Дело № 3а-92/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2018 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,
при секретарях Силенок О.В. и Баяндиной О.В.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,
представителя ООО «ТЭК» Андреева В.В., действующего на основании доверенности, представителя Региональной службы по тарифам Пермского края Багиной О.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ООО «Тепловая энергетическая компания» о признании недействующими постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края: от 21 февраля 2018 года № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Тепловая энергетическая компания» (Кунгурский городской округ)»; от 21 февраля 2018 года № 25-т о внесении изменений в Приложение 2 к постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края от 21 февраля 2018 года № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Тепловая энергетическая компания» (Кунгурский городской округ)»,
УСТАНОВИЛ:
21.02.2018 Региональной службой по тарифам Пермского края в целях исполнения апелляционных определений Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 № 44-АПГ16-29, от 10.01.2018 по делу № 44-АПГ17-22 принято постановление № 24-т, которым определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Тепловая Энергетическая Компания» (далее – ООО «ТЭК») в сфере теплоснабжения с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 1; установлены тарифы согласно приложению 2. Данное постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 24.11.2016.
Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 21.02.2018 № 25-т внесены в приложение 2 к Постановлению Региональной службы по тарифам Пермского края (далее – РСТ Пермского края, регулирующий орган) от 21.02.2018 № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)» изменения, оно изложено в новой редакции. Также признано утратившим силу с момента принятия Постановление РСТ Пермского края от 20.12.2017 № 325-т «О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению РСТ Пермского края от 20.12.2015 № 382-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)». Указанное Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018.
Настоящие нормативные правовые акты были размещены в официальном источнике «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 9 от 05.03.2018.
ООО «ТЭК» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений РСТ Пермского края от 21.02.2018 № 24-т и от 21.02.2018 № 25-т, как не соответствующих положениям законодательства об административном судопроизводстве. В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что несмотря на признание постановления РСТ Пермского края от 20.12.2015 № 382-т решением суда вступившим в законную силу 24.11.2016 недействующим, величина тарифа, установленного на период с 01.07.2016 по 30.12.2016 осталась неизменной, то есть регулирующий орган постановлением от 21.02.2018 вновь установил те же самые величины тарифов. Не согласен административный истец и с постановлением регулирующего органа от 21.02.2018 № 25-т, которым произведена корректировка тарифов, установленных постановлением № 24-т, при этом утвержден тариф и для котельной № 20, вместе с тем ранее постановлением РСТ Пермского края от 20.12.2016 № 328-т были установлены и введены в действие тарифы для данной котельной. В базовый уровень операционных расходов в постановлении № 24-т котельная № 20 не указана, соответственно при определении величины базового уровня операционных расходов расходы по котельной № 20 не учтены. Кроме того, ссылается административный истец и на нарушение процессуальных норм, допущенных при вынесении оспариваемых постановлений, поскольку регулирующий орган в нарушение установленных требований не известил Общество за 10 дней о рассмотрении на заседании Правления РСТ Пермского края вопроса об установлении тарифа и не ознакомил за 1 день до заседания с проектом решения, чем нарушены права ООО «ТЭК» на участие при рассмотрении дела об установлении тарифов.
Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях подтвердил доводы административного искового заявления.
Представитель РСТ Пермского края в суде с административным исковым заявлением не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, представил в суд письменные отзывы.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Федеральная антимонопольная служба России, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в судебном заседании не обеспечила.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, допросив в качестве свидетеля ведущего специалиста отдела регулирования жилищно-коммунальной сферы РСТ Пермского края М., заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, суд приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания), и иными нормативными правовыми актами.
Законом о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона).
ООО «ТЭК» обратилось в РСТ Пермского края с заявлением об установлении тарифов на подачу тепловой энергии в Кунгурский городской округ Пермского края на расчетный период регулирования 2016 - 2018 годы, выбрав в качестве метода регулирования тарифов метод индексации установленных тарифов.
Постановлением от 20.12.2015 № 382-т определены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации согласно приложению 1, установлены тарифы с 01.01.2016 по 31.12.2018 согласно приложению 2.
При расчете в 2015 году долгосрочных тарифов органом регулирования уменьшены расходы по конкретным статьям затрат, что послужило основанием обращения общества в суд.
