Дело № 2-2686/21 Мотивированное решение изготовлено 27.09.2021
51RS0002-01-2021-004697-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2021 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Земцовой Е.А.,
при помощнике Бражник А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства *** к Некоммерческому партнерству «Содействие в строительстве и благоустройстве» об устранении нарушений действующего лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства *** обратилось в суд с иском к Некоммерческому партнерству «Содействие в строительстве и благоустройстве» об устранении нарушений действующего лесного законодательства, указав в обоснование заявленных требований, что НП «Содействие в строительстве и благоустройстве» использует лесной участок площадью *** в *** который является частью земельного участка (земель лесного фонда) с кадастровым номером *** на основании договора аренды лесного участка от ***№*** и дополнительного соглашения от *** к указанному договору аренды. Целевое назначение лесов: защитные леса: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - зеленые зоны. Вид использования лесного участка – осуществление рекреационной деятельности. Лесной участок с вышеописанными характеристиками передан Партнерству для осуществления рекреационной деятельности по акту приема-передачи лесного участка в аренду от *** б/н, являющимся приложением №*** к Договору аренды. В ходе обследования лесного участка, переданного НП «Содействие в строительстве и благоустройстве», проведенного природоохранной прокуратурой ***, установлено, что арендатором в нарушение частей 1-3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта «в» пункта 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 908, пункта «г» Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 1283-р, подпунктов «а», «б» пункта 6 Перечня, на лесном участке возведено каменное противооползневое сооружение, забор бетонный с каменными вставками (ограждение), заглубленный в почву, обладающий признаками капитальности, пожарная скважина. По факту выявленных нарушений природоохранным прокурором в отношении председателя Партнерства *** возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренное статьей 8.30.1 КоАП РФ. Постановлением Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства *** от *** председатель Партнерства привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа. Обследованием лесного участка, проведенным *** сотрудниками Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства ***, Министерства строительства *** и ГОКУ *** «Региональный центр лесного и экологического контроля» установлено, что к бетонному забору примыкает не предусмотренный лесным законодательством забор из железного профиля, выявлены установленные емкости септика, не предусмотренные подпунктами «а», «б» пункта 6 Перечня. Просит обязать Некоммерческое партнерство «Содействие в строительстве и благоустройстве» освободить используемый лесной участок площадью *** в выделах *** Пригородного участкового лесничества *** от незаконно установленных объектов: каменного противооползневого сооружения, забора бетонного с каменными вставками, заглубленного в почву и обладающего признаками капитальности, забора из железного профиля, емкостей септика, пожарной скважины.
Представитель истца Гусак Р.А. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что приказ об утверждении положительного заключения комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов впоследствии отменен. Выявленные постройки, вне зависимости от отмены проекта, не соответствуют требованиям законодательства, которым предусмотрены перечни объектов нелесной инфраструктуры, являющиеся, по их мнению, закрытыми.
Представитель ответчика Матекин Г.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Полагал, что ответчик использует арендуемый лесной участок в полном соответствии с требованиями закона, условиями договора аренды, проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденного в соответствующем порядке. Все постройки не соответствуют признакам капитальности, носят временный характер.
Представитель третьего лица ГОКУ *** «Региональный центр лесного и экологического контроля» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, обозрев материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
По смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации, которые базируются на приведенных конституционной норме и правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что осуществление рекреационной деятельности является одним из видов лесопользования.
Частью 1 статьи 41 Кодекса определена возможность использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (часть 2).
На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3).
В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (часть 7).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, *** между Министерством природных ресурсов и экологии *** и некоммерческим партнерством «Содействие в строительстве и благоустройстве» заключен договор аренды лесного участка №***, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, общей площадью ***.
В соответствии с актом приема-передачи лесного участка в аренду от *** указанный лесной участок передан Партнерству для осуществления рекреационной деятельности.
Приказом Комитета по лесному хозяйству ***№*** от ***, а *** приказом Министерства природных ресурсов и экологии ***№***, утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью ***, переданного в аренду НП «Содействие в строительстве и благоустройстве» для осуществления рекреационной деятельности, расположенного в *** сроком действия до ***.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии ***№*** от *** утверждено положительное заключение комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов лесного участка площадью *** переданного в аренду НП «Содействие в строительстве и благоустройстве», сроком действия до ***.
В связи с истечением срока действия заключения, Комиссия по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов вновь рассмотрела проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду для осуществления рекреационной деятельности на площади *** НП «Содействие в строительстве и благоустройстве» и пришла к выводу, что предусмотренные проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов соответствуют целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану *** и законодательству Российской Федерации, в связи с чем приказом Министерства природных ресурсов и экологии ***№*** от *** проект был утвержден со сроком действия заключения до ***.
