Дело № 3а-289/2021
55OS0000-01-2021-000323-91
Строка стат. отчета 3.011
О. областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
О. областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Курдюмовой К.В.,
с участием прокурора Чердаковой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <...> в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «О. агрегатный завод» к Министерству имущественных отношений О. области о признании не действующим пункта 188 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений О. области от 30 ноября 2018 года № 58-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,
у с т а н о в и л:
приказом Министерства имущественных отношений О. области от <...>№ <...>-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru <...>, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень). В настоящее время приказ действует в редакции от <...>.
В указанный Перечень (пункт 188) в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером <...> по адресу: г. Омск, <...>. (т. 1 л.д. 166-169, 173).
Акционерное общество «О. агрегатный завод» (далее – АО «ОАЗ»), являясь собственником помещений, расположенных в указанном здании, обратилось в суд с административным иском о признании не действующим пункта 188 Перечня, полагая, что здание с кадастровым номером <...> не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Указало, что оспариваемые положения нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании представитель АО «ОАЗ» Гаммель А.Ю. административный иск поддержала, не оспаривала, что основания для включения в Перечень имеются только в отношении расположенного в указанном здании помещения с кадастровым номером <...>.
Представитель Министерства имущественных отношений Махалов А.Г. против удовлетворения административного иска возражал, указывая, что на основании акта о фактическом использовании объекта недвижимости от <...>№ <...> установлено использование 100% общей площади указанного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. В связи с чем, учитывая положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объект обоснованно включен в оспариваемый Перечень. (отзыв – т. 1 л.д. 161-163, т. 2 л.д. 234-236).
Заинтересованное лицо Акционерное общество «Акционерная компания «Омскагрегат»» в судебное заседание не явилось, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия. (т. 2 л.д. 242)
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Чердаковой Е.П., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72).
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, отнесено установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса. (пункт 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом О. области от 21 ноября 2003 года № 478-ОЗ «О налоге на имущество организаций» в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установлен и введен в действие на территории О. области налог на имущество организаций, определена налоговая ставка, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, порядок и сроки уплаты налога, а также особенности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 85.3 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных отношений О. области, утвержденного Указом Г. О. области от 10 февраля 2004 года № 26, к функциям указанного Министерства отнесено определение в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление его в электронной форме в налоговый орган по О. области, а также размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ)
Статьей 4.2 Закона О. области от 21 ноября 2003 года № 478-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (введенной Законом О. области от 28 декабря 2016 года № 1940-ОЗ) установлено, что в перечень объектов недвижимого имущества, определенный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат включению:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, если общая площадь указанных центров (комплексов) свыше 5 000 квадратных метров;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, общей площадью свыше 5000 квадратных метров.
Установлено, что основанием для включения здания с кадастровым номером № <...> в оспариваемый Перечень послужил акт № 76 от 12 сентября 2018 года о фактическом использовании объекта недвижимости, согласно которому 100 % общей площади здания (26 511,1 кв.м) используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Административным ответчиком использован критерий, предусмотренный подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. (т. 1 л.д. 41-42)
Вместе с тем в соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером № <...>, 1968 года постройки, поставлено на кадастровый учет <...>, имеет площадь 26 528,2 кв.м, наименование - «Здание механических цехов корпус 45 цеха 11, 12, 15, 9, 8, 28, бытовик 45», состоит из 3-х этажей. (т. 2 л.д. 108-127)
Здание фактически расположено на трех земельных участках с кадастровыми номерами № <...>, имеющих вид разрешенного использования: для производственных целей под строение, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. (т. 2 л.д. 128-138).
Здание с кадастровым номером № <...> включает в себя следующие помещения:
- помещение 3П с кадастровым номером № <...>, площадью 7 538,7 кв.м (принадлежит на праве собственности административному истцу) (т. 2 л.д. 139-145);
- помещение 6П с кадастровым номером № <...>, площадью 7 470 кв.м (принадлежит на праве собственности АО «АК «Омскагрегат») (т. 2 л.д. 148-151);
- помещение 1П с кадастровым номером № <...>, площадью 1 937,7 кв.м (принадлежит на праве собственности АО «АК «Омскагрегат») (т. 2 л.д. 152-156);
- помещение 9П с кадастровым номером № <...>, площадью 107,7 кв.м (принадлежит на праве собственности административному истцу) (т. 2 л.д. 157-160);
- помещение 8П с кадастровым номером № <...>, площадью 7,1 кв.м (принадлежит на праве собственности административному истцу) (т. 2 л.д. 161-162);
- помещение 7П с кадастровым номером № <...>, площадью 4 666,1 кв.м (принадлежит на праве собственности административному истцу) (т. 2 л.д. 164-169);
- помещение 10П с кадастровым номером № <...>, площадью 72,7 кв.м (принадлежит на праве собственности административному истцу) (т. 2 л.д. 170-172);
- помещение 2П с кадастровым номером № <...>, площадью 4 149,2 кв.м (принадлежит на праве собственности административному истцу) (т. 2 л.д. 173-174).
Согласно пояснениям представителя административного истца офисы и сопутствующая им инфраструктура располагаются в помещениях 1П и части помещения 3П указанного здания (т. 2 л.д. 181-192), и составляют менее 20% от его общей площади, в остальной части здания находятся производственные, складские помещения.
