НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край) от 22.10.2018 № 2А-2525/18

Дело № 2а-2525/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2018 года г. Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,

при секретаре Коромысловой А.С.,

с участием представителя административного истца Б.В.Н. – Лядовой Н.В., действующей на основании доверенности № <АДРЕС>8 от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.В.Н. к Департаменту земельных отношений администрации <АДРЕС> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления, суд

УСТАНОВИЛ:

Б.В.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации <АДРЕС> (далее ДЗО <АДРЕС>), в которых просит:

признать незаконным решение департамента земельных отношений администрации <АДРЕС>№... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка для садоводства;

возложить на департамент земельных отношений администрации <АДРЕС> обязанность повторно рассмотреть заявление Б.В.Н. о предоставлении земельного участка в собственность.

Заявленные требования истец мотивировал следующим.

Он, Б.В.Н., является членом ТСН №...а в <АДРЕС>. В настоящее время за ним закреплен земельный участок №... по адресу: <АДРЕС>, ТСН №...а <АДРЕС>а, площадью <.....> кв.м.

Земельный участок, используемый им, входит в границы сада, разрешенное использование земельного участка - для сада.

Земельный участок площадью <.....> Га предоставлен коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС> на основании Постановления администрации <АДРЕС>№... от (дата) в постоянное (бессрочное) пользование, в связи с чем было выдано свидетельства о праве на землю от (дата)№....

В (дата) года он обратился в ДЗО <АДРЕС> с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность для садоводства.

В соответствии с ответом Департамента от (дата)№...-№... принято решение об отказе в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок частично располагается в пределах земельного участка, предоставленного коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС> в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... с кадастровым номером №..., частично на свободных городских землях. При этом ДЗО <АДРЕС> ссылается на то обстоятельство, что по информации имеющейся у администрации <АДРЕС>, образуемый земельный участок расположен в элементе планировочной структуры, застроенном многоквартирными домами, красные линии установлены постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№.... Согласно п.п. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Образуемый земельный участок частично располагается на землях населенных пунктов, свободных от прав третьих лиц в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3. Градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков. Для территории, где расположен образуемый земельный участок, постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... утвержден проект межевания территории, не предусматривающий формирование испрашиваемого земельного участка, что является основанием для отказа.

Он полагает, что отказ ДЗО <АДРЕС> не основан на законе.

Испрашиваемый земельный участок не относится к категориям земель, не подлежащих передаче в частную собственность в соответствии с действующим законодательством. Спора по земельному участку не имеется, под арестом земельный участок не значится, свободен от прав третьих лиц. С момента создания ТСН №... до настоящего времени земельный участок из фактического обладания ТСН не выбывал, используется в целях удовлетворения потребностей своих членов, в отсутствие каких - либо возражений со стороны администрации <АДРЕС> по использованию земельного участка истцом.

Ответчиком каких-либо действий, направленных на изъятие земельного участка у ТСН №... не осуществлялось

Границы земельного участка с кадастровым номером №..., предоставленные в бессрочное пользование ТСН №...а, не уточнены. При установлении постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... красных линий не было учтено фактическое использование земельного участка. Красные линии были проработаны без учета существующей застройки территории, без учета фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, содержащихся в ст. 1, ст.41, ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 3.1, 4.1 «Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в города и других поселениях РФ»

Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков. К основным видам разрешенного использования зоны РЗ относятся садовые дома, дачные дома, летние сооружения, сады, огороды, зеленые насаждения.

Он имеет право бесплатно приобрести земельный участок №... по адресу: <АДРЕС>, ТСН №...а <АДРЕС>а, площадью <.....> кв.м.

Земельный участок, закрепленный за административным истцом, находится в фактических границах СНТ, границы земельного участка не выходят за границы зоны Р-3.

Спор по границам указанного земельного участка со смежными землепользователями отсутствует. Земельный участок используется в соответствии с целевым назначением, правами третьих лиц не обременен

Жалоба в вышестоящий орган в порядке подчиненности административным истцом не подавалась.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка было получено представителем административного истца (дата). Сам административный истец узнал о принятом решении лишь в (дата) года. Просит восстановить срок для обжалования оспариваемого решения, заявленные требования удовлетворить.

Административный истец Б.В.Н. в суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление, в котором просил судебное заседание провести в его отсутствие на исковых требованиях настаивает.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Департамент земельных отношений администрации <АДРЕС> извещался судом о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Явку своего представителя в суд ответчик не обеспечил.

