№ 2-260/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 мая 2016 года
Островский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гурова А.В.,
с участием заместителя прокурора <адрес> Артамонова А.С.,
при секретаре Ячменевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Комарову А.В. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что в порядке надзора за законностью правовых актов, в рамках исполнения пп. 3 п. 5 Приказа Генпрокуратуры России от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции, в ходе которой выявлены нарушения в сфере оплаты труда лицам, замещавшим муниципальные должности.
В соответствии с решением от 21.11.2014 № Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> «Об избрании председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>» (далее - Решение от 21Л 1.2014 № 145-350) Председателем представительного органа муниципального образования - Судиславский муниципальный район <адрес> избран Комаров А.В. на непостоянной основе с 27 ноября 2014 года.
В соответствии с ч. З ст. 28 Устава муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес> (далее Устав) Председатель Собрания депутатов осуществляет свои полномочия на постоянной основе (в редакции Устава от 27.03.2014). С 23.11.2015 года председатель Собрания депутатов муниципального района осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (ч. 3 ст.28 Устава, ч. 5 в редакции решения Собрания депутатов муниципального района от 23.11.2015).
Также, решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 30.10.2014 №142-347 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Судиславского муниципального района <адрес>» (в редакции Решения Собрания депутатов от 27.11.2014 №150-355) (далее - Решение от 30.10.2014 № 142-347) установлен размер ежемесячного вознаграждения председателю Собрания депутатов Судиславского муниципального района в размере <данные изъяты> рублей при замещении должности на непостоянной основе.
Как установлено в ходе проверки, на дату избрания Председателем Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>, и по настоящее время Комаров А.В., осуществлял трудовую деятельность на постоянной основе в Судиславском РЭС Филиала ОАО «МРСК Центра» - «Костромаэнерго», являясь его руководителем.
Таким образом, замещение Комаровым А.В., должности председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> противоречило положениям Устава Судиславского муниципального района <адрес>.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» (далее - <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО) оплата труда и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, является одной из гарантий, предоставляемых уставами муниципальных образований, для лиц, замещающим муниципальные должности.
Согласно части 3 статьи <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО указанная выше гарантия распространяется на лиц, замещающих (замещавших) муниципальные должности на постоянной основе.
Также, ч. 1 ст. 1 названного <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО должность Председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> относит к числу муниципальных должностей.
Аналогичные положения, касающиеся гарантий осуществления полномочий лицами, замещающими муниципальные должности, закреплены в Уставе муниципального образования - Судиславский муниципальный район <адрес> (ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 29.2 Устава). Таким образом, положения Решения от 30.10.2014 № 142-347, предусматривающие оплату труда Председателю Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>, избранному на непостоянной основе, противоречат требованиям <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО и привели к неосновательному обогащению Комарова А.В., из бюджета муниципального образования Судиславский муниципальный район с декабря 2014 года по сентябрь 2015 года включительно в сумме <данные изъяты> (справка администрации Судиславского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о произведенных расходах на заработную плату Комарова А.В., в 2014 и 2015 годах). В соответствии с п. 3 ст. <адрес> от 10.03.2009 № 450-4-ЗКО «О противодействии коррупции в <адрес>» профилактика коррупции в <адрес> в числе прочего осуществляется путем реализации такой меры, как приведение правовых актов органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес>, органов местного самоуправления и локальных актов областных государственных и муниципальных учреждений и предприятий в соответствие с законодательством, 15.10.2015 г., прокурором района внесено представление председателю Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>, которое рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными и удовлетворены. Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> от 28.10.2015 № 12 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> от 30.10.2014 № 142/347» Приложение № 1 к Положению об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Судиславского муниципального района <адрес>, утвержденное Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> от 30.10.2014 № 142/347 (в редакции Решения - от 27.11.2014 № 150/355), приведено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи <адрес> от 30.12.1998 № 39 «Избирательный кодекс <адрес>» днем окончания срока, на который избираются Костромская областная Дума, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов. Второе воскресенье сентября 2015 года выпало на 13 число, которое и является днем окончания срока полномочий Комарова А.В.
Таким образом, Комаров А.В., в период выполнения обязанностей председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>, а именно с 27 ноября 2014 года по 13 сентября 2015 года незаконно получил оплату труда в общей сумме <данные изъяты> рублей, что является неосновательным обогащением за счет бюджетных средств муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес>. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Просит суд взыскать с Комарова А.В. в бюджет муниципального образования Судиславский муниципальный район в качестве неосновательного обогащения денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании заместитель прокурора Артамонов А.С., исковые требования поддержал в полном объеме и уточнил, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ - просит суд признать незаконным факт начисления и выплаты администрацией Судиславского муниципального района <адрес> ежемесячного вознаграждения Комарову А.В., в период с ноября 2014 года по сентябрь 2015 года в размере <данные изъяты> рублей и взыскать с него данную сумму в доход бюджета района.
