 года № 90978513. А также произведен перерасчет земельного налога за 2016 год.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет суммы ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Иных норм, ограничивающих период, за который при наличии оснований проводится перерасчет налога, в том числе не связанный с дальнейшим направлением налогового уведомления, Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено. Изменения, предусмотренные Федеральным законом № 334-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2019 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Учитывая изложенное, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении его рыночной стоимости, вступившего в силу после 1 января 2019 года, и внесения в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. Таким образом основания для перерасчета налога за 2015 год отсутствуют (л.д. 124-127 том 2).

Судом отклоняются доводы административного ответчика/истца ФИО3 о незаконности действий налогового органа по начислению земельного налога за 2015 год в сумме 786 910 рублей и пени в сумме 208 322, 10 рублей по доводам, изложенным в административном иске, исходя из следующего.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

В силу части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно части 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями абзаца 3 части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При этом судом учитывается, что до 1 января 2017 года действовали положения абзаца 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В действовавшей до 1 января 2017 года статье 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в настоящее время Федеральный закон «О государственной кадастровой деятельности») содержалось понятие ошибки в государственном кадастре недвижимости. К ним относились: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшея к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет земельного налога за прошлый период был возможен только при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки.

С 1 января 2017 года абзац 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Таким образом, новая редакция указанной статьи дает налогоплательщику право на перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки). Положения данной статьи действуют с 1 января 2017 года.

В пункте 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В данном случае новая редакция абзаца 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации улучшает положение налогоплательщика.

Вместе с тем Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит указание на то, что его положения имеют обратную силу.

В пункте 3 статьи 13 указанного Федерального закона указано, что положения пункта 59 статьи 2 указанного Закона (которыми были внесены изменения в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации) вступают в силу 1 января 2017 года.

При этом судом учитывается, что по общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости, в том числе по решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной этим решением, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, из данных норм следует, что по общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы, но в некоторых случаях возможен перерасчет внесенных платежей. В частности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 1 января 2019 года, измененная кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в том числе в случае перехода прав на этот объект недвижимости к иному лицу.

Кроме того, как следует из апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 26 февраля 2020 года, ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость по двум спорным объектам недвижимости с кадастровыми номерами и и их рыночной стоимостью, определенной судом, составила по каждому объекту менее половины и, соответственно, не является значительной, а в отношении остальных 164 объектов недвижимости настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости (расхождение более чем в два раза), что это может свидетельствовать о наличии ошибки при формировании методики определения кадастровой стоимости или при её применении, повлекшее нарушение прав административного истца.

Таким образом, с учетом положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ, представленного в материалы дела перерасчета за 2017-2018 годы, а также с учетом того, что решением Ленинградского областного суда от 09 октября 2019 года установлена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: и – с 17 апреля 2015 года, с ФИО3 подлежал взысканию земельный налог за 2015 год в сумме 285 022 рубля 00 копеек. Данная сумма земельного налога за 2015 год не оспаривалась ФИО3

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку требования налогового органа об уплате сумм налога в установленных в них срок ФИО3 добровольно не исполнены, срок обращения в суд согласно ст. 48 НК РФ административным истцом соблюден, уточненные административные требования о взыскании задолженности по пени, начисленной на задолженность по земельному налогу за 2015 год являются обоснованными, но, с учетом вышеизложенного, подлежат частичному удовлетворению.

Следовательно, на указанную сумму задолженности подлежат начислению пени в сумме 75 022,53 рублей. Данная сумма пени не оспаривалась ФИО3

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ФИО3 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 451 рубль.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области о признании незаконными действий по начислению земельного налога за 2015 год и пени, отказать.

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области к ФИО3 о взыскании недоимки по пени за 2015 год – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО3, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области сумму задолженности по пени, начисленную на задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 75 022 рубля 53 копейки.

В остальной части заявленных Межрайонной ИФНС России № 8 по Ленинградской области требований отказать.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в размере 2 451 рубль.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 26.08.2021 г.