НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 14.05.2020 № 2А-1407/20

66RS0006-01-2020-000751-16

2а-1407/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 14 мая 2020 года

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при помощнике судьи Гудкове Д. В., с участием административного ответчика Кравчука А. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области к Кравчуку А. Р. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области (далее - Инспекция) обратилась в суд с иском к Кравчуку А. Р. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплаты страховой пенсии за 2018 г. в размере 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 г. в размере 5 840 рублей, пени в размере 267 рублей 72 копеек, указав, что Кравчук А. Р. с 14.04.2014 зарегистрирован в качестве адвоката и состоит на налоговом учете в Инспекции, в связи с чем является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. По данным Инспекции, полученным в результате электронного документооборота, Кравчук А. Р. имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 26 545 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 г. в размере 5 840 рублей. В связи с неуплатой страховых взносов Инспекцией должнику было направлено требование об уплате налога в срок 27.03.2019. До настоящего времени платеж не уплачен, в связи с чем Инспекцией за неуплату страховых взносов в установленный срок за период с 10.01.2019 по 10.02.2019 исчислены пени в размере 219 рублей 44 копеек и 48 рублей 28 копеек соответственно.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом (л. д. 49), о причинах неявки суд не уведомлен.

Административный ответчик Кравчук А. Р. исковые требования не признал, суду пояснил, что мировым судьей был выдан судебный приказ на взыскание задолженности по страховым взносам за 2017 год, данный судебный приказ определением мирового судьи от 22.08.2019 был отменен, Инспекция обратилась с административным иском в суд, однако определением Орджоникидзевского районного суд г. Екатеринбурга от 06.02.2020 административное исковое заявление было оставлено без рассмотрения, поскольку судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год не выдавался. До вступления в законную силу определения суда от 06.02.2020 Инспекция подала мировому судье заявление об исправлении описки в определении мирового судьи от 22.08.2019. Данное заявление Инспекции мировым судьей было удовлетворено незаконно: на основании норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, исправление описки в определении об отмене судебного приказа не свидетельствует о том, что выдавался судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год, поскольку в самом судебном приказе описка не исправлялась. Из текста заявления о вынесении судебного приказа также не следует, что было предъявлено требование о взыскании задолженности по страховым взносам за 2018 год, поскольку указано о взыскании задолженности с 01.01.2017, более того, данное заявление не соответствует требованиям процессуального закона: указано о наличии задолженности по страховым взносам как индивидуального предпринимателя, которым никогда не являлся, - следовательно, судебный приказ был вынесен незаконно. Настоящее административное исковое заявление подано в суд до вступления в законную силу определения мирового судьи об исправлении описки, в связи с чем Инспекцией пропущен срок для подачи иска в суд.

Вместе с тем, от уплаты страховых взносов освобожден, о чем сообщал Инспекции в ответе на полученное требование от 11.02.2019. От уплаты страховых взносов освобожден, поскольку является получателем пенсии как пенсионер МВД России, а получение страховой пенсии по старости невозможно ввиду того, что к моменту достижения пенсионного возраста не может быть выработан требуемый страховой стаж 15 лет. Соответствующая позиция относительно уплаты страховых взносов адвокатами, являющимися военными пенсионерами, содержится в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №223-О, а также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 №5.

С учетом мнения административного ответчика, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы административных дел, суд оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

На основании ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Судом установлено, подтверждается материалами дела: сообщением НКО «Адвокатская палата Свердловской области» от 01.04.2020 - и объяснениями административного ответчика, что статус адвоката Кравчуку А. Р. присвоен 19.10.2004, прекращен - 27.02.2020; за весь период адвокатской деятельности с 2004 года (в том числе в 2018 году) по 2020 год статус адвоката Кравчука А. Р. не приостанавливался (л. д. 51).

На основании подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: адвокаты (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Суд признает несостоятельными доводы административного истца об освобождении его от уплаты страховых взносов в связи с наличием статуса военного пенсионера - адвоката.

Действующее правовое регулирование не предусматривает возможности отказа адвокатов, имеющих статус военного пенсионера, от участия в системе обязательного пенсионного страхования.