Как указано в исковом заявлении, в ходе обследования лесного участка, переданного НП «Содействие в строительстве и благоустройстве», проведенного природоохранной прокуратурой ***, установлено, что арендатором в нарушение ч.1-3 ст.41 Лесного кодекса РФ, п.п.«в» п.7 правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Минприроды России от ***№***, п.«г» Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденного распоряжением правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, п.п.«а, б» п.6 перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р, на лесном участке возведено каменное противооползневое сооружение, забор бетонный с каменными вставками (ограждение), заглубленный в почву, обладающий признаками капитальности, пожарная скважина.
*** по данному факту в отношении должностного лица – председателя НП «Содействие в строительстве и благоустройстве» ФИО1 возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением №*** Министерства природных ресурсов и экологии *** от *** должностное лицо признано виновным в нарушении, предусмотренном ст.8.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа.
Обследованием лесного участка, проведенным *** сотрудниками Министерства природных ресурсов и экологии *** совместно с сотрудниками ГОКУ *** «Региональный центр лесного и экологического контроля», специалистом Министерства строительства *** также установлено, что к бетонному забору примыкает забор из железного профиля, выявлены установленные емкости септика.
Истец просит суд обязать ответчика освободить используемый лесной участок площадью *** Пригородного участкового лесничества *** от незаконно установленных объектов: каменного противооползневого сооружения, забора бетонного с каменными вставками, заглубленного в почву и обладающего признаками капитальности, забора из железного профиля, емкостей септика, пожарной скважины.
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, проанализировав действующее законодательство и подзаконные акты, регулирующие правоотношения в сфере использовании лесов, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу частей 4, 5 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации, не допускается (часть 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ.
Статьей 89 Лесного кодекса РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Согласно части 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и соответственно, его обязательное составление и направление на государственную экспертизу лицами, использующими леса.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В таблицах 34 и 36 Проекта освоения лесов определен перечень строений, которые может возвести лесопользователь при использовании указанного земельного участка, среди которых значится временное сооружение ограждение, расположенное в ***.
В ходе проведенных осмотров указанного лесного участка природоохранной прокуратурой ***, сотрудниками Министерства природных ресурсов и экологии *** было установлено, что на лесном участке возведены строения, в том числе, бетонный и металлический заборы, что препятствует свободному перемещению граждан и диких животных.
Наличие данной постройки представителем ответчика не оспаривалось, однако им приводились доводы о том, что забор представляет собой не замкнутый по периметру контур, имеет калитку для входа, а также представил заключение специалиста №*** строительно-технической экспертизы по договору от ***, выполненное ООО «***», согласно которой забор бетонный не является объектом капитального строительства.
Судом данные доводы и доказательство отклоняются, поскольку достоверно установлено и подтверждено, что наличие ограждений (заборов) создает препятствия для свободного перемещения граждан и диких животных, в то время как оснований, предусмотренных лесным законодательством, при которых возможен запрет или ограничение пребывания граждан в лесах, по данному делу не установлено.
Поэтому суд находит обоснованными требования в части освобождения лесного участка от незаконно установленного забора бетонного с каменными вставками, заглубленного в почву, забора из железного профиля.
Статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе.
Согласно части 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Таким образом, лесным законодательством предусмотрено использование лесов только на основании проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, и соответственно, его обязательное составление и направление на государственную экспертизу лицами, использующими леса.
Как следует из акта осмотра от *** на лесном участке произведено обустройство объекта, не связанное с созданием лесной инфраструктуры, а именно установка септика, не предусмотренный ранее действующим проектом освоения лесов.
Проект освоения лесов не содержит сведений, что на арендованном участке может находиться септик.
Поскольку материалами дела подтвержден факт непредусмотренного проектом освоения лесов нахождение септика, исковые требования в части освобождения лесного участка от емкостей септика подлежит удовлетворению.
Согласно статье 13 Лесного кодекса Российской Федерации в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов. Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.5).
Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 908 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с п.7 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
а) использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесным кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, на основании проекта освоения лесов, договора аренды лесного участка, решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
б) создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги;
в) возводить некапитальные строения, сооружения (строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений, в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) на лесных участках и осуществлять их благоустройство. Некапитальные строения, сооружения для осуществления рекреационной деятельности должны создаваться преимущественно из деревянных конструкций;
г) возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;
д) пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р (в редакции от 10.09.2021) утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов.
