НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 15.01.2019 № 2А-14167/18

К делу № 2а-1677/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Бубновой Ю.А.,

секретаря Пашкова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дубовик А.В, к Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в изъятии земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Дубовик А.В, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г. Краснодар, в котором просит суд:

– Признать отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. - незаконным.

– Обязать Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар предоставить в аренду Дубовик А.В, взамен земельного участка с кадастровым номером , кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей, равноценный земельный участок в черте г. Краснодара путем заключения с Дубовик А.В, договора аренды земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Свои требования административный истец основывает на том, что он является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок расположен в зоне застройки жилыми многоэтажными домами (Ж2). Согласно постановления администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проекта планировки микрорайона «Солнечный» в границах улиц им. Яна Полуяна, им. Ковалева, им. Симиренко, Памяти Чернобыльцев в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара» указанный земельный участок расположен в красной линии застройки (территория общего пользования). В соответствии с генеральным планом МО г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 23.01.2012 г. № 25 п. 15 на земельном участке с кадастровым номером предусмотрено размещение объекта местного значения - дорога. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с обращением в Департамент муниципальной собственности и городских земель МО г. Краснодар, с котором просил изъять у арендатора земельный участок с кадастровым номером в связи с невозможностью использовать его для застройки и предоставить ему взамен в аренду иной равноценный земельный участок. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент отказал Дубовик А.В, в изъятии земельного участка по причине истечения 3-х лет с момента издания Постановления Администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проекта планировки микрорайона «Солнечный» в границах улиц <адрес>». Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающими гражданские права арендатора земельного участка - Дубовик А.В,, в связи с чем обратился в суд.

Представитель административного истца по доверенности Кононенко В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Береговой Д.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Суд, выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, считает что административное исковое заявление подлежит Дубовик А.В, является арендатором земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и договора об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты> рублей.

Указанный земельный участок расположен в зоне застройки жилыми многоэтажными домами (Ж2).

Согласно постановления администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проекта планировки микрорайона «Солнечный» в границах <адрес>» указанный земельный участок расположен в красной линии застройки (территория общего пользования).

В соответствии с генеральным планом МО г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 23.01.2012 г. № 25 п. 15 на земельном участке с кадастровым номером предусмотрено размещение объекта местного значения – дорога.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с обращением в Департамент муниципальной собственности и городских земель МО г. Краснодар, с котором просил изъять у арендатора земельный участок с кадастровым номером в связи с невозможностью использовать его для застройки и предоставить ему взамен в аренду иной равноценный земельный участок.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент отказал Дубовик А.В, в изъятии земельного участка по причине истечения 3-х лет с момента издания Постановления Администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проекта планировки микрорайона «Солнечный» в границах <адрес>».

Административный истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающими его гражданские права, как арендатора земельного участка, в связи с чем обратился в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Кроме того, в соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Однако административным ответчиком в нарушение указанной нормы суду не представлено доказательств, свидетельствующих о законности отказа в изъятии земельного участка.

Согласно Правил землепользования и застройки МО г. Краснодар, указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж2 - застройка жилыми многоэтажными домами.

Принимая постановление ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении проекта планировки микрорайона «Солнечный» в границах <адрес>» и включая земельный участок красную линию застройки (территория общего пользования) Администрации МО г. Краснодар фактически лишила арендатора участка прав владения и пользования, в связи с чем у арендатора утрачена возможность использования данного имущества по своему назначению. Компенсация арендатору не предоставлена: процедура изъятия земельного участка не проведена и решение об изъятии земельного участка не принято.

О принятии Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. и невозможности использования земельного участка в соответствии с правилами застройки и землепользования арендатор участка официально не извещался, в связи с чем ссылка Департамента на истечение трехлетнего срока с момента принятия Постановления не имеет правового значения.

Принятие решения городской Думой г. Краснодара от 26.01.2012 № 15 «Об утверждении генерального плана МО г. Краснодар», которым установлены границы территориальных зон, не должно ограничивать права третьих лиц на соответствующие земельные участки, которые возникли задолго до, введения в действие названного плана, тем более, когда такие права в установленном законом порядке до настоящего времени не оспорены и должны были бьть учтены при составлении соответствующей схемы территориального зонирования.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории их разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных вида использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельный участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей] определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно частям 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные я устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

В соответствии с пп. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного Кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом существующего землепользования.

Дубовик А.В, является законным правообладателем спорного земельного участки с иным видом разрешенного использования, который возник до принятия генерального плана МО г. Краснодар.

При этом в нарушение указанных положений ст. 226 КАС РФ, административный ответчик не обосновал и не представил доказательств существования обстоятельств, препятствующих изъятию участка для использования под общественные нужды.

Согласно ст.55 Конституции и п.2 ст.1 ГК РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в той мерс, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Учитывая изложенное и то обстоятельство, что Дубовик А.В, не имеет возможности использовать земельный участок с кадастровым номером, для застройки в соответствии с ПЗЗ по причине внесения его в зону красных линий и использования его для организации подъездов, ответчик обязан предоставить истцу взамен иной равноценный земельный участок.

В связи с этим, оспариваемый отказ подлежит признанию судом незаконным.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В данном случае для устранения допущенных нарушений суд считает необходимым обязать Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар предоставить в аренду Дубовик А.В, взамен земельного участка с кадастровым номером , кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей, равноценный земельный участок в черте г. Краснодара путем заключения с Дубовик А.В, договора аренды земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Дубовик А.В, к Департаменту муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа в изъятии земельного участка - удовлетворить.

Признать отказ Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ. - незаконным.

Обязать Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар предоставить в аренду Дубовик А.В, взамен земельного участка с кадастровым номером , кадастровой стоимостью <данные изъяты> рублей, равноценный земельный участок в черте г. Краснодара путем заключения с Дубовик А.В, договора аренды земельного участка в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий: