НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Первомайского районного суда (Томская область) от 01.07.2019 № 2А-126/19

Адм.дело № 2а-126/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Первомайское 1 июля 2019 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – Литвинович С.Н.,

при секретаре – Жарниковой А.В.,

с участием представителя административного истца – Ланского С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области, государственному инспектору по пожарному надзору Томской области Арестову Павлу Валерьевичу о признании незаконным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования Первомайское сельское поселение обратилась в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее по тексту – ГУ МЧС по Томской области), главному специалисту отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области – государственному инспектору по пожарному надзору Арестову П.В. (далее по тексту – инспектор по пожарному надзору) о признании незаконным предписания N37/1/1 от 24.04.2019 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

В обоснование административного иска указано, что /дата/ на основании распоряжения /номер/ от /дата/ была проведена внеплановая/выездная проверка Администрации Первомайского сельского поселения, по результатам которой был вынесен Акт проверки органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления /номер/ от /дата/ и предписание № 37/1/1 от 24.04.2019, по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Данное предписание считают незаконным, необоснованным, невозможным к исполнению и подлежащим отмене по следующим основаниям:

1) Из текста распоряжения о проведении проверки следует, что она должна была быть проведена в отношении Администрации Первомайского сельского поселения, а именно в отношении административного здания и гаражей, принадлежащих Администрации Первомайского сельского поселения расположенных в с. Первомайское.

2) В акте проверки указано, что общая продолжительность проверки - 2 рабочих дня, с копией распоряжения о проведении проверки ознакомлен Ланский С.И. /дата/ в 09:45 часов. Однако, согласно акту проверки, в графе «Дата и время проведения проверки» проверка была проведена /дата/, до ознакомления с распоряжением о проведении проверки. В Первомайском сельском поселении находиться 10 населённых пунктов, то есть 10 объектов. Однако, в акте указано, что /дата/ проведено 11 проверок.

3) Проверкой были выявлены нарушения обязательных требований (с указанием положений (нормативных) правовых актов, которые не соответствуют действительности, и указаны с злоупотреблением своего должностного положения, а именно:

- Пункт 1 Предписания /номер/ от /дата/ не соответствует действительности, так как во всех населённых пунктах Первомайского сельского поселения установлены звуковые оповещатели населения. Законодательством не определено количество звуковых оповещателей, устанавливаемых в населённых пунктах, и радиус их действия. В ходе проведения проверки, проверяющими МЧС не были предприняты попытки включения звуковой сигнал станции расположенной в помещении судебного участка Первомайского судебного района;

- Пункт 2 Предписания /номер/ от /дата/ не соответствует действительности, так как ч.4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 19, ч. 3 ст.62, ст. 63, ч. 1 и ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержит требования уборки мусора (сухой травы); п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. На территории Первомайского сельского поселения на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» правообладателем земельных участков является администрация Первомайского района, а Администрация Первомайского сельского поселения - только в отношении зарегистрированных земельных участков. В п.2 предписания не указанно место нахождения неубранного мусора и сухой травы, а следовательно, не определён собственник земельных участков в /адрес/, и лицо обязанное произвести уборку мусора и сухой травы. В соответствии с п.77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту – Правила), руководители организации обязаны обеспечить очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Исполнение п. 2 предписания не возможно, так как не указаны объекты защиты и прилегающие к ним территории, где выявлено нарушение. В п.78 Правил изложено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Согласно данному пункту, удаление (сбор) сухой растительности осуществляется только в летний период, и данным законом не предусмотрена уборка в весенний период или в другие времена года, что неправомерно указано в предписании сотрудниками МЧС. Администрацией Первомайского сельского поселения на всех зарегистрированных земельных участках и объектах принадлежащих Первомайскому сельскому поселению осуществляется ежедневная уборка мусора дворниками Первомайского сельского поселения. Летом 2018 года на всех зарегистрированных земельных участках и объектах принадлежащих Первомайскому сельскому поселению 3 (три) раза осуществлялся покос травы и удаление (сбор) сухой растительности.

- Пункт 3 Предписания /номер/ от /дата/ не соответствует действительности, так как - ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.19, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ и п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ, не содержат требования устройства на естественных водоисточниках подъездов с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размером 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В п. 80 Правил указано, что органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». В Первомайском сельском поселении для целей пожаротушения созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а именно из водонапорных башен во всех населённых пунктах. Водонапорные башни во всех населённых пунктах являются основными источниками наружного водоснабжения. В п. 80 Правил указано, что при наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Естественные водоисточники на территории Первомайского сельского поселения в черте населённых пунктов, и в радиусе 200 метров, а именно реки, озёра, пруды, бассейны, водохранилища, моря и океаны отсутствуют. Пункт 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009, регламентирован Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года, и обязателен для исполнения сотрудниками и подразделениями МЧС России. Для остальных лиц носит рекомендательный характер. Из законодательства Российской Федерации следует, что своды правил и содержащиеся в них нормы применяются на добровольной основе, и их неприменение не образует какого-либо нарушения законодательства или подзаконных нормативно-правовых актов. В данном пункте изложено, что водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей в любое время года. В Первомайском сельском поселении пожарными водоисточниками являются водонапорные башни, которые являются резервуарами для пожарного водоснабжения, а резервуары не являются водоёмами, следовательно, данное требование незаконно.

