НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Петрозаводского городского суда (Республика Карелия) от 09.10.2023 № 2А-6321/2023

10RS0011-01-2023-009147-67

(Дело № 2а-6321/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Сааринен И.А.,

при секретаре Мельниченко Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению РубИ. И. Е. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

ФИО1 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании нормативного правового акта по тем основаниям, что административный истец является собственником жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме, расположенном на территории Петрозаводского городского округа. Заместителем главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства М.ДД.ММ.ГГГГ истцу объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено осуществить в кратчайшие сроки действия, направленные на обеспечение исполнения обязательных требований Правил благоустройства и Порядка в части установки на фасаде здания по <адрес> указателя с наименованием улицы и номером, соответствующими номеру строения, по форме и в порядке, установленными Администрацией. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Петрозаводского городского округа принято постановление № 545 «Об утверждении порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа» (далее - Порядок). Являясь независимым экспертом, аккредитованным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации 02.07.2018 № 3073, истец выявила в постановлении ряд коррупциогенных факторов, а также несоответствие постановления действующему законодательству, принятие его с превышением полномочий предоставленных органам местного самоуправления и его должностным лицам.

Пунктом 3.6 Порядка установлено требование осуществлять написание наименований элементов улично-дорожной сети с дублированием наименования на карельском языке в соответствии с Методическими рекомендациями по использованию карельского и вепсского языков в наименованиях, утвержденными приказом Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия от 16.04.2019 № 92. Вместе с тем, Петрозаводский городской округ не является территорией компактного проживания карелов, вепсов и финнов. Указанная норма, обязывающая дублирование наименования на карельском языке, содержит трудновыполнимые требования, а именно требования, предполагающие дополнительные физические, моральные или материальные затраты, несоответствующие характеру обязанности и предполагаемому результату. Они превышают уровень разумного, в результате чего коррупционные отношения становятся неизбежными. Закрепление подобным образом обязанности образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч. 4 Методики, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Пункт 3.3 Порядка предусматривает требования к материалам, из которых должны быть изготовлены указатели с наименованиями улиц и номерами домов: материалы с высокими декоративными и эксплуатационными свойствами, устойчивые к воздействию климатических условий, имеющие гарантированную антикоррозийную стойкость, морозоустойчивость, длительную светостойкость (для знаков и надписей), малый вес. Указанные характеристики не отвечают требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Отсутствие четких понятий «высокие декоративные и эксплуатационные свойства, гарантированная морозоустойчивость, длительная светостойкость, малый вес» вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения. Употребление указанных терминов образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «в» ч. 4 Методики - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Пункт 3.4 Порядка предусматривает, что конструктивное решение указателей должно обеспечивать прочность, удобство крепежа, минимальный контакт с поверхностью фасадов, удобство обслуживания (очистки, ремонта, замены деталей и осветительных приборов), безопасность эксплуатации. Элементы креплений не должны искажать информацию, расположенную на лицевой поверхности указателей. Указанные требования к конструкции указателей, а затем и способам их крепления не отвечают требованиям определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Отсутствие четких понятий «конструктивное решение указателей», «минимальный контакт с поверхностью фасадов», «удобство обслуживания», «элементы креплений не должны искажать информацию» вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения. Употребление указанных терминов образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «в» ч. 4 Методики - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Пункт 3.5 Порядка предусматривает унифицированный характер цветового решения указателей с наименованиями улиц и номерами домов должно иметь унифицированный характер (белые буквы на синем фоне (цвет RAL 5013), применяемый шрифт (Rodchenko Condensed). Однако норма в части цвета (цвет RAL 5013) и применяемого шрифта (Rodchenko Condensed) содержит требования, необходимые для исполнения обязанности, обременительны настолько, что превышают уровень разумного, в результате чего коррупционные отношения становятся неизбежными. Употребление указанных выше характеристик унификации цветового решения указателей с наименованиями улиц и номерами домов образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «а» ч. 4 Методики, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Одним из общих требований к размещению указателей с наименованиями улиц и номерами домов, установленных пунктом 4.2.2 Порядка, является «хорошая видимость с учетом условий пешеходного и транспортного движения, дистанций восприятия, архитектуры зданий, освещенности, наличия зеленых насаждений». Любой нормативный правовой акт должен строиться с позиций общепризнанных правил юридической техники, четкости и ясности формулировок. Однако указанная выше формулировка содержит категории оценочного характера - неясные, неопределенные формулы, не имеющие четких границ своего содержания и ориентированные на их субъективное восприятие и оценку со стороны субъектов правоприменения. «Хорошая видимость и далее по тексту» является формулировкой оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, допускающим различные трактовки. Употребление указанных терминов образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «в» ч. 4 Методики - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Аналогична ситуация в отношении нормы, установленной пунктом 4.3.1 Порядка, в соответствии с которой указатели с наименованиями улиц и номерами домов должны располагаться на фасаде здания с учетом четной или нечетной стороны элемента улично-дорожной сети при ориентации со стороны тротуара. Иных вариантов выбора места расположения указателей не установлено. Однако возникает вопрос, как именно определять место расположения указателя в случае отсутствия тротуара. Указанная выше формулировка имеет оценочный характер с неясным, неопределенным содержанием, допускающим различные трактовки. Употребление указанных терминов образует коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «в» ч. 4 Методики - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Административный истец просит признать недействующим (в части) со дня принятия постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.03.2021 №545 «Об утверждении Порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа» как не соответствующее законодательству Российской Федерации, содержащее коррупциогенные факторы, взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. 00 коп.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец уточнила требования, просила признать недействующим со дня принятия постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.03.2021 №545 «Об утверждении Порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа» в части пунктов 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 4.2.2, 4.3.1 как несоответствующих законодательству Российской Федерации, содержащих коррупциогенные факторы.