В обоснование указанных доводов административным истцом представлены договоры № <...> аренды складского помещения от <...> с дополнительными соглашениями к нему, согласно которому часть помещения 7П площадью 4226,2 кв.м переданы в аренду ООО «Формат» для использования в качестве производственно-складского (т. 1 л.д. 84-97); договор аренды № <...>-А от <...> с приложениями, на основании которого часть помещения 6П общей площадью 4 600,6 кв.м переданы в аренду ООО «ГЛАССПРОМ» для размещения склада и производства; договор аренды № <...>-А от <...> с приложениями, на основании которого часть помещения 6П общей площадью 1 838,9 кв.м переданы в аренду ООО «ГЛАССПРОМ-СПК» для размещения склада и производства (т. 1 л.д. 176-199); фотографии помещения 6П (т. 1 л.д. 200-205); договор аренды № <...> от <...> с приложениями, согласно которому ОАО «Высокие технологии» в аренду для производственной деятельности по выпуску и ремонту авиационной техники и авиационных агрегатов передано помещение 2П площадью 4 149,2 кв.м (т. 2 л.д. 193-211).
При определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год (приказ Министерства имущественных отношений О. области от <...>№ <...>-п), в п. 288 Перечня было включено помещение с кадастровым номером № <...> (3П), расположенное в указанном здании.
В период с 2018 по 2021 годы Министерством имущественных отношений О. области ежегодно проводились обследования здания с кадастровым номером № <...> для установления его фактического использования.
Согласно акту обследования № <...> от <...> 100% площади здания с кадастровым номером № <...> (26 511,1 кв.м) фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисам инфраструктуры. (т. 1 л.д. 41-43). Из отзыва на иск и пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что при обследовании здания доступ был предоставлен только в офисные помещения, информация о складских и производственных помещениях отсутствовала.
Таким образом, проверка фактического использования здания в полном объеме на момент формирования и утверждения Перечня на 2019 год Министерством имущественных отношений О. области не проводилась. Вместе с тем указанный акт обследования № <...> от <...> послужил основанием для принятия оспариваемого приказа и включения здания в Перечень.
Согласно актам № <...> от <...>, № <...> от <...> доля площади недвижимого имущества в здании, фактически используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, составляет 15,4% (т. 1 л.д. 44-49), в связи с чем указанное здание, а также помещения в нем в Перечни на 2020 и 2021 годы не включались.
По итогам обследования здания с кадастровым номером № <...> в 2021 году (акт № <...> от <...>) (т. 1 л.д. 50-52) также сделан вывод об отсутствии оснований для его включения в Перечень на 2022 год, однако, в примечании к акту указано, что в обследуемом здании находится нежилое помещение 3П с кадастровым номером № <...>, общей площадью 7 538,7 кв.м, в котором помещения площадью 2034,8 кв.м используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, помещения площадью 93,3 кв.м используются для размещения объектов общественного питания, что составляет более 20% от общей площади помещения. Дана рекомендация о включении помещения с кадастровым номером № <...> в проект Перечня на 2022 год.
В связи с изложенным, суд не может согласиться с позицией административного ответчика о наличии оснований для включения спорного здания в Перечень в связи с использованием более 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Анализируя документы технического учета здания с кадастровым номером № <...>, суд учитывает, что оно имеет наименование - «Здание механических цехов корпус 45 цеха 11, 12, 15, 9, 8, 28, бытовик 45», основная площадь состоит из площади помещений с наименованием «цех», «склад». Таким образом, наименование здания, помещений в нем, а также вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами № <...> не предполагают использование объекта недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Фактическое использование более 20% общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры материалами дела не подтверждается.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таких доказательств Министерством имущественных отношений О. области не представлено.
Согласно пояснения представителя административного истца в судебном заседании Приказ Министерства имущественных отношений О. области от <...>№ <...>-п, на основании которого в Перечень на 2018 год было включено помещение с кадастровым номером № <...> (3П), расположенное в спорном здании, АО «ОАЗ» не оспаривался, налог на имущество за указанное помещение оплачен, исходя из его кадастровой стоимости.
Налог на имущество за помещение с кадастровым номером № <...> за 2019 год также оплачен административным истцом, исходя из кадастровой стоимости, возражения в указанной части у организации отсутствуют.
Не согласие с оспариваемым в части нормативным правовым актом АО «ОАЗ» связано с доначислением налога на имущество организаций по расположенным в спорном здании помещениям с кадастровыми номерами № <...>, исходя из их кадастровой стоимости в связи с включением здания в целом в оспариваемый Перечень. (т. 2 л.д. 212-233).
По смыслу положений ст. 378.2 НК РФ если здание (строение, сооружение) определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
В судебном заседании сторонами не оспаривался тот факт, что принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером № <...> площадью 7 538,7 кв.м, на 2019 год и в настоящее время более чем на 20% используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, вместе с тем включение здания с кадастровым номером № <...> в оспариваемый Перечень повлекло налогообложение исходя из кадастровой стоимости всех помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне.
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие оспариваемого пункта 188 Перечня приведенным выше положениям Налогового кодекса Российской Федерации и Закона О. области от <...> № 478-ОЗ «О налоге на имущество организаций», данное положение следует признать не действующим, здание с кадастровым номером № <...> подлежит исключению из Перечня, кроме помещения с кадастровым номером № <...>.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд исходит из того, что признание не действующими отдельных положений оспариваемого Перечня с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Пункт 188 Перечня подлежит признанию не действующими со дня его принятия.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление акционерного общества «О. агрегатный завод» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия пункт 188 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений О. области от 30 ноября 2018 г. № 58-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», за исключением помещения с кадастровым номером № <...>, расположенного в здании с кадастровым номером № <...>.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через О. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ланцова М.В.
Мотивированное решение изготовлено 6 октября 2021 года.