Представлен в материалы дела письменный отзыв по существу заявленных требований, в котором административный ответчик против удовлетворения иска возражает.

Указано, что из искового заявления не следует, каким образом нарушены права заявителя и каким правовым акта не соответствуют действия департамента.

В департамент поступило обращение представителя Б.В.Н., с просьбой предоставить в собственность бесплатно земельный участок площадью <.....>.м. По результатам рассмотрения департаментом подготовлен отказ, изложенный в письме от (дата).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, установленные пунктами 2.12.30, 2.12.32 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно, аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям», утвержденного постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№...: разработка схемы расположения земельного участка (далее - Схема) с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) требований к образуемым земельным участкам; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства: испрашиваемый земельный участок частично располагается в пределах земельного участка, предоставленного коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС> в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... с кадастровым номером №..., частично (площадью <.....> кв. м) на свободных городских землях. По информации, имеющейся в администрации <АДРЕС>, образуемый земельный участок расположен в элементе планировочной структуры, застроенном многоквартирными домами, красные линии установлены постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№.... Образуемый земельный участок частично располагается на землях населенных пунктов, свободных от прав третьих лиц в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3. Согласно градостроительному регламенту для территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 в соответствии со статьей 52.6 Правил землепользования и застройки <АДРЕС>, утвержденных решением Пермской городской Думы от (дата)№..., данная зона выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. Следовательно, градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков. Таким образом, представленная Схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа предусмотренным пунктом (дата) Регламента Для территории, где расположен образуемый земельный участок, постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... утвержден проект межевания территории, не предусматривающий формирование испрашиваемого земельного участка, что является основанием для отказа в соответствии с пунктом (дата) Регламента. Образуемый земельный участок не учитывает земельный участок №... площадью <.....> кв.м, предусмотренный данным проектом межевания. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

ТСН №...-А извещалось о дате, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. Своего представителя в суд заинтересованное лицо не направило.

В материалы дела поступили письменные пояснения по административному иску, в которых ТСН №...-А просит удовлетворить требования истца в полном объеме, подтверждает обстоятельства, изложенные в тексте искового заявления, дело рассмотреть в его отсутствие. Указал, что задолженности Б.В.Н. по земельному участку №... по адресу: <АДРЕС>, ТСН №...-а, <АДРЕС>а, не имеет, споров в отношении прав на указанный земельный участок также не имеется

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

На основании пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Пунктом 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 9 указанной нормы закона, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 4 указанной статьи, распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Из пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование и договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Для приобретения права собственности на земельный участок собственники здания, сооружения или помещений в них обращаются в уполномоченный орган.

Как установлено п. 3 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Частью 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2.8 ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.

Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для:

1) определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков;

2) установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч. 2).

Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта (ч. 3).

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории (ч. 4).

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 5).

На чертежах межевания территории отображаются:

1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры;

2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи;

3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

5) границы зон действия публичных сервитутов (ч. 6).

Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия (ч. 7).

Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения (ч. 8).

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (ч. 9).

В случае, если разработка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, в границах которой предусматривается образование земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, срок действия которой не истек, местоположение границ земельных участков в таком проекте межевания территории должно соответствовать местоположению границ земельных участков, образование которых предусмотрено данной схемой ( ч. 10).

В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 11).

В случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования (ч. 12).

Из письма Минэкономразвития России от 20.03.2017 года № ОГ-Д23-3017 «О рассмотрении обращения от 22 февраля 2017 года» следует, что образование земельных участков в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства осуществляется не только на основании и в соответствии с проектом межевания территории, но и в соответствии с проектом организации и застройки (части 8 и 9 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), и до 31 декабря 2020 года - в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пункты 2.7 - 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Указанные земельные участки могут быть приобретены без торгов в собственность бесплатно или в аренду, порядок предоставления таких участков без торгов установлен статьей 39.14 Земельного кодекса, предусматривающей принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и указание в нем лица, уполномоченного на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянно (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и предварительное согласование предоставления земельного участка предусмотрены положениями ст. 39.14 и 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно пункту 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:

утвержденных документов территориального планирования;

правил землепользования и застройки;

проектов планировки территории;

землеустроительной документации;

положения об особо охраняемой природной территории;

о зонах с особыми условиями использования территории;

о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;

о местоположении границ земельных участков,

о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Судом установлены следующие обстоятельства по делу.

