НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 19.09.2014 № 2-7710/14-12

  Дело № 2-7710/14-12

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 19 сентября 2014 года г. Петрозаводск

 Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Семериковой Т.А., при секретаре Соснович С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» о признании незаконным пункта 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда (по правовым вопросам) об устранении нарушений трудового законодательства,

 у с т а н о в и л :

 ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» обратился в суд с заявлением о признании незаконным пункта 1,3,4 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. государственного инспектора труда (по правовым вопросам) об устранении нарушений трудового законодательства.

 Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Ф. в отношении ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» было вынесено предписание №, которое обязывает ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом - интернат для ветеранов» устранить нарушения трудового законодательства, отмеченные в Акте от ДД.ММ.ГГГГ, связанные с размерами, порядком, сроками, условиями и методикой расчёта некоторых выплат стимулирующего характера. ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом - интернат для ветеранов» обязано произвести перерасчёт оплаты труда работников по срочным и бессрочным трудовым договорам за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; установить доплату за работу во вредных условиях труда в соответствии с пунктом 5.4 Положения об оплате труда и приложению № к коллективному договору работникам, исполняющим должностные обязанности по указанным в предписании должностям; ознакомить работников под роспись с Положением о выплатах стимулирующего характера работников организации и Методикой их расчёта; указывать в трудовых договорах сведения о документах, удостоверяющих личность работника; указывать в трудовых договорах основания к заключению срочного трудового договора согласно требованиям ст. 59 ТК РФ; производить поручение работникам дополнительной работы после получения от них письменного согласия. Пункты 1,3,4 указанного предписания не соответствуют закону. Первый пункт предписания связан с указанием государственного инспектора труда на нарушения трудового законодательства в сфере выплат стимулирующего характера. В качестве основания для внесения изменений в локальные нормативные акты, регулирующие предоставление выплат стимулирующего характера, государственным инспектором труда указываются статьи 135 и 144 ТК РФ. Основное требование к локальным нормативным актам, в том числе к Положению о выплатах стимулирующего характера, Положению об оплате труда, Методике расчета выплат стимулирующего характера, Положению о дополнительном премировании - их соответствие законодательству РФ и субъектов РФ, однако в трудовом законодательстве не содержится конкретных стандартов по срокам, размерам, порядку и условиям предоставления стимулирующих выплат. Трудовым кодексом РФ, другими нормативными актами, действующими на территории РФ, не ограничено право работодателя совместно или с учетом мнения представительного органа работников на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определения размера таких доплат и надбавок. В третьем пункте предписания содержатся указания государственного инспектора труда устранить нарушения п.3 Акта проверки и произвести перерасчет оплаты труда работникам. ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» производило начисление заработной платы работникам в соответствии со штатным расписанием и трудовым законодательством, поэтому в действиях организации нет противоречия нормам ТК РФ. Четвертый пункт предписания обязывает установить доплату за работу во вредных условиях труда в соответствии с пунктом 5.4 Положения об оплате труда и приложению № к коллективному договору работникам, исполняющим должностные обязанности по указанным в предписании должностям. Однако установленный размер заработной платы этих работников соответствует данным локальным нормативным актам. Соответственно, учреждение «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» не нарушило требования трудового законодательства.

 В судебном заседании представитель С. действующая на основании доверенности, отказалась от заявленных требований в части признании незаконными и отмене п. 3,4 предписания, а также п.1 в части требования установить в п. 4.6 Положения о выплатах стимулирующего характера срок, на который устанавливается стимулирующая надбавка за интенсивность (в п.6.6 Положения об оплате труда).

 В остальной части С. и Б. поддержали заявленные требования.

 Государственный инспектор труда Ф. возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что в соответствии с Законом Республики Карелия «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Карелия» работодатель обязан выплачивать надбавку за стаж. Условия, размер, порядок выплаты надбавки за стаж устанавливаются локальным нормативным актом, в ходе проверки установлено, что такой порядок отсутствует. Субъективность в определении размеров снижения стимулирующих выплат приведет к возникновению споров. Стимулирующие надбавки не должны быть привязаны к наличию экономии фонда заработной платы.

 Заинтересованные лица Т., С., В. возражали против удовлетворения заявления.

 Заинтересованное лицо Б. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещалась.