Ссылка административного истца на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №223-О судом отклоняется, поскольку после вынесения данного Определения был установлен правовой механизм, гарантирующий адвокатам из числа военных пенсионеров наряду с выплатой пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, предоставление с учетом уплаченных сумм страховых взносов также страхового обеспечения в виде трудовой пенсии по старости. Соответствующий правовой механизм был установлен Федеральным законом от 22.07.2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», которым лицам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, закрепленных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Действующее законодательство не освобождает адвокатов, имеющих статус военного пенсионера, от уплаты страховых взносов. Не содержится такой правовой позиции, вопреки доводам административного ответчика, и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 №5.

Наоборот, данным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;

признал эти же нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рекомендовав федеральному законодателю - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания указанных норм применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что административным ответчиком в материалы дела не представлены документы, подтверждающие наличие у него статуса военного пенсионера.

В силу п. п. 1, 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В материалах дела содержится представленное истцом требование < № > по состоянию на 11.02.2019 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 26 545 рублей и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 г. в размере 5 840 рублей, пени в размере 219 рублей 44 копеек и 48 рублей 28 копеек соответственно со сроком исполнения до 27.03.2019 (л. д. 17-18).

В судебном заседании административный ответчик подтвердил получение данного требования.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно абз. 1, 3 п. 1, абз. 1 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В требовании установлен срок исполнения 27.03.2019, следовательно, заявление о взыскании указанной в ней недоимки, задолженности по пеням должно было быть подано не позднее 27.09.2019.

Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Кравчука А. Р. задолженности по страховым взносам за 2018 год и пеням, как следует из отметки на заявлении о выдаче судебного приказа, было подано мировому судье 13.08.2019, то есть в пределах установленного шестимесячного срока;

13.08.2019 вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по страховым взносам за 2017 год и пеням;

22.08.2019 мировым судьей судебного участка №7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесено определение об отмене судебного приказа от 13.08.2019;

17.02.2020 мировым судьей судебного участка №7 Орджоникидзевского судебного района г. Екатеринбурга вынесено определение об исправлении описки в определении от 22.08.2019 об отмене судебного приказа от 13.08.2019 в годе взыскания недоимки - 2018 год на 2017 год;

настоящее исковое заявление подано в суд 19.02.2020 (л. д. 6-9), то есть в пределах установленного шестимесячного срока.

Доводы административного ответчика о нарушении административным истцом срока обращения в суд с административным иском ввиду его подачи до вступления в силу определения мирового судьи от 17.02.2020 об исправлении описки судом отклоняются, поскольку установленные законом действия, направленные на взыскание недоимки, налоговым органом совершены в установленные законом сроки. То обстоятельство, что указанное определение мирового судьи вступило в законную силу только с вынесением 06.05.2020 апелляционного определения Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга об оставлении данного определения мирового судьи без изменения, правового значения не имеет.

То обстоятельство, что исправление описки было внесено только в определение об отмене судебного приказа, а не в сам судебный приказ, основанием для отказа в удовлетворении иска не является, учитывая, что, как отмечено судом выше, установленные законом действия, направленные на взыскание недоимки, налоговым органом совершены в установленные законом сроки, а исправление описки в судебном приказе невозможно ввиду его отмены.

Доводы административного ответчика о нарушениях, допущенных Инспекцией при подаче заявления о вынесении судебного приказа процессуальных (отсутствие указания на основания и период взыскания задолженности), и в этой связи мировым судьей при вынесении судебного приказа опровергаются материалами административного дела №2а-1465/2019 о выдаче судебного приказа.

На основании абз. 1 п. 3, п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Ставка рефинансирования с 17.12.2018 до 17.06.2019 составляла 7,75% годовых.

Пени за период с 10.01.2019 по 10.02.2019 составили: 26 545 рублей х 7,75/300% х 32 дня = 219 рублей 44 копейки,

5 840 рублей х 7,75/300% х 32 дня = 48 рублей 28 копеек.

Ответчиком страховые взносы и пени не уплачены, в связи с чем сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены полностью, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 179 рублей 58 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области к Кравчуку А. Р. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.

Взыскать с Кравчука А. Р., проживающего по адресу: < адрес >, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26 545 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 рублей, пени в размере 267 рублей 72 копеек.

Взыскать с Кравчука А. Р., проживающего по адресу: < адрес >, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 179 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2020.

Судья