Дело № 3а-46/2017
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2017 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Бердовой А.А.,
с участием прокурора Свита М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. № 629/72 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (в редакции от 04 апреля 2017 г.), от 20 декабря 2016 г. № 631/72 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (в редакции от 04 апреля 2017 г.),
установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. № 629/72, опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 декабря 2016 г., установлены и введены в действие действующие в период с 01 января по 31 декабря 2017 г. тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал».
Опубликованным на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 декабря 2016 г. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. № 631/72 установлены и введены в действие действующие в период с 01 января по 31 декабря 2017 г. тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал».
Открытое акционерное общество «ОмскВодоканал» (далее - ОАО «ОмскВодоканал») обратилось с заявлением о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. № 629/72 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (в редакции от 04 апреля 2017 г.), от 20 декабря 2016 г. № 631/72 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (в редакции от 04 апреля 2017 г.), ссылаясь на установление экономически необоснованных (заниженных) тарифов.
В обоснование требований административный истец указал, что при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения региональный регулятор неправомерно исключил из необходимой валовой выручки понесенные в 2015 году расходы по уплате налога на прибыль в сумме <...>. руб., мотивировав отсутствием раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности. При установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения по аналогичным мотивам исключено <...>. руб. уплаченного налога на прибыль.
По мнению административного истца действия регионального регулятора по изъятию из необходимой валовой выручки ОАО «ОмскВодоканал» расходов по уплате налога на прибыль, не соответствуют Федеральному закону от <...> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>, Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от <...>№ <...>-э (л.д.4-8).
В судебном заседании представитель ОАО «ОмскВодоканал» ФИО1, действующая на основании доверенности от <...> (л.д.39-40), заявленные требования поддержала.
Представитель РЭК О. области ФИО2, действующая на основании доверенности от <...> (л.д.105-106), поддержав доводы письменного отзыва (л.д.74-77), возражала относительно удовлетворения административного иска, ссылаясь на принятие нормативного правового акта в пределах компетенции органа исполнительной власти О. области, в установленной форме, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, согласования, рассмотрения, представления проекта правового акта, опубликования и вступления в законную силу, отсутствие нарушений при установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения.
Представители Федеральной антимонопольной службы России в судебном заседании участия не принимали, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в свое отсутствие (л.д.120-121).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Свита М.Н., полагавшей, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, изучив материалы дела, оценив нормативные правовые акты на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Гражданский кодекс Российской Федерации в п. 1 ст. 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Ч. 1 ст. 5 Федерального закона от <...> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Региональной энергетической комиссии О. области, утвержденного постановлением Правительства О. области от <...>№ <...>-п, РЭК О. области является органом исполнительной власти О. области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории О. области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти О. области.
Основными задачами комиссии являются, в частности, установление подлежащих государственному регулированию цен, тарифов, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги (п. 8 Положения), установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (п.13.1 Положения).
РЭК О. области <...> принят приказ № <...>, которым установлены и введены в действие на период с 01 января по <...> тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения ОАО «ОмскВодоканал» (л.д.82). Также <...> РЭК О. области принят приказ № <...>, которым установлены и введены в действие на период с 01 января по <...> тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» (л.д.83).
Тексты приказов в соответствии с положениями Указа Г. О. области от <...>№ <...> «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Г. О. области, Правительства О. области, других органов исполнительной власти О. области» опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) <...> (л.д.84).
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты полномочным органом исполнительной власти О. области в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
Данные приказы являются нормативными правовыми актами, так как обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими приказами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «ОмскВодоканал», помимо иных видов деятельности, оказывает услуги по подключению (технологическому присоединению) к централизованным системам водоснабжения, централизованным системам водоотведения.
В связи с осуществлением регулируемых видов деятельности, <...> общество обратилось в РЭК О. области с заявлениями об установлении (корректировке) тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения на 2017 год (лд.35-36), об установлении (корректировке) тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения на 2017 год (лд.37-38), представив материалы, обосновывающие расчет стоимости тарифов.
По результатам рассмотрения указанных документов специалистами комиссии составлены заключения от <...>, из которых следует, что при установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения ОАО «ОмскВодоканал» не учтен на 2017 год налог на прибыль в сумме <...>. руб.; при установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» не учтено на 2017 год <...>. руб. налога на прибыль (л.д.83, 86).
Вопрос об установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения ОАО «ОмскВодоканал» рассмотрен на заседании правления РЭК О. области <...> при наличии необходимого кворума, с участием представителей ОАО «ОмскВодоканал» (л.д.78-81).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от <...> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от <...>№ <...>-э (далее - Методические указания № <...>-э).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению, открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, методы и способы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, период действия тарифов в этой сфере регламентированы главой 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Так, согласно п.2 ч.1 и п.3 ч.8 ст. 31 указанного федерального закона регулированию подлежат тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 12 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от <...> № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» совокупность всех способов ведения бухгалтерского учета на предприятии отражается в ее учетной политике.
Согласно п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от <...>№ <...>н (далее – приказ № <...>н), к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
В силу п.6 приказа № <...>н учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.
