НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Омского районного суда (Омская область) от 28.02.2019 № 2А-2853/18

Дело № 2а-63/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего Полоцкой Е.С. при секретаре Беловой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 28 февраля 2019 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к Лукашевой Ольге Ивановне о взыскании задолженности по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к Лукашевой О.И. взыскании задолженности по налогам и пени. В обоснование заявленных требований указано, что согласно определению мирового судьи судебного участка № 20 в Омском судебном районе Омской области от 20.06.2018 судебный приказ по делу № 2а-1055/20/2018 о взыскании с Лукашевой О.И. в пользу МИФНС № 4 по Омской области задолженности по транспортному, земельному налогу в границах сельских поселений и налогу на имущество физических лиц в границах сельских округов и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога отменен, налоговому органу разъяснено право заявить требования о взыскании задолженности в порядке искового производства. Лукашевой О.И. является собственником земельного, транспортного и имущественного объектов налогообложения. С учетом положений ст. 52 НК РФ инспекцией в адрес Лукашева О.И. заказным письмом направлено налоговое уведомление № 1060624 от 17.04.2015 по сроку уплаты до 01.10.2015 год на оплату: 1) земельного налога в границах сельских поселений за 2013 - 2014 год на общую сумму в размере 2373,00 руб. (ОКАТ052644407), в том числе: за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, дата регистрация права собственности 29.12.2011 год, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 1576,00 руб., за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, А, дата регистрация права собственности 03.11.2013 год, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 2 мес. 2013 года 26,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве 2/6 за 12 мес. 2014 года 158,00 руб., за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, дата регистрация права собственности 03.11.2013 год, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве 2/6 за 2 мес. 2013 года 88,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 525,00 руб. 2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год на общую сумму в размере 1 113,00 руб. (ОКАТО 52644407): за жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве 1/3 за 2 мес. 2013 года, 159,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 954,00 руб. Также было направлено налоговое уведомление № 44023463 от 23.08.2017 по сроку уплаты до 01.12.2017 год на оплату: 1) земельного налога в границах сельских поселений за 2014 - 2016 год на общую сумму в размере 8 211,00 руб. (ОКАТ052644407), в том числе: за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 29.12.2011 год - сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 1576,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2015 года - 1576,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года - 1 966,00 руб.; за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год - сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года - 525,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2015 года - 525,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года - 1639,00 руб.; за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, А дата регистрация права собственности 03.11.2013 год - сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 79,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2015 года - 79,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года - 246,00 руб.; 2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2014, 2016 год на общую сумму в размере 294,00 руб. (ОКАТО 52644407): за жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год - сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года 232,00 руб., иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года 48,00 руб., иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 год 14,00 руб., о чем свидетельствует реестр отправки налогового уведомления № 199, которое в установленный срок плательщиком исполнено не было (приложение № 4,5). В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. На основании положения статей 69, 70 НК РФ налоговым органом заказным письмом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате № 587623 по состоянию на 15.10.2015 г. об уплате земельного налога в границах сельских поселений (0КАТ052644407) за 2013 -2014 год на общую сумму в размере 2373,00 руб. