Дело № 3а-211/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретаре Силенок О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.
представителя административного истца ООО «ПУ ЖКХ» Брагиной И.П., действующей на основании доверенности,
представителя Региональной службы по тарифам Пермского края Истоминой Н.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующими в части постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2017 № 383-вг, от 29 июля 2015 года № 52-в, от 7 декабря 2016 № 296-в, от 20 декабря 2017 года № 359-т,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 383-вг для общества с ограниченной ответственностью «СОЮЗ ПРОФПЛАСТ» (Березовский район) (после переименования на основании решения от 27.10.2017 Общество с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства») утверждена производственная программа в сфере горячего водоснабжения на 2018 год согласно приложению 1, установлены и введены в действие соответствующие производственной программе тарифы с 01.01.2018 по 31.12.2018 включительно согласно приложению 2.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 359-т для Общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ООО «ПУ ЖКХ», Общество) определены долгосрочные параметры регулирования деятельности для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации согласно приложению 1, установлены на период с 01.01.2018 по 31.12.2022 тарифы согласно приложению 2.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.07.2015 № 52-в для ООО «СОЮЗ ПРОФПЛАСТ» (Березовский район)» установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с использованием метода индексации согласно приложениям 1-2, утверждена производственная программа в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы согласно приложениям 3-4, установлены и введены в действие соответствующие производственным программам тарифы с 01.01.2016 по 31.12.2018 согласно приложению 5.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 07.12.2016 № 296-в внесены изменения в приложения 3, 4, 5 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 29.07.2015 № 52-в «О тарифах в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ООО «СОЮЗ ПРОФПЛАСТ» (Березовский район)», в том числе изменены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения с 01.07.2017 по 31.12.2017.
ООО «ПУ ЖКХ», с учетом определения суда от 24.09.2018 об объединении административных дел в одно производство, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанных выше нормативных правовых актов недействующими в части установления тарифов без учета налога на добавленную стоимость. В обоснование заявленных требований Общество указало, что осуществляет регулируемую деятельность в сфере горячего и холодного водоснабжения в рамках заключенных им концессионных соглашений (от 25.03.2015, от 09.11.2016). Данные концессионные соглашения были предъявлены регулирующему органу при установлении тарифов, в связи с чем РСТ Пермского края обязано было в силу положений статьи 174.1 НК РФ включить в тариф НДС с момента заключения Обществом концессионных соглашений. При этом у Общества имеется обязанность начислить и уплатить НДС за 2016-2018 годы, что подтверждается письмом Минфина России от 25.12.2017 № 03-07-11/86444, но довзыскание с потребителей НДС без акта РСТ Пермского края или судебного акта будет являться незаконным и повлечет для ООО «ПУ ЖКХ» убытки за период 2015-2018 годов.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель административного ответчика с требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральная антимонопольная служба России, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, участия своего представителя в судебном заседании не обеспечили.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела и материалы трех тарифных дел в 1 томе каждый, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, приходит к следующему выводу.
Деятельность в сфере водоснабжения и тарифов регулируется принятыми в развитие Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э.
Деятельность в сфере теплоснабжения и тарифов регулируется принятыми в развитие Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э.
Вопросы в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
На территории Пермского края в соответствии с пунктами 1.1, 3.2.1, 3.7.13 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п, Региональная служба по тарифам Пермского края (далее – РСТ Пермского края) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы).
Согласно пунктам 5.5, 5.6 Положения, для определения основных направлений деятельности РСТ Пермского края и принятия решений по вопросам государственного регулирования цен образуется правление в количестве не более 9 человек. По итогам заседания правления РСТ Пермского края составляется протокол. Решения правления оформляются постановлениями РСТ Пермского края, которые вступают в силу в порядке, определенном указом губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, распоряжений председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Постановление РСТ Пермского края от 20.12.2017 № 383-вг, постановление от 20.12.2017 № 359-т, постановление от 29.07.2015 № 52-в и постановление от 07.12.2016 № 296-в официально опубликованы в источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликованы в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ООО «ПУ ЖКХ» использует в регулируемой деятельности по оказанию услуг водоснабжения и теплоснабжения муниципальное имущество: имущественный комплекс объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения и имущественный комплекс объектов холодного водоснабжения и водоотведения в с. Березовка Пермского края, переданные ему в соответствии с заключенными с администрацией Березовского сельского поселения Березовского муниципального района Пермского края концессионными соглашениями от 09.11.2016 и от 25.03.2015. До этого имущество находилось в пользовании ООО «ПУ ЖКХ» на основании договоров аренды.
Обществом документы на установление долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения представлены в регулирующий орган 29.04.2015. В целях установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период 2016-2018 годов приказом РСТ Пермского края от 06.05.2015 № 94-од открыто дело в отношении ООО «Союз Профпласт» об установлении тарифов методом индексации на период 2016-2018 годов.