 Определением суда прекращено производство по делу в части признании незаконными и отмене п. 3, 4 предписания, а также п.1 в части требования установить в п. 4.6 Положения о выплатах стимулирующего характера срок, на который устанавливается стимулирующая надбавка за интенсивность (в п.6.6 Положения об оплате труда).

 Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявления.

 В соответствии со ст.357 ТК РФ предписания может быть обжаловано работодателем в течение 10 дней со дня его получения.

 Срок для обжалования заявителем не пропущен.

 Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда в Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» с целью осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 Федеральным законом «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» осуществляется общее регулирование отношений в области организации и производства государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

 Вместе с тем, согласно п. 12 ч. 4 ст. 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

 К таким законам относится Трудовой кодекс Российской Федерации, в главе 57 которого определяются основания и порядок государственного контроля (надзора) и ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, согласно ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

 Частью 5 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» также устанавливается, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

 Данные положения вытекают из ст. 15 Конституции Российской Федерации, в соответствии с ч. 4 которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 Согласно ст. 12 Конвенции Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.), участником которой является Российская Федерация, инспектора труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, и в частности: наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений; требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест; требовать вывешивания объявлений, как это предусмотрено законодательными положениями; изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью. В случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

 Из указанных положений следует, что должностные лица государственной инспекции труда имеют право в любое время в случае необходимости осуществлять проверку соблюдения лицом (юридическим лицом) трудового законодательства.

 В ходе проверки было установлено, что в Положении о выплатах стимулирующего характера не установлены размер, порядок и условия стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы (выслугу лет), а в пункте 4.6 Положения о выплатах стимулирующего характера не установлены размеры сни­жения размера стимулирующей выплаты за интенсивность в зависимости от указанных в дан­ном пункте критериев; не установлен срок, на который устанавливается стимулирующая над­бавка за интенсивность (также, в пункте 6.6 Положения об оплате труда); выплата стимули­рующей надбавки за интенсивность производится работникам при наличии экономии фонда оп­латы труда (пункт 5.3 Положения о выплатах стимулирующего характера; пункт 6.11 Положе­ния об оплате труда).

 Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Карелия утвержден постановлением Правительства РК от 29.05.2008 № 110-П «Об утверждении Перечней видов выплат компенсационного и сти­мулирующего характера в государственных учреждениях Республики Карелия». В Перечень включены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.

 Положение о выплатах стимулирующего характера работникам ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» было принято на основании решения общего собрания, путем подписания дополнительного соглашения между директором учреждения и работниками учреждения-членами первичной профсоюзной организации и иными работниками, уполномочившими первичную профсоюзную организацию на защиту их интересов, в лице исполняющей обязанности председателя профкома С. При этом Положение о выплатах стимулирующего характера и Положе­ние об оплате труда являются приложениями к коллективному договору, заключенному на период ДД.ММ.ГГГГ.

 С копией акта проверки директор ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» была ознакомлена.

 ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБСУ СО РК «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» было выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства - ст.135,144 ТК РФ – в срок до ДД.ММ.ГГГГ в Положении о выплатах стимулирующего характера установить размер, порядок и условия стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы (выслугу лет). Выплату стимулирующей надбавки за интенсивность производить работникам независимо от наличия экономии фонда оплаты труда (п.5.3 Положения о выплатах стимулирующего характера; п.6.11 Положения об оплате труда).

 Фактически государственным инспектором труда работодателю предложено внести изменения в локальные нормативные акты.

 В соответствии со статьей 398 Трудового кодекса РФ коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

 Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров определена главой 61 ТК РФ «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров», к компетенции Государственной инспекции по труду рассмотрение коллективных трудовых споров не отнесено.

 Согласно ч.1 ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

 В связи с тем, что предписание об устранении нарушений трудового законодательства выдано лицом, к компетенции которого не отнесено разрешение коллективного трудового спора, предписание является незаконным и подлежит отмене.

 Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

 решил:

 Заявление Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Республики Карелия «Петрозаводский дом-интернат для ветеранов» удовлетворить.

 Признать незаконным и отменить абзацы 1 и 2 (за исключением требования установить в п. 4.6 Положения о выплатах стимулирующего характера срок, на который устанавливается стимулирующая надбавка за интенсивность (в п.6.6 Положения об оплате труда) пункта 1 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. государственного инспектора труда (по правовым вопросам).

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья Т.А. Семерикова

 Мотивированное решение изготовлено 24.09.2014г