23RS0041-01-2023-012318-85 К делу № 2а-12467/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
Председательствующего Бубновой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Бредневой А.П.,
с участием помощника судьи Цыганкова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гоголя Сергея Сергеевича к Инспекции ФНС России №4 по г. Краснодару о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Гоголь С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Инспекции ФНС России №4 по г. Краснодару о признании незаконными действий налогового органа.
Свои требования административный истец основывает на том, что 24 июня 2023 г. административному истцу поступил для исполнения (оплаты) исполнительный документ Инспекции Федеральной налоговой службы №4 по г. Краснодару № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием основания «Единый налоговый платеж» в сумме <данные изъяты> (документ поступил через систему уведомлений «Госуслуги» ФНС «Налоги» посредством мобильного приложения Альфа-Банка).
Административный истец считает, что действия ИФНС по составлению и направлению данного исполнительного документа являются незаконными и нарушают его права и законные интересы, так как неправомерно возлагают на него обязанность по повторной уплате задолженности, оплаченной административным истцом в полном объеме ранее.
Административный истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Инспекции ФНС России №4 по г. Краснодару в судебном заседании поддержал доводы отзыва на исковое заявление, представленного в материалах дела, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Пунктами 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что инспекцией, в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы и страховым взносам за 2020 год в установленный Кодексом срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ сформировано и направлено налогоплательщику через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» требование от 27.10.2020 № 129595 на сумму <данные изъяты>.
Срок исполнения требования до 12.11.2020. Требование налогоплательщиком не исполнено. Неисполнение обязанности по уплате налога по УСН и страховым взносам послужило основанием для принятия мер по взысканию задолженности в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.
На основании заявления Инспекции от 20.01.2021 №2872 о вынесении судебного приказа мировым судьей судебного участка № 240 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара вынесен судебный приказ от 13.07.2021 № 2а-1715/2021 на взыскание задолженности в общей сумме <данные изъяты>, в том числе по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме <данные изъяты>; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в сумме <данные изъяты>; налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы ( далее - УСН) в сумме <данные изъяты>.
В рамках исполнительного производства судебным приставом - исполнителем ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара задолженность по УСН и страховым взносам взыскана в полном объеме. Постановление об окончании исполнительного производства вынесено 20.01.2022.
По данным Инспекции, взысканные денежные средства в размере <данные изъяты> были распределены судебным приставом-исполнителем ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара не в соответствии с судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ№, а направленье в счет погашения задолженности в хронологической последовательности, следующим образом: <данные изъяты> в счет уплаты налога по УСН за 2019 год, в счет погашения пени в сумме <данные изъяты>; <данные изъяты> недоимка по страховым взносам на ОПС (фиксированные) за 2020 год погашена частично (остаток неисполненных обязательств по виду платежа «налог» составил <данные изъяты>)), в счет погашения пени в сумме <данные изъяты>; <данные изъяты> недоимки по страховым взносам на ОМС (фиксированные) за 2020 год погашена частично (остаток неисполненных обязательств по виду платежа «налог» составил <данные изъяты>)), в счет погашения пени в сумме <данные изъяты>; <данные изъяты> в счет уплаты транспортного налога (ОКТМО №) (платежные документы от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>; от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>). В результате этого, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика образовалась переплата в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, Инспекцией решение о зачете взысканных денежных средств по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ в счет уплаты транспортного налога на ОКТМО 03701000 в сумме <данные изъяты> не принималось. Распределение взысканных денежных средства в счет погашения недоимки (задолженности) по налогам, страховым взносам и пеням осуществлено судебным приставом-исполнителем ОСП по Прикубанскому округу г. Краснодара в хронологической последовательности согласно судебных приказов на взыскание задолженности, вынесенных ранее, а именно: по транспортному налогу (ОКТМО №) в общей сумме <данные изъяты> за 2014- 2017 годы (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№); по транспортному налогу (ОКТМО №) в общей сумме <данные изъяты> за 2018 год (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№); по УСН (ОКТМО №) в сумме <данные изъяты> за 2019 год (судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Инспекцией в соответствии с п. 5 ст. 78 Кодекса (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ осуществлен самостоятельный зачет переплаты по транспортному налогу (ОКТМО №) в общей сумме <данные изъяты>: решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о зачете суммы излишне уплаченного транспортного налога (ОКТМО №) в счет погашения недоимки по транспортному налогу (ОКТМО №), в сумме <данные изъяты>. Недоимка по транспортному налогу (ОКТМО №) погашена полностью; решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о зачете суммы излишне уплаченного транспортного налога (ОКТМО №) в счет погашения недоимки по УСН (ОКТМО №) за 2019-2020 годы, в общей сумме <данные изъяты>. Недоимка по УСН погашена частично, сумма неисполненных обязательств по УСН составила <данные изъяты> (18 481,00 исчислено 2019 год + 6 060,00 исчислено за 2020 год - 6 060,00 погашена задолженность -8 768,20 зачтено).
