дело № 2а-889/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года с. Владимиро – Александровское
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кондратьевой А.В.,
при секретаре Нижегородцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Партизанского муниципального округа <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику, в котором просил, с учетом уточнения требования, признать незаконным бездействие администрации Партизанского муниципального округа, выразившееся в не постановке на баланс автомобильной дороги, проходящей по маршруту в Партизанском муниципальном округе <адрес> от <адрес> до <адрес>; возложить обязанность на администрацию Партизанского муниципального округа по постановке на баланс автомобильную дорогу, проходящую по маршруту в Партизанском муниципальном округе <адрес> от <адрес> до <адрес> в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению гражданина и ОГИБДД МО МВД России «<данные изъяты>» в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом осуществляются полномочия собственника муниципального имущества в части исполнения обязанности по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность, расположенные на территории Партизанского муниципального района. Участок дороги, расположенный в <адрес>, согласно Закона Приморского края №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ не числится в списке имущества администрации. В связи с этим, содержание данного участка дороги не производится. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» исходя из п. 2.7, п. 3 определены категории отнесения к категории дороги.
Дорога, подлежащая обслуживанию, относится к 5 категории исходя из следующих параметров: общее число полос для движения 1, ширина полосы менее 3.5 м - 4.5 м, обочина отсутствует, пересечение с автодорогой в одном уровне, доступ дороги с примыкающей дороге в одном уровне, исходя из расчета движения транспортных средств до 200 ед/сут.
Правообладатель дороги от <адрес> до <адрес> (около 300 м дороги), проходящей к земельным участкам, жилым домам отсутствует. Отсутствие собственника автомобильной дороги влечет невозможность исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Кроме того, в указанной местности администрацией Партизанского муниципального округа гражданам выдаются земельные участки, на которых строятся жилые дома, на момент проверки часть жилых домов была построена, в домах проживают граждане. Непринятие на баланс данной дороги нарушает права граждан, проживающих на данном участке местности, поскольку ввиду отсутствия дорожного контроля со стороны органов местного самоуправления, участок дорожного полотна находится в ненадлежащем состоянии, что затрудняет проезд к участкам социально значимых для жизни граждан служб (скорая помощь, малогабаритный транспорт иных органов власти), что лишает граждан права на оказание им какой-либо своевременной помощи. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации <адрес> внесено представление, вместе с тем, нарушения, выявленные в ходе проверки не устранены.
В судебном заседании представитель истца Прокудин Р.С. уточненные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Партизанского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает уточненные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257- ФЗ), устанавливает, что автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257- ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2).
К автомобильным дорогам общего пользования положениями части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ отнесены автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 9 статьи 5).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В судебном заседании, в том числе из материалов проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> выездной проверки по обращению гражданина и ОГИБДД МО МВД России «<данные изъяты>», установлено, что участок дороги расположенный в <адрес> имеет грунтовое покрытие низшего уровня шириной 3 метра 40 сантиметров, продольная ровность покрытия проезжей части с максимальным просветом под дорожной рейкой <данные изъяты>№, в нарушение и. 5.2.1 ГОСТ Р №, п. 5.2.4 ГОСТ Р № дефект покрытия проезжей части в виде колеи глубиной от 9 см до 15 см длиной 80 метров.
Из предоставленной администрацией Партизанского муниципального района информации, следует, что данный участок, не числится в списке имуществ администрации, в связи с этим, содержание данного участка дороги не производится.
Согласно выписки из Реестра муниципальной собственности <адрес> внутри поселковая дорога, протяженностью 300 пог м по <адрес> в <адрес> принята в муниципальную собственность, передаточный акт № от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер/кадастровый №.
Фактически спорный участок автомобильной дороги используется как объект транспортной инфраструктуры для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, имеет структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, что следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенной фототаблицей.
Материалами дела подтверждено, что спорный участок дороги находится на территории Партизанского муниципального округа, не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог, является бесхозяйной. Наличие на территории муниципального округа бесхозяйственных автомобильных дорог ведет к угрозе безопасности дорожного движения. Отсутствие собственника у автомобильной дороги влечет невозможность обеспечения ее сохранности, безопасной и надлежащей эксплуатации, создает угрозу нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Партизанского муниципального округа, выразившееся в не постановке на баланс автомобильной дороги, проходящей по маршруту в Партизанском муниципальном округе <адрес> от <адрес> до <адрес> этом срок для устранения данных нарушений, заявленный истцом в течение 4 месяцев со дня вступления в силу решения суда, является по мнению суда разумным и достаточным для его исполнения
Руководствуясь ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Партизанского муниципального округа <адрес> о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Партизанского муниципального округа, выразившееся в не постановке на баланс автомобильной дороги, проходящей по маршруту в Партизанском муниципальном округе <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию Партизанского муниципального округа по постановке на баланс автомобильную дорогу, проходящую по маршруту в Партизанском муниципальном округе <адрес> от <адрес> до <адрес> в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца с момента изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в Приморский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Кондратьева