Ответчик Комаров А.В., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что решение о внесении изменений в решение Собрания депутатов от 30.10.2014г. № было принято не им единолично, а на заседании Собрания депутатов, в решении стоит его подпись как председателя собрания, и ущерб муниципальному образованию не причинен. Имеется неточность именно в оформлении трудовых отношений, в оформлении компенсации, выплаты. Причем, при избрании его исполняющим обязанности председателя Собрания Депутатов, данное решение изначально не было опротестовано прокурором, на протяжении десяти месяцев таких вопросов у прокуратуры не возникало, хотя все решения были официально опубликованы.
Представитель ответчика - Администрации Судиславского муниципального района и третьего лица - Собрания депутатов Судиславского муниципального района по доверенности Быстрова А.А., с иском не согласилась, суду пояснила, что ответчик получал денежное содержание на основании правового акта Собрания Депутатов, недобросовестность со стороны ответчика в получении денежных средств отсутствует. Это не является неосновательным обогащением, так как ущерб не был причинен бюджету Судиславского муниципального района, в связи с тем, что расходы на содержание Собрания депутатов были сокращены на <данные изъяты> рублей. Комаров осуществлял свою деятельность на непостоянной основе в соответствии с Решением Собрания депутатов. Комаров был избран в связи с досрочным сложением полномочий председателя Собрания депутатов и оставался очень короткий срок для избрания, поэтому других кандидатур не было. Администрацией Судиславского муниципального района предпринимались меры, направленные на внесение изменений в Устав, в части изменения способа осуществления полномочий председателя Собрания депутатов, но депутатами районного Собрания данная инициатива не была поддержана. В соответствии с <адрес> предусмотрено, что депутатам, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, могут устанавливаться гарантии компенсации (возмещения) расходов, связанных с осуществлением полномочий.
Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что Комаров А.В., 21.11.2014 г., был избран депутатами Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> (далее - Собрание депутатов) председателем Собрания депутатов, исполнял свои обязанности добросовестно, замещал должность председателя Собрания депутатов на непостоянной основе, на основании решения Собрания депутатов от 21.11.2014 г. № 145-350 и в соответствии с решением от 27.11.2014 г. № 150 -355 получал денежное вознаграждение.
Ущерб бюджету Судиславского муниципального района Комаров А.В., не причинил, напротив, в период замещения им должности председателя Собрания депутатов, расходы на содержание Собрания депутатов были сокращены на <данные изъяты> рублей.
Просят Суд обратить внимание, что для избрания Комарова А.В., председателем Собрания депутатов на не освобожденной (непостоянной основе) послужили следующие обстоятельства:
досрочное сложение полномочий прежнего председателя Собрания депутатов;
короткий срок для исполнения полномочий председателя Собрания депутатов (истекал
срок полномочий Собрания депутатов Судиславского муниципального района IV созыва);
отсутствие других кандидатур на должность председателя Собрания депутатов.
Предложения по кандидатам на должность председателя Собрания депутатов на
освобожденной основе отсутствовали, в связи с этим было рассмотрено и удовлетворено
предложение по кандидатуре Комарова А.В., при условии замещения им должности
председателя на непостоянной основе.
Администрация Судиславского муниципального района предпринимала меры направленные на внесение изменений в Устав муниципального района, в части изменения способа осуществления полномочий председателя Собрания депутатов (замена постоянной (освобожденной) основы на не постоянную (не освобожденную)), но депутатами районного собрания данная инициатива не была поддержана (выписка из протокола заседания Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> IV созыва от 11.12.2014 г. прилагается.)
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу для Российской Федерации 01.09.1998 года, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ, стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии (статья 1).
В пункте 2 статьи 7 Европейской хартии местного самоуправления содержится условие о том, что статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждение за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.06.2013 г. № 15-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.
Следовательно, при осуществлении депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не возникают трудовые или гражданско-правовые отношения.
Частью 4 статьи 3 Закона <адрес> от 03.12.2008 г. № 398-4-ЗКО, предусмотрено, что Уставами муниципальных образований депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, могут устанавливаться гарантии компенсации (возмещения) расходов, связанных с осуществлением полномочий, в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Аналогичная норма содержится в часть 4.1. статьи 29.2 Устава муниципального образования Судиславский муниципальный района <адрес> - депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, устанавливаются гарантии, компенсации (возмещение расходов), связанные с осуществлением полномочий в порядке и размере, установленными решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
При рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения должны быть установлены факт такого обогащения и его размер. Как следует из содержания статьи 1102 ГК РФ, фактическое основание в данном случае будет иметь место при одновременном наличии следующих двух условий:
одно лицо за счет другого должно получить для себя выгоду;
получение такой выгоды приобретателем не должно иметь под собой предусмотренных
правовыми актами или сделкой оснований.