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере 254,27 руб. (ОКАТО 52644407), налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год на общую сумму 1113,00 руб. (ОКАТ052644407) со сроком исполнения до 29.01.2016 г. № 478333 по состоянию на 13.12.2017 г. об уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО52644407) за 2014 -2016 год на общую сумму в размере 8211,00 руб.(за 2014 год- 2180,00 руб., за 2015 год - 2180,00 руб., за 2016 год - 3851,00 руб.) и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере 24,83 руб. (ОКАТО 52644407), налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год на общую сумму 294,00 руб. (ОКАТ052644407) и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лицу в размере 0,89 руб. со сроком исполнения до 20.02.2017 г. о чем свидетельствует реестр отправки требования № 231. Данное требование в добровольном порядке ответчиком в срок исполнено не было. Обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Согласно электронной карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) и электронного журнала требований об уплате по состоянию на дату составления настоящего заявления по данным лицевого счета задолженность числящаяся за налогоплательщиком, включенная в требование № 587623, № 47833 составила: 1) задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 526444407) за 2013-2016 год на общую сумму в размере 8325,00 руб., в том числе (за 2013 год - 114,00 руб., за 2014 год - 2180,00 руб., за 2015 год - 2180,00 руб., за 2016 год - 3851,00 руб.), пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений на общую сумму в размере 279,07 руб. (ОКАТО 52644407), в том числе 254,24 руб. за период с 01.01.2015 — 15.10.2015 г. На недоимку за 2012 -2014 год, 24,83 руб. за период с 02.12.2017 - 12.12.2017 г. на недоимку по налогу за 2014 - 2016 год, 2) задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013- 2014, 2016 год на общую сумму 1 407,00 руб. (ОКАТО 52644407), в том числе за 2013 год -159,00 руб., за 2014 год - 954,00 руб., за 2016 год - 294,00 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений в размере 0,89 руб. (ОКАТО 52644407) за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 год на недоимку за 2016 год. В настоящее время обязанность налогоплательщика по уплате законно установленных платежей, предусмотренная в статье 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ не исполнена. Просит взыскать указанные суммы с административного ответчика.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области Мартынова Е.В., о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, не явилась, представила пояснения, из которых следует, что в ходе рассмотрения объектов, находящихся в собственности Лукашевой Ольги Ивановны, Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, совместно с регистрирующими органами, проведена сверка сведений, в отношении следующих объектов: земельный участок (кадастровый ), расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на <данные изъяты> долю данного объекта зарегистрировано 29.12.2011, <данные изъяты> доля зарегистрирована 03.11.2013 на основании свидетельства о праве на наследство от 02.09.2014 года; земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, За, право собственности на <данные изъяты> доли данного объекта зарегистрировано 03.11.2013 на основании свидетельства о праве на наследство от 02.09.2014 года; земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на <данные изъяты> доли данного объекта зарегистрировано 03,11.2013 на основании свидетельства о праве на наследству от 29.07.2014 года; жилой дом (кадастровый ), расположенный по адресу: <адрес>, право собственности на <данные изъяты> долю данного объекта зарегистрировано 03.11.2013 на основании свидетельства о праве на наследство от 02.09.2014 года; строение (кадастровый ), расположенное по адресу- <адрес>, право собственности на <данные изъяты> долю данного объекта зарегистрировано 03.11.2013 на основании свидетельства о праве на наследство от 02,09.2014 года, на <данные изъяты> долю данного объекта зарегистрировано 03.11.2014 на основании свидетельства о праве на наследство от 05.08.2014: строение (кадастровый ), расположенное по адресу: <адрес>, право собственности па <данные изъяты> долю данного объекта зарегистрировано 03.11.2013 на основании свидетельства о праве на наследство от 02.09.2014 года., на <данные изъяты> долю данного объекта зарегистрировано 03.11.2013 на основании свидетельства о праве на наследство от 05.08.2014. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина (ст. 1114 ч. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сведения об открытии наследства предоставляют нотариусы в электронном виде. На основании изложенного сообщаем, что земельный налог, налог на имущество физических лиц Лукашевой О.И. начислен правомерно, в соответствии с налоговым законодательством.