Определениями суда к участию в деле привлечены заинтересованные лица: Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Е., М., Я., В.

Административный истец в судебном заседании административный иск поддержала по основаниям в нем изложенным, а также по основаниям, изложенным в дополнительных письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Заинтересованные лица в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы, обозрев гражданское дело , суд приходит к следующим выводам.

Из части 1 статьи 4 КАС РФ следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком.

Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ определено, что благоустройство территории городского округа - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

На основании пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.

Пунктом 2 статьи 24 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 № 28/29-586, установлено, что на фасадах многоквартирных и индивидуальных жилых домов, зданий, сооружений их собственниками, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, по форме и в порядке, установленными Администрацией Петрозаводского городского округа, размещаются: указатели наименования улицы, переулка, площади и пр.; номерные знаки, соответствующие номеру дома (здания, сооружения). Указатели должны быть читаемы, не закрыты деревьями и кустарниками.

Установлено, что в соответствии со статьей 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, пунктом 2 статьи 24 Правил благоустройства территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 26.02.2020 № 28/29-586, постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 16.03.2021 №545 утвержден Порядок установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа согласно приложению к постановлению.

Согласно постановлению установленные указатели с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа подлежат приведению в соответствие с настоящим Порядком в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления. Постановление вступило в силу с 01.09.2021.

Административный истец является собственником жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Заместителем главы Администрации Петрозаводского городского округа - председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства М.ДД.ММ.ГГГГ административному истцу объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных вышеуказанным Порядком, а именно: п.п.3.1 – 3.9, 4.1 – 4.6 Порядка, указано о необходимости осуществить в кратчайшие сроки действия, направленные на обеспечение исполнения обязательных требований Правил благоустройства и Порядка в части установки на фасаде здания по <адрес>у указателя с наименованием улицы и номером, соответствующими номеру строения, по форме и в порядке, установленными Администрацией.

Не согласившись с вынесенным предостережением, административный истец, полагая, что пункты 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 4.2.2, 4.3.1 Порядка не соответствуют законодательству Российской Федерации, содержат коррупциогенные факторы, обратилась в суд с настоящим административным иском.

Действие оспариваемого постановления распространяется на неопределенный круг лиц, в связи с чем, к нему применимы разъяснения, содержащиеся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которым существенными признаками, характеризующими НПА, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Поскольку административный истец является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в отношении которого действуют требования оспариваемого Порядка, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым постановлением могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы, в связи с чем находит доказанным установленное п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ обстоятельство.

Относительно процедуры принятия Администрацией Петрозаводского городского округа спорного постановления, судом установлено, что в рамках исполнения требований Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Администрацией Петрозаводского городского округа в Прокуратуру города Петрозаводска письмом от ДД.ММ.ГГГГ был направлен проект муниципального нормативного правого акта «Об утверждении порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа».

Требование об изменении НПА, заключение, либо иной другой документ в отношении оспариваемого НПА в Администрацию из Прокуратуры г.Петрозаводска не поступали.

Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Петрозаводского городского округа, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы муниципальных правовых актов Петрозаводского городского округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утверждён Решением Петрозаводского городского Совета от 16.09.2015 № 27/37-630.

В соответствии с п. 1.6 Решения Петрозаводского городского Совета от 16.09.2015 №27/37-630 Контрольно-счетная палата Петрозаводского городского округа является органом местного самоуправления Петрозаводского городского округа, уполномоченным Уставом Петрозаводского городского округа, на проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Петрозаводского городского округа, в том числе на подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия, экспертизу муниципальных правовых актов Петрозаводского городского округа, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Согласно заключению Контрольно-счетной палаты Петрозаводского городского округа от 29.12.2020 в ходе анализа проекта постановления Администрации Петрозаводского городского округа «Об утверждении Порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа» положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета ПГО, не выявлены, на основе проведенной оценки регулирующего воздействия с учетом информации, представленной разработчиком в сводной отчете, проект имеет достаточно оснований для его принятия.

