НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 31.08.2023 № 2А-6395/2023

10RS0011-01-2023-009502-69

(№ 2а-6395/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Сааринен И.А., при секретаре Мельниченко Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бернецкиса Э.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия об оспаривании действий,

у с т а н о в и л:

Бернецкис Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФНС по РК по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФНС по РК с заявлением об устранении необоснованного формирования отрицательного сальдо единого налогового счета (ЕНС) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере -<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ получил отказ Управления в удовлетворении заявления. ДД.ММ.ГГГГ обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган на принятое решение, решением от ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС РФ по СЗФО признало действия должностных лиц УФНС по РК неправомерными и обязало исключить из сальдо ЕНС административного истца задолженность по пени по НДФЛ и частично по пени по земельному налогу, при этом, ошибочно признало обоснованным включение в начальное сальдо ЕНС задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, всего – <данные изъяты>, как «обеспеченных мерами взыскания». Административный истец, ссылаясь на то обстоятельство, что срок взыскания земельного налога за 2015 год истек в 2017 году, при этом, решением Петрозаводского городского суда по делу налоговому органу было отказано во взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 год в связи с истечением срока взыскания, полагает, что налоговым органом задолженность по земельному налогу должна была быть признана безнадежной ко взысканию и списана с лицевого счета налогоплательщика еще в 2020 году. Просит признать незаконными действий УФНС по РК по формированию отрицательного начального сальдо ЕНС административного истца в размере <данные изъяты>, а также действия по начислению пени по земельному налогу за 2015 год, произведенные в 2023 году.

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержал, пояснил, что с административным иском о признании задолженности безнадежной к взысканию в суд не обращался.

Представитель административного ответчика УФНС по РК Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, указала на возможность списания с лицевого счета истца задолженности по земельному налогу и пени в случае принятия судом решения о признании имеющейся задолженности безнадежной к взысканию.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев административное дело суд приходит к следующим выводам.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно производить уплату налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

По сведениям регистрирующих органов Бернецкис Э.А. в 2015 году являлся собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Налоговым органом в порядке ст.ст. 50, 52 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) был исчислен земельный налог за 2015 г. в сумме <данные изъяты> Бернецкису Э.А. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате налога налогоплательщику следовало исполнить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Земельный налог исчислен по ставке 0,3% (в соответствии с видом земельного участка – сельскохозяйственное назначение).

Расчет суммы налога <данные изъяты> (кадастровая стоимость)*0,3% (ставка налога по Салминскому с/п) = <данные изъяты>

В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога за 2015 год, в адрес налогоплательщика в порядке ст.ст. 69, 70 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, которым налогоплательщику в срок до ДД.ММ.ГГГГ было предложено добровольно оплатить задолженность по налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>

Требование налогового органа истцом не исполнено.

В последующем налоговым органом было установлено, что земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий в спорный период Бернецкису Э.А., относится к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием - строительство и эксплуатация туристической базы отдыха.

В этой связи налогоплательщику произведен перерасчет земельного налога, налоговым органом дополнительно исчислен налог за 2015 г. в сумме <данные изъяты> о чем в адрес Бернецкиса Э.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный налог исчислен по ставке 1%. Обязанность по уплате налога следовало исполнить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Расчет суммы налога за 2015 г.: <данные изъяты> (кадастровая стоимость) * 1% (ставка налога по Салминскому с/п) = <данные изъяты>

С учетом суммы ранее исчисленного налога за 2015 год, сумма налога, подлежащая уплате на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, определена в размере <данные изъяты>

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2015 г., составила <данные изъяты>

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога, исчисленного налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, в его адрес было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплатить задолженность, в том числе, по земельному налогу за 2015 г. в сумме <данные изъяты>

Требование налогового органа было оставлено без исполнения, что послужило основанием для взыскания задолженности в судебном порядке.

Мировым судьей судебного участка № 8 г.Петрозаводска Республики Карелия был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Бернецкиса Э.А. задолженности по земельному налогу в размере <данные изъяты> в том числе за 2015 год, пени в сумме <данные изъяты>

Определением мирового судьи судебного участка № 8 г.Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Бернецкиса Э.А. задолженности по земельному налогу в размере <данные изъяты> в том числе за 2015 год, пени в сумме <данные изъяты>

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу в удовлетворении административного искового заявления налогового органа отказано, в связи с истечением срока для обращения в суд налогового органа о принудительном взыскании задолженности.

В настоящее время за Бернецкисом Э.А. сохраняется задолженность по земельному налогу за 2015 г. в сумме <данные изъяты> по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ (с учетом погашения задолженности), а также по пени, которые начислены на недоимку по земельному налогу за 2015 г. (по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Срок принудительного взыскания с Бернецкиса Э.А. задолженности по земельному налогу за 2015 г. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, установленный ст. 48 НК РФ, истек.

На основании п. 2 ст. 11 НК РФ налоговой задолженностью признается общая сумма недоимок, неуплаченных пеней, штрафов и процентов, а также подлежащих возврату в бюджет сумм налогов, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС).

В силу ч.ч.2, 3 ст.11.3 НК РФ единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В силу ч.ч.1,2 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица (далее в настоящей статье - сальдо единого налогового счета) формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:

1) неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов (далее в настоящей статье - суммы неисполненных обязанностей);

2) излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее в настоящей статье - излишне перечисленные денежные средства).

В целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы:

1) недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;

2) недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которых приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом мер предварительной защиты (обеспечительных мер) либо принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения соответствующего решения.

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов прекращается в случаях, указанных в п. 3 ст. 44 НК РФ.

Недоимка, задолженность по пеням и штрафам, предусмотренные гл. 9 НК РФ проценты, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, установленных п. 1 ст. 59 НК РФ, могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны органами, перечисленными в п. 2 названной статьи.

Принятие налоговым органом решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списание их в соответствии с правилами ст. 59 НК РФ и порядком их списания представляют собой самостоятельное основание прекращения налогового обязательства.

Недоимка может быть признана безнадежной к взысканию в том числе и в случаях, если законная возможность принудительного взыскания налоговых платежей была утрачена при обстоятельствах, когда сам налоговый орган пропустил срок на предъявление соответствующих требований, главным образом в силу упущений при оформлении процессуальных документов и при обращении в суд с иском к налогоплательщику с отступлениями от правил судопроизводства (постановление КС РФ от 02.07.2020 № 32-П).

Порядок признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания установлен ст. 59 НК РФ.

Безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета (ЕНС) такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, являются: налоговые органы; таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, – по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих приведенные выше обстоятельства, утвержден приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1131@.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения записей об этом из его лицевого счета (данная правовая позиция отражена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2019 № 5-КГ18-319).

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 (обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора) и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, по которому налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением определенного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на то, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания с истца задолженности по земельному налогу за 2015 год в связи с истечением установленного срока взыскания, действия налогового органа по формированию отрицательного начального сальдо ЕНС административного истца являются правомерными, поскольку указанная на едином налоговом счете налогоплательщика задолженность не признавалась безнадежной к взысканию, административный истец таким правом обращения в судебном порядке не воспользовался, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Сааринен

Мотивированное решение составлено 04.09.2023.