Административный ответчик Лукашева О.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что действительно получала свидетельство о праве на наследство на имущество, владеет указанным имуществом, однако считает, что право общедолевой собственности на ? доли земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, прекращено в связи со смертью мужа, поскольку долевая собственность в этом случае прекращается, свидетельство о праве на наследство она получала, однако за регистрацией своего права не обращалась, поскольку право собственности на объекты недвижимости в отношении нее не зарегистрировано, они не подлежат налогообложению, так как по закону собственником она не является.

Исследовав документы, представленные административным истцом в материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (часть 1 статьи 391 НК РФ).

В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Кроме этого, в соответствии со ст.ст. 1,2 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № 2003-1 объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Согласно ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003 - 1 «О налоге на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Согласно сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица Лукашевой О.И., в собственности административного ответчика находятся:

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, дата регистрация права собственности 29.12.2011 год,

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> А, дата регистрация права собственности 03.11.2013 год,

- земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, дата регистрация права собственности 03.11.2013 год,

- жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год

-хозблок с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год,

- омшанник с кадастровым номером по адресу: <адрес> дата регистрация права собственности 03.11.2013 год,

- квартира с кадастровым номером по адресу: <адрес> (в отношении последний требования не выставляются).

Административный ответчик Лукашева О.И., указала, что ее право общей долевой собственности на ? доли земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, прекращено, поскольку со смертью мужа долевая собственность прекращена, право собственности не зарегистрировано, свидетельство о праве на наследство ответчик после смерти мужа получила, однако, за регистрацией своего права не обращалась, поскольку право собственности на объекты недвижимости в отношении нее не зарегистрировано.

Физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ, являются плательщиками налога на имущество физических лиц в силу положений ст. 400 Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела: земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Лукашевой О.И. – <данные изъяты> доли и - <данные изъяты> доли, дата регистрация права собственности 29.12.2011 год; земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, А, право собственности зарегистрировано за Л.Г.М., дата регистрация права собственности 21.12.2011 год; земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано за Л.Г.М., дата регистрация права собственности 09.10.2007 год; жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано за Л.Г.М., дата регистрация права собственности 23.07.2012 год; хозблок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано за Л.Г.М., дата регистрация права собственности 23.07.2012 год; омшанник с кадастровым номером по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано за Л.Г.М., дата регистрация права собственности 15.03.2013год; (Выписки из ЕГРН ).

Л.Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы Лукашевой О.И. о том, что право долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> прекращено, в связи со смертью Л.Г.М., являются несостоятельными, поскольку Лукашева О.И.и Л.Г.М. являлись собственниками земельного участка по <данные изъяты> доле каждый, указанное имущество не являлось совместной собственностью, в связи с чем право собственности Лукашевой О.И. не подлежит прекращению.

В рамках наследственного дела заведенного после смерти Л.Г.М., наследникми по закону указаны: Лукашева О.И. - жена, Л.М.Г. – дочь, Л.А.Г. – дочь, Л.В.Г. – сын; Л.А.Г. – дочь.

Л.М.Г. отказалась в пользу от права на долю наследственного имущества в пользу Лукашевой О.И. Иные наследники кроме Лукашевой О.И. не обращались с заявлением о вступлении в право наследства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1162 Гражданского кодекса РФ, свидетельство выдается по заявлению наследника. По желанию наследников свидетельство может быть выдано всем наследникам вместе или каждому наследнику в отдельности, на все наследственное имущество в целом или на его отдельные части.

Согласно статьи 1162 ГК РФ, свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.

В соответствии с данными свидетельств о праве на наследство по закону, выданных Лукашевой О.И. нотариусом Головановой Е.А., Лукашева О.И. является наследником имущества умершего Л.Г.М. в виде <данные изъяты> доли (свидетельство от 11.07.2014) и <данные изъяты> доли (свидетельство от 02.09.2014) на <данные изъяты> доли земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; в виде <данные изъяты> доли (свидетельство от 30.07.2014) и <данные изъяты> доли (свидетельство от 02.09.2014) на <данные изъяты> доли земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, А; в виде <данные изъяты> доли (свидетельство от 29.07.2014) и <данные изъяты> доли (свидетельство от 02.09.2014) на <данные изъяты> доли земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>; в виде <данные изъяты> доли (свидетельство от 29.07.2014) и <данные изъяты> доли (свидетельство от 02.09.2014) на <данные изъяты> доли жилого дома с кадастровым номером по адресу: <адрес>, хозблока с кадастровым номером по адресу: <адрес>; омшанника с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Свидетельства о праве собственности на <данные изъяты> доли указанного имущества за исключением земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, выдано Лукашевой О.И. как пережившему супругу.