- П.4 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат требования организации проведения проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением cooтветствующих актов. В п.55 раздела I Правил указано, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Полагают, что провели проверку не в полном объёме, не проверив и не затребовав документацию у Администрации Первомайского сельского поселения. Кроме того согласно п. 55 Правил, проведение проверок пожарного водоснабжения и их работоспособности осуществляется не реже 2 раз в год (весной и осенью), в весенний период на момент проверки не завершен.

- П.5 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ не содержит требований противопожарных расстояний от лесных насаждений до зданий, расположенных в населенных пунктах, противопожарных расстояний от границ застройки сельского поселения, а также от домов и хозяйственных построек на территории приусадебных участков. Администрация Первомайского сельского поселения не является органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство. Следовательно, ответственность должны нести собственники этих объектов.

- П.6 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, а именно п.69 Правил, так как вследствие неполноты проверки не были изучены документы о закреплении водителей за мотопомпой и автомобилем /иные данные/ приспособленных для тушения пожаров, в результате чего, были сделаны выводы об отсутствии указанных лиц. Содержащаяся на балансе Первомайского сельского поселения мотопомпа, является бытовой техникой и не требует прохождения специального обучения для её использования.

- П.7 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат требования обеспечения автономными резервными источниками электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения. В п. 60(1) Правил, не содержатся требования установки электрических розеток. Однако в Первомайском сельском поселении для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен предусмотрены передвижные автономные резервные источники электроснабжения, бензогенеаторы и дизельгенератор, наличие которых проверкой не было установлено.

- П.8 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ не содержит запрета на размещение мусора бытовых отходов на созданных в соответствии с действующим законодательством полигонах. В /адрес/ на основании п. 1.2. распоряжения Администрации Первомайского района /дата//номер/-з, был образован полигон бытовых отходов за содержания которого Администрация Первомайского сельского поседения ответственности не несёт.

- П.9 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат требования по уборке сухой травы. Администрация Первомайского сельского поселения несет ответственность только за нарушения, допущенные на зарегистрированных в ее собственности или на ином праве земельных участках. Место нахождения участка, его собственник, в ходе проверки не установлены.

- П.10 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ не содержит требований к размеру диаметра труб водопровода и головки соединительной пожарной. Понятие «полугайка» законом не определено. В п. 8.10 Свода правил СП 8.13130.2009 содержатся требования о выборе диаметра труб водопровода объединенного с противопожарным водопроводом, который должен быть в сельских поселениях - не менее 75мм. В данной водонапорной башне труба водопровода не объединена с противопожарным водопроводом, труба пожарного водопровода выходит из ствола башни;

- П.11 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат требования по уборке сухой травы, мусора. Администрация Первомайского сельского поселения несет ответственность только за нарушения, допущенные на зарегистрированных в ее собственности или на ином праве земельных участках;

- П.12 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат требования по уборке сухой травы, мусора. Администрация Первомайского сельского поселения несет ответственность только за нарушения, допущенные на зарегистрированных в ее собственности или на ином праве земельных участках.

- П.13 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.80 Правил не содержат требований об устройстве подъездов с твердым покрытием к наружным источникам водоснабжения (водонапорным башням), поскольку, данное влечет нарушение обязательных требований исполнения СанПиН, касающихся санитарных зон. В Первомайском сельском поселении территории первых поясов (строго режима) к которым относятся водонапорные башни, имеют ограждения, въезд за которые строго запрещён. Подъезды до ограждений водонапорных башен оборудованы в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, и правилами дорожного движения.

- П.14 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.55 Правил не содержат требований о расстоянии в свету между гидратом и верхом обичайки в расстоянии 100 мм. При фотографировании проверяющими не были произведены замеры, в связи с чем, вывод, указанный в предписании, неправомерен.