Решения Собрания депутатов об избрании Ответчика председателем Собрания депутатов, об установлении денежного вознаграждения председателю Собрания депутатов, при замещении должности на непостоянной основе, приняты в пределах полномочий представительного органа муниципального района, не были оспорены или отменены в период замещения Ответчиком должности председателя Собрания депутатов, то есть являлись действующими.
По своему правовому смыслу, Собранием депутатов была установлена материально-финансовая гарантия осуществления полномочий председателя Собрания депутатов на непостоянной основе, а не оплата труда. Поскольку возможность выплаты денежной компенсации расходов депутатам, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, предусмотрена <адрес> от 03.12.2008 г. № 398-4-ЗКО и частью 4.1 статьи 29.2. Уставом муниципального района, даже при том, что данные выплаты были указаны как «денежное вознаграждение» вместо «компенсации», получены Комаровым А.В., правомерно по решению Собрания депутатов, не противоречат законодательству и Европейской хартии местного самоуправления, и, исходя из положений пункта 1 статьи 1102 ГК РФ полученные не могут признаваться неосновательным обогащением.
В связи с тем, что Ответчик получал выплаты на основании правового акта Собрания депутатов, недобросовестность со стороны ответчика в получении денежных средств отсутствует, они не являются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в бюджет муниципального образования Судиславский муниципальный район <адрес>.
В период исполнения Комаровым А.В., полномочий председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района с 21.11.2014 г., по 20.10.2015 г., межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Костромской области бюджету муниципального образования Судиславский муниципальный район на оплату труда председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> - не представлялись. Финансирование данных затрат осуществлялось за счет средств местного бюджета района по отдельной классификации расходов.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 131-ФЗ, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления:
1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 187-ФЗ).
3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
4. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
В соответствии с ч. 7 ст.40 вышеназванного Закона предусмотрено, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации…».
В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 131-ФЗ - Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть: (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
В силу пункта 2 части 1 статьи <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» (далее - <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО) оплата труда и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, является одной из гарантий, предоставляемых уставами муниципальных образований, для лиц, замещающим муниципальные должности.
Действие пункта 2 части 1 распространяется на лиц, замещающих (замещавших) муниципальные должности на постоянной основе(часть 3 данной статьи).
Согласно части 3 статьи <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО указанная выше гарантия распространяется на лиц, замещающих (замещавших) муниципальные должности на постоянной основе.
Также, частью 1 статьей <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО должность Председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес> относит к числу муниципальных должностей.
Аналогичные положения, касающиеся гарантий осуществления полномочий лицами, замещающими муниципальные должности, закреплены в Уставе муниципального образования - Судиславский муниципальный район <адрес>, (ч. 3 ст. 28, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 29.2 Устава).
Согласно статье 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из положений статьи 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.
Согласно общему правилу, установленному статьей 137 Трудового кодекса РФ, заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
- счетной ошибки;
- если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;
- если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Предусмотренные статьей 137 Трудового кодекса РФ правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95 "Относительно защиты заработной платы" (статья 8), статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Перечень оснований, предусмотренный в вышеназванной статье, по которым можно взыскать с работника излишне выплаченную заработную плату, является исчерпывающим.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу указанной нормы права обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии одновременно трех условий в их совокупности: приобретения или сбережения имущества; совершения указанных действий за счет другого лица; отсутствия правовых оснований неосновательного обогащения (приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке).
Такими основаниями в силу ст. 8 ГК РФ могут быть акты государственных органов, органов местного самоуправления, сделки и иные юридические факты.
При этом, право на взыскание неосновательного обогащения имеет только то лицо, за счет которого ответчик приобрел имущество без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Согласно статье 1103 указанного Кодекса, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Статьей 1109 этого же Кодекса установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Таким образом, для разрешения вопроса о применении к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате неосновательного обогащения является существенным, имело ли место обязательство, исполнение по которому подлежит возврату истцу, либо имело место предоставление денежных сумм по заведомо для истца несуществующему обязательству, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Пунктом 3 статьи 28 Устава муниципального образования Судиславского муниципального района <адрес>, (в ред. от 11.12.2014г. № 151-356, и от 20.08.2015г. №59-424), (далее Устава), предусмотрено, что председатель Собрания депутатов осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
П.п.2 части 1 ст.29.2 Устава предусмотрена оплата труда и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.