Решением Пермского краевого суда от 22.06.2016, вступившим в законную силу 24.11.2016, указанное выше постановление было признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу по тем основаниям, что РСТ Пермского края неправильно рассчитала расходы по статье «оплата труда» в связи с нарушением пункта 42 Основ ценообразования. Поскольку статья затрат «отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «расходы на оплату труда», суд первой инстанции также признал экономически необоснованной учтенную органом сумму данных расходов. В остальной части требований административного истца о включении в состав необходимой валовой выручки отдельных расходов на ремонт основных средств, затрат по экспертизе промышленной безопасности здания котельной и монтажу приборов учета тепловой энергии, расходов на арендную плату, расходов на обучение персонала, амортизации основных средств, выпадающих доходов, судом было отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 10.01.2018 было отменено решение Пермского краевого суда от 06.09.2017. Принятые регулирующим органом во исполнение решения суда от 22.06.2016 постановления от 19.12.2016 № 268-т «О внесении изменений в Постановление РСТ Пермского края от 20.12.2015 № 382-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)» и постановление РСТ Пермского края от 20.12.2016 № 327-т «О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению РСТ Пермского края от 20.12.2015 № 382-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)» признаны не действующими со дня принятия постановления РСТ Пермского края.
В целях исполнения апелляционных определений Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 № 44-АПГ16-29, от 10.01.2018 по делу № 44-АПГ17-22 РСТ Пермского края 21.02.2018 принято постановление № 24-т, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 24.11.2016. В приложении № 1 отражены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «ТЭК».
В приложении 2 оспариваемого постановления отражены установленные регулирующим органом тарифы на тепловую энергию (мощность), которые составили: на период с 01.01.2016 по 30.06.2016 - 1420, 38 руб./Гкал, с 01.07.2016 по 30.12.2016 - 1408, 98 руб./Гкал, на 31.12.2016 – 1456, 57 руб./Гкал, с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 1456, 57 руб./Гкал, с 01.07.2017 по 31.12.2017 - 1514, 84 руб./Гкал, с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1454, 50 руб./Гкал, с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1507, 40 руб./Гкал.
Постановлением РСТ Пермского края от 21.02.2018 № 25-т внесены в приложение 2 к Постановлению от 21.02.2018 № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)», изменения в части установленных на период 2018 года тарифов для ООО «ТЭК». Так, тарифы составили на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 1514, 84 руб./Гкал, с 01.07.2018 по 31.12.2018 - 1587, 55 руб./Гкал. Кроме того, пунктом 2 постановления № 25-т признано утратившим силу с момента принятия Постановление РСТ Пермского края от 20.12.2017 № 325-т «О внесении изменений в приложение 2 к Постановлению РСТ Пермского края от 20.12.2015 № 382-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)».
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что постановления № 24-т и № 25-т приняты уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа в установленной форме (пункты 1.1, 2.5, 3.8.16.1, 3.8.17, 5.2.12 и 5.5 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п) и официально опубликован 05.03.2018 в «Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 9, в соответствии с пунктом 1 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, … актов исполнительных органов государственной власти Пермского края». Кроме того, протокол заседания Правления РСТ Пермского края и оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты размещены на официальном сайте РСТ Пермского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://rst.permkrai.ru в день их принятия в соответствии с пунктом 35 Правил регулирования.
Порядок принятия РСТ Пермского края постановлений № 24-т и № 25-т, предусмотренный Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163, не нарушен. Утверждение административного истца о том, что Общество не было извещено за 10 дней о рассмотрении на заседании Правления РСТ Пермского края вопроса об установлении тарифа и не ознакомлено за 1 день до заседания Правления с проектом решения, не основано на Регламенте открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Ссылку заявителя на Регламент, утвержденный приказом ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э, регулирующий отношения в иной области, суд находит несостоятельной.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что полномочия органа на принятие оспариваемых нормативных правовых актов, из форма и вид, процедура приятия, правила введения в действие РСТ Пермского края соблюдены.
Вместе с тем, совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца в части.
Согласно статье 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в частности, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 27.12.2016 № 63 дал разъяснения, что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из решения Пермского краевого суда от 22.06.2016 постановление № 382-т признано недействующим со дня вступления решения в законную силу на основании абзаца 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48. Регулирующим органом принят заменяющий нормативный правовой акт – постановление № 24-т от 21.02.2018. При этом, как следует из заменяющего акта, на дату вступления решения суда в законную силу – 24.11.2016 регулирующий орган вновь установил ООО «ТЭК» тариф в размере 1408, 98 руб./Гкал, что не согласуется с положениями части 1 статьи 216 КАС РФ, согласно которым нормативный правовой акт после признания его не действующим (полностью или в части) не может применяться с указанной судом даты, в нашем случае с 24.11.2016. Вместе с тем, РСТ Пермского края принимая заменяющий нормативный правовой акт вновь с 24.11.2016 устанавливает тариф, признанный решением суда экономически не обоснованным, как не учитывающий обоснованные расходы Общества по статье затрат «оплата труда» и по статье затрат «отчисления на социальные нужды».
Таким образом, принципиальное значение решения, заключающееся в разрешении материально - правового требования истца к ответчику в конкретном деле, как акта защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов стороны административного процесса, не нашло своей реализации. Решение суда как акт, которым властно подтверждено наличие спорного правоотношения, его конкретное содержание, не исполнено.
