Дело № 3а-107/2018
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Ланцовой М.В.
при секретаре Бердовой А.А.,
с участием прокурора Урадовской С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2018 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению ТСН, БИВ о признании недействующим в части пункта 94 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 1 декабря 2017 года № 47-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 1 декабря 2017 года № 47-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 4 декабря 2017 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень). В настоящее время приказ действует в редакции приказа Министерства имущественных отношений Омской области от 23 июля 2018 г. № 44-п.
В указанный Перечень (пункт 94) в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включены помещения с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, расположенные в здании с кадастровым номером № <...> по адресу: г. Омск, <...>. (л.д. 49-53).
ТСН, БИВ являясь собственниками помещений с кадастровыми номерами № <...> и № <...> соответственно, обратились в суд с административным иском о признании недействующим пункта 94 Перечня в части включения в него принадлежащих им объектов недвижимости, полагая, что помещения не соответствуют критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные объекты недвижимого имущества используются исключительно в целях производства. Указали, что оспариваемые положения нарушают права административных истцов, так как незаконно возлагают на них обязанность по уплате налога на имущество.
В судебном заседании представитель ТСН и БИВ. ФИО1 заявленный административный иск с учетом уточнений поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела без участия представителя. Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика ФИО2 против удовлетворения административного иска возражала, указав, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № <...>, на котором по сведениям ЕГРН расположено здание с кадастровым номером № <...>, предусматривает размещение административных зданий. В связи с чем, учитывая положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объекты включены в оспариваемый Перечень. (отзыв – т. 1 л.д. 71-74).
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Омска ФИО3 в судебном заседании полагал требования административных истцов подлежащими удовлетворению, т.к. включенные в Перечень нежилые помещения не отвечают требованиям, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Урадовской С.А., полагавшей заявленный административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, отнесено установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установление налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15 Налогового Кодекса Российской Федерации – далее НК РФ).
Статья 400 НК РФ к налогоплательщиками указанного налога относит физических лиц, обладающих правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
К таким объектам относятся здание, строение, сооружение, помещение (п/п. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В силу подпункта 85.3 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, к функциям указанного Министерства отнесено определение в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направление его в электронной форме в налоговый орган по Омской области, а также размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
ТСН, БИВ. являются индивидуальными предпринимателями, используют упрощенную систему налогообложения (т. 1 л.д. 102, 103, 174-177).
Согласно пунктам 1 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате в том числе налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).
Законом Омской области от 24.09.2015 N 1788-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и внесении изменений в Закон Омской области "О налоге на имущество организаций" (принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 24.09.2015 N 286) установлена в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации единая дата начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 года.
Решением Омского городского Совета от 26.11.2014 N 283 (ред. от 03.10.2018) "О налоге на имущество физических лиц" установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц на территории города Омска с 1 января 2015 года. При этом в силу п. 3 ст. 2 указанного решения в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в следующих размерах: 0,5 процента в 2018 году, 1,0 процента в 2019 году, 1,5 процента в 2020 году, 1,8 процента в 2021 году, 2,0 процента с 2022 года в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 2 настоящего Решения применяется после установления Законодательным Собранием Омской области в порядке, определенном статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации, даты начала применения на территории Омской области порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (ч. 3 ст. 5 указанного Решения).
С учетом изложенного, суд полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части затрагивает права и законные интересы административных истцов, поскольку влечет для них обязанность по оплате налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Для включения объекта недвижимости в Перечень достаточно, чтобы объект недвижимости отвечал хотя бы одному из указанных критериев.
Установлено, что единственным основанием для включения принадлежащих административным истцам помещений в оспариваемый Перечень послужило их нахождение в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) на земельного участке с кадастровым номером № <...>, вид разрешенного использования которого, по мнению административного ответчика, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого использования. Административным ответчиком использован критерий, предусмотренный подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с выписками из ЕГРН в нежилом здании с кадастровым номером № <...>, находящемся по адресу: г. Омск, <...>, расположены помещения с кадастровыми номерами № <...>, из которых нежилое помещение с кадастровым номером № <...> принадлежит на праве собственности ТСН., нежилое помещение с кадастровым номером № <...> принадлежит на праве собственности БИВ (т. 1 л.д. 9, 11, 61-70).
Также административному истцу ТСН. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 5583 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира – нежилой одноэтажной пристройки, расположенной в границах участка, с почтовым адресом: г. Омск, <...>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (т. 1 л.д. 12, 55-57).