П. 4 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и п. 7 приказа № <...>н предусмотрено, что в случае отсутствия в нормативных правовых актах (в том числе федеральных стандартах) способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу предприятие при формировании учетной политики самостоятельно осуществляет разработку соответствующего способа исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, а также Международными стандартами финансовой отчетности.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (п. 8 приказа № <...>н).
Из приведенных положений следует, что ведение раздельного учета затрат по видам деятельности организации является способом ведения бухгалтерского учета, вновь разработанные способы ведения бухгалтерского отчета должны быть отражены в учетной политике в полном объеме.
Порядок ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единая система классификации таких затрат установлен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <...>№ <...>/пр (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, и другим критериям, установленным настоящим Порядком.
Раздельный учет осуществляется регулируемыми организациями в отношении фактических объемов затрат регулируемой организации (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 10 Порядка данные раздельного учета затрат, представляемые регулируемыми организациями в органы регулирования тарифов, должны обеспечивать раскрытие информации по следующим статьям в соответствии с Основами ценообразования: производственные расходы; ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административные расходы; сбытовые расходы гарантирующих организаций; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных п. 44 Основ ценообразования; расходы, связанные с уплатой налогов и сборов; нормативная прибыль.
Судом было установлено, что в ОАО «ОмскВодоканал» для целей бухгалтерского учета разработано Положение об учетной политике, утвержденное приказом от <...>№ <...>-п (материалы для установления тарифов на подключение к сетям ВС и ВО ОАО «ОмскВодоканал» на 2017 год т.2).
Раздел 4.12 указанного локального акта (в редакции приказа от <...>№ <...>-п) предусматривает особенности учета расчетов по налогу на прибыль, в том числе, на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Суд отмечает, что представленная в материалы тарифного дела оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.<...> год (прочие расходы), а также приобщенная к материалам административного дела оборотно-сальдовая ведомость по счету 91 за девять месяцев 2016 года (л.д.216-222) не содержат сведений о суммах налога на прибыль по регулируемым видам деятельности (подключение к системам водоснабжения, подключение к системам водоотведения).
Затраты по налогам, в том числе по налогу на прибыль, отражаются ОАО «ОмскВодоканал» на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» без распределения по видам деятельности (материалы для установления тарифов на подключение к сетям ВС и ВО ОАО «ОмскВодоканал» на 2017 год т.2), что свидетельствует о несоблюдении административным истцом установленных требований к раскрытию информации о раздельном учете затрат в целях представления в органы регулирования тарифов.
При таких обстоятельствах не включение в необходимую валовую выручку ОАО «ОмскВодоканал» уплаченного в 2015 году налога на прибыль в общей сумме <...>. руб. соответствует требованиям тарифного законодательства.
Доводы административного истца об отсутствии правового регулирования в сфере раздельного учета затрат организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение судом отклоняются по следующим основаниям.
Ведение раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) доходов и затрат по видам деятельности является одним из основополагающих принципов для разных видов экономических отношений, подлежащих государственному регулированию.
Соответствующие положения об особенностях раздельного учета расходов содержатся в п.1 ст. 43 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.5 Основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, приказом Минэнерго России от 13 декабря 2011 г. № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»; подп. 9 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», п.10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075; п.5 Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденным приказом ФСТ России от 15 июня 2007 г. № 129-э/2.
Согласно ч. 6 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Суд, учитывая принципы ведения раздельного учета расходов, определения экономически обоснованного уровня расходов, полагает, что в данном случае региональным регулятором правомерно применена аналогия закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из текстов решения Арбитражного суда О. области от <...> (л.д.49-55), постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от <...>, следует, что предметом рассмотрения являлось распоряжение РЭК О. области от <...>№ <...>-р, которым установлен размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта «Жилые дома по <...> АО г. Омска» к централизованной системе ОАО «ОмскВодоканал» в индивидуальном порядке. При этом суды не исследовали вопрос формировании тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, водоотведения для неопределенного круга лиц. В связи с этим доводы административного истца о преюдициальном значении указанных судебных постановлений являются ошибочными.
Ссылки представителя ОАО «ОмскВодоканал» на наличие у РЭК О. области возможности самостоятельного исчисления сумм налога на прибыль исходя из данных оборотно-сальдовых ведомостей, не могут быть приняты во внимание, ввиду отсутствия у регионального регулятора такой обязанности. Суд также отмечает, что особенности используемого ОАО «ОмскВодоканал» программного обеспечения не освобождают общество от обязанности соблюдения требований законодательства к раскрытию информации о раздельном учете затрат.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что рассматриваемый приказ принят РЭК О. области в пределах предоставленных законом полномочий и в предусмотренной форме; опубликован в установленном порядке; оспариваемые административным истцом положения приказа не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
В соответствии с положениями ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2016 г. № 629/72 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (в редакции от 04 апреля 2017 г.), от 20 декабря 2016 г. № 631/72 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения Открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (в редакции от 04 апреля 2017 г.) – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Омского областного суда Харламова О.А.