- П.15 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не содержат требования по уборке сухой травы, мусора. Администрация Первомайского сельского поселения несет ответственность только за нарушения, допущенные на зарегистрированных в ее собственности или на ином праве земельных участках. Администрацией Первомайского сельского поселения на всех зарегистрированных земельных участках и объектах принадлежащих Первомайскому сельскому поселению осуществляется ежедневная уборка мусора дворниками Первомайского сельского поселения. Летом 2018 года на всех зарегистрированных земельных участках и объектах принадлежащих Первомайскому сельскому поселению 3 (три) раза осуществлялся покос травы и удаление (сбор) сухой растительности. В предписании не определено место нахождения земельного участка, на котором зафиксированы нарушения, не определен его собственник.

- П.16 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как в /адрес/ созданы условия для забора воды в любое время года из резервуара водонапорной башни, расположенной на /адрес/. В /адрес/ отсутствует Крутоложенская школа, соответственно и отсутствует искусственный пожарный водоём.

- П.17 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как п.55 Правил в Первомайском сельском поселении к пожарному гидранту и всем резервуарам, установлены указатели направления движения с четко нанесенными цифрами расстояния до их места расположения, в том числе в /адрес/. В Первомайском сельском поседении, у гидранта и водонапорных башен (водоисточников), а также по направлению движения к ним, установлены специальные указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойкие к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации, с нанесенными цифрами, указывающие расстояние до водоисточника.

- П.18 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как п.491 Правил не был нарушен. Экземпляр паспорта населенного пункта подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления (органе государственной власти субъекта Российской Федерации), утвердившем паспорт населенного пункта, следовательно, паспорта населённых пунктов подверженных угрозе лесных пожаров Первомайском сельском поселении оформлены в накопительном деле. Второй экземпляр паспортов населённых пунктов направлен руководителю ПСЧ№9, третий экземпляр направлен в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Первомайский район».

- П.19 Предписания /номер/ от /дата/, не соответствует действительности, так как на территории Первомайского сельского поселения отсутствуют объекты, которые могли бы быть отражены в разделе 2 паспорта населенного пункта.

Фототаблица, указанная в приложении, не может являться доказательством якобы выявленных нарушений, так как к акту проверки приложена не была, представитель Администрации Первомайского сельского поселения с фототаблицей ознакомлен не был.

В судебном заседании представитель представителя административного истца Ланский С.И., действующий на основании Устава муниципального образования Первомайское сельское поселение, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – ГУ МЧС Томской области, административный ответчик Арестов П.В. в судебное заседание не явились по неизвестной причине, были уведомлены надлежащим образом, не ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на административный иск не представили.

С учетом изложенного, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов представителя административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является представителем административного истца, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы представителя административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённых государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Для установления всех обстоятельств дела судом /дата/ вынесено определение об истребовании доказательств у административного ответчика - ГУ МЧС Томской области: актов обследования, иных материалов, подтверждающих факт выявленных в ходе проверки нарушений, а также документов подтверждающих полномочия должностного лица на проведение данной проверки. Данное определение направлено в адрес административного ответчика как по электронной почте, так и посредством почтового отправления и получено административным ответчиком. Однако, в нарушение положений ст.ст. 62, 63 КАС РФ административным ответчиком запрошенные судом доказательства не представлены по неизвестной причине.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесено государственным инспектором по пожарному надзору /дата/, административное исковое заявление поступило в Первомайский районный суд Томской области /дата/, в связи с чем, установленный срок для обращения с административным иском был соблюден.

Правоотношения в области пожарной безопасности урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности » и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности » определяет общие правовые экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, гражданами, а также общественными объединениями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Федерального закона №69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Полномочия должностного лица органов государственного пожарного надзора на выдачу организациям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара закреплены в ст. 6 Федерального закона №69-ФЗ и п.9 «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290. Согласно пп.А, пп.Е п.9 «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре» Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора в части соблюдения требований пожарной безопасности; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно статье 34 Федерального закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Согласно ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; руководители органов местного самоуправления. Указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Из содержания вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Как следует из акта проверки /номер/ органом государственного контроля (надзора) был проведен орган местного самоуправления, а именно: на основании Распоряжения управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МСЧ России по Томской области от /дата//номер/, была проведена внеплановая выездная проверка Администрации Первомайского сельского поселения.

Акт проверки был составлен /дата/ в 15:00 часов в с.Первомайское Первомайского района Томской области. Как следует из содержания акта, в отношении Администрации Первомайского сельского поселения проведена внеплановая выездная проверка, сроки проведения которой составили 2 рабочих дня, с копией распоряжения о проведении проверки Ланский С.И. ознакомлен /дата/ в 09:45 часов.

Согласно п.73 «Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 о проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа.

Оценивая доводы представителя административного истца о незаконности предписания, вынесенного по результатам проведения проверки, отсутствии в Первомайском сельском поселении выявленных нарушений, суд приходит к следующим выводам:

Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в соответствии п.14 ч.1 и ч.3 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.8 ч.1 ст.4 Устава муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области, утвержденного Решением Совет Первомайского сельского поселения от /дата//номер/, относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления Первомайского сельского поселения.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Указанные положения в полной мере согласуются с положениями ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 2906-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "ОРЕХ" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", положения этой нормы, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.