В соответствии с п. 2.19 Решения Петрозаводского городского Совета от 16.09.2015 № 27/37-630 уполномоченный орган размещает заключение об оценке регулирующего воздействия на официальном сайте Контрольно-счетной палаты Петрозаводского городского округа в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

Заключение Контрольно-счетной палаты Петрозаводского городского округа от 29.12.2020 размещено на официальном сайте Контрольносчетной палаты Петрозаводского городского округа в установленный срок.

В соответствии с ч.1 ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Петрозаводского городского округа издано распоряжение №3762 о проведении публичных слушаний по проекту постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.03.2021 № 545 «Об утверждении Порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа».

Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в печатном издании «Петрозаводские городские страницы» от 15.01.2021 №01 (1025).

15.02.2021 по согласованию проекта постановления проведены общественные слушания. По результатам публичных слушаний принято решение о рекомендации принятия проекта постановления с учетом поступивших в ходе проведения публичных слушаний предложений.

В соответствии со ст. 67 Устава Петрозаводского городского округа (принят Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 №XXIII-XXVI/418) муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа вступают в силу со дня их подписания уполномоченным лицом или с даты, указанной в самом муниципальном правовом акте Петрозаводского городского округа.

Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава ПГО).

В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (ч.3 ст. 67 Устава ПГО).

Муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, опубликованные в сетевом издании, дополнительно подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, указанном в ч.2 указанной статьи (ч.3 ст. 67 Устава ПГО).

Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 № 27/09-135 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого НПА) «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа являются: периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа – «Информационный бюллетень»; периодическое печатное средство массовой информации - газета «Петрозаводские городские страницы»; официальное сетевое издание органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа». Официальный адрес официального сетевого издания органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа «Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.pgo- npa.ru.

Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 16.03.2021 №545 «Об утверждении Порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа» опубликовано в источниках опубликования НПА: «Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа» www.pgo-npa.ru 17.03.2021, «Информационный бюллетень», №163, 14.05.2021.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 05.11.2017 №394-П «Об утверждении Положения о Министерстве национальной политики Республики Карелия» Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия.

16.04.2021 Министерством национальной и региональной политики Республики Карелия постановление включено в регистр нормативно-правовых актов Администрации Петрозаводского городского округа, Министерство не выявило в постановлении норм, противоречащих федеральному законодательству, законодательству Республики Карелия и Уставу муниципального образования.

Таким образом, оспариваемое постановление, как нормативный правовой акт органа местного самоуправления, принят надлежащим лицом в пределах своих полномочий, порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден, в связи с чем суд приходит к выводу о соблюдении требований пп. «а» и «б» п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ.

По существу оспариваемого в указанной части постановления, судом установлено следующее.

Пунктом 3.3 Порядка установлено, что указатели с наименованиями улиц и номерами домов должны быть изготовлены из материалов с высокими декоративными и эксплуатационными свойствами, устойчивых к воздействию климатических условий, имеющих гарантированную антикоррозийную стойкость, морозоустойчивость, длительную светостойкость (для знаков и надписей), малый вес.

Согласно пункта 3.4 Порядка конструктивное решение указателей с наименованиями улиц и номерами домов должно обеспечивать прочность, удобство крепежа, минимальный контакт с поверхностью фасадов, удобство обслуживания (очистки, ремонта, замены деталей и осветительных приборов), безопасность эксплуатации. Элементы креплений не должны искажать информацию, расположенную на лицевой поверхности указателей.

В соответствии с пунктом 3.5 Порядка цветовое решение указателей с наименованиями улиц и номерами домов должно иметь унифицированный характер (белые буквы на синем фоне (цвет RAL 5013), применяемый шрифт (Rodchenko Condensed).

На основании п.3.6 Порядка написание наименований элементов улично-дорожной сети осуществляется в точном соответствии с Перечнем элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры города Петрозаводска, используемых в качестве реквизитов адреса, утвержденным постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 03.09.2019 № 2305, на русском языке с дублированием наименования на карельском языке в соответствии с Методическими рекомендациями по использованию карельского и вепсского языков в наименованиях, утвержденными приказом Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия от 16.04.2019 № 92.

Общим требованием к размещению указателей с наименованиями улиц и номерами домов является хорошая видимость с учетом условий пешеходного и транспортного движения, дистанций восприятия, архитектуры зданий, освещенности, наличия зеленых насаждений (пункт 4.2.2).

