НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Приморского краевого суда (Приморский край) от 06.05.2019 № 3А-15/19

Дело № 3а-15/19

25ОS0000-01-2018-000386-22

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

6 мая 2019 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,

при секретаре Петровой Е.В.,

с участием прокурора Рогалева А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аветисяна Аревшата Саргисовича к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, заинтересованные лица администрация Находкинского городского округа Приморского края, Администрация Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края и Краевое государственное казённое учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» о признании недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», утверждённый распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (в редакции от 12 июля 2016 года № 236-ри) в части,

у с т а н о в и л:

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (далее -распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри») утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее – Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость). Первоначальный текст документа опубликован 25 декабря 2015 года на официальном сайте администрации Приморского края primorsky.ru. В настоящее время действует редакция от 12 апреля 2019 года.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12 июля 2016 года № 236-ри «О внесении изменений в распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри» (далее - распоряжение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12 июля 2016 года № 236-ри) в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость внесены изменения.

Согласно пункту 897 в названный Перечень на 2016 год включён объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 25:31:010211:10621, площадью 4925,3 кв.м, назначение: Нежилое здание; наименование: Здание – торговый центр общественного центра «Буревестник»; адрес: Приморский край, город Находка, проспект Находкинский, 12, (Лит.1).

Аветисян А.С. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённый распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри. В обоснование заявленных требований указал, что является собственником указанного объекта недвижимости. Здание – торговый центр общественного центра «Буревестник» расположено на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010211:1637, общей площадью 6706 кв.м, категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: Под эксплуатацию общественного центра «Буревестник»; адрес: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание, Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Находка, Находкинский проспект, 12, который также принадлежит ему на праве собственности. В 2018 году административному истцу стало известно о начислении налога на имущество в размере - 1664613 рублей, поскольку указанный объект недвижимости был включён в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Считает, что включение указанного объекта недвижимости в данный Перечень является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку здание не относится к объектам, обозначенным в подпунктах 1, 2 пункта 1, а также в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ. Кроме того, из заключения специалиста от 31 октября 2018 года № 26-10/18 подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью «Геодезия и Кадастр» (далее – ООО «Геодезия и Кадастр») следует, что фактическое функциональное использование в целях коммерческого назначения спорного объекта недвижимости составляет 15 процентов. Таким образом, спорный объект не может являться объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем, нет оснований для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Наименование объекта недвижимости как здание – торговый центр общественного центра «Буревестник» и наличие в нём помещений без указания их назначения, недостаточно для отнесения его к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Мероприятия, предусмотренные Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённым постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па) по определению вида фактического использования принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, по итогам, которых составлены соответствующие акты осмотра данного здания с приложением к ним фотографий помещений, проведены не были. Включение объекта недвижимости с кадастровым номером 25:31:010211:10621 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере, что влечёт нарушение его прав и охраняемых законом интересов. С учётом уточнений, просил признать недействующим пункт 897 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», утверждённый распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри (в редакции от 12 июля 2016 года № 236-ри).

До рассмотрения административного дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Администрацию Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края и Краевое государственное казённое учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» (далее - КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края»).

Представитель административного истца Аветисяна А.С. - Моторев Г.Ю. в судебном заседании уточнённые административные исковые требования поддержал. По существу пояснил, что оснований для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость у административного ответчика отсутствовали, мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости, по итогам, которых составлены соответствующие акты осмотра данного здания с приложением к ним фотографий помещений, проведены не были. Представленный представителем административного ответчика акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения при определении его фактического использования для целей налогообложения от 20 декабря 2018 года, составленный специалистами КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» составлен некорректно, является недопустимым доказательством в части указания фактического использования помещений, поскольку процент фактического использования помещений был рассчитан с учётом площади мест общего пользования. В то время как при составлении заключения специалиста № 26-10/18 от 31 октября 2018 года, был рассчитан процент фактического использования помещений, без учёта мест общего пользования, проходов, лестничных маршей и так далее.

Представитель административного ответчика департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и заинтересованного лица Администрации Приморского края – Присяжнюк С.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям и доводам, изложенным в ранее представленном отзыве. По существу пояснил, что департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края спорный объект недвижимости включён в Перечень с соблюдением компетенции и установленного порядка. Вид разрешённого использования земельного участка и наименование самого объекта недвижимости - торговый центр говорит о том, что это торговый объект и необходимости в проведении мероприятий по определению вида фактического использования в 2015 году у департамента земельных и имущественных отношений Приморского края не имелось. Кроме того, согласно акту обследования здания (строения, сооружения) и помещения при определении его фактического использования для целей налогообложения от 20 декабря 2018 года, составленному специалистами КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» используемая для размещения объектов торговли площадь составляет 29,93 % от общей площади объекта. Площадь рассчитана в соответствии с порядком, утверждённым постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па. В случае несогласия с определённым видом фактического использования заявитель был вправе обратиться с заявлением о проведении повторного исследования, но на сегодняшний день никаких заявлений от Аветисяна А.С. в департамент не поступало.

