НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 13.04.2016 № 2-9246/16

К делу 2-9246/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодара в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Нижегородовой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указано, что с марта 1983 г. по февраль 1987 г. ФИО1 замещал воинскую должность заместителя старшего военного представителя военного представительства ( ВП) МО СССР первой категории.

В соответствии с директивой начальника Генерального штаба ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ о переходе военных представительств на новые штаты, по оргштатным мероприятиям, приказом Главкома РВСН от ДД.ММ.ГГГГ, был освобожден от замещаемой должности заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории и назначен этим же приказом начальником группы ВП МО.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, согласованным с начальником Центрального финансово-экономического управления (ЦФЭУ) МО СССР и начальником 10 отдела Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС СССР, ФИО1 был сохранен прежний должностной оклад заместителя старшего военного представителя ВП МО первой категории с сохранением оклада, в связи с чем истец имел право на пенсионное содержание с должностного оклада заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, получаемого на день увольнения.

С ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, согласно приказа начальника ВП МО от ДД.ММ.ГГГГ, был повышен до 250 рублей в месяц и сохранен до дня увольнения.

В июне 1990 года ФИО1 был уволен в запас по возрасту и ему назначена пенсия согласно ст. 60 Постановления от 10.11.1982 г. №986 «Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей», действующего на момент увольнения ФИО1 в запас, которая предусматривала, что пенсия лицам офицерского состава исчисляется из оклада денежного содержания, выплачиваемый по последней занимаемой штатной воинской должности и воинскому званию на день увольнения. Так, в июне 1990 года истцу была назначена пенсия с должностного оклада заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, с которого истец получал пенсионное содержание до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, военным комиссариатом Краснодарского края с 01.07.2002г. истцу установлен для исчисления пенсии должностной оклад начальника группы ВП МО II категории в размере 22 000 рублей по 22 тарифному разряду, а с 01.01.2012г. должностного оклада в размере 26 000 рублей. Назначенные истцу должностные оклады для исчисления пенсии с 01.07.2002г. по 01.01.2012г. и с 01.01.2012г. по настоящее время противоречат нормативно-правовым актам Министерства обороны РФ по пенсионному законодательству и не соответствуют принципам социальной справедливости, которые обязаны соблюдаться военным комиссариатом Краснодарского края.

ФИО1 полагает, что по вине военного комиссариата Краснодарского края с 01.07.2002г. и по настоящее время истец получал и получает пенсионное содержание в меньшем размере, чем предусмотрено существующим пенсионным законодательством РФ, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 исковые требования были дополнены.

В судебном заседании ФИО1 настаивает на исковых требованиях (л.д.27-28), просит суд обязать военный комиссариат Краснодарского края, согласно требованиям ст. 49 пункта «б» Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. и п. 14 п.п. «б» Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. установить с 01.07.2002 г. и с 01.01.2012 г. на основании Закона РФ № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для исчисления пенсионного содержания должностной оклад по 27 тарифному разряду и произвести перерасчет пенсии за период с 01.07.2002 г. по 01.01.2012 г. и с 01.01.2012 г. по настоящее время с должностным окладом по 27 тарифному разряду, обязать военный комиссариат Краснодарского края, в соответствии со ст. 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. (сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким либо сроком) выплатить на расчетный счет истца, указанном в пенсионном деле сумму недополученной пенсии с 01.07.2002 г. по 01.01.2012 г. и с 01.01.2012 г. на день оплаты долга, с учетом индексации потребительских цен на промышленные товары и услуги, и с учетом индексации потребительских цен на продовольственные товары по данным Федеральной службы государственной статистики г. Краснодара, возместив причиненные убытки по состоянию на 01.03.2016г., а именно сумму недополученной пенсии в размере 490 039 рублей, обязать военный комиссариат Краснодарского края выплатить на расчетный счет, указанный в пенсионном деле, компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать с военного комиссариат Краснодарского края в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей, по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 000 рублей, а всего 21 000 рублей в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворения в полном объеме.

