НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 17.03.2016 № 2А-1813/2016

Дело № 2а-1813/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2016 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н. при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия к Рассихину М.Ю. о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (далее – административный истец, орган контроля за уплатой страховых взносов, Учреждение, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Рассихину М.Ю. (далее – административный ответчик, страхователь) о взыскании обязательных платежей.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик до 23.05.2015 был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего, им не в полном объеме исполнена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы), в связи с чем образовалась задолженность, на которую за период с 27.02.2015 по 02.06.2015 начислены пени в соответствие со ст. 25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон), в связи с чем административный истец просит взыскать:

– 457,48 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии;

– 89,74 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – страховые взносы на медицинское страхование).

Истец в суд представителя не направил, о рассмотрении дела извещен.

Ответчик в суде возражает против иска, указывая на то, что он в силу закона страхователем не является, поэтому страховые взносы ему исчислены необоснованно. Судебный приказ о взыскании задолженности по взносам отменен, в связи с чем обязанность по уплате пени прекращается.

Заслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Страхователь в период с 09.08.2012 по 25.05.2015 был зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего.

Административный ответчик в период с 27.02.2015 по 02.06.2015 имел задолженность по уплате страховых взносов за 2014 год на страховую часть пенсии 17328,48 руб. и страховых взносов на обязательное медицинское страхование 3399,05 руб., в связи с чем 15.06.2015 года <данные изъяты> был выдан судебный приказ о взыскании указанных сумм и соответственно пени 271,62 руб. и 53,28 руб., а 02.06.2015 года административный истец направил страхователю соответствующее требование, согласно которому по состоянию на указанную дату административный ответчик в срок до 23.06.2015 был обязан уплатить вновь начисленные пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии; пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское страхование.

Ввиду отсутствия сведений об исполнении обязанности, вытекающей из вышеуказанного требования, ГУ УПФ России в г.Петрозаводске 21.12.2015 обратилось с настоящим иском в суд.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Возражения ответчика касательно обязанности уплачивать страховые взносы судом не принимаются.

В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. В редакции от 28.11.2011 года (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Как разъяснил Пенсионный фонд РФ в своем письме от 19.04.2011 года N 30-26/4127 "Об уплате страховых взносов арбитражными управляющими", арбитражные управляющие в целях обязательного пенсионного страхования приравнены к индивидуальным предпринимателям; взыскание недоимки по страховым взносам с действующих индивидуальных предпринимателей (в том числе и арбитражных управляющих) в силу норм Закона N 212-ФЗ производится во внесудебном порядке.

Таким образом, в силу осуществления арбитражным управляющим профессиональной деятельности и обязанности производить уплату страховых взносов в установленный срок, взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, установленном ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии за ним обязанности по уплате страховых взносов подлежат отклонению.

В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Управление, являясь территориальным органом ПФ РФ в силу ч. 1 ст. 3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что требование, на основании которого заявлен настоящий административный иск, было направлено ГУ УПФ России в г.Петрозаводске, последнее применительно к положениям п. 1 ст. 21 Закона является надлежащим административным истцом по заявленным требованиям.

Административный ответчик применительно к положениям п. 3 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона со дня государственной регистрации в качестве арбитражного управляющего по день, когда указанная государственная регистрация утратила силу, являлся плательщиком страховых взносов, в связи с чем на нем лежит обязанность по их уплате своевременно и в полном объеме, при этом в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, взыскивается недоимка, а также независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах уплачиваются пени (чч. 1 2 ст. 18, чч. 1 и 2 ст. 25 Закона).

В силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 12, чч. 1, 1.1, 1.2, 3, 4, 4.1, 11 ст. 14 Закона предприниматель в период осуществления им предпринимательской деятельности (со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, по день, в котором государственная регистрация утратила силу, пропорционально количеству календарных месяцев и календарных дней) уплачивает страховые взносы в фиксированных размерах:

1) по обязательному пенсионному страхованию, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период:

– не превышает 300000 руб., – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ (равного 26 процентам), увеличенное в 12 раз;

– превышает 300000 руб., – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ (равного 26 %), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период. Сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ (равного 26 %), увеличенное в 12 раз;

Согласно чч. 1, 2, 8 ст. 16 Закона страхователь самостоятельно производит расчет сумм страховых взносов и осуществляет их уплату не позднее 31 декабря текущего календарного года, а в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивает страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) его деятельности включительно.

Проверяя в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ правильность произведенного органом контроля за уплатой страховых взносов расчета заявленных к взысканию пени, суд находит его обоснованным.

В соответствие с чч. 3, 5, 6 ст. 25 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным чч. 1, 2, 8 ст. 16 Закона сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов по процентной ставке, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Поскольку административный ответчик не полностью и несвоевременно исполнял обязанность по уплате страховых взносов и взносов на медицинское страхование, срок давности предъявления исполнительных документов к исполнению до настоящего времени не истек, в отношении него исчислены подлежащие взысканию пени. В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты (чч. 2 и 8 ст. 16 Закона), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.

С учетом установленных по делу обстоятельств с административного ответчика надлежит взыскать пени согласно приведенному в административном исковом заявлении расчету, проверенному судом, оснований не соглашаться с которым не имеется, поскольку в нем верно приведены размер неустойки по каждому виду страховых взносов, периоды, за которые исчислены неустойка и пени, а также действовавшая в указанные периоды ставка рефинансирования Центрального Банка РФ.

Возражения ответчика о том, что отменой судебного приказа от 15.06.2015 года о взыскании недоимки по взносам за 2014 года прекращается его обязанность по уплате взносов и соответственно обязанность по уплате пени, - судом не принимаются.

Согласно статье 129 ГПК РФ судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения. В определении об отмене судебного приказа судья разъясняет взыскателю, что заявленное требование им может быть предъявлено в порядке искового производства.

Отмена судебного приказа законом не ставился в зависимость от установления фактических оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности, единственным основанием для отмены приказа является возражение должника относительно его исполнения. Поскольку судом установлена обязанность ответчика уплатить страховые взносы, факт наличия недоимки и просрочка исполнения обязанностей, соблюдение административным истцом процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срока обращения в суд, у суда имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании сумм пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с Рассихина М.Ю., проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации:

– пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 457,48 руб.,

– пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 89,74руб.,

Взыскать с Рассихин М.Ю. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме 400 руб.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца.

Судья Н.Н. Тарабрина