Таким образом, для решения вопроса о возможности возложения обязанности по устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления мероприятий по пожарному надзору, требуется установить надлежащий орган, должностное лицо, ответственное за выполнение требований по обеспечению пожарной безопасности.

Администрация Первомайского сельского поселения в силу п.3 ч.1 ст.2 Устава муниципального образования Первомайского сельского поселения Первомайского района Томской области, утвержденного Решением Совета Первомайского сельского поселения /дата//номер/, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В соответствии со ст.30 Устава Администрацией поселения руководит Глава поселения на принципах единоначалия. Администрация поселения обладает правами юридического лица. Администрация Первомайского сельского поселения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Томской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области. Администрация также осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом и решениями Совета Первомайского сельского поселения не отнесенные настоящим Уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления Первомайского сельского поселения.

Согласно ч.2 ст.1 Устава Первомайского сельского поселения - Первомайское сельское поселение состоит из объединенных общей территорией следующих сельских населенных пунктов: /адрес/

Из акта проверки следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки были установлены следующие нарушения, подлежащие устранению:

В каждом населенном пункте Первомайского сельского поселения звуковая сигнализация не обеспечивает надлежащее оповещения людей при пожаре (в населенных пунктах установлен один звуковой оповещатель который при срабатывании не обеспечивает информирование населения проживающее в удаленных сторонах населенных пунктов.

Согласно тексту Предписания нарушены требования следующих положений законодательства: ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 69-ФЗ); ст. 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федерального закона №123-ФЗ); п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25.04.2012 (далее по тексту – Правила).

Указание должностного лица, осуществившего проведение проверки, на вышеуказанные нормативные правовые акты правомерно, за исключением ссылки на ст.68 Федерального закона №123-ФЗ, регламентирующую вопросы противопожарного водоснабжения поселений.

Из пояснений представителя административного истца следует, что пункт 1 Предписания он считает незаконным, поскольку попытка проверки сигнализации проверяющим лицом не предпринималась, к Акту о проведении проверки не приложено никаких документов, свидетельствующих о факте осуществления проверки звуковой сигнализации, расположенной в судебном участке Первомайского судебного района.

В силу ст.62 КАС РФ на должностных лиц, чьи действия оспариваются, возлагается обязанность по доказыванию законности своих действий.

Из установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказан факт осуществления проверки работоспособности звуковой сигнализации, расположенной в здании судебного участка по адресу /адрес/, поскольку документов, подтверждающих данный факт, или иных доказательств, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности п.1 оспариваемого Предписания, и необоснованности возложения на администрацию Первомайского сельского поселения обязанности по его устранению.

Согласно п. 2,9,11,12,15 Предписания /номер/ от /дата/ в /адрес/ не произведена уборка мусора (сухой травы). Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Согласно тексту Предписания нарушены требования следующих положений законодательства: ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.19, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ; п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от /дата/ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона N 131-ФЗ), п.17.1,77,78 Правил.

Вместе с тем, указание в предписании на ч.4 ст.4, ст.19, ч.3 ст.62, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ не является обоснованным, так как указанные положения не содержат требований и правил, относящихся к порядку осуществления уборки мусора (сухой травы) правообладателями земельных участков.

Как следует из текста Акта выездной внеплановой проверки /номер/ и Предписания /номер/ от /дата/, принадлежность земельных участков, на которых были выявлены нарушения в части неубранного мусора (сухой травы), муниципальному образованию Первомайское сельское поселение не устанавливалась.

Предписание должностного лица органа государственного пожарного надзора об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проверке объекта, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдаётся, реально исполнимые обязанности. Необоснованное возложение предписанием определенных обязанностей на лицо влечёт нарушение его законных прав и интересов. Возложение на Администрацию Первомайского сельского поселения обязанности по устранению нарушений, выявленных на земельных участках, в отношении которых не установлен факт их принадлежности муниципальному образованию Первомайское сельское поселение, является необоснованным и неисполнимым, может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что пункты 2, 9, 11, 12, 15 оспариваемого предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы представителя административного истца.

Согласно п.3 Предписания /номер/ от /дата/ на территории населенных пунктов Первомайского сельского поселения, на естественных водоисточниках не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым Покрытием размером 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Согласно тексту Предписания нарушены требования следующих положений законодательства: ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч. и ч. 4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ; п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ, п.80 Правил.

