УИД 66RS0006-01-2023-002574-27
Дело № 2а-3106/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.07.2023 Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Хабаровой О.В., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Калиниченко В. А. о взыскании задолженности по пени за несвоевременную уплату задолженности по страховым взносам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась в Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга с административным исковым заявлением к Калиниченко В.А. о взыскании задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2017 год в размере 5470 руб. 85 коп., за 2018 год в размере 6511 руб. 48 коп., за 2019 год в размере 3003 руб. 90 коп.; по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1066 руб. 70 коп., за 2018 год в размере 1 43 руб. 56 коп., за 2019 год в размере 704 руб. 48 коп.
В обоснование требований указано, что Калиниченко В.А. в период с 14 апреля 2014 года по 27 августа 2019 года был зарегистрирован в качестве адвоката, соответственно являлся плательщиком страховых взносов, обязанность по уплате которых в спорный период исполнена не была. Административный ответчик должен был уплатить страховые взносы в фиксированном размере, в связи с несвоевременной оплатой, Калиниченко В.А. были начислены пени. В связи с неуплатой страховых взносов административному ответчику были направлены требования об уплате задолженности по страховым взносам, пени. Поскольку задолженность уплачена не была, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены – в суд с настоящим административным иском.
На основании определения от 31.05.2023, вынесенного с учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Административный ответчик представил в суд возражения в предусмотренный срок по существу требований, заявленных в административном иске, указывая на пропуск срока обращения в суд, не обоснованности требований о взыскании пени.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок уплаты и взыскания страховых взносов регламентирован главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в зависимости от дохода плательщика за расчетный период; а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Так, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года, 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года (подпункт 1 пункта 1).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года, 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года (подпункт 2 пункта 1).
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката.
В силу пунктов 1, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов, налогов.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, страховых взносов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Калиниченко В.А. в период с 14 апреля 2014 года по 27 августа 2019 года был зарегистрирован в качестве адвоката и состояла на налоговом учете в МИФНС России № 32 по Свердловской области.
По данным Инспекции Калиниченко В.А. имеет задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ:
- за 2017 год за период с 05.02.2020 по 21.03.2022 в размере 5740 руб. 85 коп.;
- за 2018 год за период с 28.01.2019 по 21.03.2021 в размере 6511 руб. 48 коп.,
- за 2019 год за период с 09.02.2020 по 21.03.2021 в размере 3003 руб. 90 коп.
2) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования:
- за 2017 год за период с 28.01.2019 по 21.03.2021 в размере 1066 руб. 70 коп..
- за 2018 год за период с 28.01.2019 по 21.03.2021 в размере 1432 руб. 56 коп.,
- за 2019 год в за период с 05.02.2020 по 21.03.2021 в размере 704 руб. 56 коп.
Разрешая заявленные требования в части взыскания пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
При разрешении заявленных требований о взыскании пени, налоговый орган должен доказать взыскана ли недоимка, на которую начислены пени, не утрачена ли возможность ее взыскания.
Инспекцией предпринимались меры для взыскания с Калиниченко В.А. задолженности по страховым взносам:
- в отношении задолженности по страховым взносам за 2018 год по заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесен судебный приказ № 2а-854/2019 от 24.05.2019.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга от 21.06.2019 судебный приказ № 2а-854/2019 от 24.05.2019 отменен.
Доказательств обращения в суд с административным иском о взыскании с Калиниченко В.А. задолженности по страховым взносам за 2018 год после отмены судебного приказа, административным истцом не представлено.
- решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 10.02.2021 по делу 2а-718/2021 с Калиниченко В.А. взыскана задолженность по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 19253 рубля 70 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 4515 рублей 31 копейка, пени в размере 755 рублей 06 копеек за период с 12 сентября 2019 года по 03 февраля 2020 года.
Как следует из копии исполнительного производства № 30027/22/66006-ИП от 03.03.2022, возбужденного на основании исполнительного листа < № > от 19.01.2022, выданного Орджоникидзевским районным судом г. Екатеринбурга по делу № 2а-718/2021 с ответчика 22.04.2022 взыскана задолженность по страховым взносам за 2019 год.
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Принимая во внимание, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и производны от основного обязательства, в случае утраты возможности взыскания недоимки по налогам, утрачивается и возможность взыскания пени, начисленные на указанную недоимку, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Поскольку обязанность по уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов Калиниченко В.А. не была исполнена, в соответствие со ст. 69, 70 НК Российской Федерации, инспекцией административному ответчику заказным письмом направлено требование < № > от 22.03.2022, что подтверждается списком < № > от 21.04.2022, установлен срок для добровольного исполнения до 05.02.2020 (л.д. 11, 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года № 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г.Э. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд о взыскании страховых взносов, пени составляет шесть месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, пени.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга 13.09.2022 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Калиниченко В.А. пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС, ОМС за 2017, 2018, 2019 года, вынесен судебный приказ 2а-3315/2022 от 20.09.2022, который отменен 13.12.2022.
С административным исковым заявлением после отмены судебного приказа 2а-3315/2022 налоговая инспекция обратилась 26.05.2023.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам на ОПС, ОМС за 2018 год инспекция в суд не обращалась, доказательств того, что инспекцией принимались меры для взыскания задолженности по страховым взносам на ОПС, ОМС за 2017 год, то налоговым органом возможность взыскания недоимки утрачена, в связи с пропуском срока обращения в суд, возможность взыскания пеней, начисленных на эту недоимку, также утрачена.
При этом следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О, согласно которой принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, требования административного истца о взыскании задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2017 год в размере 5470 руб. 85 коп., за 2018 год в размере 6511 руб. 48 коп.; по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 1066 руб. 70 коп., за 2018 год в размере 1 43 руб. 56 коп. удовлетворению не подлежат.
Суд считает возможным удовлетворить требования административного иска в части взыскания с Калиниченко В.А. задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2019 год в размере 3003 руб. 90 коп., на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 704 руб. 48 коп., поскольку задолженность по страховым взносам взыскана решением суда, налоговым органом соблюден порядок и срок направления требования срок на обращение в суд соблюден, расчет судом проверен, признан арифметически верным.
Административным ответчиком не представлено в суд доказательств, свидетельствующих об оплате указанной задолженности по пени по страховым взносам.
Доводы административного ответчика Калиниченко В.А. о неполучении дохода от осуществления деятельности в качестве адвоката в 2019 году не освобождают его от уплаты страховых взносов за себя в фиксированном размере, установленном статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации
Исходя из положений главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 10-12 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов адвокатов, не получающих доход.
При этом неполучение дохода адвокатом не лишало его возможности в соответствующий период приостановить или прекратить статус адвоката.
При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части требований административного иска, в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России < № > по Свердловской области удовлетворить частично.
Взыскать с Калиниченко В. А., < дд.мм.гггг > года рождения, проживающего по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за 2019 год в размере 3003 руб. 90 коп., на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 704 руб. 48 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований административного иска отказать.
Взыскать с Калиниченко В. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья (подпись) О.В. Хабарова