Неверное применение регулирующим органом положений действующего законодательства повлекло нарушение прав и законных интересов ООО «ТЭК», с которого решениями суда общей юрисдикции в пользу потребителей взысканы убытки по внесению платы за декабрь 2016 года, о чем в материалы дела представлены соответствующие решения.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что имеются основания для признания не действующим со дня принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 21.02.2018 № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)» в части приложения № 2 постановления, в той мере, в которой указанным актом установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на период с 24.11.2016 по 30.12.2016 для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1408, 98 руб./Гкал и для населения в размере 1662, 60 руб./Гкал.
Следует учитывать, что в силу разъяснений, данных в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63, в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ). В связи с чем, не имеется оснований для изменения установленного регулирующим органом тарифа до вступления в законную силу решения суда от 22.06.2016, в остальной части требований административного истца о признании недействующим постановления № 24-т следует отказать.
Доводы административного ответчика о том, что в силу пункта 37 Правил регулирования тарифов решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы, суд находит не основанным на положениях законодательства.
Как следует из материалов дела и указал сам регулирующий орган постановление № 24-т принято во исполнение решений судов, которыми отменены постановление от 20.12.2015 № 382-т и постановление от 19.12.2016 № 268-т «О внесении изменений в Постановление РСТ Пермского края от 20.12.2015 № 382-т».
Оспариваемый нормативный правовой акт по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 63, является замещающим актом, принятие которого направлено на установление экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию на весь период регулирования (с 2016 года по 2018 год).
Постановление № 24-т не вводит нового правового регулирования и не приводит решение об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, которое имеет место в случае возникновения несоответствия между таким решением и актами большей юридической силы вследствие изменения последних. Следовательно, такие тарифы подлежат изменению с момента их введения в действие, что согласуется с правилом введения тарифов (регулируемых цен) с начала очередного года на весь регулируемый период и, исходя из системного толкования изложенных выше норм, не может рассматриваться как придание тарифу обратной силы по смыслу пункта 37 Правил регулирования тарифов.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца и в части признания недействующим постановления РСТ Пермского края от 21.02.2018 № 25-т «О внесении изменений в приложение 2 к постановлению от 21.02.2018 № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «ТЭК» (Кунгурский городской округ)».
Базовый уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования и отнесенный в силу пункта 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования, и при корректировке тарифа постановлением № 25-т не был изменен, что свидетельствует о соблюдении регулирующим органом положений пункта 75 Основ ценообразования и пунктов 33, 37 Методических указаний № 760-э.
По состоянию на 01.01.2016 (на первый год долгосрочного периода регулирования) котельная № 20 по ул. Луговая, 48 «в» не принадлежала ООО «ТЭК» и не была заявлена в составе производственных объектов для расчета тарифов в декабре 2015 года. Операционные расходы по данной котельной были определены РСТ Пермского края в составе базового уровня операционных расходов, рассчитанного регулирующим органом в общем объеме для трех котельных: ул. Луговая, 48 «в», ул. Батальонная, 18, поселок Кирова, в связи с чем РСТ Пермского края принято постановление от 20.12.2016 № 328-т, которое подлежало применению в период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В 2017 году у ООО «ТЭК» произошло изменение количества и состава производственных объектов: выбыла котельная № 8 (учтена в постановлении № 327-т от 20.12.2016), выбыли котельные по адресам: ул. Батальонная, 18, поселок Кирова (учтены в постановлении № 328-т от 20.12.2016). Данные обстоятельства подтверждены материалами тарифного дела и показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ведущего специалиста отдела регулирования жилищно-коммунальной сферы РСТ Пермского края М.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. При этом корректировка осуществляется с учетом отклонения изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов (подпункт «г» пункта 52 Основ ценообразования).
Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Таким образом, изменение количества и состава объектов ООО «ТЭК» было учтено регулирующим органом правомерно при корректировке долгосрочного тарифа на 2018 год, расходы на 2018 год по котельной № 20 учтены РСТ Пермского края в рамках корректировки тарифов, без изменения базовых показателей, определенных постановлением РСТ Пермского края от 21.02.2018 № 24-т.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая энергетическая компания» удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня принятия приложение № 2 постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 21 февраля 2018 года № 24-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Тепловая энергетическая компания» (Кунгурский городской округ)» в части установления тарифа на тепловую энергию (мощность) на период с 24 ноября 2016 года по 30 декабря 2016 года в размере 1408, 98 руб./Гкал и 1662, 60 руб./Гкал.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Сообщение об этом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 14 мая 2018 года.
Решение не вступило в законную силу.
Судья (подпись)