Частью 4 статьи 3 Закона <адрес> от 03.12.2008 № 398-4-ЗКО Уставами муниципальных образований депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, могут устанавливаться гарантии компенсации (возмещения) расходов, связанных с осуществлением полномочий, в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Частью 5 ст.29.2 Устава предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением гарантий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, производится за счет средств бюджета Судиславского муниципального района в пределах расходов на содержание органов местного самоуправления, сформированных по нормативам, устанавливаемым администрацией <адрес>.
21.11.2014 г., принято Решение № 145-350 «Об избрании председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>, согласно которого, председателем Собрания депутатов Судиславского муниципального района четвертого созыва избран Комаров А.В. на непостоянной основе. Председателю Собрания депутатов Судиславского муниципального района Комарову А.В., приступить к исполнению обязанностей 27.11.2014 г., (л.д.27).
27.11.2014 г., Решением Собрания депутатов внесено в решение Собрания депутатов Судиславского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы» изменения:
В приложении № 1 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Судиславского муниципального района в таблице «Размеры денежного вознаграждения и ежемесячного и ежеквартального денежных поощрений лиц, замещающих муниципальные должности Судиславского муниципального района <адрес>» строку «Председатель Собрания депутатов» изложить в новой редакции: Председатель Собрания депутатов <данные изъяты> (при замещении должности на не постоянной основе), (л.д.24).
15.10.2015 г., прокурором <адрес> вынесено представление № «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, а также нарушений законодательства в сфере оплаты труда лицам, замещавшим муниципальные должности, повлекшие неправомерное расходование бюджетных средств, (л.д.35-37).
28.10.2015 г., Решением Совета депутатов Судиславского муниципального района № 12, « О внесении изменений в решение Собрания депутатов Судиславского муниципального района <адрес>» внесены изменения в Решение Собрания депутатов внесено Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 30.10.2014г. № 142-347 «Об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы»-
В приложение № 1 Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Судиславского муниципального района в таблице «Размеры денежного вознаграждения и ежемесячного и ежеквартального денежных поощрений лиц, замещающих муниципальные должности Судиславского муниципального района <адрес>» строку «Председатель Собрания депутатов» изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему решению: Председатель Собрания депутатов денежное вознаграждение (рублей в месяц) - 10801, ежемесячное денежное поощрение (денежных вознаграждений) - 2, ежеквартальное денежное поощрение (месячных денежных вознаграждений) - 1.
Решение Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 27.11.2014г. № 150-355 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 30.10.2014г. № 142-347», отменить, (л.д.25-26).
Согласно справке № 2 НДФЛ за 2014 - 2015 г.г., Комаровым А.В., за период осуществления полномочий в качестве председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района, получено доходов за период с декабря 2014 г., по сентябрь 2015 г., с учетом налоговых вычетов <данные изъяты> рублей, (л.д.28-29).
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 21.11.2014 г., Комаров А.В., по итогам голосования был избран председателем Собрания депутатов Судиславского муниципального района четвертого созыва на не постоянной основе с 27.11.2014 г., данное решение было официально опубликовано.
Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 27.11.2014 г., было установлено денежное вознаграждение Председателю Собрания депутатов при замещении должности на непостоянной основе в размере <данные изъяты> рублей, которое также было официально опубликовано. Данное решение было изменено по представлению прокурора <адрес>, 28.10.2015 г.
Таким образом, получение Комаровым А.В., денежного вознаграждения в период исполнения полномочий председателя Собрания депутатов Судиславского муниципального района, осуществлялось на основании решения Собрания депутатов, которое на тот момент не было признано в установленном порядке недействительным, свидетельствует об отсутствии признаков неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 ГК РФ.
На истце лежит обязанность доказать, что ответчик получил денежные средства незаконно и необоснованно сберег эти денежные средства. Однако, таких доказательств, не представлено, счетной ошибки также не установлено.
Решения Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 21.11.2014 г., и 27.11.2014 г., принятые с нарушением положений действующего законодательства, а также Устава муниципального образования, по мнению суда, не свидетельствует о недобросовестности действий ответчика.
Таким образом, исходя из указанных норм права, а также, учитывая отсутствие недобросовестности со стороны ответчика при получении оспариваемой суммы, суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, заработная плата выплачена ответчику за выполняемую им работу. При этом никаких доказательств сбережения им каких-либо денежных средств за счет истца и незаконности начисления ему заработной платы не установлено.
Сам факт нарушения ответчиком положений п. 9. ст. 4 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", ч. 7 ст. 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 28 Устава муниципального образования не свидетельствует о получении ответчиком неосновательного обогащения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным факта начисления и выплаты администрацией Судиславского муниципального района <адрес> ежемесячного вознаграждения Комарову А.В., в период с ноября 2014 года по сентябрь 2015 года в размере <данные изъяты> рублей, и взыскания с Комарова А.В. неосновательного обогащения в указанной сумме - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес> областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: А.В. Гуров