Указание в предписании на ч.4 ст.4, ч.3 ст.62, ч.4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ не является обоснованным, так как указанные положения не содержат требований и правил, относящихся к вопросам обеспечения подъездов с площадками к естественным водоисточникам. Из реестра водоисточников Первомайского сельского поселения на 2019 год следует, что на территории муниципального образования имеется 26 искусственных водоисточников.

Согласно п.80 Правил, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

Статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

Согласно статье 68 Федерального закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

Представителем административного истца в обоснование своих возражений представлены фототаблицы /номер/, из которых следует, что искусственные водоисточники обустроены подъездами с площадками требуемых параметров. Также указано, что в целях пожаротушения на территории поселения используются искусственные водоисточники; естественные водоемы для данных целей не используются.

Кроме того, в п.3 Предписания не указаны адресные ориентиры естественных водоисточников, где было выявлено данное нарушение, в отсутствие которых, проверить данный факт не представляется возможным. В отсутствие каких-либо доказательств в подтверждение вменяемого нарушения, с учетом возражений административного истца о технической невозможности обустройства подъездов к водным объектам с площадками (пирсами) в виду рельефа местности, удалении водных объектов от населенных пунктов на расстоянии свыше 200 метров, суд приходит к выводу о недоказанности вменяемого нарушения указанным пунктов Предписания.

В п.4 Предписания указано, что не организовано проведение проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (по всем водонапорным башням и пожарным гидрантам населенных пунктов Первомайского сельского поселения). Акты проведения проверок работоспособности - источников наружного противопожарного водоснабжения отсутствуют. Согласно тексту предписания нарушены требования следующих положений законодательства: ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст. 62, ст. 63, ч. 1 и ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ; п.55 Правил, п.8.6 СП 8.13130.2009.

В силу п.55 Правил руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Представителем административного истца представлены Акты визуального осмотра средств пожарной безопасности в количестве 11, из которых следует, что комиссией работников Администрации Первомайского сельского поселения в составе О.А., Л.М., М.В. проведены плановые визуальные осмотры источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) в период с /дата/ по /дата/. Таким образом, указанные осмотры были проведены до даты проведения внеплановой выездной проверки, состоявшейся /дата/. Оснований не соглашаться с доводом представителя административного истца о том, что указанные документы на момент проверки находились у административного истца и не были запрошены для проверки, суд не находит.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что факт нарушения указанного в п. 4 Предписания не нашел своего подтверждения, в связи с чем, заявленное требование в этой части подлежит удовлетворению.

В п.5 Предписания указано, что в /адрес/ противопожарные расстояния не обеспечивают нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий, расположенных на территории населенных пунктов. В /адрес/ противопожарные расстояния от границы застройки сельского поселения, а также от домов и хозяйственных построек на территории приусадебного земельного участка до лесных насаждений менее 30 метров. Согласно тексту оспариваемого предписания нарушены: ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.14 Свода правил СП 4.13130.2013; п. 5* приложения 1* СНиП 2.07.01-89*. Согласно п. 1.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций. Однако в силу 1.3. при отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

Согласно п.4.14 Свода правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288 противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

В силу ч.4 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Из анализа взаимосвязанных положений п.20 ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ, Закона Томской области от 17.11.2014 N152-ОЗ (ред. от 28.12.2017) "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области" следует, что выдача разрешений на строительство относится к вопросам местного значения органов местного самоуправления сельских поселений.

Решением Совета Первомайского сельского поселения /номер/ от /дата/, «О передаче осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования Первомайское сельское поселение органам местного самоуправления муниципального образования «Первомайский район» на 2019 год в градостроительной и жилищной сфере» были переданы муниципальному образованию «Первомайский район». Указанные полномочия передавались также на 2018 год, что подтверждается Решением Совета Первомайского сельского поселения /номер/ от /дата/.

Как следует из ст.84 ЛК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В силу п.3,4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Указанные мероприятия осуществляются: органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности муниципального образования.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования пункта 5 оспариваемого Предписания, суд приходит к выводу, что возложение обязанности на Администрацию Первомайского сельского поселения обеспечить соблюдение противопожарных расстояний является неправомерным.

Государственным инспектором по пожарному надзору не указываются объекты защиты, на которых были выявлены вменяемые нарушения, в частности, в п.5 предписания не содержится указания на координаты или адреса данных объектов, не установлены их собственники. Таким образом, нарушение не конкретизировано, что приводит к невозможности его устранения. С учетом изложенного, судом признаётся нарушение прав и законных интересов административного истца, пункт 5 предписания является необоснованным.

