Дело № 2а-5889/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 15 ноября 2023 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Бурлаковой Е.Р.,
с участием административного истца Федоровой Е.В.,
представителей административного ответчика, заинтересованного лица Шевченко А.О., Лавреньевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федоровой Елены Владимировны к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Федорова Е.В. обратилась в суд с административным иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия, выразившегося в неперечислении удержанных сумм с Федоровой Е.В. в федеральный бюджет по постановлению Мильковского районного суда от 18 июля 2019 года о замене наказания, налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование указав, что постановлением Мильковского районного суда Камчатского края от 18 июля 2019 года ей было заменено наказание в виде лишения свободы на принудительные работы с удержанием денежных средств в доход государства в размере 10 % от заработной платы. С 30 июля 2019 года по 26 февраля 2020 года она отбывала наказание в УФИЦ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, была трудоустроена, получала заработную плату в бухгалтерии ИК-5 с учетом произведенных удержаний, в том числе, в бюджет государства в размере 10 % от заработной платы, страховым взносов. В связи с наличием сомнений в перечислении указанных сумм фактически, она направила обращение в адрес административного ответчика, предоставленный ответ не содержит сведений о произведенных отчислениях в бюджет по постановления Мильковского районного суда Камчатского края, УФНС России по Камчатскому краю, Пенсионный фонд Российской Федерации. В связи с изложенным, административный истец пришла к выводу, что административным ответчиком не произведены отчисления при условии фактического удержания с нее данных сумм.
Определениями суда от 25 августа 2023 года, 20 сентября 2023 года к участию в деле привлечены административный ответчик ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, заинтересованные лица УФСИН России по Камчатскому краю, УФНС России по Камчатскому краю, отделение фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Камчатскому краю, ООО "Кросс".
Административный истец Федорова Е.В. в судебном заседании уточнила требования административного иска, просила признать незаконным бездействие по неперечислению денежных средств, взысканных по постановлению Мильковского районного суда Камчатского края от 18 июля 2019 года о замене Федоровой Е.В. наказания в виде лишения свободы принудительными работами, с удержанием 10% в доход государства за период с 07 августа 2019 года по 28 ноября 2019 года, с 17 декабря 2019 года по 31 января 2020 года; неперечислению налога на доходы физических лиц за период с 07 августа 2019 года по 28 ноября 2019 года, с 17 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года; неперечислению страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное страхование с 07 августа 2019 года по 28 ноября 2019 года, с 17 декабря 2019 года по 26 февраля 2020 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Представитель административного ответчика, заинтересованного лица Шевченко А.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, пояснила, что исправительным учреждением своевременно производились удержания из заработной платы осужденной, которые в последующем переведены в бюджет Российской Федерации. Кроме того, исправительным учреждением произведено удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы осужденной за весь период трудоустройства. Страховые взносы на пенсионное и социальное страхование исчислены и уплачены в размере, установленном законодательством. Все необходимые справки и декларации в отношении осужденной Федоровой Е.В. направлены в УФНС России по Камчатскому краю ОСФР по Камчатскому краю в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица УФСИН России по Камчатскому краю Лаврентьева С.А. поддержала позицию представителя административного ответчика.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный бухгалтер УФСИН России по Камчатскому краю Аскерова Е.В. пояснила, что все перечисления за осужденную Федорову в бюджеты были исполнены, несвоевременное перечисление в бюджеты не нарушает права административного истца. Перечисления подтверждаются платежными поручениями и оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам, из которых видно, что задолженностей по перечислениям в бюджет ФКУ ИК-5 не имеет, также были поданы в Пенсионный фонд сведения по форме 2-НДФЛ и о пенсионных взносах, с корректировкой в ноябре 2023 года.
Заинтересованные лица УФНС России по Камчатскому краю, Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю, ООО "Кросс" о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, участия в нем не принимали, в суд представителей не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление подано в пределах установленного срока.
Как установлено в судебном заседании, постановлением Мильковского районного суда Камчатского края от 18 июля 2019 года Федоровой (Алтынниковой) Е.В. заменена неотбытая часть наказания в виде лишения своды более мягким видом наказания – принудительными работами сроком на 2 года 9 месяцев 24 дня с удержанием в доход государства 10 % заработной платы ежемесячно, перечисляемых в счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы.