Постановлением администрации <АДРЕС>№... от (дата) земельный участок площадью <.....> Га предоставлен коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС> в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 15). На основании указанного постановления было выдано свидетельство на землю от (дата)№... (л.д. 14).

Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, в связи с чем (дата) ему был присвоен кадастровый №....

В (дата) года членами Потребительского кооператива коллективного сада №... при райсобесе <АДРЕС> принято решение о признании утратившим силу название «Потребительский кооператив коллективный сад №... при райсобесе <АДРЕС>», единственно верным считать Садоводческое Некоммерческое Товарищество №...-а (СНТ №...-а).

В (дата) года в связи с внесением изменений в главу 4 ГК РФ собранием членов садоводческого некоммерческого товарищества №...-а (СНТ №...-а) вновь был вынесен на обсуждение вопрос об изменении наименования СНТ, по результатам собрания было решено изменить наименование «Садоводческое некоммерческое товарищество №...-а» на наименование «Товарищество собственников недвижимости №...-а (ТСН №...)».

В материалы дела представлена копия устава ТСН №...(дата) года.

В (дата) года на собрании членов ТСН №...-а было решено, что ТСН №...-а является правопреемником коллективного сада №... при райсобесе <АДРЕС>, так же правопреемником СНТ №...-а, землепользователя участка с кадастровым номером №....

Актом №... от (дата) в соответствии с Положением об адресном реестре <АДРЕС>, утвержденным постановлением администрации горда <.....> от (дата)№... «Об адресном реестре <АДРЕС>» земельному участку с кадастровым номером №... площадью <.....> кв.м, предоставленному коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС> установлен адрес - <АДРЕС>а.

Указанным актом в отношении вышеуказанного объекта адрес: коллективный сад №... при райсобесе <АДРЕС> признан недействительным.

Согласно справке от (дата), выданной председателем ТСН №...а, Б.В.Н. является членом ТСН №...а по <АДРЕС>, за ним закреплен земельный участок №..., входящий в состав территории ТСН №...а (л.д. 11), указанные обстоятельства подтверждаются и выпиской протокола №... от (дата) общего собрания членов ТСН №... (л.д. 12). Площадь земельного участка, закрепленного за истцом составляет <.....> кв.м.

(дата) ТСН №...а обратилось в ДЗО администрации <АДРЕС> с заявлением, в котором просит прекратить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, площадью <.....> га, который предоставлен на основании постановления администрации <АДРЕС>№... от (дата) коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС>, в том числе, участком, площадью <.....> кв.м., расположенным по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, участок №... и предоставить его в собственность Б.В.Н. (л.д. 13).

В июне 2018 года Б.В.Н. обратился в ДЗО администрации <АДРЕС> с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность для садоводства.

(дата) департаментом было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка №..., об отмене которого просит истец, к решению приложена схема (л.д. 8-9, 10).

В качестве оснований для отказа указаны пункты 2.12.30, 2.12.32 административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предоставление в собственность бесплатно, аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям», утвержденного постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№...: разработка схемы расположения земельного участка (далее - Схема) с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) требований к образуемым земельным участкам; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства: испрашиваемый земельный участок частично располагается в пределах земельного участка, предоставленного коллективному саду №... при райсобесе <АДРЕС> в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... с кадастровым номером №..., частично (площадью <.....> кв. м) на свободных городских землях.

По информации, имеющейся в администрации <АДРЕС>, образуемый земельный участок расположен в элементе планировочной структуры, застроенном многоквартирными домами, красные линии установлены постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№....

Образуемый земельный участок частично располагается на землях населенных пунктов, свободных от прав третьих лиц в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3.

Согласно градостроительному регламенту для территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 в соответствии со статьей 52.6 Правил землепользования и застройки <АДРЕС>, утвержденных решением Пермской городской Думы от (дата)№..., данная зона выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха.

Следовательно, градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков.

Таким образом, представленная Схема разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, что является основанием для отказа предусмотренным пунктом (дата) Регламента.

Для территории, где расположен образуемый земельный участок, постановлением администрации <АДРЕС> от (дата)№... утвержден проект межевания территории, не предусматривающий формирование испрашиваемого земельного участка, что является основанием для отказа в соответствии с пунктом (дата) Регламента.

Образуемый земельный участок не учитывает земельный участок №... площадью <.....> кв.м, предусмотренный данным проектом межевания.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, а также доводы сторон, с учетом положений статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1, 2 ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока.