Согласно п.6 Предписания за пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, не закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку для работы на указанной технике. В соответствии с п.69 Правил руководитель организации за каждой пожарной мотопомпой и техникой, приспособленной (переоборудованной) для тушения пожаров, организует закрепление моториста (водителя), прошедшего специальную подготовку для работы на указанной технике. Из материалов дела следует, что Распоряжением Администрации Первомайского сельского поселения /номер/ от /дата/ «О закреплении водителей за служебными автомобилями» авторазливочная станция /номер/, переоборудованный в пожарный автомобиль, закреплена за водителями администрации Первомайского сельского поселения К.П., Ш.А., М.В. При этом указание о закреплении кого-либо за мотопомпой в Распоряжении отсутствует. Вместе с тем, сведений, подтверждающих прохождение указанными лицами специальной подготовки для работы на указанной технике. Довод представителя административного истца о том, что используемая в Первомайском сельском поселении мотопомпа является бытовой, юридического значения не имеет. В данном случае определяющую роль имеет целевое использование указанной техники. Представителем административного истца не оспаривается, что Авторазливочная станция /номер/, переоборудованный в пожарный автомобиль, мотопомпа используется в целях пожаротушения, в связи с чем, на Главу Администрации Первомайского сельского поселения возлагается обязанность по организации закрепления за указанной техникой лиц, прошедших специальную подготовку.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт вменяемого нарушения пунктом 6 Предписания установлен, требование уполномоченного должностного лица о его устранении является обоснованным и законным.

Согласно п.7 Предписания водонапорная башня на /адрес/ не обеспечена автономными резервными источниками электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения. Водонапорная башня не оборудована подключением к автономным резервным источникам электроснабжения (нет электрической розетки). В соответствии с текстом оспариваемого Предписания, нарушены ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона № 123-ФЗ; п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ; п.60(1) Правил.

Административный истец, не соглашаясь с выявленным нарушением, указывает, что в Первомайском сельском поселения в качестве автономных резервных источников электроснабжения используются бензогенераторы и дизельгенератор, не требующие наличия электрической розетки для обеспечения их работы.

Понятие «автономным резервным источникам электроснабжения» действующим законодательством не раскрывается, в виду чего, исходя из буквального толкования п.60(1) Правил, суд приходит к выводу, что автономным резервным источникам электроснабжения могут быть местные электростанции, генераторы, батареи.

Материалами дела установлено, что в ходе проверки Администрацией не представлено каких либо документов о том, что водонапорные башни обеспечены такими источниками, более того, на момент проверки они также не предъявлены. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

Анализируя доводы сторон, суд приходит к выводу о законности п.7 Предписания, поскольку Распоряжением управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Томской области от /дата//номер/, на проверяемого субъекта возлагается обязанность представить всю имеющуюся документацию. Сведений о том, что указанные документы о наличии генераторов, используемых в Первомайском сельском поселении в качестве автономных резервных источников электроэнергии, были представлены административным истцом при проведении проверки, в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт вменяемого нарушения пунктом 7 Предписания установлен, требование уполномоченного должностного лица о его устранении является обоснованным и законным.

Согласно п.8 Предписания на территории поселения (/адрес/) устроена свалка горючих отходов (мусор бытовых отходов). Из текста Предписания следует, что нарушения требования ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона № 123-ФЗ; п.19 Правил. В соответствии с п.19 Правил запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов. В силу п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как следует из распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации Первомайского /адрес/ от /дата//номер/-з, земельный участок площадью 5000м, имеющий следующий адресный ориентир: /адрес/ на юг на расстоянии 250 м, образован земельный участок из земель иного специального назначения для обслуживания и эксплуатации полигонов бытовых отходов.

Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Таким образом, поскольку выявленная свалка горючих отходов (мусора бытовых отходов) является санкционированной, находится в ведении органа местного самоуправления муниципального района – Администрации Первомайского района, возложение обязанности на Администрацию Первомайского сельского поселения по ее устранению, не является обоснованной.

Согласно п.10 Предписания в водонапорной башне для нужд пожаротушения диаметр труб водопровода объеденным с противопожарным менее 75 мм. Полугайка трубы водопровода 55 мм. (водонапорная башня на /адрес/ Как следует из текста Предписания, нарушены требования ст.62. 68 Федерального закона № 123-ФЗ, п.8.10 «Свод правил СП 8.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».

Как следует из пояснений представителя административного истца, указанный пункт он не считает нарушением, в связи с тем, что «Свод правил СП 8.13130.2009» носит рекомендательный для применения характер, несоблюдения его требований не может повлечь за собой привлечение к ответственности. Кроме того, понятие «полугайка» в действующем законодательстве отсутствует.

Анализируя изложенные обстоятельства с точки зрения законности указания в предписании выявленного нарушения, как обязательного к устранению, суд приходит к следующему: согласно п. 1.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций.

Однако, в силу п.1.3. при отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

Таким образом, ввиду того, что "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" является нормативным документом добровольного применения, но вместе с тем, технические условия административным ответчиком не разработаны, данный пункт Правил подлежит применению.