Федорова Е.В. приступила к отбыванию наказанию в виде принудительных работ в УФИЦ ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю 30 июля 2019 года.
На основании приказа врио начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю №259-ос от 16 августа 2019 года Федорова Е.В. привлечена к оплачиваемому труду с 07 августа 2019 года в ООО "Кросс" в качестве подсобного рабочего.
Приказом от 29 ноября 2019 года №444-ос Федорова Е.В. отчислена с должности подсобного рабочего.
На основании приказа №415-ос от 20 декабря 2019 года Федорова Е.В. привлечена к оплачиваемому труду с 17 декабря 2019 года в ИП Денисова Т.И. в качестве подсобного рабочего.
Приказом от 26 февраля 2020 года №41-ос Федорова Е.В. отчислена с должности подсобного рабочего.
В силу пункта 5 статьи 53.1 УК РФ, из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
Согласно реестру на заработную плату ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за август 2019 года Федоровой Е.В. начислена заработная плата в размере 16 624,02 рублей, сумма исчисленных страховых взносов составила 5 799 рублей, доход ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю составил 6 212,98 рублей.
Согласно реестру на заработную плату ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за сентябрь 2019 года Федоровой Е.В. начислена заработная плата в размере 20 724,52 рублей, сумма исчисленных страховых взносов составила 6 258,81 рублей, доход ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю составил 10 159,67 рублей.
Как следует из вкладыша к лицевому счету Федоровой Е.В. получена заработная плата в сентябре 2019 года в размере 5 181,13 рублей.
Согласно реестру на заработную плату ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за октябрь 2019 года Федоровой Е.В. начислена заработная плата в размере 20 419,82 рублей, сумма исчисленных страховых взносов составила 6 166,79 рублей, доход ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю составил 8 630,39 рублей.
Как следует из вкладыша к лицевому счету Федоровой Е.В. получена заработная плата в октябре в размере 5 512,93 рублей.
Согласно реестру на заработную плату ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за ноябрь 2019 года Федоровой Е.В. начислена заработная плата в размере 16 320,85 рублей, сумма исчисленных страховых взносов составила 4 928,90 рублей, доход ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю составил 4 250,25 рублей.
Согласно расчетному листку за январь 2020 года, Федоровой Е.В. в январе 2020 года начислена заработная плата за декабрь 2019 года в размере 9 118,66 рублей, за январь 2020 года в размере 19 201 рублей.
Согласно расчетному листку за февраль 2020 года, Федоровой Е.В. начислена заработная плата за февраль 2020 года в размере 14 597,25 рублей.
Как следует из вкладыша к лицевому счету Федоровой Е.В. нарочно получена заработная плата в январе 2020 года в размере 2 779,67 рублей и 4 959,90 рублей, в марте 2020 года в размере 7 137,21 рублей.
Согласно карточке счета 304.ЗУ за 2020 год 25 января 2020 года на счет ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю поступили денежные средства, удержанные с осужденной Федоровой Е.В. в размере 911,87 рублей.
Указанная сумма является удержанием из заработной платы осужденного по постановлению о назначении наказания в виде принудительных работ за декабрь 2019 года (9 118,66 рублей * 10% = 911,87 рублей).
Согласно карточке счета 304.ЗУ за 2020 год 11 февраля 2020 года на счет ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю поступили денежные средства, удержанные с осужденной Федоровой Е.В. в размере 1 920,10 рублей.
Указанная сумма является удержанием из заработной платы осужденного по постановлению о назначении наказания в виде принудительных работ за январь 2020 года (19 201 рублей * 10% = 1 920,10 рублей).
Согласно карточке счета 304.ЗУ за 2020 год 25 февраля 2020 года на счет ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю поступили денежные средства, удержанные с осужденной Федоровой Е.В. в размере 1 459,73 рублей.
Указанная сумма является удержанием из заработной платы осужденного по постановлению о назначении наказания в виде принудительных работ за февраль 2020 года (14 597,25 рублей * 10% = 1 459,73 рублей).
Согласно карточке счета 304.ЗУ за 2020 год сальдо ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2019 год по удержаниям с осужденных по судебным постановлениям на начало 2020 года составило 12 214,47 рублей.
Общая сумма удержаний с осужденных по судебным постановлениям за 2020 год, включая сальдо на начало года размере 12 214,47 рублей, составила 477 545,68 рублей.
Согласно платежному поручению №655193 от 31 декабря 2020 года ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю произведено причисление в бюджет денежных средств в размере 477 545,68 рублей (средства, удержанные из заработной платы работников УФИЦ, согласно судебным постановлениям осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ).
Согласно постановлению Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 февраля 2020 года Федорова (Алтынникова) Е.В. освобождена от отбытия наказания условно-досрочно на 2 года 3 месяца 9 дней.
Как следует из указанного постановления, администрацией УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю Алтынникова Е.В. характеризуется положительно, отбывая наказания ФКУ ИК-7 УФСИН России по Камчатскому краю нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускала, с 14 марта 2019 года трудоустроена, к труду относилась добросовестно, ответственно, на добровольной основе занималась работой в библиотеке при исправительном учреждении, по характеру уверенная в своих действиях, спокойная, не конфликтная, адекватно оценивающая окружающую обстановку. С 30 июля 2019 года переведена для дальнейшего отбывания наказания в УФИЦ при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускает, работает.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административными ответчиками не допущено нарушения прав административного истца, поскольку удержания из заработной платы Федоровой Е.В. в размере 10% по постановлению Мильковского районного суда Камчатского края от 18 июля 2019 года производились за весь период трудоустройства осужденной, задолженности по удержаниям на момент освобождения от отбытия наказания Федорова Е.В. не имела.
Неперечисление вовремя исправительным учреждением данных денежных средств в бюджет Российской Федерации не повлекло нарушения прав административного истца, поскольку в силу УК РФ, удержания из зарплаты осужденного к принудительным работам в доход государства перечисляются на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, которым в данном случае является ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю и не влияет на отбытие или неотбытие осужденным наказания в виде принудительных работ в пределах установленного судом размера.
В силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент возникновения спорных взаимоотношений) (далее – НК РФ), налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений (подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ).
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 209 НК РФ).
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Согласно справке главного бухгалтера УФСИН России по Камчатскому краю от 08 ноября 2023 года, в 2019 году с заработной платы Федоровой Е.В. удержан налог на доходы физических лиц: за август 2 161 рублей (16 624 рубля*13%), за сентябрь 2 694 рубля (20 724,52 рубля*13%), за октябрь 2 655 рублей (20 419,82*13%), за ноябрь 2 122 рубля (16 320,85*13%).
Согласно карточке счета 303.01 за 2020 год 24 января 2020 года на счет ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю поступили денежные средства, удержанные с осужденной Федоровой Е.В. в размере 1 185 рублей.
Указанная сумма является налогом на доходы физических лиц за декабрь 2019 года (9 118,66 рублей * 13% = 1 185 рублей).
Согласно карточке счета 303.01 за 2020 год сальдо ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2019 год по налогу на доходы физических лиц осужденных на начало 2020 года составило 543 343 рублей.
Согласно платежному поручению №655211 от 31 декабря 2020 года ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю произведено причисление в бюджет денежных средств в размере 574 574 рублей (налог на доходы физических лиц с заработной платы трудоустроенных осужденных).
Согласно ответу УФНС России по Камчатскому краю от 03 октября 2023 года сведения по форме 2-НДФЛ за 2019 год налоговым агентом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю в отношении Федоровой Е.В. в налоговый орган не предоставлялись.
Как следует из справки о доходах и суммах налога физического лица от 03 ноября 2023 года, в 2019 году Федоровой Е.В. исчислен и уплачен налог на доходы физических лиц с полученного дохода: за август 16 624 рубля, за сентябрь 20 724 рубля, за октябрь 20 419 рублей, за ноябрь 16 320 рублей.
Как следует из справки о доходах и сумах налога физического лица от 09 марта 2021 года, в 2020 году Федоровой Е.В. исчислен и уплачен налог на доходы физических лиц с полученного дохода: за январь 28 319 рублей (заработная плата за декабрь 2019 года в размере 9 118,66 рублей + заработная плата за январь 2020 года 1 201 рубль), за февраль 14 597 рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что налог на доходы физических лиц удержан с заработной платы Федоровой Е.В. своевременно и в соответствующем размере 13%. Факт несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц налоговым агентом в бюджет Российской Федерации не связан с удержанием налога на доходы физических лиц с заработной платы осужденного, в связи с чем судом не может быть дана оценка действиям ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю в этой части.
При рассмотрении дела суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; при этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении, и в полном объеме выясняет обстоятельства дела, включая то, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано заявление, а также соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспоренного решения, совершения оспоренного действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (часть 8, пункт 1 и подпункт "в" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ).
Если суд по результатам рассмотрения дела принимает решение об удовлетворении административного иска, то в этом решении он – в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов либо препятствия к их осуществлению – указывает на необходимость принять решение по конкретному вопросу, совершить определенное действие либо на необходимость устранить иным способом допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое было административным истцом по этому делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом (пункт 1 части 2 и пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
В пункте 26 постановления от 28 июня 2022 года № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, отсылая к содержанию пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации и части 2 статьи 201 АПК Российской Федерации, отметил, что суд, признав оспоренное решение или действие (бездействие) незаконным, вправе указать - независимо от того, включены ли соответствующие требования в административное исковое заявление (заявление), - административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принять решение о восстановлении права, устранить допущенное нарушение, совершить определенные действия в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.
Названные нормы, как в их взаимосвязи, так и в системной связи с положениями о задачах административного судопроизводства и о гарантиях законности и справедливости при разрешении административных дел (статьи 3 и 9 КАС Российской Федерации), определяя полномочия суда в административном деле по настоящему административному иску, непосредственно не ограничивают право суда вынести решение по существу спора. Вместе с тем, если в силу закона за наделенным публичными полномочиями органом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы и законные интересы административного истца, суд вправе ограничиться возложением на этот орган обязанности повторно рассмотреть поставленный административным истцом вопрос; при таком повторном рассмотрении этот орган обязан учесть правовую позицию суда и обстоятельства, установленные судом в ходе рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ). Суд также вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса.
Таким образом, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации, статьи 3 и 4, статья 227 КАС РФ.
В системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным своей целью также преследует восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Законодательство об административном судопроизводстве исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Соответственно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Предоставление справки о доходах и сумах налога физического лица за 2019 год налоговым агентом в 2023 году не привело к нарушению административного истца, поскольку налог на доходы физических лиц был удержан своевременно, находился на расчетном счете налогового агента и в дальнейшем перечислен в бюджет Российской Федерации соответствующего уровня, каких-либо негативных последствий, в том числе в виде принудительного взыскания задолженности, не наступило.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (подпункт 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ).
База для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 1 статьи 414 НК РФ).
Расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 НК РФ).
Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой (пункт 1 статьи 425 НК РФ).
В соответствии со статьей 425 НК РФ, тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 22 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9 процента; на обязательное медицинское страхование – 5,1 процента.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №167-ФЗ), настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации; индивидуальные предприниматели; физические лица (часть 1 статьи 6 Федерального закона №167-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона №167-ФЗ, застрахованными лицами признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"): работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").
Страхователи обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (часть 2 статьи 14 федерального закона №167-ФЗ).
Согласно карточке счета 303.10 за 2020 год сальдо ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2019 год по страховым взносам в ПФР за трудоустроенных осужденных на начало 2020 года составило 782 755,41 рублей.
Общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2020 год, включая сальдо на начало года, составила 3 121 017,83 рублей.
Согласно платежным поручениям №752047 от 13 апреля 2020 года на сумму 16 958,39 рублей, №752049 от 13 апреля 2020 года на сумму 214 364,27 рубля, №284474 от 30 июня 2020 года на сумму 183 000 рублей, №532294 от 13 августа 2020 года на сумму 45 093,38 рублей, №592238 от 24 августа 2020 года на сумму 75 500 рублей, №633546 от 03 сентября 2020 года на сумму 121 755 рублей, №887868 от 13 октября 2020 года на сумму 684 490,11 рублей, №117099 от 30 октября 2020 года на сумму 315 000 рублей, №203760 от 13 ноября 2020 года №57 036,59 рублей, №203762 от 13 ноября 2020 года на сумму 57 036,59 рублей, №302116 от 27 ноября 2020 года на сумму 641 478,43 рублей, №302115 от 27 ноября 2020 года №118 463,41 рубля, №452796 от 16 декабря 2020 года №457 448,25 рублей ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю произведено перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии
Согласно карточке счета 303.06 за 2020 год сальдо ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2019 год по страховым взносам в ПФР за трудоустроенных осужденных на начало 2020 года составило 4 482,39 рубля.
Общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2020 год, включая сальдо на начало года, составила 14 573,41 рубля.
Согласно платежным поручениям №588174 от 16 марта 2020 года на сумму 1 617,93 рублей, №630914 от 20 марта 2020 года на сумму 2 454,37 рублей, №486482 от 05 августа 2020 года на сумму 9 876,12 рублей, №744725 от 18 сентября 2020 года на сумму 624,99 рублей ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю произведено перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Согласно ответу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю от 08 ноября 2023 года, в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Федоровой Е.В. имеются сведения, предоставленные страхователем ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за период с 01 августа 2019 года по 28 февраля 2020 года: сентябрь-декабрь 2019 года, январь-февраль 2020 года.
Согласно персонифицированным сведениям о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица, поданным страхователем ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю за 2019 год в отношении Федоровой (Алтынниковой) Е.В. сумма исчисленных страховых взносов с базы исчисления страховых взносов, не превышающих предельную величину составила: за август 2019 года 3 657 рублей с базы 16 624 рубля, за сентябрь 2019 года 4 559 рублей с базы 20 724 рубля, за октябрь 2019 года 4 492 рубля с базы 20 419 рублей, за ноябрь 2019 года 3 590 рублей с базы 16 320 рублей, за декабрь 2019 года 2 066 рублей с базы 9 118,66 рублей (вошло в начисление взносов за январь 2020 года на общую сумму 6 230,33 рублей).
Поскольку в указанной декларации страхователем неверно была указана дата рождения застрахованного лица и паспортные данные, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю 26 октября 2023 года подана корректировка к вышеуказанной декларации с указанием верной даты рождения застрахованного лица и паспортных данных. Суммы исчисленных страховых взносов с базы исчисления страховых взносов, не превышающих предельную величину указаны в том же размере.
Судом не установлено нарушений в действиях ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю при исчислении и уплате страховых взносов за осужденную Федорову Е.В., поскольку декларация о суммах исчисленных страховых взносов с базы исчисления страховых взносов не превышающих предельную величину подана страхователем в установленный законом срок в пределах налогового периода, ошибочное указание неверной даты рождения и паспортных данных застрахованного лица не привело к нарушению прав административного истца, поскольку в периоды трудоустройства, вошедшие в исчисление на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица вошли достоверные сведения о продолжительности трудоустройства осужденной Федоровой Е.В. с указанием начисленных сумм заработка в полном объеме, что подтверждается сведениями отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю.
Административный истец ошибочно пришла к выводу о необходимости отчисления ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю страховых взносов на ее пенсионное и социальное страхование с ее заработной платы, в то время как страховые взносы уплачиваются страхователем, которым в данном случае является ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю, за счет собственных средств.
В рамках настоящего административного дела судом не может быть дана оценка действиям ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю как страхователя по своевременному или несвоевременному перечислению страховых взносов, поскольку перечисление страховых взносов не состоит в причинно-следственной связи с подачей декларации в отношении застрахованного лица о суммах исчисленных страховых взносов с базы исчисления страховых взносов не превышающих предельную величину, и производится страхователем в рамках реализации своей деятельности.
Кроме того, судом при рассмотрении дела установлен факт перечисления ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю в бюджет Российской Федерации сумм, удержанных с осужденных по постановлениям о назначении наказания в виде принудительных работ с удержанием из заработной платы в доход государства определенного процента, налога на доходы физических лиц с заработной платы осужденного, страховых взносов на пенсионное и социальное страхование с целью погашения имеющегося сальдо.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.
Пункт 17 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
Принимая во внимание то обстоятельство, что отсутствует совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца Федоровой Е.В., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Федоровой Елены Владимировны к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия по неперечислению денежных средств, взысканных по постановлению Мильковского районного суда Камчатского края от 18 июля 2019 года о замене Федоровой Е.В. наказания в виде лишения свободы принудительными работами, с удержанием 10% в доход государства за период с 07 августа 2019 года по 28 ноября 2019 года, с 17 декабря 2019 года по 31 января 2020 года; неперечислению налога на доходы физических лиц за период с 07 августа 2019 года по 28 ноября 2019 года, с 17 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года; неперечислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 07 августа 2019 года по 28 ноября 2019 года, с 17 декабря 2019 года по 26 февраля 2020 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 29 ноября 2023 года.
Судья