УИД 66RS0006-01-2020-005675-85 Дело № 2а-718/2021 (2а-5020/2020)
Мотивированное решение суда изготовлено 16 февраля 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2021 года город Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Курищевой Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Онищенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Калиниченко В. А. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Калиниченко В.А. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 19 253 рубля 70 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 611 рублей 63 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 4 515 рублей 31 копейка, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 143 рубля 43 копейки; по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2017 год в размере 1 989 рублей, пени по НДФЛ в размере 7 рублей 19 копеек; по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере 390 рублей, пени по налогу на имущество ы размере 6 рублей 01 копейка.
В обоснование требований указано, что Калиниченко В.А. в период с 14 апреля 2014 года по 27 августа 2019 года был зарегистрирован в качестве адвоката, соответственно являлся плательщиком страховых взносов, обязанность по уплате которых за 2019 год исполнена не была. 27 апреля 2017 года Калиниченко В.А. была представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2016 год с суммой предполагаемого дохода к получению в 2017 году с учетом налоговых вычетов в размере 61 200 рублей, в связи с этим сумма авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год составила 7 956 рублей, из которых 3 978 рублей по сроку уплаты 17 июля 2017 года, 1 989 рублей по сроку уплаты 16 октября 2017 года, 1 989 рублей по сроку уплаты 15 января 2018 года. Кроме того, административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате которого за 2017-2018 годы не исполнена. Поскольку административный ответчик НДФЛ за 2017 год, страховые взносы за 2019 год, налог на имущество физических лиц за 2017-2018 годы не исполнил, в его адрес были направлены требования об уплате недоимки по налогам, взносам, пени. Требования налогового органа об уплате указанных сумм задолженности Калиниченко В.А. исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, после отмены которого, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Определением Орджоникидзевского районного суда города Екатеринбурга от 10 февраля 2021 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Калиниченко В. А. в части требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы, пени по налогу на имущество в связи с отказом административного истца от иска в данной части.
В судебном заседании представитель административного истца Шолохова А.А. требования административного иска поддержала, дополнительно указала, что налоговым органом взыскиваются авансовые платежи по НДФЛ за 2017 год.
В судебном заседании административный ответчик Калиниченко В.А. возражал против требований административного иска, поскольку в 2019 году не имел дохода от осуществления деятельности в качестве адвоката, которую осуществлял бесплатно, авансовые платежи по НДФЛ за 2017 год были уплачены за него адвокатским образованием, о чем представил платежное поручение от 29 июня 2017 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Разрешая заявленные требования в части взыскания с Калиниченко В.А. авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год в размере 1 989 рублей, пени, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения по налогу на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Налоговые ставки по указанному налогу установлены в статье 224 названного Кодекса, ее пункт 1 устанавливает ставку налога, равную 13%.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 227 Налогового кодекса российской Федерации).
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Калиниченко В.А. в период с 2004 года по 27 августа 2019 года имел статус адвоката, осуществлял деятельность в Екатеринбургской адвокатской лиге Свердловской области.
МИФНС России № 32 по Свердловской области на основании пунктов 8, 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены суммы авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год со сроком уплаты 17 июля 2017 года, 16 октября 2017 года и 15 января 2018 года, о чем в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление < № > (л.д. 20).
10 мая 2017 года административным ответчиком была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2016 год, на основании которой налоговым органом произведен расчет авансовых платежей за 2017 год, исходя из суммы предполагаемого дохода в размере 108 000 рублей, с учетом налогового вычета в размере 46 800 рублей, к уплате сумма авансовых платежей составила 7 956 рублей.
22 февраля 2019 года в адрес административного ответчика направлено требование < № > от 11 февраля 2019 года об уплате авансового платежа в размере 1 989 рублей (по сроку уплаты 15 января 2018 года), пени в размере 191 рубль (л.д. 34-35).
Вместе с тем, авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.
Авансовый платеж по НДФЛ не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода - 30 апреля 2018 года за 2017 год.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, при доказанности фактически полученного дохода налогоплательщика в меньшем размере, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.
Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.
В соответствии со статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.
Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ.
В данном случае в связи с истечением налогового периода, в течение которого должны были быть уплачены авансовые платежи (2017 год), они утратили статус авансовых, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате НДФЛ за истекший налоговый период, рассчитанного с учетом поступивших авансовых платежей и подлежащего уплате до 15 июля календарного года, следующего за отчетным.
