РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Дворцовой Т.А.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истицы ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
представителя Министерства социального развития и труда ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о признании незаконным решения о приостановлении региональной социальной доплаты к пенсии, возложении обязанности возобновить и произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о признании незаконным отказа в возобновлении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года, возложении обязанности возобновить и произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года.
В обоснование заявленных требований указала, что является неработающим пенсионером по старости с 2011 года. Размер пенсии по состоянию на 01.07.2018 года составил 12 156 руб. 17 коп., которая истице выплачивается с 02.07.2011 года. С того же времени истице выплачивается региональная социальная доплата к пенсии через Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий».
С 01.07.2018 года выплата региональной социальной доплаты к пенсии была приостановлена. Согласно уведомлению, направленному в адрес истицы отказ мотивирован изменением места жительства.
Просила суд признать отказ в возобновлении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии незаконным, возобновить выплату указанной доплаты, произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года.
В судебном заседании истица участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истицы ФИО5 17.05.2019 года изменила предмет иска, просила суд признать незаконным приостановление выплаты региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года, возобновить выплату региональной социальной доплаты к пенсии, произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года.
В обоснование заявленных требований указала, что причиной послужившей основанием для приостановления выплаты региональной социальной доплаты явилось изменение места пребывания ФИО9 в Камчатском крае. Между тем, ее доверитель унаследовав квартиру, расположенную в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>32 в 2016 году до момента отчуждения этой квартиры в марте 2019 года проживала в ней на праве собственника. Не изменяя ни место проживания, ни место пребывания вне зависимости от наличия регистрации в этой квартире. Также указала, что в настоящее время ее доверитель также проживает на территории Камчатского края и сохраняет регистрацию.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 полагала требования ФИО1 удовлетворению не подлежащими, поскольку истица в нарушении п. 2.6 «Порядка выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае», утвержденному Приказом Министерства от 30.06.2017 года №-п, не уведомила КГКУ «Центр выплат» не сообщила о перемене места жительства, в связи с чем было принято решение о приостановлении выплаты социальной доплаты, о чем ФИО1 было сообщено в уведомлении, а также о необходимости обратиться с заявлением о продлении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в срок до 20.06.2018 года, чего истицей сделано не было.
14.08.2018 года при обращении истицы с заявлением, ею были предоставлены копии документов, не заверенные надлежащим образом, в связи с чем, оснований для возобновления выплаты у ответчика не имелось.
Представитель третьего лица Министерства социального развития и труда Камчатского края ФИО7 в судебном заседании полагала иск ФИО1 удовлетворению не подлежащим, поскольку последняя утратив регистрацию по месту пребывания, не сообщила об этом КГКУ «Центр выплат». Изменение же места жительства, а в рассматриваемом случае места пребывания является основанием для приостановления региональной социальной доплаты к пенсии.
Выслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ)
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации") в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Частью 5, 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
Приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 30.06.2017 N 679-п "Об утверждении Порядка выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае" утвержден порядок выплаты региональной социальной доплаты к пенсии в Камчатском крае.
В соответствии с п. 1.5 Порядка выплата региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется Министерством через Краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" (далее - КГКУ "Центр выплат") за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет средств иных межбюджетных трансфертов, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с 02.07.2011 года получает страховую пенсию по старости, что следует из справки УПФР в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края от 02.04.2019 года.
Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 06.12.2011 года на Краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" возложена обязанность установить и произвести выплату ФИО1 региональной социальной доплаты к пенсии с 02.07.2011 года.
Также в судебном заседании установлено, что решением от 21.06.2018 года ФИО1 приостановлена выплата региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года, в связи с изменением места пребывания в Камчатском крае.
В соответствии с п. 2.6 Порядка пенсионеры обязаны безотлагательно извещать КГКУ "Центр выплат" о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе об изменении места жительства (места пребывания), в течение 5 рабочих дней со дня наступления соответствующих обстоятельств.
Пунктом 2.7 Порядка установлено, что основаниями для приостановления выплаты региональной социальной доплаты к пенсии являются, в том числе, изменение места жительства (места пребывания) в Камчатском крае.
Оспаривая решение о приостановлении выплаты, истица ссылается на отсутствие у нее обязанности сообщать при имевшихся условиях о прекращении у нее регистрации по месту пребывания в Камчатском крае по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, поскольку, не смотря на прекращение временной регистрации по данному адресу, ее фактическое место жительства там же не изменилось.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
В соответствии со ст.2 ст. 2, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.04.2019) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как следует из материалов дела, ФИО1 была зарегистрирована по месту пребывания по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> период с 17.10.2012 года по 15.10.2017 года.
Квартира по указанному адресу являлась собственностью истицы на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 07.09.2016 года и была отчуждена ею 11.03.2019 года, о чем представлен договор купли-продажи.
При этом ФИО1 с 02.10.2013 года имеет регистрацию в Камчатском крае <адрес> «А» <адрес>.
Судом установлено, что основанием для приостановления выплаты истице явилось прекращение ее регистрации по месту пребывания по <адрес>, а также поступлении информации в Центр выплат из УМВД по Камчатскому краю 28.04.2018 года о регистрации истицы по месту жительства в Камчатском крае <адрес> «А» <адрес>.
Между тем, как указано выше в соответствии с утвержденным Порядком выплаты региональной социальной доплаты, основаниями для ее приостановления является изменение места жительства (места пребывания) в Камчатском крае.
Тогда как в случае истицы такого обстоятельства не наступило, поскольку само по себе прекращение временной регистрации по месту пребывания в квартире, принадлежащей истице на праве собственности о данном обстоятельстве не свидетельствует. Как утверждает представитель истицы ФИО1 на день приостановления спорной выплаты место жительства по <адрес> не меняла, равно как и в настоящее время является проживающей на территории Камчатского края.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина, не обязательно связанно с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что обстоятельства изменения места проживания (места пребывания) истицы не наступили, оснований у ответчика для приостановления региональной социальной доплаты к пенсии у ответчика 21.06.2018 года не имелось.
В этой связи, требование ФИО1 о признании незаконным решения о приостановлении региональной социальной доплаты к пенсии, и возложении обязанности возобновить и произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о признании незаконным решения о приостановлении региональной социальной доплаты к пенсии, возложении обязанности возобновить и произвести выплату региональной социальной доплаты к пенсии – удовлетворить.
Признать незаконным решение от 21.06.2018 года о приостановлении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии ФИО2 с 01.07.2018 года.
Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» возобновить и произвести выплату ФИО2 региональной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Петропавловск-
Камчатского городского суда Т.А. Дворцова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинный документ вшит в деле №, находящемся в производстве Петропавловск-Камчатского городского суда.