Вместе с тем, в представленных материалах дела данное нарушение не подтверждено какими-либо доказательствами, а с учетом возражений административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в отношении пункта 10 Предписания.

Согласно п.13 Предписания органами местного самоуправления Первомайского сельского поселения не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения. На территории населенных пунктов Первомайского сельского поселения не устроены подъезды с твердым покрытием к наружным источникам водоснабжения (водонапорным башням). Как следует из текста предписания, нарушены требования следующих нормативных правовых актов: ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ; п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ; п.80 Правил. Нормативным документом добровольного применения, устанавливающим требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений является СП 8.13130.2009. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденный Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 178. Необходимость обустройства подъезда пожарных автомобилей для забора воды на цели наружного пожаротушения предусмотрена п.9.4 СП8.13130.2009, согласно которому установлены аналогичные требования к размеру и типу покрытия подъезда к объектам пожаротушения.

Как следует из материалов дела, забор воды для целей пожаротушения на территории Первомайского сельского поселения осуществляется из искусственных источников наружного водоснабжения – водонапорных башен. Представителем административного истца в обоснование своих возражений представлены фототаблицы №/номер/ от /дата/, в которых имеются указания на наличие подъездов с твердым покрытием к водонапорным башням. В соответствии с п. 3.29а СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* твердое покрытие: дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что подъезды с твердым покрытием должны обеспечивать возможность подъезда и маневрирования пожарных машин в любое время года вне зависимости от погодных условий. Как следует из представленных представителем административного истца фототаблиц, к водонапорным башням, расположенным по адресам: /адрес/, подъездные пути к данным объектам имеются. Доказательств обратного стороной административного истца не представлено, в связи с чем, п.13 предписания признаётся незаконным и подлежит исключению.

Согласно п.14 Предписания на территории д. Ломовицк 2 Первомайского сельского поселения расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки составляет менее 100 мм, а именно расстояние составляет 20 мм. Из текста предписания следует, что нарушены следующие требования действующего законодательства: ч.4 ст.4, ч.1 ст.6. ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ; п.9 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ; п.55 Правил; п. 5.10 СП 31.13130.2012; п. 8.9 Свода правил СП 8.13130.2009.

В силу п.8.9 Свода правил СП 8.13130.2009, при определении размеров колодцев минимальные расстояния до внутренних поверхностей колодца надлежит принимать: от крышки гидранта до крышки колодца не более 450 мм по вертикали, а расстояние в свету между гидрантом и верхом обечайки не менее 100 мм.

В силу п.5.10 СП.31.13110.2012, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 635/14 вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону, а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

Согласно разделу 1 «Область применения» СП.31.13110.2012, настоящий свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Согласно п. 1.1 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" настоящий Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов.

Однако, в силу п.1.3. при отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что при отсутствии разработанных специальных технических условий, Администрации Первомайского сельского поселения надлежит руководствоваться требованиями Свода Правил 8.13130.2009.

Представителем административного истца в обоснование своих возражений представлена фототаблица /номер/ от /дата/, в соответствии с которой представителем административного истца проведен замер расстояния между гидрантом и верхом обечайки, который как видно на фототаблице, превышает 10 см.

С учетом изложенного, а также в отсутствие иных доказательств, опровергающих довод административного истца, суд признаёт нарушение, указанное в п.14 Предписания, недоказанным, а требование Предписания об устранении данного нарушения незаконным.

Согласно п.16 Предписания, не созданы условия для забора воды в любое время года из источника наружного водоснабжения в д. Крутоложное (в искусственном пожарном водоеме, расположенном у здания Крутоложенской школы замерзла вода).Как указано, нарушены следующие требования действующего законодательства: ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ч.3 ст.62, ст.63, ч.1 и ч.4 ст.68 Федерального закона №123-ФЗ; п.80 Правил.

В соответствии с п.80 Правил органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".

Как следует из материалов дела, а именно, из представленного представителем административного истца Реестра водоисточников на 2019 год, в д.Крутоложное имеется только один источник наружного водоснабжения, расположенный по адресу: /адрес/ - водонапорная башня – источник наружного водоснабжения в целях пожаротушения, ответственность за которую несет Администрация Первомайского сельского поселения..

В /адрес/ расположено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торбеевская основная общеобразовательная школа Первомайского района, в которой имеется собственный искусственный пожарный водоем, созданный непосредственно указанным учреждением для целей пожаротушения. Данный источник наружного водоснабжения не входит в реестр водоисточников Первомайского сельского поселения.

Исходя из изложенного, суд считает, что факт нарушения, указанного в п.16 Предписания, вменен ненадлежащему лицу, возложение обязанности на администрацию Первомайского сельского является неправомерным.