Такая позиция также изложена в Письме ФНС России от 19 ноября 2012 года № НД-4-8/19411@ «По вопросу применения мер принудительного взыскания авансовых платежей по НДФЛ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом требований в части взыскания авансовых платежей, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.
Кроме того, Калиниченко В.А. представлено платежное поручение < № > от 29 июня 2017 года об уплате авансовых платежей по НДФЛ в размере 7 956 рублей, которое имеет статус исполнено, и, исходя из суммы и срока уплаты позволяло налоговому органу идентифицировать платеж в счет уплаты авансовых платежей по НДФЛ.
Разрешая заявленные требования в части взыскания страховых взносов за 2019 год, суд приходит к следующим выводам.
Порядок уплаты и взыскания страховых взносов регламентирован главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем, адвокатами страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Согласно статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который определяется в зависимости от дохода плательщика за расчетный период; а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Так, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период (подпункт 1 пункта 1).
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года (подпункт 2 пункта 1).
Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (пункт 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката.
В силу пунктов 1, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов, налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате страховых взносов, налогов.
За несвоевременную уплату налога, страховых взносов налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
МИФНС России № 32 по Свердловской области произведен расчет страховых взносов за 2019 год в фиксированном размере (пропорционально количеству календарных месяцев и дней наличия статуса адвоката в 2019 году) на обязательное пенсионное страхование в размере 19 253 рубля 70 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 4 515 рублей 31 копейка (л.д. 5).
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов Калиниченко В.А. в установленный законом срок не исполнена, МИФНС России № 32 по Свердловской области административному ответчику 14 февраля 2020 года заказной корреспонденцией направлено требование от 04 февраля 2020 года < № > об уплате недоимки по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 19 253 рубля 70 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 611 рублей 63 копейки, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 4 515 рублей 31 копейка, пени на эту недоимку в размере 143 рубля 43 копейки, установлен срок для добровольного исполнения до 20 марта 2020 года (л.д. 40-43).
Требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 13 мая 2020 года к мировому судье судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области от 18 июня 2020 года судебный приказ от 20 мая 2020 года о взыскании с Калиниченко В.А. суммы задолженности в вышеуказанном размере по страховым взносам за 2019 год, пени отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 16 декабря 2020 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверяя расчет страховых взносов за 2019 год, суд приходит к выводу о правильности его исчисления налоговым органом, исходя из фиксированного размера страховых взносов, установленного статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, пропорционально количеству календарных месяцев и дней осуществления деятельности в качестве адвоката. Приведенный в административном исковом заявлении расчет страховых взносов судом проверен и является верным.
Пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которых за период с 12 сентября 2019 года по 03 февраля 2020 года составил на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 611 рублей 63 копейки, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 143 рубля 43 копейки (л.д. 44-45).
Приведенный налоговым органом расчет пени является арифметически верным, соответствует действующему законодательству.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления требования об уплате страховых взносов за 2019 год, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим с Калиниченко В.А. подлежит взысканию недоимка по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 19 253 рубля 70 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 4 515 рублей 31 копейка, пени в размере 755 рублей 06 копеек (611,63+143,43). Требования административного иска в данной части подлежат удовлетворению.
Административным ответчиком не представлено в суд доказательств, свидетельствующие об оплате указанной задолженности по страховым взносам, пени.
Доводы административного ответчика Калиниченко В.А. о неполучении дохода от осуществления деятельности в качестве адвоката в 2019 году не освобождают его от уплаты страховых взносов за себя в фиксированном размере, установленном статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации
Исходя из положений главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 10-12 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов адвокатов, не получающих доход.
При этом неполучение дохода адвокатом не лишало его возможности в соответствующий период приостановить или прекратить статус адвоката.
При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенной части требований административного иска, в размере 935 рублей 72 копейки.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области удовлетворить частично.
Взыскать с Калиниченко В. А., проживающего по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в размере 19 253 рубля 70 копеек, на обязательное медицинское страхование в размере 4 515 рублей 31 копейка, пени в размере 755 рублей 06 копеек, всего взыскать 24 524 рубля 07 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований административного иска отказать.
Взыскать с Калиниченко В. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 935 рублей 72 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.
Судья (подпись) Л.Ю. Курищева