Представитель заинтересованного лица департамента лицензирования и торговли Приморского края – Макарова Л.Е. в судебном заседании против удовлетворении заявленных требований возражала по основаниям и доводам, указанным в ранее представленном отзыве. По существу пояснила, что в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па департамент лицензирования и торговли Приморского края участвует в формировании оспариваемого Перечня. Управлением экономики потребительского рынка и предпринимательства администрации Находкинского городского округа в департамент был направлен перечень объектов, на тот момент их было 10, в том числе и спорный объект недвижимости, рекомендуемых для включения в Перечень. Считает, что согласно имеющимся выписке из Единого государственного реестра недвижимости и сведениям, полученным от администрации Находкинского городского округа Приморского края спорный объект недвижимости обоснованно включён в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Включать указанный объект в график мероприятий по определению вида фактического использования необходимости не было.

Административный истец Аветисян А.С., представители заинтересованных лиц администрации Находкинского городского округа Приморского края и КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела были извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

Выслушав объяснения представителя административного истца Аветисяна А.С. – Моторева Г.Ю., возражения представителя департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и Администрации Приморского края - Присяжнюка С.В. и представителя департамента лицензирования и торговли Приморского края – Макаровой Л.Е., заключение прокурора Рогалева А.Е., полагавшего, что оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта не действующим в части не имеется, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых примёнен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Объектами налогообложения являются, в том числе здания, строения, сооружения и помещения, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.

В соответствии с пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па департамент земельных и имущественных отношений Приморского края является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края по формированию и утверждению на основании Перечня Офисных объектов, Перечня Торговых объектов, решений Комиссии перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Первоначальный текст документа опубликован 25 декабря 2015 года на официальном сайте администрации Приморского края primorsky.ru. В настоящее время действует редакция от 12 апреля 2019 года.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке и по этим основанием не обжалуются.

Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12 июля 2016 года № 236-ри в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость внесены изменения.

Согласно пункту 897 в названный Перечень на 2016 год включён принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 25:31:010211:10621, площадью 4925,3 кв.м, назначение: Нежилое здание; наименование: Здание – торговый центр общественного центра «Буревестник»; адрес: Приморский край, город Находка, проспект Находкинский, 12, (Лит.1).

Указанный объект недвижимости - Здание – торговый центр общественного центра «Буревестник», расположен на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010211:1637, общей площадью 6706 кв.м, категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешённого использования: Под эксплуатацию общественного центра «Буревестник»; адрес: Установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – здание, Почтовый адрес ориентира: Приморский край, город Находка, Находкинский проспект, 12, который также принадлежит Аветисяну А.С. на праве собственности, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 30 ноября 2007 года № 25-25-18/056/2007-342.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учётом особенностей, предусмотренных статьёй 378.2 НК РФ, которой предусмотрено, что отдельными объектами налогообложения являются, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), так и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

На территории Приморского края налог на имущество организаций в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ установлен и введён в действие Законом Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ).

Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке Администрацией Приморского края, в отношении в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14 августа 2018 года, нежилое здание с кадастровым номером 25:31:010211:10621 имеет наименование «Здание – Торговый центр общественного центра «Буревестник».

Из представленной административным истцом выписки от 9 августа 2005 года № 335а из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности на единый комплекс, следует, что в объект Общественный центр «Буревестник» входит спорный торговый центр площадью 4925, 3 кв.м и автостоянка площадью 6316,1 кв.м, фактическое использование по назначению.

Торговый центр расположен на земельном участке с кадастровым номером 25:31:010211:1637, имеющий вид разрешённого использования: Под эксплуатацию общественного центра «Буревестник», который также принадлежит административному истцу на праве собственности.

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что спорный объект недвижимости включён в Перечень на 2016 год по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ и статьёй 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ, то есть по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости – «Под эксплуатацию общественного центра «Буревестник»».

На основании установленных по делу обстоятельств и приведённых норм права суд считает правомерным доводы административного ответчика о том, что установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:31:010211:1637 вид разрешённого использования земельного участка - «Под эксплуатацию общественного центра «Буревестник»» предусматривает и допускает возможность его использования для размещения объектов торговли.

Поскольку данный вид разрешённого использования земельного участка предусматривает размещение на земельном участке торговых объектов, то включение указанного выше объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, полностью согласуется с положениями статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.

Довод представителя административного истца о том, что согласно заключению специалиста № 26-10/18 от 31 октября 2018 года процент фактического функционального использования, в целях коммерческого назначения, общественного центра «Буревестник» в период с 2015 года по настоящее время составляет 15 процентов, суд считает несостоятельным, поскольку указанный объект недвижимости включён в Перечень на основании статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ по виду разрешённого использования земельного участка, на котором расположен торговый центр, в связи, с чем оснований для установления фактического использования объекта недвижимости у административного ответчика не имелось.

Кроме того, согласно представленного представителем департамента земельных и имущественных отношений Приморского края и Администрации Приморского края акту обследования нежилого строения с кадастровым номером 25:31:010211:10621 при определении его фактического использования для целей налогообложения, составленного КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», по состоянию на 20 декабря 2018 года, в том числе доля нежилых помещений, используемая для размещения объектов торговли, составляет 29,93 процентов от общей площади объекта.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований отсутствуют, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят исполнительным органом субъекта Российской Федерации с соблюдением установленной процедуры, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца в оспариваемой части не нарушает.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Аветисяна Аревшана Саргисовича к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края, заинтересованные лица администрация Находкинского городского округа Приморского края, Администрация Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края и Краевое государственное казённое учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» о признании недействующим пункта 897 «Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год», утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2015 года № 673-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год» (в редакции распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 12 июля 2016 года № 236-ри), отказать.

Обязать департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.

Судья Я.А. Римский