При подаче административного иска Б.В.Н. заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования решения департамента от (дата).

Исходя из смысла ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об оспаривании решение орагна местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как установлено частью 4 статьи 93 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Соответственно, срок для оспариваемого решения от (дата) истекает (дата). Административный иск поступил в суд (дата).

Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая незначительный срок пропуска срока для обжалования и подачу ходатайства в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.

По мнению суда, срок обращения в суд административному истцу следует восстановить.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются как Законом РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», так и иными нормативными правовыми актами. В частности, земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, названный федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Как следует из статей 13 - 14 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», обязанность органов местного самоуправления обеспечивать по месту жительства граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом.

На основании пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, право граждан на получение садовых, огородных и дачных земельных участков и корреспондирующая ему обязанность органов местного самоуправления, закрепленная в пункте 1 статьи 13 Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», не являются безусловными и реализуются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 52 Правил землепользования и застройки <АДРЕС>, утвержденных решение Пермской городской Думы от (дата)№... (далее – Правила), определены виды и составы территориальных зон и подзон. Зона с обозначением Р-3 относится к природно – рекреационным зонам, обозначена, как зона садовых и дачных участков.

Согласно статье 52.6 Правил (в редакции от 24.09.2013 года), зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры.

Данная норма (статья 52.6 Правил) послужила основанием для отказа со стороны ДЗО <АДРЕС> административным истцам в предоставлении в собственность земельных участков бесплатно, поскольку речь идет только о ранее предоставленных земельных участках, а, соответственно, образование новых земельных участков не допускается.

Между тем, суд с данной позицией согласиться не может.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что решение Департамента №... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность Б.В.Н. земельного участка №..., площадью <.....> кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС>а, ТСН №...-А, не может быть признано законным.

Довод административного ответчика о том, что образуемый земельный участок частично расположен в элементе планировочной структуры, застроенном многоквартирными домами, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность, нельзя признать законным и обоснованным. Из представленных документов следует, что земельный участок №..., площадью <.....> кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС>а, ТСН №...-А, находится в пользовании административного истца. При этом, граница земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ТСН №...-А в (дата) году, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, участки распределены между членами ТСН по фактическому использованию. Таким образом, местонахождение испрашиваемого земельного участка с достоверностью установлено не было.

Сведений о притязаниях на земельный участок со стороны других лиц материалы дела не содержат и Департаментом земельных отношений администрации <АДРЕС> не представлено. Земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, запрета на предоставление земельного участка в частную собственность федеральный закон не устанавливает.

Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Р-3 - зоне коллективных садов, садово-огородных и дачных участков, то есть в зоне разрешенного использования.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ является не мотивированным, вывод Департамента земельных отношений администрации <АДРЕС> о том, что испрашиваемый земельный участок находится за границами ТСН №...-А, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность, не обоснован. Отсутствие достоверных сведений о местоположении испрашиваемого земельного участка влечет признание оспариваемого решения незаконным, поскольку нарушает права административного истца на всесторонне, объективное рассмотрение ее заявления, и как следствие на получение земельного участка в собственность.

По мнению суда, требования административного истца следует удовлетворить, признать решение Департамента земельных отношений администрации г. №... от (дата) об отказе в предоставлении в собственность Б.В.Н. земельного участка №..., площадью <.....> кв.м., расположенный по адресу: <АДРЕС>а, ТСН №...-А, незаконным.

Поскольку в настоящее время все обстоятельства, необходимые для разрешения вопроса, не установлены, решение данного вопроса относится к компетенции Департамента земельных отношений администрации <АДРЕС>, суд считает возможным обязать административного ответчика устранить нарушения прав Б.В.Н. путем повторного рассмотрения ее заявления.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу административный ответчик обязан сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.

Руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Б.В.Н. к Департаменту земельных отношений администрации <АДРЕС> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности по повторному рассмотрению заявления – удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <АДРЕС>№... от (дата) об отказе в предоставлении земельного участка Б.В.Н..

Возложить на Департамент земельных отношений администрации <АДРЕС> обязанность повторно рассмотреть заявление Б.В.Н. о предоставлении земельного участка в собственность.

На решение суда по административному делу может быть подана апелляционная жалоба в <АДРЕС>вой суд через <.....> районный суд <АДРЕС> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено (дата).

Судья М.В. Ладейщикова

<.....>