По результатам проведенной экспертизы предложений Общества по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения региональной службой принято постановление от 29.07.2015 № 52-в.
28.04.2016 организацией представлены документы на установление тарифа в сфере водоснабжения, в связи с чем для корректировки тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2017 год открыто дело приказом регулирующего органа от 06.05.2016 № 100-од.
Постановлением РСТ Пермского края от 07.12.2016 № 296-в (на 2017 год) и постановлением от 20.12.2017 № 382-в (на 2018 год) произведена корректировка долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
ООО «ПУ ЖКХ» документы на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения и теплоснабжения представлены 28.04.2017, в связи с чем приказом РСТ Пермского края от 15.05.2017 № 132-од открыто дело об установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения методом индексации. Приказом РСТ Пермского края от 11.05.2017 № 130-од открыто дело в отношении ООО «Союз Профпласт» об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2018-2022 год методом индексации установленных тарифов.
Постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2017 № 383-вг установлены тарифы в сфере горячего водоснабжения. Тарифы в сфере теплоснабжения установлены для ООО «ПУ ЖКХ» постановлением от 20.12.2017 № 359-т.
Оспаривая указанные выше нормативные правовые акты в части установления тарифа без учета налога на добавленную стоимость, административный истец полагает, что тарифы должны были быть установлены с учетом НДС с момента заключения ООО «ПУ ЖКХ» концессионных соглашений.
Суд с данным утверждением административного истца согласиться не может в силу следующего.
Как следует из материалов тарифных дел и не оспаривается сторонами, ООО «ПУ ЖКХ» применяет упрощенную систему налогообложения.
Положениями подпунктов «е», «ж» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также положениями подпунктов «д», «е» пункта 16 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются помимо прочих такие обосновывающие материалы, как: расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; расчет размера тарифов.
Положениями части 11 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении, пунктом 31 (1) Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что установление тарифов для регулируемой организации, владеющей объектами государственной или муниципальной собственности на основании концессионного соглашения, осуществляется на основе установленных на долгосрочный период регулирования долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных в установленном порядке органом регулирования.
При обращении Общества в РСТ Пермского края в 2015 году с заявлением об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, а также в 2017 году с заявлением об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, горячего водоснабжения, регулируемой организацией вместе с заявками представлены концессионные соглашения. Однако в своих расчетах для формирования тарифов в сфере водоснабжения и теплоснабжения ООО «ПУ ЖКХ» не учитывало установленные концессионными соглашениями и согласованные с органами исполнительной власти долгосрочные параметры регулирования деятельности, такие документы отсутствуют в материалах тарифных дел. Расчет тарифов ООО «ПУ ЖКХ» произведен по упрощенной системе налогообложения.
В 2016 году производилась корректировка необходимой валовой выручки, определенной в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, в связи с чем долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов не пересматривались.
С заявлением о переходе организации от регулирования тарифов с применением правил регулирования тарифов, действовавших на день заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем водоснабжения и водоотведения, систем теплоснабжения к регулированию тарифов с применением правил регулирования тарифов, действующих на день установления (изменения, корректировки) цен (тарифов) в установленном порядке ООО «ПУ ЖКХ» не обращалось (пункт 50 главы VI Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, пункт 79 главы VIII Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 указанной выше статьи предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Статьей 174.1 НК РФ установлены, в том числе, особенности исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения: при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением на концессионера возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные главой 21 НК РФ; при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с концессионным соглашением концессионер обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном НК РФ; концессионер ведет учет операций, совершенных в процессе выполнения концессионного соглашения, по каждому указанному договору отдельно.
Исходя из норм статьи 174.1 НК РФ при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих обложению НДС, обязанности плательщика НДС возлагаются на концессионера. При этом для налогоплательщиков, применяющих УСНО, исключений в отношении исполнения указанных обязанностей не предусмотрено. Также следует учитывать, что положения налогового законодательства предоставляют концессионеру налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС. Суммы НДС, предъявленные концессионеру в процессе создания объекта концессионного соглашения и в период его использования (эксплуатации), также принимаются к вычету.
Вместе с тем, в материалы тарифного дела ООО «ПУ ЖКХ» не представлено доказательств выполнения требований статей 168, 169 НК РФ при совершении в рамках концессионных соглашений операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), как не представлено налоговых деклараций об уплате НДС за 2015-2017 годы при оказании услуг в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения в рамках концессионных соглашений.
В силу требований пункта 25 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, пунктов 20, 25, 30 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, решения правления органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что регулирующий орган не допустил нарушений требований актов большей юридической силы, оспариваемые тарифы являются экономически обоснованными, установлены с соблюдением процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта и учитывают необходимость соблюдения баланса интересов общества и потребителей его услуг.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействующими в части постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 20 декабря 2017 № 383-вг, от 29 июля 2015 года № 52-в, от 7 декабря 2016 № 296-в, от 20 декабря 2017 года № 359-т, отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 сентября 2018 года.
Судья (подпись)