Представитель военного комиссариата Краснодарского края ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании просит в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является пенсионером Министерства обороны СССР с июня 1990 г., а с ДД.ММ.ГГГГ пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

С марта 1983 г. по январь 1987 г. ФИО1, подполковник, занимал воинскую должность заместителя старшего военного представителя Военного представительства (ВП) МО I категории.

В соответствии с директивой Генерального штаба ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГг. г. о переходе военных представительств на новые штаты, по организационно-штатным мероприятиям, приказом Главкома РВСН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 освобожден от должности заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории и назначен этим же приказом начальником группы ВП МО, а приказом командира в/ч от ДД.ММ.ГГГГ, согласованным с начальником Центрального финансово-экономического управления МО СССР и начальником 10 отдела Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС СССР ФИО1 был сохранен прежний должностной оклад заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории.

С ДД.ММ.ГГГГг. должностной оклад заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, согласно приказу начальника ВП МО от ДД.ММ.ГГГГг. был повышен до 250 рублей в месяц и сохранен до дня увольнения, и записан в расчетную книжку.

При выходе ФИО1 Н, А. на пенсию ему было определено пенсионное содержание исходя из должностного оклада заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, которую он получал в течение 10 лет до июля 2002 г.

В последующем, с ДД.ММ.ГГГГг. в связи с принятием приказа Министр обороны РФ , военным комиссариатом Краснодарского края в пенсионное дело ФИО1 внесен должностной оклад начальника группы ВП МО II категории вместо должностного оклада заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории.

На основании вышеизложенного, ФИО1 полагает о нарушении его права на пенсионное обеспечение, поскольку размер пенсионного содержания уменьшился, в связи с чем обратился в суд.

В соответствии с п.2 ст.39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.

Согласно п. 8 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлено, что порядок исчисления пенсии военнослужащим из суммы денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии включаются: уволенным с военной службы военнослужащим — оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

При этом, при увольнении с военной службы офицерам в званиях подполковник, ему равном и выше, в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия может исчисляться из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 в период с марта 1983 г. по январь 1987г. занимал воинскую должность заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, имел воинское звание подполковник, в результате организационно-штатных мероприятий был переведен на должность начальника группы ВП МО, на которой должностной оклад меньше, чем оклад по ранее занимаемой должности, и имел на день перевода выслугу лет, дающую ему право на пенсию за выслугу лет, в связи с чем ФИО1 имеет право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории.

Постановлением Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 г. №4469-1 установлено, право на получение пенсий, назначенных до 1 февраля 1993 г. в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» и другими ранее действовавшими нормативными актами, не пересматривается.

Таким образом, согласно требованиям Постановления Верховного Совета РФ от 12 февраля 1993 г. №4469-1 назначенное ФИО1 пенсионное содержание при увольнении в июне 1990 г. с должностного оклада зам. старшего военпреда 1359 ВП МО I категории, с 01.02.1993 г. пересмотру не подлежат.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в Российской Федерации» для удобства проведения машинного перерасчета должностных окладов, в военном комиссариате каждому должностному окладу и окладу по воинскому званию присваивался код и соответствующий коэффициент.

Так, истцу был присвоен код 1510, коэффициент 1,517, а в пенсионное дело внесен должностной оклад начальника группы ВП МО II категории несмотря на то, что истец, по мнению суда, имеет право на исчисление пенсии исходя из оклада по штатной должности заместителя старшего военного представителя ВП МО I категории, который исчисляется в большем размере. Данная ошибка привела к тому, что с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсионного содержания ФИО1 уменьшился, чем нарушены его права на пенсионное обеспечение.

Согласно п. б ст. 49 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 установлено, что пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии.

Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Согласно абз. 2 п.14 Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семьям. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличенного денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 настоящего постановления, а минимальные размеры пенсии, надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий определяются исходя из расчетного размера пенсии, установленного на день, с которого производится перерасчет пенсий

Таким образом, оценив в совокупности доказательства по делу, суд полагает, что исковые требования в части перерасчета пенсии за период с 01.07.2002 г. по 01.01.2012 г. и с 01.01.2012 г. по настоящее время являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем приходит к выводу обязать военный комиссариат Краснодарского края, согласно требованиям ст. 49 «б» Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 г. и п. 14 п.п. «б» Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г., установить с 01.07.2002 г. и с 01.01.2012 г. на основании Закона РФ № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для исчисления пенсионного содержания должностной оклад по 27 тарифному разряду и пересчитать пенсию ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с должностным окладом по 27 тарифному разряду.