В соответствии с п.17 Предписания указано, что направление движения к пожарным гидрантам противопожарного водоснабжения не обозначены указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (д. Торбеево, д. Ломовицк-2, частично в с. Первомайское. Как следует из текста Предписания, нарушены требования п.55 Правил.

Согласно абз.4 п.55 Правил направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Представителем административного истца в обоснование возражений о незаконности данного пункта Предписания указано, что в Первомайском сельском поселении у гидранта и водонапорных башен и по направлению к ним установлены специальные указатели требуемых параметров. В обоснование указанного довода приложены фототаблицы /номер/ от /дата/, из которых следует, что направление движения в наружным водоисточникам, расположенным в с.Первомайское, д.Ломовицк-2, д.Торбеево, оборудованы специальными указателями. Доказательств обратного административным ответчиком не приведено. Кроме того, в данном пункте Предписания не указаны адресные ориентиры выявленного нарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушение, указанное в п.17 Предписания, не нашло своего подтверждения при рассмотрении дела и требование о его устранении, указанное в Предписании не основано на законе.

В соответствии с п.18 Предписания паспорта населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров оформлены в 1 экземпляре. Паспорта населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров не представлены в течение 3 календарных дней в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, структурное подразделение территориального органа МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

В силу п.491 Правил паспорт населенного пункта оформляется в 3 экземплярах. Орган местного самоуправления, утвердивший паспорт населенного пункта, в течение 3 календарных дней представляет по одному экземпляру в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого, входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. Один экземпляр паспорта населенного пункта подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления (органе государственной власти субъекта Российской Федерации), утвердившем паспорт населенного пункта.

Как следует из копии письма Администрации Первомайского сельского поселения, направленного в адрес руководителя Пожарно-спасательной части №9 ФГКУ «1 отряд ФПС по Томской области» Б.П., Администрацией Первомайского сельского поселения были направлены заверенные копии утвержденных паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров. Письмо зарегистрировано за /номер/ от /дата/, дата утверждения паспортов населенных пунктов – /дата/.

Из письма /номер/ от /дата/, направленного в адрес комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Первомайский район» следует о направлении оригиналов утвержденных паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров (л.д. 98-99).

Исходя из изложенного, достоверно установлено, что паспорта населенных пунктов изготовлены и представлены заинтересованным лицам Администрацией с соблюдением требований п.491 Правил. Оснований для обратного вывода у суда не имеется. С учетом изложенного, п.18 Предписания признаётся незаконным.

Согласно п.19 Предписания паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, не актуализированы (нет сведений по 2 разделу социальных объектов).

Как следует из текста Предписания, указанное нарушение противоречит п.80(1) Правил.

В соответствии с п.80(1) Правил паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (далее - паспорт населенного пункта), ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатывается и утверждается в соответствии с разделом XX органами местного самоуправления поселений и городских округов.

В силу п.487 Правил паспорт населенного пункта составляется к началу пожароопасного сезона на каждый населенный пункт, подверженный угрозе лесных пожаров в соответствии с формой согласно приложению N 7.

Как следует из материалов дела, Главой администрации Первомайского сельского поселения Ланским С.И. /дата/ утверждены паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, расположенных на территории Первомайского сельского поселения.

Утверждены следующие паспорта населенных пунктов: /адрес/

Из содержания паспортов населенных пунктов видно, что ни в одном из них не содержится сведений в разделе 2 «Сведения о медицинских учреждениях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях и объектах с круглосуточным пребыванием людей, имеющих общую границу с лесным участком и относящихся к этому населенному пункту в соответствии с административно-территориальным делением», в указанном разделе во всех утвержденных Паспортах имеется отметка «нет».

Из пояснений представителя административного истца следует, что на территории Первомайского сельского поселения отсутствуют объекты социального назначения, имеющие общую границу с лесным участком и относящиеся к населенному пункту, подверженному угрозе лесных пожаров.

Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в п.19 оспариваемого Предписания не содержится указания на конкретные объекты, сведения в отношении которых, не внесены в раздел 2 паспорта населенного пункта. Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности данного пункта Предписания.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, ст.227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение о признании предписания /номер/ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от /дата/, вынесенного государственным инспектором Томской области по пожарному надзору Арестовым П.В. в отношении Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Томской области незаконным, - удовлетворить частично.

Признать предписание /номер/ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от /дата/, вынесенное государственным инспектором Томской области по пожарному надзору Арестовым П.В. в отношении Администрации муниципального образования Первомайского сельского поселения Первомайского района Томской области, незаконным в части пунктов выявленных нарушений: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 предписания.

В удовлетворении остальной части заявленных требований, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд Томской области.

Судья: /подпись/ С.Н. Литвинович

На момент размещения не вступило в силу.