Данным Перечнем в качестве объекта лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в защитных лесах, относящихся к категории лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов предусмотрено сооружение противооползневое (пп. «г» п.1).
Проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, представленном в аренду НП «Содействие в строительстве и благоустройстве», положительное заключение государственной экспертизы которого было утверждено приказом Министерства природных ресурсов и экологии ***№*** от *** предусмотрено создание лесной инфраструктуры.
На данном участке в соответствии с положительным заключением комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду №*** от ***, №*** от *** уже создана лесная инфраструктура в виде грунтовой дороги, площадок для разворота пожарной техники, пожарных скважин, противооползневого сооружения, аншлага на противопожарную тематику.
Как отмечено в проекте противооползневые сооружения возводятся для укрепления полотна лесной дороги, а также площадок для разворота пожарной и лесохозяйственной техники, представляют собой подпорные стены, сделанные из камней и цемента (бетона).
Согласно заключению специалиста №*** строительно-технической экспертизы по договору от ***, составленной ООО «***», противооползневое сооружение является объектом некапитального строительства (не является объектом капитального строительства), поскольку, выполненное из натуральных камней и песчано-цементного раствора, местами не имеет заглубления в грунт, а местами не превышает 15-20 см, сооружение опирается на существующий грунт, фундамент отсутствует, местами в пустотах между камней отсутствует скрепляющий цементно-песчаный раствор, сооружение не имеет прочной связи с землей и его конструктивные характеристики позволяют осуществить демонтаж, перемещение и последующую сборку.
Выводы специалиста никем не опровергнуты, истцом доказательств, свидетельствующих об ином, суду не представлено.
Таким образом, поскольку спорный объект предусмотрен Перечнем объектов лесной инфраструктуры, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р, возведен в соответствии с проектом освоения лесного участка, не является капитальным сооружением, судом отклоняются требования истца в части понуждения ответчика к освобождению арендованного лесного участка от противооползневого сооружения.
При этом отмена приказа, которым было утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, правового значения при рассмотрении данных требований, не имеет, поскольку доказательств несоответствия объекта требованиям лесного законодательства в материалах дела не имеется.
Также тем же Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов предусмотрено наличие пожарной скважины, сооружение которой предусмотрено и Проектом освоения лесного участка в качества объекта лесной инфраструктуры.
Доводы представителя истца о том, что устройство пожарной скважины не соответствует ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации и приказу Рослесхоза от 24.04.2012 № 175 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», поскольку противопожарное обустройство лесов направлено на защиту лесов в пределах лесничества, а не отдельного лесного участка, а также отсутствие в лесохозяйственном регламенте Мурманского лесничества условий о создании таких скважин в границах Пригородного участкового лесничества (выделы 34, 28 квартала 107), судом оцениваются критически в виду следующего.
Частью 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 5 Правила пожарной безопасности в лесах, мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил (предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Пунктом 25 Правил предусмотрено, что виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Проектом освоения лесов предусмотрено сооружение пожарной скважины, что соответствует и предписаниям Лесохозяйственного регламента Мурманского лесничества (в редакции от 11.06.2019), которым предусмотрено в качестве меры противопожарного обустройства лесов устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения (п.2.18.1).
При этом судом не установлено, что действующим лесным законодательством в целях охраны, защиты, воспроизводства лесов установлен запрет на обустройство пожарной скважины при использовании лесного участка в целях рекреационного использования.
То обстоятельство, что, по мнению истца, данная скважина направлена на противопожарное обустройство отдельного лесного участка и не может быть использована на защиту лесов в пределах всего лесничества, материалами дела не подтверждается.
В связи с изложенным судом отклоняются требования в данной части.
В силу ст.88 Гражданского процессуального кодекса РФ к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
По правилам ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку заявленные исковые требования неимущественного характера судом в части удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства *** к Некоммерческому партнерству «Содействие в строительстве и благоустройстве» об устранении нарушений действующего лесного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Некоммерческое партнерство «Содействие в строительстве и благоустройстве» освободить используемый лесной участок площадью *** от незаконно установленных объектов: забора бетонного с каменными вставками, заглубленного в почву, забора из железного профиля, емкостей септика.
В удовлетворении остальной части исковых требований Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства *** к Некоммерческому партнерству «Содействие в строительстве и благоустройстве» отказать.
Взыскать с Некоммерческого партнерства «Содействие в строительстве и благоустройстве» в доход местного бюджета *** государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья Е.А. Земцова