Наследник может принять наследство двумя способами: во-первых, подать нотариусу или другому должностному лицу, имеющему право выдавать свидетельства о праве на наследство, заявление с просьбой выдать ему такое свидетельство и (или) что он принимает наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ). Во-вторых, совершить любые действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

В данном рассматриваемом случае ответчик обратился с заявлением к нотариусу о принятии наследства.

Таким образом, принятое Лукашевой О.И. наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на него является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ).

Исходя из норм гражданского права, следует, что право собственности на наследственное имущество возникает у наследника со дня открытия наследства (дня смерти наследодателя) независимо от государственной регистрации этих прав.

В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Установлено, что ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов в установленный законом срок, в результате чего ему были начислены пени.

В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области в адрес Лукашевой О.И. заказными письмами были направлено налоговое уведомление № 1060624 от 17042015 по сроку уплаты до 01.10.2015 на оплату: 1) земельного налога в границах сельских поселений за 2013 - 2014 год на общую сумму в размере 2373,00 руб. (ОКАТ052644407), в том числе: за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 1576,00 руб., за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 2 мес. 2013 года 26,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 158,00 руб., за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 2 мес. 2013 года 88,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 525,00 руб. 2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год на общую сумму в размере 1 113,00 руб. (ОКАТО 52644407): за жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 2 мес. 2013 года, 159,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 954,00 руб.

Также было направлено налоговое уведомление № 44023463 от 23.08.2017 по сроку уплаты до 01.12.2017 год на оплату: 1) земельного налога в границах сельских поселений за 2014 - 2016 год на общую сумму в размере 8 211,00 руб. (ОКАТ052644407), в том числе: за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 1576,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2015 года - 1576,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года - 1 966,00 руб.; за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года - 525,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2015 года - 525,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года - 1639,00 руб.; за земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2014 года 79,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2015 года - 79,00 руб., сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года - 246,00 руб.; 2) налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2014, 2016 год на общую сумму в размере 294,00 руб. (ОКАТО 52644407): за жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года 232,00 руб., иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 года 48,00 руб., иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>, сумма налога к уплате по ОКТМО 52644407 доля в праве <данные изъяты> за 12 мес. 2016 год 14,00 руб.

Данные налоговые уведомления в установленный срок исполнены не были.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено НК РФ.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, штрафов, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налоговым органом в адрес Лукашевой О.И. были направлены требования об уплате № 587623 по состоянию на 15.10.2015 г. об уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТ052644407) за 2013 -2014 год на общую сумму в размере 2373,00 руб. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере 254,27 руб. (ОКАТО 52644407), налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год на общую сумму 1113,00 руб. (ОКАТ052644407) со сроком исполнения до 29.01.2016 г.

Также было направлено требование об уплате № 478333 по состоянию на 13.12.2017 г. об уплате земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТО52644407) за 2014 -2016 год на общую сумму в размере 8211,00 руб.(за 2014 год- 2180,00 руб., за 2015 год - 2180,00 руб., за 2016 год - 3851,00 руб.) и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере 24,83 руб. (ОКАТО 52644407), налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год на общую сумму 294,00 руб. (ОКАТ052644407) и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лицу в размере 0,89 руб. со сроком исполнения до 20.02.2018.

В установленные сроки административный ответчик требования не исполнил, данных подтверждающих обратное, не представлено.

Согласно расчету административного истца, задолженность Лукашевой О.И. составляет 10 011,96 руб., в том числе:

1) Задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений (ОКАТО 526444407) за 2013- 2016 год на общую сумму в размере 8325,00 руб., в том числе за 2013 год - 114,00 руб., за 2014 год - 2180,00 руб., за 2015 год - 2180,00 руб., за 2016 год - 3851,00 руб.

2) Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений на общую сумму в размере 279,07 руб. (ОКАТО 52644407), в том числе 254,24 руб., за период с 01.01.2015 по 15.10.2015 г., на недоимку за 2012 -2014 год, 24,83 руб., за период с 02.12.2017 - 12.12.2017 г. на недоимку по налогу за 2014 — 2016 год.

3) Задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013- 2014 и 2016 год на общую сумму 1 407,00 руб. (ОКАТО 52644407), в том числе за 2013 год -159,00 руб., за 2014 год - 954,00 руб., за 2016 год - 294,00 руб.

4) Пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений в размере 0,89 руб. (ОКАТО 52644407) за период с 02.12.2017 по 12.12.2017 год на недоимку за 2016 год.

Исходя из положений ч. 2 ст. 48 НК РФ Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов настоящего дела, следует, что сумма задолженности Лукашевой О.И. по требованию об уплате № 587623 по состоянию на 15.10.2015 превышала сумму в размере 3000 рублей.

Как следует из материалов дела, срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по оплату земельного налога в границах сельских поселений (ОКАТ052644407) за 2013 -2014 год на общую сумму в размере 2373,00 руб. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере 254,27 руб. (ОКАТО 52644407), налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год на общую сумму 1113,00 руб. (ОКАТ052644407) со сроком уплаты до 26.01.2017 по требованию № 587623 истек 26.07.2017.

Из материалов дела усматривается, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 28.05.2018, т.е. за пределами установленного законом срока.

В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ» установленный п. 2 ст. 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса срок обращения налоговых органов в суд является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Таким образом, срок, установленный ст. 48 НК РФ налоговым органом пропущен, при этом каких-либо уважительных причин пропуска срока исковой давности административный истец суду не представил, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлял.

Не смотря на то, что требование об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2014, а также пени, были повторно указаны в требовании об уплате № 478333 по состоянию на 13.12.2017, суд приходит к выводу о пропуске указанного срока без уважительных причин, повторное выставление требования злоупотреблением права со стороны государственного органа, а потому принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска в части взыскания задолженности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2013 -2014 год на общую сумму в размере 2373,00 руб. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений в размере 254,27 руб., налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2013-2014 год на общую сумму 1113,00 руб. без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Между тем, срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2015 год на сумму 2180 рублей, за 2016 год – 3851 рубль; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2017- 12.12.2017 на сумму 24,83 рублей 40 копеек; задолженность по уплате по налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год на сумму 294 рублей, и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за период с 02.12.2017- 12.12.2017 на сумму 0 рублей 89 копеек со сроком исполнения до 20.02.2018 по требованию № 478333 истекал 20.08.2018.

Поскольку с указанными требованиями административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 28.05.2018, установленный срок был административным истцом соблюден, также соблюден шестимесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд после отмены судебного приказа (определением мирового судьи судебного участка № 20 в Омском судебном районе Омской области судебный приказ по делу № 2а-1055/20/2018 о взыскании с Лукашевой О.И. в пользу МИФНС № 4 по Омской области задолженности налогу и пени отменен 20.06.2018, административное исковое заявление поступило в суд 28.11.2018).

Административным ответчиком расчет задолженности в указанной части не оспорен, иного расчета не представлено.

Таким образом, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению в части.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области удовлетворить частично.

Взыскать с Лукашевой Ольги Ивановны задолженность по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2015 год на сумму 2180 рублей, за 2016 год – 3851 рубль; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2017- 12.12.2017 на сумму 24,83 рублей 40 копеек; задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за 2016 год на сумму 294 рублей, и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах сельских поселений за период с 02.12.2017- 12.12.2017 на сумму 0 рублей 89 копеек

Взыскать с Лукашевой Ольги Ивановны государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Полоцкая

Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2019 года.