Сообщения о принятых решениях от ДД.ММ.ГГГГ направлены налогоплательщику через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика».
Произведена частичная уплата налога по УСН (также путем взыскания) ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.
Переплата в сумме <данные изъяты> не входит в сальдо по ЕНС, так как со дня ее образования прошло более трех лет, в том числе по: страховым взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в сумме <данные изъяты>; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Росситйской Федерации на выплату накопительной пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ числилось отрицательное сальдо по ЕНС в сумме <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ 263 от 14.07.2022 года с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате, налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно).
В соответствии с п.1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
В связи с отсутствием оплаты налоговых обязательств. Инспекцией применены меры взыскания в соответствии со ст. 69 НК РФ, сформировано и направлено через «Личный кабинет налогоплательщика» требование об уплате от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму <данные изъяты>.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится отрицательное сальдо по ЕНС в сумме <данные изъяты>, в том числе по: страховым взносы в бюджет пенсионного фонда РФ (с 01.01.2017) в сумме <данные изъяты>; страховым взносам в бюджет фонда обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>; налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме <данные изъяты>; пени в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, суммы, взысканные по судебному приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ повторно не были взысканы судебными приставами – исполнителями, а направлены в счет погашения имеющейся задолженности в хронологической последовательности, в связи с чем у налогового органа нет оснований для отзыва исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)» с 01.01.2023 введен институт Единого налогового счета (далее - ЕНС) в отношении физических лиц и организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
На едином налоговом счете (ЕНС) учитываются денежные средства, перечисленные (признаваемые) в качестве единого налогового платежа (далее - ЕНП), и совокупная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, включающая суммы (п. 2 ст. 11.3 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 11.3 НК РФ сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между излишне перечисленными денежными средствами и суммами неисполненных обязанностей.
Согласно пункта 7 статьи 11.3 НК РФ при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов прошло более трех лет.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ 263 от 14.07.2022 года с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), прекращает действие требований об уплате, налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно).
В соответствии с п.1 ст. 69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, или зачет указанных денежных средств в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса) либо в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 10 и 11 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 78 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем зачета в порядке, предусмотренном настоящей статьей: в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов; в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса); в счет исполнения решений налоговых органов, указанных в подпунктах 9 и 10 пункта 5 и подпункте 3 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса, либо погашения задолженности, не учитываемой в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
На основании ст. 79 НК РФ налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент вправе распорядиться суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо его единого налогового счета, путем возврата этой суммы на открытый ему счет в банке в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в возврате.
В случае недостаточности положительного сальдо на едином налоговом счете для осуществления предусмотренного настоящей статьей возврата сумм денежных средств налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту возврат осуществляется частично.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу п. 3 ст. 78 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам.
Исходя из вышеприведенных положений закона, именно с момента извещения налогоплательщика налоговым органом о факте переплаты, налогоплательщику становится известно о факте переплаты соответствующего налога, а, следовательно, начинают течение сроки, установленные ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения требования об оспаривании вышеназванных действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, иных органов или организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями и признания незаконными таких действий (бездействия) является установление судом совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При установленных обстоятельствах, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца являются необоснованными и не подлежат
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Гоголя Сергея Сергеевича к Инспекции ФНС России №4 по г. Краснодару о признании незаконными действий налогового органа - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение месяца.
Решение составлено в окончательной форме 26.09.2023 г.
Председательствующий: