НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первоуральского городского суда (Свердловская область) от 24.02.2022 № 2-534/2022УИД

Дело № 2-534/2022 УИД:66RS0044-01-2021-006747-12

Мотивированное решение составлено 24.02.2022 г.

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Первоуральск Свердловской области 24 февраля 2022 года

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе:

председательствующего судьи Сухоплюевой Л.М.,

при секретаре судебного заседания Бельковой А.А.,

с участием помощника прокурора города Первоуральска – Фитисовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-534/2022 по иску Прокурора города Первоуральска Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о признании бесхозяйным имуществом, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Первоуральска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованиями к ответчику Администрации городского округа Первоуральск о признании имущества – газопровода, проложенного от распределительного газопровода, проходящего по ул. П.Борцов п. Билимбай до земельного участка по адресу: г. Первоуральск, ул. Павших Борцов, 39, возложении обязанности поставить имущество на учет в качестве бесхозяйного в течение 60 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города рассмотрено обращение Петухова Ю.Г. по вопросу газификации п. Билимбай. Газификация жилых домов п. Билимбай (домов по улицам Павших Борцов, Куйбышева, Жданова, Маяковского, Ломоносова) осуществлялась в соответствии с проектной документацией «Газоснабжение жилых домов запрудной части пос. Билимбай. Расширение сети», разработанной Потребительским кооперативом п. Билимбай по газификации и переданной Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства» (далее ПМКУ «УКС»). Документация получила положительное заключение ГАУ СО «Управление государственной экспертизы». В 2012 году принято решение о реализации строительства данного объекта за счет средств бюджета различных уровней. ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение настроительство. Строительство объекта осуществлялось подрядной организацией ЗАО «Уральское объединение по газификации». 26.12.2012 получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной Документации . Согласно квитанциям к приходным кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ Петуховым Ю.Г. оплачены паевые взносы в Потребительский кооператив <адрес> по газификации Запрудная часть в размере 8 000 рублей. Вместе с тем, газопровод-ввод, построенный от распределительного газопровода до земельного участка по адресу: <адрес>, не включен в проектную документацию. По информации, представленной АО «ГАЗЭКС», указанный газопровод не принадлежит АО «ГАЗЭКС» на законном правовом основании, не принят в эксплуатацию в качестве газопровода, у газораспределительной организации отсутствует исполнительно-техническая документация на указанный объект. По требованию прокуратуры города Администрацией ГО Первоуральск проведено обследование территории земельного участка по адресу: <адрес>, а также прилегающего участка местности. По результатам визуального осмотра установлено наличие у отмостки жилого дома смонтированного отвода с отключающим устройством. Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Пунктами 4 и 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931. К категории опасных производственных объектов, согласно п.п. «а» п. 1 приложения №1 к ФЗ от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относятся объекты, на которых транспортируются воспламеняющиеся вещества, в том числе газы, из чего следует, что газопроводы отнесены к опасным объектам, в связи с чем, они не могут эксплуатироваться без принадлежности к кому-либо, а, поэтому, в обязательном порядке должны быть приняты на учет и зарегистрированы в установленном законом порядке на основании Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Для надлежащей эксплуатации опасного производственного объекта и безопасного обеспечения населения газом, у производственного объекта должен быть собственник, поскольку, на основании ст. 33 Федерального закона №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация- собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения. С учетом анализа вышеприведенных положений нормативных актов, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними. Невыполнение мероприятий по принятию на учет бесхозяйного имущества в виде газопровода влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку создает реальную опасность для жизни и здоровья граждан. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 ГПК РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации городского округа Первоуральск о признании бесхозяйным имуществом, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В ходе судебного разбирательства помощник прокурора г. Первоуральска А.С. Фитисова исковые требования поддержала по доводам искового заявления, в связи с поступившим отзывом на исковое заявление ответчика, не возражала против установления срока для выполнения указанных действий в 90 дней с момента вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на исковое заявление, с просьбой об увеличении срока для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества до 90 дней.

Третьи лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета иска Петухов Ю.Г., а также привлечённые судом АО «ГАЗЭКС», ПМКУ «УКС» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Представителем АО «ГАЗЭКС» также представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому следует, что спорный участок газопровода-ввода был предусмотрен проектной документацией в составе объекта «Газоснабжение жилых домов Запрудной части <адрес>. Расширение сети», однако, ошибочно не указан в исполнительной смете. Заказчиком строительства выступала Администрация городского округа Первоуральск. В настоящее время заявителю ФИО5 направлен договор о подключении объекта капитального строительства по адресу: <адрес> без платы за подключение; ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора г. Первоуральска А.С. Фетисову, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании обращения Петухова Ю.Г. по вопросу газификации <адрес> по требованию прокуратуры города Администрацией ГО Первоуральск проведено обследование территории земельного участка по адресу: <адрес>, а также прилегающего участка местности. По результатам визуального осмотра установлено наличие у отмостки жилого дома смонтированного отвода с отключающим устройством. Петуховым Ю.Г. оплачены паевые взносы в Потребительский кооператив <адрес> по газификации Запрудная часть в размере 8 000 рублей. Вместе с тем, газопровод-ввод, построенный от распределительного газопровода до земельного участка по адресу: <адрес>, не включен в проектную документацию. По информации, представленной АО «ГАЗЭКС», указанный газопровод не принадлежит АО «ГАЗЭКС» на законном правовом основании, не принят в эксплуатацию в качестве газопровода, у газораспределительной организации отсутствует исполнительно-техническая документация на указанный объект.

В реестрах федерального, государственного имущества Свердловской области указанные объекты недвижимости не значатся, сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Первоуральска не имеется, что подтверждается ответами Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТУ Росимущества в Свердловской области.

Таким образом, данный объект не имеет собственника, то есть является бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьей 2 которого предусмотрено, что система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставки газа.

Статьей 7 названного выше Федерального закона предусмотрено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1-2 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 4 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (действовал до 1 января 2017 года) от 22.11.2013 N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества, определенный действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

Таким образом, орган местного самоуправления является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.

Обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по постановке объекта на учет как бесхозяйного лежит именно на Администрации городского округа Первоуральск.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на ответчика поставить имущество на учет в качестве бесхозяйного и учитывая, предусмотренный Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, порядок обращения с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, а также в целях обеспечения интересов граждан - не позднее 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу, что отвечает принципу разумности.

Отсутствие регистрации прав на недвижимую вещь само по себе не является основанием для признания ее бесхозяйной, вместе с тем, в силу положений ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора города Первоуральска Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Первоуральск о признании бесхозяйным имуществом, обязании обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа Первоуральск обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – газопровода, проложенного от распределительного газопровода, проходящего по ул. П.Борцов п. Билимбай до земельного участка по адресу: г. Первоуральск, ул. Павших Борцов, 39 в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: подпись. Сухоплюева Л.М.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>