В силу абз. 2 ст. 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Вместе с тем, учитывая, что военным комиссариатом Краснодарского края допущено нарушение прав и законных интересов ФИО1 на пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, суд считает исковые требования истца о возмещении недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на день оплаты долга, с учетом индексации потребительских цен на промышленные товары и услуги, и с учетом индексации потребительских цен на продовольственные товары по данным Федеральной службы государственной статистики <адрес>, по состоянию на 01.03.2016г. в размере 490 039 рулей подлежащими удовлетворению, поскольку они являются законными и обоснованными.

В силу ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94г. №10 «О некоторых вопросах по применению законодательства о компенсации морального вреда» в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96г. №10 от 15.01.98г. №1 указано, что под моральным вредом понимается нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями) посягающие на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона не материальные блага или нарушающими его личные не имущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, исходя из буквального толкования действующего законодательства, истцом во исполнение ст. 56 ГПК РФ суду не представлены доказательства причинения морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права, в связи с чем суд приходит к выводу в удовлетворении требований в части компенсации морального вреда отказать.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, учитывая пояснения сторон, суд приходит к выводу исковые требования ФИО1 к военному комиссариату Краснодарского края удовлетворить частично, обязать военный комиссариат Краснодарского края, согласно требованиям ст. 49 пункта «б» Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. и п. 14 п.п. «б» Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г. установить ФИО1 с 01.07.2002 г. и с 01.01.2012 г. на основании Закона РФ № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для исчисления пенсионного содержания должностной оклад по 27 тарифному разряду и произвести перерасчет пенсии за период с 01.07.2002 г. по 01.01.2012 г. и с 01.01.2012 г. по настоящее время с должностным окладом по 27 тарифному разряду, взыскать с военного комиссариата Краснодарского края в пользу ФИО1 в соответствии со ст. 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. сумму недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на день оплаты долга, с учетом индексации потребительских цен на промышленные товары и услуги, и с учетом индексации потребительских цен на продовольственные товары по данным Федеральной службы государственной статистики <адрес>, по состоянию на 01.03.2016г. в размере 490 039 рублей. В остальной части требований отказать.

К такому выводу суд пришел еще и потому, что назначенные истцу должностные оклады для исчисления пенсии с 01.07.2002г. по 01.01.2012г. и с 01.01.2012г. по настоящее время противоречат нормативно-правовым актам Министерства обороны РФ по пенсионному законодательству и не соответствуют принципам социальной справедливости, которые обязаны соблюдаться военным комиссариатом Краснодарского края.

Принимая такое решение, суд учитывает новые, иные обстоятельства явившиеся основанием для обращения в суд.

На основании ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК РФ).

Как усматривается из материалов дела, истец при подаче искового заявления понес расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 000 рублей, также расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, которые подлежат взысканию в его пользу, поскольку подтверждаются материала дела.

Вместе с тем, учитывая сложность гражданского дела и количества судебных заседаний, суд полагает возможным снизить размер представительских расходов до 9 000 рублей.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать военный комиссариат Краснодарского края, согласно требованиям ст. 49 пункта «б» Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. и п. 14 п.п. «б» Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 г., установить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона РФ № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» для исчисления пенсионного содержания должностной оклад по 27 тарифному разряду и произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с должностным окладом по 27 тарифному разряду.

Взыскать с военного комиссариата Краснодарского края в пользу ФИО1 в соответствии со ст. 58 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г. сумму недополученной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ на день оплаты долга, с учетом индексации потребительских цен на промышленные товары и услуги, и с учетом индексации потребительских цен на продовольственные товары по данным Федеральной службы государственной статистики <адрес>, по состоянию на 01.03.2016г. в размере 490 039 рублей, и судебные расходы в размере 10 000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение 30-ти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья- п

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