Также общим требованием к размещению указателей с наименованиями улиц и номерами домов является то, что указатели с наименованиями улиц и номерами домов, расположенные по нечетной стороне элемента улично-дорожной сети, размещаются с левой стороны фасада здания, а по четной стороне - с правой стороны фасада здания (при ориентации со стороны тротуара) (пункт 4.3.1).

В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» написание наименований географических объектов и оформление надписей, дорожных и иных указателей производятся на государственном языке Российской Федерации. Республики вправе написание наименований географических объектов и оформление надписей, дорожных и иных указателей производить на государственных языках республик наряду с государственным языком Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в необходимых случаях вправе написание наименований географических объектов и оформление надписей, дорожных и иных указателей наряду с государственным языком Российской Федерации производить на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Порядок использования языков при написании наименований географических объектов и оформлении надписей, дорожных и иных указателей определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу ч.1 Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» данный Закон охватывает сферы языкового общения, подлежащие правовому регулированию, и не устанавливает юридические нормы использования языков народов Российской Федерации в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных объединений и организаций.

В свою очередь положения Федерального закона от 18.12.1997 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» регулируют только вопросы наименования географических объектов на дорожных и иных указателях на территории Российской Федерации. При необходимости указанные наименования пишутся и на других языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий, а также могут дублироваться буквами латинского алфавита.

Вопросы размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов отнесены к вопросам местного самоуправления в рамках утверждения правил благоустройства территории городского округа, осуществлении контроля за их соблюдением в соответствии с положениями ст.ст. 16, 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемую, среди прочего, в виде благоустройства территорий, под которым понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий; элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Вопросы присвоения наименований элементам планировочной структуры, их изменение и аннулирование, а также размещение информации об этом в государственном адресном реестре относятся к вопросам местного значения городского округа. Такими полномочиями обладают органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения (если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

В соответствии с п. 3.5.1 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 17 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка и пр.

Согласно п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» в структуре адреса наименования страны, субъекта Российской Федерации, муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории в составе субъекта Российской Федерации, федеральной территории, городского или сельского поселения, населенного пункта, элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети указываются с использованием букв русского алфавита.

Дополнительные наименования элементов планировочной структуры и элементов улично-дорожной сети могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита, а также по усмотрению уполномоченного органа на государственных языках субъектов Российской Федерации или родных языках народов Российской Федерации.

В рамках указанных полномочий Администрацией Петрозаводского городского округа издано постановление от 16.03.2021 №545 «Об утверждении Порядка установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов на территории Петрозаводского городского округа», которое определяет требования к оформлению, размещению и эксплуатации указателей, содержащих сведения о наименовании элемента улично-дорожной сети, порядковом номере дома (здания, сооружения), устанавливаемых на территории Петрозаводского городского округа.

Данный нормативный правовой акт не регламентирует вопросы использования русского и карельского языка в рамках правоотношений, урегулированных на федеральном уровне Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

Принятые в соответствии с действующим градостроительным законодательством органом местного самоуправления нормативные правовые акты, которыми возлагаются обязанности по установке указателей с наименованиями улиц и номерами домов по установленной форме, являются обязательными для исполнения на всей территории муниципального образования муниципальными правовыми актами в соответствии с принципом, закрепленным в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

С учетом изложенного, в рассматриваемом нормативном правовом акте в его оспариваемой части отсутствуют завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, поскольку императивное правовое регулирование не может рассматриваться как установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Положения п. 4.2.2 постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 16.03.2021 № 545 не могут рассматриваться в отрыве от пунктов 4.4.1, 4.4.2, 4.4.6, 4.5, поскольку являются бланкетными нормами, конкретизированными в иных пунктах нормативного правового акта.

При рассмотрении дела норм, указывающих на их неопределенность и придания им произвольного истолкования в правоприменительной практике при осуществлении контроля в сфере благоустройства, в том числе повлекших нарушение прав и законных интересов участников рассматриваемых правоотношений, не установлено.

Оспариваемые нормы содержат правила, распространяемые в равной мере на всех субъектов, термины, применяемые в Порядке, носят общепринятый характер, в связи с чем в оспариваемых нормах отсутствуют положения, содержащие коррупциогенные факторы, требования Порядка направлены на достижение разумного баланса частных и общественных интересов.

На основании изложенного, поскольку оспариваемое постановление принято надлежащим лицом в пределах своих полномочий, порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюден, несоответствия оспариваемых положений Порядка нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не установлено, коррупциогенных факторов не выявлено, основания для признания оспариваемого муниципального нормативного правового акта недействующим в оспариваемой части ввиду нарушения прав административного истца также не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья И.А. Сааринен

Мотивированное решение составлено 16.10.2023.