Административному истцу БИВ на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 6507 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира – пристройки (литера Ж2), расположенной в границах участка, с почтовым адресом: г. Омск, <...>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для производственных целей под строения (т. 1 л.д. 10, 58-60).
Нежилое помещение с кадастровым номером № <...> (2П) представляет собой одноэтажную пристройку (литера Ж3), состоит из одного этажа и антресоли, его площадь составляет 5820,4 кв.м. Основную часть нежилого помещения образуют такие производственные и складские помещения как цехи и склады, вспомогательными помещениями являются трансформаторная, вентиляционные камеры, бытовки, площадка, кабинеты (т. 1 л.д. 11, 62-65, 161-167).
Нежилое помещение с кадастровым номером № <...> (4П) по сведениям ЕГРН также является одноэтажной пристройкой (литера Ж2), состоит из одного этажа и антресоли, его площадь составляет 4386,2 кв.м. Основную часть указанного нежилого помещения составляют производственные и складские помещения - цехи и склады, к вспомогательным относятся помещения электрощитовой, мастерской, кладовой, бытовки, площадки, кабинета (т. 1 л.д. 9, 66-70, 154-160).
По сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером № <...> расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>; при этом площадь участка составляет 5583 кв.м, тогда как площадь здания, имеющего 2 этажа, 14045 кв.м, что значительно больше площади земельного участка. (т. 1 л.д. 55-60).
Вместе с тем из анализа содержания правоустанавливающих документов на нежилые помещения, здание, земельные участки, сведений ЕГРН с очевидностью следует, что нежилое здание с кадастровым номером № <...> фактически расположено на 4-х земельных участках с кадастровыми номерами № <...>, сформированных под отдельными частями здания (литеры Ж, Ж1, Ж2, Ж3), при этом земельные участки с кадастровыми номерами 55№ <...> имеют виды разрешенного использования «для производственных целей под строение» и «для производственных целей под строение, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» соответственно. (т. 1 л.д. 9-12, 55-70, 181-202,).
В отношении части помещений ТСН заключены договоры аренды с ООО «Форм-Пласт», ООО «Алюмикс», ИП БИВ. (т. 1 л.д. 13-21, 104-106).
Из представленных в материалы дела уставов указанных юридических лиц, одним из основных видов деятельности которых является производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве, штатных расписаний, предусматривающих должности начальника цеха, начальника участка, сборщика изделий из пластмасс, монтажника, сборщика стеклопакетов, фотоматериалов следует, что принадлежащие административным истцам нежилые помещения используются в целях производства (22-24, 107-153).
Согласно сведениям департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска земельные участки, на котором расположено здание с кадастровым номером № <...>, находятся в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности П3-1976 (т. 2 л.д. 2).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201, зона производственно-коммунальных объектов IV - V классов опасности (П-3) включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения промышленных, производственно-коммунальных и коммунально-складских предприятий IV - V классов опасности, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой и розничной торговли, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены помещения и здание, соответствует пункту 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, признанного утратившим силу приказом Минэкономразвития России от 21 сентября 2017 года № 470.
Пунктами 1.2.5 и 1.2.7 названных Методических указаний предусмотрены самостоятельные виды разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
При этом суд учитывает, что Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года № П/0152 (действовавшим до 2 июля 2012 года), в пункте 2.2 предусматривалось, что определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2), в котором 9 вид разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленного, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) предусматривал земельные участки исключительно производственного назначения.
Включение объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках с указанным видом разрешенного использования, в Перечень не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об ошибочности доводов административного ответчика о возможности включения в Перечень помещений и здания, расположенных на рассматриваемых земельных участках, по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных оснований для включения помещений и здания в Перечень административным ответчиком не приводится; обследование фактического использования объектов недвижимости Министерством имущественных отношений Омской области не осуществлялось. Технические паспорта, иные правоустанавливающие документы, представленные фотографии свидетельствуют о том, что и фактически спорные объекты не используются в качестве объектов делового, административного, коммерческого или торгового назначения.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административный ответчик обязан доказать законность включения спорных объектов в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Таких доказательств Министерством имущественных отношений Омской области не представлено.
Пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие пункта 94 Перечня в оспариваемой части приведенным выше положениям Налогового кодекса Российской Федерации, данные положения подлежат признанию недействующими.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из того, что признание отдельных положений оспариваемого Перечня с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Пункт 94 Перечня в оспариваемой части подлежит признанию недействующими со дня его принятия.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ТСН, БИВ удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 94 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 01 декабря 2017 г. № 47-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», в части помещений с кадастровыми номерами № <...>, расположенных по адресу: г. Омск, <...>.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Ланцова